Эмоции новорожденного: как обрести взаимопонимание с малышом?

Эмоциональная связь с ребенком. Возможно ли наверстать упущенное? Часть 1 – Мамочки BY

Как известно, мать и дитя связаны между собой уже во время беременности. Соединяет их в единое целое пуповина, физический орган, который становится не нужным сразу же после рождения.

Но «эмоциональная пуповина», душевная связь ребенка с матерью остается на годы.

Усиливает взаимную связь грудное вскармливание, когда мать своей жизнью, своей кровью, претворенной в молоко, напитывает ребенка, отдает ему свои силы и любовь. 

Ребенок растет, и эмоциональная связь–пуповина понемногу «растягивается», чтобы когда-то, когда уже взрослый ребенок будет смотреть сверху вниз на маму, остаться только в памяти. Нет-нет, любовь и забота не кончаются, кончается только зависимость от мамы, невозможность жизни без нее.

Что дает эмоциональная связь?


Фото с сайта www.mama.ua

Обратите внимание

Ребенок – максимально беззащитное существо на свете. Только родившийся, он остро нуждается в человеке, который понимал бы его нужды без слов, который был бы так к нему привязан, так предан и близок, что помог бы выжить в этом непонятном мире.

Поэтому когда мама понимает и чувствует потребности малыша, его настроение и чувства, ребенок ощущает себя в безопасности и с легкостью идет по дороге развития.

Это ощущение есть важнейшее, базовое состояние уверенности нормально развивающегося ребенка.

Эмоциональная связь интенсивно формируется и укрепляется именно в первые год-два жизни малыша, начиная с рождения, когда идет знакомство мамы с малышом, подстраивание ее поведения под его потребности и состояние. Мама все время рядом с малышом. У нее есть возможность изучить его и уделять ему внимание. Для установления связи нет ничего сложного, кроме желания и вовлеченности мамы.

Особенно важен первый год жизни. Именно в это время на основании взаимопонимания с мамой у ребенка формируется базовое доверие к миру. «Если самый близкий человек душой (любит, понимает) и телом (берет на руки, ласкает, кормит) со мной, значит, ничего не страшно в этой жизни». Ребенок через заботу мамы учится доверять априори всем людям.

Малыш капризничает. Окружающие люди делают свои предположения по поводу причины, советуют маме (переодень, покорми, уйди ненадолго и пр.). Она может выслушать советы, но интуитивно выберет единственно правильный для своего ребенка. К примеру, возьмет на руки и уединится с ним.

Маму, чувствующую своего ребенка, не так просто сбить с толку неподходящими советами. И в любой ситуации, она в первую очередь, смотрит на ребенка, как будет лучше ему, а не на то, образцовой ли мамой смотрится она в глазах подруг и соседей. Ребенок спокоен тогда, когда мама настроена на него.

Фото с сайта www.livejournal.com

Если нет настройки, мама чувствует свою отдаленность, непонимание малыша, отстраненность от него со своими проблемами. Больше испытывает страх, злость или раздражение по отношению к младенцу, чем любовь и удовлетворение. Хочет «спастись» от заботы о ребенке. Не вполне может подстроиться к нему – он хочет на руки и пообщаться, а она трясет его в кроватке, чтобы заснул.

Важно

Если малыш чувствует, что мама «не на его волне», у него исчезает доверие миру, появляется беспокойство и тревога, все силы идут на восстановление эмоциональной связи.

Младенец «портится» – идет сбой в вегетативных функциях (аппетит, сон, настроение, стул, физическая реакция на любые температурные изменения, т.д.).

По-другому младенец не может привлечь мамино внимание к себе и восстановить утраченную связь.

Важно: если у вашего ребенка есть какие-то вегетативные сбои, не приписывайте их сразу же отсутствию эмоциональной связи. Проанализируйте ситуацию со всех сторон.

Физические факторы нарушения эмоциональной связи с ребенком.

Когда по каким-то внешним причинам у мамы нет возможности быть с малышом, она впоследствии испытывает трудности в понимании его потребностей и настроения.

Связь может быть нарушена из-за послеродовой долгой разлуки мамы и ребенка, частичного или полного отстранения мамы от ребенка (тяжелые роды, болезнь, которая делают невозможным совместное пребывание, отъезд мамы, ранний выход на работу, передача ребенка на воспитание третьему лицу – все это в самые ранние месяцы и первые годы жизни).

Психологические факторы нарушения эмоциональной связи. 

Как правило, при первой беременности и материнстве мама занята не чувствами ребенка, а своими. Справиться бы. Устоять бы. Не «уронить знамя» хорошей матери, которая может все, что угодно, да еще одновременно.

Когда говорят, что первый ребенок – это последняя кукла, с точки зрения психологии это как раз про то, что новоиспеченная мама с трудом воспринимает ребенка, как личность со своими настроениями и чувствами.

Совет

На нем ставится много экспериментов, причем мама руководствуется только своим видением, забывая про то, что ребенок – не просто принимающий объект. У него есть свои переживания, но их не замечают. Но ругать за это мам первых детей как-то не поднимается язык.

Первый блин, как говорят, часто комом. Неопытность – это не про желание навредить ребенку.

Фото с сайта www.b17.ru

Бывает, что у мамы самой столько внутренних проблем, что она просто не в состоянии заметить, что рядом есть еще человечек, которому нужно отдать много душевных сил.

И тогда мама живет со своими проблемами, и ребенок со своими, один на один. И заметить, что отношения с ребенком складываются как-то не так, можно тоже не сразу, а когда мама выходит из «своего угла», т.е.

происходит что-то, что заставляет ее «открыть глаза», по–другому посмотреть на происходящее.

Дети, пережившие разлуку или отстранение мамы в самом раннем детстве, вырастая, нередко говорят, что мама, по сути, для них – чужой человек; что им сложно испытывать к ней какие-то теплые чувства, естественные для отношений мамы и ребенка.

Это дети, которые явно или неосознанно чувствуют обиду на маму, оставившую их в то время, когда они больше всего нуждались в ней.

Обратите внимание

Часто дети, которым доставалось очень мало внимания от мамы, практически не помнят свое детство и себя самого вплоть до подросткового возраста – их как будто и не было, близкий человек не подтверждал своим вниманием даже факт существования ребенка.

