Естественное развитие в неестественном мире

Естественное развитие детей или что на самом деле нужно нашим детям

С рождением ребенка в жизни родителей начинается совершенно новый этап – креативный. Ведь создание условий для жизни маленького человека – это творческое занятие! В современном мире так много теорий воспитания, что порой так легко утонуть в этом море различных подходов и методик.

Начинается настоящая гонка! Современные родители заняты постоянным придумыванием занятий для своих детей. Мы все время хотим их как-то занять и развлечь.

Так дети перестают сами себя занимать, и им требуется все больше нашего участия. «Мне скучно. Что мне сделать?».

Обратите внимание

Они требуют все больше и больше внимания, а у родителей нет столько сил и возможностей, чтобы удовлетворить все детские желания.

С малолых лет дети ходят в развивающие группы, потом кружки, развлекательные центры, парки развлечений. Целая индустрия построена на том, что в выходные родители ведут детей «отдыхать». Зоопарки, аквапарки, дельфинарии, театры, кино.

Что в итоге получает ребенок? Кучу эмоций, впечатлений, новых желаний. Однако, он никогда не бывает доволен. Детям не нужны наши жертвы, за которые мы через 20 лет выставим счет: «Я тебя растила, кормила, столько всего вкладывала в тебя, а ты».

На самом деле, родителям нужно всего лишь прожить с ребенком простое настоящее детство. Шлепать вместе босиком по песку, ходить колесом на траве, устроиться в кроне любимого дерева и ощущать солнечное тепло в прикосновении зеленых листьев.

Ребенку нужен контакт с мамой и папой. И контакт по возможности должен быть постоянным. Это не о том, что весь день нужно сидеть и смотреть на него. Контакт заключается в возможности ребенка в любой момент обратиться к родителям.

С просьбой, с желанием поделиться чем-то, с болью.

Когда малыш рождается, его первым делом кладут на живот маме. Ему нужно продолжение контакта. И первое время он просит ее быть максимально близко. Спать вместе, носить в слинге, кормить грудью. Со временем такой плотный контакт трансформируется.

Из телесного – в более эмоциональный. Двухлетнему малышу важно показать маме свои навыки, получить пожалелку после падения, помощь в сложной ситуации.

Трехлетнему нужны ответы на все вопросы, помощь в установлении контактов с миром, обучение навыкам самообслуживания и помощи.

Важно

Детям нужно знать, что у них есть возможность в любой момент обратиться к маме. Если у ребенка есть это понимание, он не станет дергать родителей каждые пять минут. Потому что ему не нужно себе это доказывать.

В современном мире родителям сложно обеспечить ребенку такой контакт. Мы пропадаем на работах с утра и до ночи. А в выходные нужно успеть переделать накопившиеся по дому дела.

Родители начинают компенсировать свое отсутствие, «покупая» лояльность ребенка очередными развлечениями.

Находиться в контакте с ребенком – не так просто. Позволить ему выдергивать нас из важных дел для того, чтобы оценить рисунок. Или услышать его внезапное предложение о прогулке во время проливного дождя. Или даже просто заметить, что ему сейчас не по себе, — даже если он об этом не говорит.

Если у него нет контакта – ему все время будет чего-то не хватать. Проще купить подарок, чем поговорить по душам. Проще отпраздновать день рождения в кафе, чем с душой испечь торт. Проще на выходные поехать в центр развлечений, чем вместе пойти в поход. Проще купить готовый дом, чем вместе его построить.

Проще взять круглосуточную няню, чтобы она вырастила ребенка.

Чего же хотят наши дети?

Они хотят просто быть с нами. Иметь возможность учиться у нас. Быть в контакте. Какой бы искусственной ни становилась окружающая среда, родительская любовь остается настоящей. Почему бы родителям не начать делать то, что им самим интересно, вместе с детьми?

Наши дети хотят, чтобы мы были счастливы рядом с ними. Чтобы мама, сидящая в декрете, не чувствовала себя сурком. Чтобы папа не отказывался от своих хобби из-за них. Чтобы в отпуске отдыхали все. Чтобы им дали возможность быть значимыми и самостоятельными.