Становясь школьниками, дети не чувствуют доверия к маме, пытаются решать свои проблемы в одиночку, порой мать и не догадывается о внутренней, да и внешних событиях жизни своего ребенка. Это дети, которые во взрослом возрасте испытывают непростые психологические проблемы с рождением и воспитанием собственных детей.

Чем меньше ребенок, тем тяжелее для него последствия разлуки с мамой или ее невнимания, игнорирования. Старший ребенок уже гораздо сильнее и опытнее, не так беспомощен, поэтому степень поражения его всегда меньше.

Важно помнить, если разлука произошла не по желанию мамы, а по необходимости, вынужденным обстоятельствам, и мама пытается компенсировать впоследствии дефицит внимания ребенку, то последствия стресса оказываются обратимыми, особенно, если мама и ребенок быстро воссоединяются.

Продолжение читайте тут.

© mamochki.by

Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены

Обратите внимание: комментарии читателей сайта mamochki.by отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом администрации сайта.

Источник: https://mamochki.by/articles/2017-01-31/2858/eymocionalnaya_svyaz_s_rebenkom_vozmojno_li_navers.html

Основные чувства новорожденных малышей

Новорожденные детки воспринимают окружающий мир совершенно иначе, чем все остальные люди.  Каждый желает знать, что же видит, слышит  и ощущает младенец, появляясь на свет. Давайте попробуем разобраться.

Ученые доказали, что малыши сразу же после рождения не только слышат и видят, но и обладают обонянием и осязанием.

Содержание

Зрение

Малыш, появившийся на свет,  видит с первой минуты рождения. Однако его зрение в несколько раз хуже, чем у любого взрослого человека.  Ребенок видит все окружающее неотчетливо.

  Его глаза способны различать форму предметов, которые расположены от него на расстоянии 25-30 сантиметров.

  Что самое интересное, это расстояние соответствует средней удаленности лица мамы, которая держит ребенка.

Начиная с пятого дня жизни, малыши начинают рассматривать намного дольше и внимательнее рассматривать объекты  и фигуры, при этом самыми интересными для них являются предметы, которые двигаются и являются объемными.

Некоторые мамы беспокоятся, заметив, что глаза малыша немного косят. Это обусловлено тем, что глазные мышцы новорожденных еще плохо развиты, чтобы направлять движение глаз. Со временем это мнимое косоглазие проходит.

Ученые выяснили, что младенцы до четырех месяцев способны различать только синий, красный, зеленый и желтый цвета.  Помимо этого,  движения глаз грудничков аналогичны движениям, которые совершаются  взрослым человеком.

Слух

У младенца слух развит сильнее, чем зрение. Это вполне нормально, так как детки начинают слышать, еще находясь в утробе матери.

Как ни странно, но малыши способны не только слышать различные звуки, но и распознавать их по высоте.

Особое внимание привлекают звуки человеческой речи, поскольку она уже звучала до рождения ребенка.  Голос мамы младенец узнает с первой секунды жизни, именно поэтому чувствует безопасность.

Специалисты утверждают, что малышам больше нравится осмысленная речь, чем набор слогов.  А если ребенку дать послушать запись его голоса, то он мгновенно успокаивается, даже если до этого долго и безудержно плакал.

Вкус и обоняние

Новорожденный карапуз способен распознать сладкое, горькое, соленое и кислое.  Если дать малышу капельку сладкой воды, он выявит желание попробовать это еще раз, а если капнуть на губы лимонным соком, то ребенок скривится и может даже заплакать.

С давних времен известно, что малыши с рождения имеют хорошо развитые вкусовые ощущения. Именно поэтому мамочки могли улучшить вкус грудного молока, употребляя укроп, анис или тмин.

Также новорожденные реагируют и на запахи.  Неприятные ароматы могут вызвать у малыша приступы истерики и длительного плача.

Осязание

Младенцы довольно обостренно реагируют на то, как  к нему прикасаются. Одни движения действуют на него успокаивающе, другие же, наоборот, его раздражают.

Еще находясь в животике у мамы, малыш развивал свою тактильную чувствительность: он засовывал палец в рот, мог схватиться за пуповину.  Первые реальные прикосновения малыш получает при рождении.

  При появлении на свет все его тактильные ощущения начинают «пробуждаться».  Кожа младенца очень восприимчива, она откликается на любое движение, изменение температуры. Нежные прикосновения, ношение на руках благотворно влияют на развитие малыша.

Важно

  Специалисты выяснили, что дети, которые постоянно пребывали на руках у родителей,  обладают высоким интеллектом и намного быстрее растут.

Как оказалось, приятные прикосновения приводят  к выработке гормонов, воздействующих на рост и развитие умственной деятельности ребенка.

Источник: https://babyzzz.ru/0-1/2489.html

Эмоции младенца

Когда малыш начинает сознательно улыбаться и выражать свое удивление, родители приходят в восторг. Ведь так интересно наблюдать за радостью, удивлением и даже гневом маленького человечка.

<\p>

Эмоции закладываются еще в утробе матери и являются врожденными сигналами, которые выражают реакцию человека на посылы из окружающего мира. “Сигнализаторами” эмоций являются мимика, голос и движения тела.

В основном с первых дней жизни дети задействуют именно голосовые эмоции.

К концу первого месяца жизни ребенок смотрит на лица родных и хочет повторить их выражения. Через месяц кроха способен подарить осмысленную улыбку родителям. Трехмесячный карапуз уже смеется и активно изучает незнакомые места и людей. Малышу становится скучно без мамы и он может капризничать и требовать ее внимания различными звуками, движениями ручек и ножек.

<\p>

В четыре месяца ребенок настолько любопытен, что часто отвлекается даже от любимого лакомства – маминого молока. Во время кормления кроха может вертеться по сторонам и отворачиваться на появляющиеся звуки. Именно с этого периода время кормления может увеличиться на 10-20 минут.

<\p>

К пяти месяцам ребенок радуется при встрече с другими детьми, выражая свой восторг звуками. Ваше чадо узнает вас среди незнакомых людей и обязательно выразит свои положительные эмоции. Однако иногда вы можете заметить некоторые перепады настроения у своего малыша.<\p>

Карапуз будет чаще проситься к вам на ручки и показывать свои желания.<\p>

Ближе к восьми месяцам малыш способен заметить исчезнувший предмет в комнате, а уход родителей воспринимает с волнениями и плачем. Девятимесячный ребенок показывает свои достижения в игре родителям, ожидая от них похвалы.

<\p>

В конце первого года жизни дети способны воспринимать запреты, наблюдают за реакцией мамы и папы на свои действия. Получив желаемое, годовалый карапуз испытывает радость, но недовольно реагирует, если родители не выполняют его требований.<\p>

Очень важно научиться разумно реагировать на чувства и эмоции своего ребенка.

Не делайте из своего чада идеального ребенка, загоняя в жесткие рамки правильного поведения. Постоянными одергиваниями и наказаниями за бурные проявления чувств вы рискуете сделать так, что малыш будет скрывать свои эмоции. Постепенно из раскрепощенного и оптимистично настроенного ребенка может вырасти эмоционально зажатый и неуверенный в себе человек.

<\p>

Совет

Психологи советуют избегать проблем с эмоциональными проявлениями, устанавливая контакт с малышом с момента зачатия. Учите своего карапуза различным эмоциям и общайтесь с ним с помощью определенной интонации, которая подходит для конкретной ситуации.

Источник: https://www.mamask.ru/oneyear/7-development/1590-ehmotsii-mladentsa

Роль эмоций в жизни новорожденного

Невозможно представить жизнь человека без эмоций. Человек испытывает эмоции с самого первого дня жизни. Первыми из них является страх и переживание. 9 месяцев комфортного пребывания в животе у мамы считается временем беспечности и беззаботности малыша.

Он всегда в тепле и уюте, сытый, чувствует близость с мамой. А после рождения перед ним предстает абсолютно незнакомый для него мир. В нем уже не так тепло, много яркого света, различных и пока незнакомых звуков. В любом случае, резкая смена обстановки даже для взрослого человека требует адаптации.

Именно поэтому факт рождения для младенцев является сильным стрессом.

 

Фото © Blog Peques

В период новорожденности развеять чувства страха и тревоги помогает самый важный в жизни человек – мама. Она и успокоит, и утешит, и накормит, и спать уложит. Малышам необходимы материнская любовь, забота и ласка. Они должны знать, что при любой тревоге мама будет рядом. Чувство удовлетворенности в естественных и телесных потребностях дает почву, чтобы получить положительные эмоции.

Уже с первых минут, когда кроха открывает глаза, появляется чувство заинтересованности: он жадно разглядывает окружающую обстановку и лица людей. Хватательные рефлексы тоже доставляют эмоции. Ведь к одним предметам малышу хочется прикасаться, а к другим нет. Все то, чего он касается, должно быть комнатной температуры и приятным на ощупь.

Первое купание имеет большое значение. Главное – чтобы ребенок не испугался воды. Она должна быть не холодной и не горячей, а теплой. Погружение в воду должно быть медленным и плавным. Воздушные ванны после водных процедур не делайте длительными, иначе младенец замерзнет и будет испытывать дискомфорт и страх.

Растите нового члена семьи в любви и заботе. Пусть он всегда чувствует присутствие родителей. Чаще с ним разговаривайте. Голос родителей пока для него самый узнаваемый среди множества звуков.

Хоть малыш пока не понимает слов, зато хорошо различает интонацию. Голос должен быть спокойный, тихий, ласковый. Не пугайте кроху резкими, громкими неожиданными звуками.

Зовите его по имени, чтобы он привыкал к тому, как к нему обращаются.

Обратите внимание

Тесная физическая и эмоциональная привязанность мамы и новорожденного помогает настроиться на доверительные отношения к миру и самому себе.

Если ребенок понимает, что мама всегда рядом с ним и придет на помощь в любой момент, то он будет ей доверять. При таком положительном опыте общения малыш будет со временем доверять и другим людям.

И если мама не будет в его поле зрения, он не испугается, потому что будет знать – она рядом.

Обеспечьте своему ребенку здоровое психологическое и физическое развитие, тогда он вырастет спокойным доброжелательным человеком, и негативные эмоции будут посещать его очень редко.

Источник: https://ncuxolog.ru/rol-emotsij-v-zhizni-novorozhdennogo

Эмоции ребенка

Дети — существа очень искренние. Они еще не умеют лукавить, поэтому смеются, радуются, переживают, сочувствуют от чистого сердца. Их эмоции развиваются по мере познания мира и осознания своей роли в нем. Итак, узнаем о развитии эмоционального мира детей, начиная с периода беременности женщины.

Эмоции ребенка в утробе матери

Теперь мы знаем, что многое в будущем малыше формируется в процессе внутриутробного развития. Ведь до появления на свет было еще 9 месяцев жизни в животе мамы, которая для ребенка является первой вселенной. Все, что в период вынашивания малыша испытывала она, чувствовал и плод. Ее эмоции передавались ребенку, оказывая положительное или отрицательное влияние на становление его психики.

Организм плода формируется из веществ, поставляемых ему из тела матери. Следовательно, ее культура питания, образ жизни, наличие вредных привычек формируют основу здоровья будущего малыша.

Чрезмерные эмоциональные реакции женщины, стрессы, которые она переживает, служат причиной множества послеродовых заболеваний у ребенка. Речь идет о неврозах, тревожности, аллергических заболеваниях, отставании в физическом и умственном развитии.

Малыш и мама в период беременности — это целостная энергетическая система, а роды являются окончанием процесса совместного развития. 

Психологи выявили традиционную закономерность в качестве эмоциональной связи, которая существует между матерью и ребенком.

Если женщина вынашивает дитя с любовью и радостью, все время общается с ним, мечтает о его будущем, озвучивая эти планы, то это благотворно влияет на будущую психику плода и его клеточную память.

Такой отпечаток остается на всю жизнь, он формирует главные качества человеческой личности.

Важно

Нейрологи констатируют, что если у беременной вследствие переживаний учащается пульс на некоторое время, а затем нормализуется, то это означает, что она справляется со своими эмоциями, а в будущем их контролировать сможет и малыш. То есть, скорее всего, он вырастет эмоционально устойчивым.