Важно определить точку перехода – когда у ребенка появляются свои интересы, своя жизнь, свои планы. И с этого момента дать ему личное пространство. Увидев опыт родителей, он будет осознавать, как можно исполнять свои желания так, чтобы всем от этого было хорошо.

Совет

В помощь родителям и на радость детям, были разработаны и сконструированы спортивно-игровые комплексы KIDWOOD из натурального дерева.

KIDWOOD – это уникальная система естественного развития детей:

  • многофункциональный спортивный комплекс;
  • игровая зона развития интеллектуальных и творческих способностей;
  • сенсорная зона с элементами различной фактуры.

Ребёнок играет и развивается самостоятельно, естественно и гармонично, без особого участия взрослых. Ребёнок чувствует заботливые руки мастера, который обработал каждую дощечку и создал доброжелательное развивающее пространство. Как и все деревянные вещи, уголок KIDWOOD дышит и дарит естественное природное тепло.

Дети не хотят, чтобы ради них мы жертвовали своим счастьем, отношениями. Вместе со счастливыми родителями – ребенок становится счастливым. И ключевых слова здесь два – «вместе» и «счастливыми». И оба равнозначны.

Источник: http://www.kidwood.ru/stati/estestvennoe_razvitie_detej_ili_chto_na_samom_dele_nuzhno_nashim_detyam/

Естественное или раннее развитие?

«Мама, почему ты сначала учила меня ходить и говорить, а теперь хочешь, чтобы я сидела и молчала?» Сегодня стало модным учить дитёнка читать, считать, рисовать или играть на рояле – раньше, чем ходить.

Появились уже  даже «дородовые» системы образования 🙂 Детские веб-порталы запестрили слоганами, типа «чудо-чадо», «супер-ребенок», «маленький гений», «ранний старт», «интеллектуал – с пеленок» и т.д. и т.п.

… Следуя этой моде, молодые горожане стремятся приобрести для своих детей не только последние модели колясок и кроваток, но и самые разные развивающие разработки уроков, пособия и приспособления, накачать побольше «презентаций» для развития дитёнка на свой компьютер и установить побольше программ, типа Софт-Моцарт. Как, у вас дома нет развивающих карточек Гленна Домана?! Ну, какие же вы не продвинутые – совсем не занимаетесь своим ребенком!

Конечно же каждая мама хочет чтобы ее ребенок был самый-самый, умненький и развитый не по годам. И я тут не исключение.

Но что вкладывают большинство родителей в понятие «раннее развитие»? Ведь большинство под ранним развитием понимают накопление каких-то энциклопедических знаний, раннее чтение и счет… У многих есть примеры двух-, трехлетних детей, которые поражают всех своими рисунками, чтением и рассуждениями «как взрослые». Но не будет ли это раннее развитие вредным для ребенка?

Да, есть исследования, подтверждающие, что в первые 3 года ребенок может воспринять, запомнить очень много информации, поэтому предлагается впихнуть ее ему как можно больше. Но никто точно не знает, что происходит в мозге ребенка.

Во что это потом выльется? Ведь многие детские психологи говорят сейчас о том, как вредно влияет преждевременная интеллектуальная тренировка на эмоциональное развитие и благополучие малышей.

О том, что лишая ребенка возможности проходить нормальные этапы развития, его на всю жизнь делают ущербным, с расшатанной психикой, неумением играть и нежеланием учиться.

Психологов дружно поддерживают и детские окулисты. Да, в первые годы интенсивно развивается мозг, но также ведь развиваются и органы зрения у ребенка.

Обратите внимание

И если начинать интенсивно с полугода карточки с точками какими-то подсовывать, слова писать, картинки показывать специальные, от природы дальнозорким в раннем возрасте детям приходится вглядываться в эти карточки, чтобы заслужить похвалу любимой мамы. И не получается ли это развитие в ущерб чему-то, что могло бы развиться само за это время?

Кстати, игрушки на любой вкус, включая развивающие и просто расслабляющие, есть на сайте Разношоп. Выбор огромен, Вы найдете все, что нужно.