Когда будущая мама испытывает моменты радости, например, узнав пол малыша, она должна положить руку на живот, поговорить с ним о том, как она рада и ждет его появления на свет. Он ведь уже воспринимает все чувства матери. И чем они богаче и оптимистичней, тем лучше душевное развитие крохи.

Гормоны радости женщины (эндорфины) формируют ощущения покоя и удовольствия будущего малыша. Если дитя часто испытывает такое состояние, то это окрашивает его будущий характер в положительные, оптимистичные, сильные тона.

Именно поэтому беременная должна сознательно относиться к своему положению, хотеть стать матерью, а значит, планировать своих детей.

Эмоции новорожденного ребенка

О своем появлении на свет дитя сообщает плачем. Это первая эмоциональная реакция, которая является врожденной. Грудничок демонстрирует минимум эмоций, которые увеличиваются и совершенствуются со временем. Настойчивый плач крохи является его требованием получить желаемое как можно скорее.

На втором месяце жизни у ребенка появляются первые положительные эмоции. Дитя учится радоваться постепенно. Мамина грудь, теплая постель, сухие пеленки пока не вызывают улыбку, а вот присутствие папы, мамы, которые улыбаются и спокойно общаются с ребенком, вызывают ответную положительную реакцию.

В три месяца дитя может улыбаться и в отсутствии рядом взрослых. Оно начинает брать игрушки, рассматривать их, играть, а родители в это время могут услышать его первый смех. Это не врожденная эмоция, а приобретенная.

Уже через несколько месяцев смех малыша будет заливным. А для этого нужны общение, игры, достаточное количество положительных эмоций и удовольствия.

Но родители должны учесть, что на первом году жизни девочки и мальчики легко перевозбуждаются, поэтому смех часто может перерасти в плач.  

Эмоции ребенка на смех папы

Исследования ученых констатируют, что после рождения малыша родители «специализируются» на разных видах контактов с ним.

Роль мамы — это удовлетворение физиологических потребностей, разговоры с малышом, а папа больше любит с ребенком порезвиться.

Его чаще, нежели маму, можно увидеть с „летающим” малышом на руках, играющим в прятки. Поэтому смех ребенка чаще слышит папа — в ответ на свое резвое общение.

Совет

Многие для того, чтобы вызвать улыбку сына или дочки, могут наклонять голову в разные стороны, шелестеть бумажками, подуть в живот малыша, понарошку покусаться. Детям до года очень нравятся игры с папой в прятки, когда тот закрывает лицо простынею и выглядывает из-под нее с удивленным веселым лицом.

Такой вид папы вызывает у крохи заливной смех. Когда же во время занятости мамы дитя вместе с папой смотрит мультики или играет кубиками, то смех отца способен вызывать у крохи реакцию наследования. То есть в ответ на папины положительные эмоции дитя, копируя их, усиливает свою эмоциональную реакцию.

Иногда смех папы способен заставить дитя хохотать очень долго.  

Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Формирование эмоций — важное условие развития личности. К этой категории относятся настроение, страсти, аффекты, чувства, стрессы.

Это “чистые” эмоции, которые являются составляющей психических процессов и состояний ребенка.

В дошкольном возрасте формируются основы личности, осознание своего «я», объективная оценка себя, обогащается содержание эмоций, а также формируются высокие чувства.

В 4-5 лет дошкольник является человеком с разнообразным эмоциональным миром. Все его эмоции, переживания тесно связаны с семьей.

Но в этом возрасте уже начинает закладываться основа общественных взаимоотношений, поэтому развиваются социальные эмоции.

Так, у дошкольника появляются переживания по поводу результатов собственной деятельности, он выполняет новые задания в предвосхищении результатом, ожидании похвалы и уверенности в том, что он нужен, его труд востребован.

От основных эмоций радости и огорчения он переходит к более сложному спектру чувств. Это злость, обида, ревность, грусть, гнев. При этом все вышеуказанное проявляется взглядами, жестами, движениями, улыбкой, интонацией голоса.

Управлять своими переживаниями мальчик и девочка в дошкольном возрасте еще не могут. Именно поэтому дети больше подвержены сменам настроения, нежели взрослые. Их намного легче обидеть и развеселить. По этой причине за короткий промежуток времени дошкольники могут испытать целую гамму волнений и чувств.

Развитие эмоций дошкольника зависит от таких факторов:

  • Общение со сверстниками. Сопереживание одногодкам зависит от ситуации. В условиях личного соперничества эмоции переполняют ребенка, возрастает негативная экспрессия в адрес ровесника. А вот в групповых соревнованиях основой служат интересы группы, тогда успех делят все, и эмоциональная связь со сверстниками становится более тесной. 
  • Специально организованная деятельность. Самые яркие эмоции дошкольник испытывает при сравнении себя с положительным героем сказки. Ребенок ему сопереживает. Негативные эмоции дошкольника отсутствуют.
  • Игра. Поскольку именно этот вид деятельности является ведущим для дошкольного возраста, то и характер эмоций усовершенствуется именно в играх. Общие переживания, ответственность, радость, огорчение дети испытывают в сюжетно-ролевой деятельности, музыкальной, изобразительной. Дошкольники учатся понимать друг друга, учитывать желания и настроение сверстников.  
  • Семейные традиции. Только в семье, причем в полной, дети могут наследовать умение родителей сопереживать, дарить радость старшим и младшим членам семьи, преподносить им сюрпризы, а значит, проявлять уважение и создавать предпосылки к проявлению радостных эмоций. Традиции семейного досуга — это посещение на выходных родственников, зоопарка, путешествия не только расширяют кругозор малыша, а закрепляют в нем нравственные нормы. Именно в дошкольном возрасте формируется умение радовать близких и радоваться их успехам, сочувствовать и поддерживать, достойно переживать беду и трудности. 

Эмоционально-неуравновешенный ребенок

Неуравновешенный ребенок с большим трудом адаптируется к детскому коллективу. Эмоциональная неуравновешенность характеризуется такими признаками:

  1. Быстрая смена настроения. 
  2. Попытки изменить все, что ребенку не нравится.
  3. Предпочтение действий словам и мыслям. 