В общем, у методик раннего развития есть свои ярые апологеты и не менее ожесточенные противники. Первые настаивают на том, что развитие мозга идет скачкообразно, и упущенное в первые три года жизни потом ничем не восстановишь.

Вторые винят первых в том, что они развивают только «левополушарные» функции мозга у своих детей, в то время как любой дитёнок до трех лет – существо скорее «правополушарное», его мышление – творческое, образное, а не логическое, и занятия по методикам раннего развития могут нанести непоправимый вред.

Первые верят в то, что благодаря методикам раннего развития, мозг каждого ребенка сможет развить до 90% своего «взрослого» объема уже к трем годам. Вторые уверены, что в таком раннем возрасте дети еще ничего выучить не могут, а просто механически воспроизводят непонятную для себя информацию.

Первые утверждают, что плоды раннего развития человек пожинает впоследствии всю жизнь, полученные знания помогают ему и в зрелом возрасте. Вторые настаивают, что, повзрослев, такие дети сравняются в своем развитии со сверстниками, и от сверх-способностей не останется и следа, от чего они потом будут страдать.

В общем, крайних точек зрения полно и в том и в другом лагере 🙂 Так что это за методики, вызывающие такие бурные споры? При всем многообразии, условно их можно разделить на две группы – активные и пассивные.

Активные методики развивают какие-то конкретные умения малыша: смешивать краски и проводить линии, издавать звуки и складывать их в мелодии, составлять узоры из кубиков, лепить из теста и пластилина. Активные методики нацелены на развитие мелкой моторики, которая тесно связана с развитием определенных отделов мозга и действительно важна для развития интеллекта и личности.

Важно

Пассивные методики, так или иначе, восходят к системе Домана – частому показу карточек или презентаций на мониторе. Смысл их в том, чтобы просматривая изображения слов, чисел, предметов и животных, грудной ребенок мог, таким образом, обучиться математике, чтению и вообще – стать носителем чуть ли не энциклопедических знаний.

Изначально методика Гленна Домана была изобретена для больных детей, у которых были нарушения в работе головного мозга, но которые сохраняли способность видеть и перерабатывать зрительную информацию. Впоследствии выяснилось, что его подход и применительно к совершенно здоровым детям дает поразительные результаты.

Сегодня многие идеи Домана адаптированы и переработаны, и даже совмещены с активными методиками раннего развития. В общем, вариантов у родителей, решивших посвятить себя раннему развитию своих детей – масса. После трех лет таких развивающих занятий, маленькие дети могут свободно читать незнакомый текст на родном языке и свободно воспроизводить прочитанное.

Довольно сносно читать на иностранном языке, сочинять сказки и записывать их, вполне разборчиво причем, играть двумя руками на клавишах и читать ноты с листа, замечательно лепить и рисовать, а также выполнять сложные гимнастические упражнения. Хорошо? Замечательно! Но – несмотря на всю популярность идей раннего развития, таких разносторонне развитых детей почему-то ничтожно мало.

В сотни раз меньше, чем распродано их родителям методических материалов и развивающих наборов.