На практике это проявляется щипками, толчками, драками со сверстниками, если что-то ребенку не нравится. Неработающая игра тут же ломается, не исполненное желание у такого малыша превращается в истерику или битье родителей. Ему характерна чрезмерная активность. Неуравновешенный ребенок использует свою моторику для высвобождения отрицательной энергии.

Читайте также:  Школьный конструктор

В подобных ситуациях полностью отсутствует самоконтроль.

Такое поведение осложняют жизнь и самому малышу, и родителям, и всем окружающим. При этом воспитательные методики (объяснения, переключение внимания, наказание, игнорирование) ощутимых результатов не дают. Взрывной ребенок требует особого подхода, и детские психологи советуют родителям следующее:

  1. Четко определить рамки дозволенного, не ослаблять их. 
  2. Не применять физическую силу. 
  3. Больше использовать аргумент убеждения.  
  4. Удерживать конфликтные ситуации под контролем. Не нужно требовать от ребенка замолчать, а помогать выразить злость с помощью речи. Сглаживайте агрессию. 
  5. Консультируйтесь с психологами. 

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/emotsii-rebenka.html

5 шагов к взаимопониманию с ребенком

В современном мире родители часто не находят времени на общение с детьми. Ежедневные дела, работа, стремление к успеху, постоянная суета заставляют всегда спешить. А это может привести к охлаждению отношений с ребенком.

Воспитывать, покупать одежду, вкусную еду, заниматься образованием ребенка – недостаточно.

Важно уметь общаться с ним, иметь общие темы для разговоров, понимать и слышать своего ребенка, чтобы ему хотелось делить с родными свои печали, маленькие радости и большие достижения. 

Как стать другом своего ребенка

На первый взгляд налаживание отношений с детьми может показаться трудной задачей. Но есть ряд несложных советов, следование которым может помочь в этом.

  • Во-первых, необходимо уважать мнение детей. Высказывая свое видение ситуации, нужно непременно принять во внимание и то, что думает по этому поводу ребенок, ведь, несмотря на возраст, он – личность. Если родители будут уважать точку зрения детей, то и дети, в свою очередь, будут прислушиваться к словам своих родителей. 
  • Во-вторых, нельзя забывать о важности разговоров. При этом обычный вопрос: «Как дела в школе?», не может составить полноценную беседу, ведь на них ребенок будет отвечать так же банально: «Все отлично», «Все хорошо». Кажется, родители сделали свое дело, узнали, что у ребенка все нормально. Но это совершенно неправильно! На диалог с детьми должно отводится, как минимум, по десять минут несколько раз в день. Важно знать о переживаниях, которые он испытывает, уметь его поддержать, говорить с ним о том, что ему интересно.
  • Кроме того, для взаимопонимания родителей и детей крайне необходимо уметь сопереживать. Дети сильнее переживают трудности, болезненнее воспринимают проблемы. Нужно обсуждать с ним то, что он чувствует, жалеть его, иногда даже поплакать вместе. Так ребенок научиться переживать неприятности, не скрывать свои чувства и эмоции от родных людей. 
  • Еще одним важным условием общения с детьми является выполнение обещаний. Ни в коем случае нельзя забывать о пусть даже мелких просьбах ребенка, иначе он перестанет верить словам родителей. В случае же, если выполнить обещания не получается, необходимо честно признаться в этом и объяснить, почему так получилось. Нельзя обманывать детей. Научить их не лгать можно только своим примером. 
  • И еще один очень простой совет, который может стать шагом на пути к дружбе с собственным ребенком – делать сюрпризы. Пусть маленькие в виде конфеты под подушкой или записки с приятными словами, другие маленькие подарки, для которых не нужен повод. Благодаря таким вещам ребенок будет чувствовать, что его любят, и всю жизнь будет хранить память о них.

Мама, папа, я – дружная семья

Это всего лишь несколько шагов на пути к взаимопониманию с детьми, но, делая их, можно преодолеть все преграды, которые препятствуют полноценному, доверительному общению. Ребенок будет знать, что родители всегда готовы его поддержать, помочь, выслушать, и сам будет стремиться навстречу им.

Елена, www.kraskizhizni.com

Источник: http://www.kraskizhizni.com/psy/6662-5-shagov-k-vzaimoponimaniyu

Развитие социальных эмоций младенца, или Как младенцы управляют своими родителями – Психологос

Младенец – не беспомощен. Это активное, заботящееся о своих интересах существо, достаточно способное, чтобы управлять родителями, вооруженное для этого всем необходимым арсеналом. Это подготовленная боевая единица, маленький энергичный хищник, использующий любые промахи взрослых, легко запрыгивающий на шею родителям и захватывающий над ними власть.

Маленькому ребенку нужно много чего. Как говорил советский психолог Даниил Борисович Эльконин, первое слово любого ребенка есть слово “Дай!”, и не важно, в каких звуках это оформлено.

Такие вещи, как есть, спать, быть в тепле и сухости, быть на ручках мамы – это естественные потребности младенца, и если родители ему этого недодают, младенец учится управлять родителями, чтобы получать от них то, что ему от них необходимо.

Так начинают развиваться социальные эмоции.

О плачах и криках младенцев нужно знать следующие основные вещи.

Плач для ребенка не катастрофа, а естественный язык общения с теми, кто о нем заботится. Когда у ребенка появляются те или иные желания или проблемные ситуации, с которыми он не может справиться сам, он может сообщить или дать сигнал об этом тем, кто решит ему его вопросы. А если они не реагируют на сигнал – надавить на них.

Обратите внимание

Как, чем? Влияние младенца на родителей – ограничено, но возможно. В арсенале младенца – только врожденные эмоции, но сюда входит уже многое.

Это в первую очередь комплекс оживления (улыбка ребенка, глазки, ручки тянутся), удивление и интерес, когда этого недостаточно – хныканье, плач и ор (с демонстрацией недовольства и агрессии или страха и отвращения).

Точнее говоря, это скорее заготовки будущих эмоций, это скорее выразительные движения, чем эмоциональные переживания, но родители “читают” их именно как эмоции, а дети – не возражают. Им все равно, как взрослые читают их выразительные движения, им важно то, что таким образом они могут родителями управлять.