Почему же КПД системы раннего развития так невысок? Может быть, такой темп развития подходит не всем из-за генетических особенностей? Или практическая сторона ранних занятий с детьми столь трудоемка, что не у многих родителей хватает сил довести дело до конца? И где вообще у такого дела, как «развитие», может быть четкий финал? Что, после того, как развитие вашего дитёнка перестает быть «ранним» его можно прекращать? Прежде, чем покупать рамки Монтессори, кубики Зайцева или карточки Домана, задайте себе несколько вопросов и попробуйте найти на них ответ. Первый и главный вопрос – зачем? Какую цель вы преследуете? Что вы хотите получить в итоге? Вопрос этот важен.  Не представляя конечной цели, невозможно определиться ни с тактикой, ни со стратегией. Отвечая на вопрос «зачем?», надо попытаться в деталях увидеть уже достигнутую цель такой, какой она в идеале должна быть. Только представив конечную цель, можно додумать способы ее достижения. 1. Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок стал гением? Ни на кого не похожим? Самым-самым? Тогда вас ждет большая работа – и большая ответственность – за то, что будет потом в жизни с гением, которого вы создали. Или просто хотите похвастаться перед подругами, что вон как мой умеет, а ваши еще в песочнице возятся!? Тогда вам достаточно выучить с дитёнком парочку упражнений, которые произведут на ваших подруг впечатление, и не надо мучить ни себя, ни дитёнка. Но если все же конечная цель – именно гений, то карточек и кубиков вам будет недостаточно. Нужно посвятить всё свободное время ребенка развивающим играм и игрушкам. Р2. Вы заинтересованы новыми возможностями и сами сгораете от нетерпения попробовать, что это такое? Тогда, скорее всего, развивающие занятия будут интереснее вам, чем вашему дитёнку. Еще сам Доман предостерегал чересчур усердных мам, что занятия не должны быть долгими и должны заканчивать раньше, чем ребенок успеет понять, что он устал или ему надоело.  Но многие явно пренебрегают этим советом, потому что подобными примерами пестрят все форумы раннего развития. «Мой малыш вначале так хорошо развивался, а теперь как только видит кубики, убегает». Конечно, убегает. Он понимает, что мама чокнутая и ей страшно нравиться заниматься всей этой ахинеей, а ему хочется просто жить. Мамы на таких форумах умоляют помочь им вытащить дитёнка из-под кровати и снова усадить его за презентации. Дети на таких форумах не сидят, они еще маленькие, а если бы сидели, то тоже умоляли бы – спасти их от слишком продвинутых мам. Потому что слишком продвинутые родители для ребенка – это БЕДА 🙂 «…мы занимались по карточкам со словами, и альбомам с картинками и надписями, и даже склеили кубики. Вначале сынуле все это очень нравилось, он сам требовал “читать”. А теперь у него АБСОЛЮТНО пропал интерес! Вроде бы и заинтересовывается, сразу как увидит карточки, но на второй же отворачивается и уходит. Как можно вернуть интерес к занятиям? Я очень расстроена, а поделать ничего не могу…» Что можно посоветовать такой маме? Если вас больше привлекает сам процесс занятий, и вы чувствуете, что мучить детей прогрессивными разработками – ваше призвание, то, возможно, лучшим решение будет устроиться консультантом при каком-нибудь центре раннего развития. 3. Вы хотите, чтобы ваш дитёнок был здоровым, развитым, общительным, был гармоничен, был – личностью? Одним словом, вы хотите, чтобы он был счастлив. Тогда посмотрите на него – он и так уже счастлив, без каких-то дополнительных усилий с вашей стороны! Вы хотите, чтобы он оставался таким счастливым как можно дольше? Хорошо. И как вы это себе представляете? Вы начнете заниматься с вашим дитёнком, и скоро он научится всему тому, что его сверстники освоят только через несколько лет. Как вы объясните ему, почему ни один из его товарищей по песочнице не умеет ни читать, ни писать? Вам придется придумать хорошее объяснение, чтобы ваш дитёнок не возомнил, что он такой, весь из себя выдающийся, и не начал задирать нос. Иначе он скоро начнет возвращаться из песочницы с фингалами. Что гармоничности ему никак не прибавит. Дальше. При поступлении в школу выяснится, что ваш дитёнок вполне способен пойти учиться сразу в пятый класс. Отлично. Он идет в пятый класс. Вы от гордости не знаете куда деваться. Дитёнок тоже не знает, куда деваться – но не от гордости. Как вы объясните ему, почему, несмотря на все его выдающиеся способности, одноклассники относятся к нему пренебрежительно? У них уже половое созревание начинается, а тут рядом появляется некий гений, из песочницы. Тут дело может не обойтись одними фингалами, тут и крыша у дитёнка съехать может. И виноваты в том, что получили не гения, а психа будете – Вы. Что же делать? Отдавать его в один класс со сверстниками? Для чего тогда были все эти ваши совместные усилия? Чтобы он потом годами скучал, слушая то, что давно знает? На деле, именно так и получается в большинстве случаев. Декретный отпуск у мамы заканчивается, свободное время – тоже. И, считая, что все главное уже сделано и заложено, она с чистой совестью выходит на работу. Семечко, над которым дышали, каждый день опрыскивали разными питательными растворами, проращивали, проветривали, высаживали в специальную почвенную смесь для усиленного роста – дает ранний побег. Его тут же втыкают в открытый грунт, и считают, что дальше оно само разберется, как и куда расти. В общем, посадили – и забыли. А открытый грунт – это не теплица. Там и заморозки, и ливни, и засуха, и вредители, и вообще. Жизнь. Дитёнок, обученный и наполненный уникальным набором знаний и умений, требует особого отношения к себе. Всегда. Более того, такой дитёнок требует еще и наполненных уникальным набором качеств и умений родителей. Они не только должны уметь отвечать на самые каверзные вопросы маленького «почемучки», они каждый день должны развиваться вместе с ним. Чтобы не получилось так: трем иностранным языкам обучили, а с кем и о чем говорить на них – не подумали. Или – сами купили барабан, а теперь сами закрываются в дальней комнате и умоляют, чтобы дитёнок потише барабанил. Развитие не заканчивается в первые три года!  (продолжение следует) Милана Касакина, автор книги «Счастливый дитенок – без запар и пеленок!» (http://kasakina.ru/books-/books-seria/skach1.html) Директор семейного лагеря «Счастливый дитенок»