Как правило, для первоначального управления родителями этого вполне хватает. Эмоции детей – в первую очередь способ управления родителями, и когда пока родители растят своего малютку, малютка в это время учится ими управлять.

​То, что младенцы улыбаются, чтобы управлять своими родителями, я утверждал еще 15 лет назад, но только в 2014 году были проведены научные исследования, подтвердившие это экспериментально.

Исследования американских специалистов из университета в Сан-Диего показали, что младенцы улыбаются не просто так, а с определенной целью: конкретно для того, чтобы взрослые начали улыбаться им в ответ​​​​​​​.

Если родители ленятся или просто не знают, что ребенку нужно например сменить пеленку, ребенок подсказывает родителям, что им сделать нужно. Если ребенок хочет оказаться на ручках у мамы, он тянется к маме. Если мама не поняла – он ей улыбается. Обычно этого хватает, и ребенок оказывается на руках.

Если мама не взяла на ручки – ребенок настаивает: хнычет, капризничает, канючит. Обычно порядочная, чувствительная мама сдается. Если мама попалась подготовленная и «голыми руками ее не возьмешь» – ребенок включает тяжелую артиллерию. Крик, плач, он весь трясется… Против этого редкая мама может устоять.

Женщина рассказывала: В 1-месячном возрасте дочка переболела бронхитом. За время болезни, ребенок понял, что мама сразу же подлетает на звук кхе-кхе.

Важно

И уже здоровый, после болезни, если мама не реагировала на хныканье по ночам, а девочке очень хотелось пообщаться, то она просто громко «кхекхекала», а когда сонная мама подлетала, мило ей улыбалась и ждала, что с ней будут играть.

Хорошо, что мама была очень внимательная: она быстро поняла, что ребенку просто хотелось развлекаться в неурочное время, и – перестала откликаться на этот звук. И все стало хорошо.

Пока мы думаем, что воспитываем детей, дети в это время воспитывают нас: приучают нас, как нам с ними себя вести.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/razvitie-socialnyh-emociy-mladencazpt-ili-kak-mladency-upravlyayut-svoimi-roditelyami

Развитие эмоций у детей первого года жизни. Здоровье и уход

Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!

как можно помочь малышу в развитии и утончении его чувств и эмоций

•    с самого рождения окружите своего кроху вниманием, лаской, нежностью и заботой.
 

•    берите его на руки столько, сколько вам хочется, прижимайте к себе. смотрите друг другу в глаза и разговаривайте по душам.
 

•    малыш то и дело будет подавать вам сигналы. следите за выражением лица ребенка, за его движениями, хотя он и маленький, но у него уже есть своё мнение – хочу – не хочу, нравится – не нравится.
 

•    вносите в вашу жизнь побольше позитива, заряжайте малыша положительными эмоциями и старайтесь вызвать обратную радостную реакцию малыша – почаще улыбайтесь, смейтесь, веселитесь, шутите, играйте.
 

•    закрепляйте хорошее настроение малыша – улыбайтесь ему, когда он улыбается и смейтесь, когда он смеется.
 

•    поддерживайте и хвалите маленького человека в его начинаниях. будьте позитивны, иногда намного действеннее сказать «как хорошо ты умеешь уже собирать пирамидку», чем «посмотри, как неаккуратно ты собрал пирамидку».
 

•    когда ребенок повторяет за вами – поощряйте его и показывайте, что вам это нравится.
 

•    помните, что вы для ребенка – образец для подражания. малыш перенимает ваши эмоции и поведение, так что работайте над своими словесными выражениями и привычками, будьте последовательны и постоянны.
 

•    объясняйте малышу его и ваши чувства, а так же чувства других людей: «ты расстроился, потому что тебе не дали поупражняться в разбивании тарелок…»
 

•    не заостряйте внимание на расстройствах малыша, но и не игнорируйте их. если кроха, например, ударился, пожалейте его «тебе больно», погладьте, и тут же переключите на что-то другое или покажите, как преодолеть препятствие.
 

•    для развития коммуникативных способностей малыша постарайтесь, чтобы у него был широкий круг общения.

•    оставляя малыша на попечение близких ему людей – старайтесь не затягивать ваше с ним прощание. что нужно знать о развитии эмоций и формировании социального поведения малыша

18-20 дней   

на лице ребенка, чаще во сне, возникает скользящая улыбка.

реагирует плачем и криком на внешние раздражители.

использует плач для удовлетворения своих потребностей.

у младенца формируется отношение к миру, в зависимости от того, как с ним обращаются.   

1 мес.   

появляется первая улыбка и радость в ответ на разговор взрослого.

проявляет интерес к окружающему.

способен выражать раздражение и обиду на несвоевременное выполнение его потребностей.     

2 мес.   

по выражению лица ребенка можно понять, доволен он или недоволен.

быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого.

улавливает настроение взрослых – хмурится, если взрослый сердится.

длительно сосредотачивается на лице взрослого.   

3 мес.   

проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним или на показ игрушек.

отыскивает глазами того, кто говорит.

привлекает к себе внимание с помощью плача, громких звуков, хныканья, улыбок, жестов, беспокойных движений.

начинает смеяться.

становится спокойнее во время бодрствования.   

4 мес.   

«комплекс оживления» возникает быстро и легко.

громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.

ищет взглядом взрослого, рассматривает, радуется, тянется к нему.

сообщает о своих потребностях разными сигналами.   
 

5 мес.   

сопротивляется нежелательным действиям (одеваниям, купаниям).

эмоционально играет в игру «ку-ку».

улавливает ласковое (улыбается) и строгое (хмурится) обращение к нему взрослого.

радуется взрослому, тянется к нему, берет у него из рук игрушку.

отличает близких ему людей от чужих и выражено на них реагирует – улыбается или плачет.   
 

6 мес.   

улыбается знакомому человеку.

улыбается отражению в зеркале.

стремится к контакту с окружающими – привлекает к себе внимание, производя звуки, улыбаясь, глядя в глаза или с помощью языка тела.

Читайте также:  Макияж для беременных: просто, быстро, безопасно

ярко проявляет свои эмоции – кричит, издает радостные возгласы, смеется, хлопает в ладоши, хмурится, делает грустное лицо.   
 

7 мес.   

Совет

по-разному реагирует на членов семьи и посторонних (обнимается, прижимается, ласкается к

маме, а незнакомых людей долго изучает и присматривается к ним).

знает своё имя и имена-названия других людей (мама, папа, имена братьев – сестер и т.п.)   
 

8 мес.

с интересом наблюдает за своим отражением в зеркале.

смотрит за действиями взрослого и подражает его мимике, интонациям, действиям (смеется,

лепечет, стучит).

выбирает игрушки, в которые хочет играть.

просится на ручки.   

9 мес.   

догоняет взрослого, ползет ему навстречу.

подражает действиям и движениям взрослого.

онимает запрет, но не следует ему, а если настаивают – может заплакать (обижается и протестует).

радуется веселым играм с взрослыми и «плясовым» движениям.

злится, если что-то не получается.   
 

10 мес.

действует рядом с взрослым или одной игрушкой с ним.

понимает, «хорошо» и «плохо».

при затруднении – вопросительно смотрит на взрослого.   

11 мес.   

радуется приходу близких людей.

избирательно относится к знакомым людям.

понимает, когда его хвалят.

жалеет маму, гладит её по голове.   

12 мес.

протягивает взрослому и отдает игрушку, сопровождая смехом и лепетом.

ищет спрятанную на его глазах игрушку.

смеется забавным сценкам.

проявляет сочувствие.   

(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились н.м. келовановым, с.м. кривиной, э.л.фрухт, к.л.печорой, г.в.пантюхиной, л.г.голубевой, л.н. павловой и др.). 

игры, сближающие маму и малыша 0-6 месяцев

эмоциональные игры с мамой для детей 7-12 месяцев
 

автор: колдина дарья

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/zdorove_i_uhod/id/982/

Эмоции младенца

С точки зрения исследователей эмоций, у младенцев можно наблюдать базовые, универсальные выражения лица – интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх.

К примеру, при оценке поведения новорожденного выражение интереса наблюдалось на звук погремушки, отвращения — при сосании мыльного пальца исследователя, гнев наблюдался при тестировании приносящего максимальное неудобство рефлекса.

Младенцы уже в первые недели жизни меняют выражение лица так, что многие родители интерпретируют это как радость, гнев, удивление, страх, печаль или интерес. Эти ранние выражения лица, несомненно, имеют рефлекторную природу и требуют более тщательного изучения и категоризации.

Однако есть основания считать, что младенец рожден с удивительной степенью лицевой нейромускулярной зрелости и, более того, что движения лицевых мускулов частично объединены в узнаваемые конфигурации, которые позже в жизни станут значимыми социальными сигналами.

Если эти выражения лица случаются редко у новорожденных, то к возрасту 2-4 месяца они очевидны. В одном из исследований младенцев снимали на видеопленку во время игр с мамами и незнакомыми.

Впоследствии при просмотре фильма и слайдов с выражениями лица матери могли классифицировать каждое из выражений лица младенцев как одно из обнаруженных ранее при исследовании взрослых универсальных выражений. Такие же результаты были обнаружены при наблюдении за младенцами при приближении незнакомого и в игре «ку-ку». Результаты этих исследований дают основания утверждать, что выражения лица младенца могут быть легко узнаны и классифицированы при использовании тех же категорий, которые используются для взрослых.

Определено, что младенцы имеют положительные выражения лица чаще, чем отрицательные. В первые две недели жизни наиболее приятное для родителей положительное выражение лица ребенка в виде улыбки можно наблюдать в так называемый период парадоксального сна, сопровождаемого движениями глазных яблок.

Обратите внимание

Такое выражение лица является отражением циклического изменения электрических потенциалов мозга. Улыбка редко наблюдается, когда младенец находится в бодрствующем состоянии с открытыми глазами. Хотя новорожденные и улыбаются, эта реакция является рефлекторной, часто вызванной поглаживанием щек или губ.

Вследствие внутренней нейрофизиологической природы и несвязанности с изменением внешнего мира, она была названа эндогенной улыбкой.

В возрасте между шестью неделями и тремя месяцами улыбка ребенка становится экзогенной, вызванной внешними событиями. Однако среди всех внешних стимулов человеческое лицо, взгляд, высокий голос и щекотка вызывают улыбку с наибольшей вероятностью. В первые полтора месяца наиболее эффективен голос матери, а после 6 недель лицо более эффективно, чем голос.

Таким образом, став экзогенной, улыбка становится преимущественно социальной. Морфология улыбки все еще не меняется, она выглядит все также, хотя меняется вызывающая ее причина. В три месяца с улыбкой происходит еще одно изменение и она становится тем, что называется инструментальным поведением.

Младенец теперь улыбается для того, чтобы получить ответ от кого-либо, например ответную улыбку или слово от матери.

Около четырех месяцев улыбка становится частью гладко протекающего и скоординированного действия и может появляться одновременно с другими выражениями лица. Возникают более сложные, часто двойственные выражения, например улыбка с нахмуренными бровями.

В возрасте 4—5 месяцев младенец начинает смеяться, особенно в ответ на социальное взаимодействие, неожиданное изменение зрительной стимуляции и щекотку. В 7—9 месяцев он начинает смеяться скорее в предвосхищении появления лица матери при игре в «ку-ку», чем в ответ на завершение всей игровой последовательности.

Однако после первого дня рождения дети улыбаются и смеются над событиями, причиной которых были они сами.

Считается, что изменения улыбки в младенческом возрасте происходят благодаря развертыванию врожденных тенденций.

Важно

Основанием для такой точки зрения могут быть данные о значительном сходстве направления и времени изменения улыбки у младенцев, выросших в самых различных социальных условиях и условиях окружающей среды, и результаты наблюдения за слепыми детьми, у которых не было возможности видеть или имитировать улыбки, или получать зрительное подкрепление и обратную связь на свои улыбки.

Если до 4—6 месяцев улыбки слепых младенцев были сравнимы с улыбками зрячих и проходили те же стадии и временные периоды развития, то после этого возраста у слепых стали наблюдаться угнетение и приглушенность выражения лица, улыбки были менее выразительными.

В отличие от улыбки смех не наблюдается от рождения и, по-видимому, не проходит через эндогенную фазу. Впервые он появляется в ответ на внешний стимул примерно между четвертым и восьмым месяцами. Вначале, от четырех до шести месяцев, он наиболее легко вызывается тактильной стимуляцией, такой как щекотка.