Читайте также:  Почему стволовые клетки пуповинной крови сохраняют во всем мире и в рф? что это дает маме и ребенку?

(http://kasakina.ru/camp.html )

Источник: http://vedrussa.org.ua/estestvennoe-ili-rannee-razvitie

Естественное развитие ребенка

Как у нас происходит развитие ребенка? Ребенок появляется на свет и мы относимся к нему, как к существу неразумному, которое надо скорее напихать всякими знаниями, окружить его яркими погремушками, вертушками, запустить скорее в работу его левое полушарие и заглушить правое.

И нам это развитие ребенка удается, чаще всего и легче всего.

У племени мамас принято время от времени отправлять будущую мать рожать в пещеру. И развитие ребенка происходит в этой пещере.

В горах Южной Америки, в Колумбии, живет племя аборигенов. Сотни лет назад, еще во времена испанских завоевателей, они скрылись высоко в горах. Они полностью отказались от благ цивилизации и от общения с представителями этой цивилизации.

Это были мамас. Они думали, что все зависит только от их воли, но то, что мы называем техническим прогрессом, подступало все ближе и оказывало такое губительное воздействие на среду обитания аборигенов, что в конце концов вынудило их обратиться к цивилизованному внешнему миру через журналистов и телеоператоров и высказать свое предостережение человечеству.

Смысл этого предостережения был таков: «Уважайте природу и ее законы».

Как развивается ребенок у аборигенов

А еще они поведали цивилизации о некоторых своих особенных обычаях.

Оказывается, у племени мамас принято время от времени отправлять будущую мать рожать в пещеру. И развитие ребенка происходит в этой пещере.

Ребенок растет в ней до 8-10 лет и даже не подозревает о существовании внешнего мира. Вышедший из пещеры, он разительно отличается от всех остальных детей.

Физический внешний мир он не воспринимает, он дитя мира нефизического. Он связан с Творцом, он ведает всякую мудрость. Что чем лечить, чем питаться.

Совет

У него безошибочное чутье, интуиция, дар пророчества. Не допуская растущего ребенка к знаниям о материальном внешнем мире, эти аборигены взращивают гения.

У нас же развитие ребенка происходит под влиянием разных ограничивающих программ – наше здоровье ограничено, продолжительность жизни ограничена, день-ночь ограничены, детство, юность, старость – все, что нас окружает.

В мозгу нашем засела мысль, которую оттуда «надо обязательно выжить».

Человечество сейчас получило доступ ко многим знаниям, которые раньше или скрывались, или запрещались. Мы ничего не знали о том, как устроен наш организм, наш мозг.

Но теперь-то мы знаем, что в правом полушарии мозга хранится вся информация обо всем – о прошлом, настоящем, будущем, о Вселенной, о жизни на Земле. И эта информация – «мать нашей интуиции».

Развитие ребенка в условиях