В возрасте от семи до девяти месяцев более эффективными становятся звуковые события, а от десяти до двенадцати месяцев смех с наибольшей готовностью вызывается зрительными сигналами. Как и у улыбки, его форма мало меняется от времени появления в течение жизни. Он есть и у слепых, и у выросших вместе с животными детей.

Смех также становится видом инструментального поведения уже в раннем возрасте.

Различные степени выражения недовольства, вплоть до плача, наблюдаются, как и улыбка, от рождения, проходят подобный курс развития и морфологически мало меняются в течение всей жизни.

Они становятся экзогенными видами поведения, вызванными внешними причинами, раньше, чем улыбка, и считается, что инструментальное использование плача можно видеть уже в три недели от рождения.

К третьему месяцу жизни каждое из этих выражений и вся последовательность, к которой они относятся, готовы и выступают как социальное и инструментальное поведение, чтобы помочь младенцу проводить и регулировать свою часть взаимодействия с матерью.

Источник: https://psyera.ru/2773/emocii-mladenca

Как понять эмоции ребенка?

Дети отлично понимают эмоции родителей

Даже очень маленькие дети могут распознавать и реагировать на эмоции своих родителей. Это говорит о том, что эмоциональное развитие ребенка начинается в самом раннем возрасте. Вы можете способствовать эмоциональному развитию ребенка, показывая чувства на своем лице.

Содержание:

Случай из хрестоматии, который вполне мог произойти в жизни

Дети распознают эмоции родителей и мгновенно реагируют на них

Прекрасный летний день в парке. Молодой отец и его 10-недельный сынок Артемка с удовольствием проводят время в компании друг друга на расстеленном одеяле.

Папа наклоняется над Артемкой, воркует и счастливо улыбается, в то время как малыш внимательно смотрит на него. Ответные улыбки малыша приводят папу в восторг.

Внезапно пробегающая мимо собака нарушает семейную идиллию и опрокидывает стакан лимонада.

Совет

Раздраженный отец оборачивается к собаке и кричит на нее, прогоняя прочь. Когда он поворачивается к ребенку, выражение гнева все еще остается на его лице. Артем смотрит на своего папу и внезапно начинает плакать. Папа немедленно реагирует на плач младенца, берет его на руки и успокаивает.

Что произошло? Была ли улыбка Артемки вначале реальным выражением довольства либо просто зеркальным отражением выражения отца? Была ли ответная реакция сына на гнев своего отца настоящей эмоциональной реакцией? Что чувствуют младенцы, и когда у них просыпаются чувства во «взрослом» смысле этого слова?

Рождение эмоции

Младенцы могут выражать эмоции уже с трехмесячного возраста

Младенцы испытывают различные эмоции с самого рождения. В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что новорожденные могут реагировать на выражения эмоций своих родителей, вроде большой открытой улыбки на лице, уже в течение первых 2-3 недель жизни. Авторитетные исследователи полагают, что в течение первых трех месяцев младенцы могут реагировать и выражать пять основных эмоций:

  • радость;
  • интерес;
  • гнев;
  • печаль;
  • отвращение.

Исследователи полагают, что эмоциональные способности младенцев даются им с рождения, чтобы как можно быстрее создать эмоциональную связь с теми, кто заботится о них. Это своеобразный механизм защиты, который сложился в ходе эволюции и увеличивал шансы на выживание маленьких homo sapiens. Мнение об улыбке новорожденного, как о лишенной смысла, не имеет смысла.

Знаете ли вы, что страх является базовой эмоцией, которой обладают все дети? Ощущать его ребенок начинает в возрасте 7-8 месяцев. Это именно тот возраст, когда ваш ребенок начинает расстраиваться, когда вы выходите из комнаты.

Как узнать, какие эмоции испытывает малыш?

Проявляйте терпение – маленький ребенок не может рассказать о своих переживаниях

Малыши не могут рассказать о своих переживаниях и эмоциях – по крайней мере, пока. Чтобы узнать об эмоциях детей в раннем возрасте, учеными проводятся эксперименты, в ходе которых они наблюдают, как дети реагируют на выражения эмоций, которые они могут видеть или слышать.

В ходе одного из них 10-недельным младенцам в состоянии покоя мамы демонстрировали различные выражения – счастья, печали и гнева. Реакции малышей были записаны на пленку и проанализированы. Вот, что удалось установить:

  • ответная реакция младенца на каждое из трех выражений матери была разной, что доказывает их способность делать различие между счастьем, гневом и печалью;
  • сначала младенцы отражали радостные выражения своих матерей. Но если эта эмоция повторялась дважды, младенец отвечал уже на нее интересом и волнением;
  • злое выражение лица мамы вызвало у некоторых малышей такое потрясение, что они не смогли продолжить участие в эксперименте.

Другой эксперимент был посвящен тому, чтобы узнать какие эмоции из четырех – радость, интерес, грусть, гнев – маленькие дети испытывают наиболее часто. Ученые установили, что более половины всего времени в период исследования на лицах детей при их общении с мамой было выражение интереса. А вот печаль младенцы испытывали реже всего.

Эти результаты еще раз доказывают, что дети невероятно любознательны по своей природе и буквально с первых дней жизни нацелены на то, чтобы установить как можно лучший контакт с окружающими людьми.

Полезные советы для родителей:

  • проводите как можно больше времени, общаясь со своим ребенком. С каждым днем и ребенок, и вы сами будете узнавать множество интересных и захватывающих вещей друг о друге;
  • улыбайтесь, смейтесь, играйте выражениями лица.

    Знайте, что ваш гнев или грусть могут вызвать ответную реакцию малыша;

  • воспринимайте серьезно выражения эмоций ребенка и соответственно на них реагируйте;
  • смотрите и изучайте, как с течением времени развивается эмоциональный фон вашего сына или дочки.

Получайте удовольствие от того, что вы мама! И не забывайте всячески демонстрировать это!

Следующее видео поможет вам понять своего малыша, научит распознавать его чувства и эмоции:

Источник: http://MyMarcy.ru/kak-ponyat-emotsii-rebenka-2136.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector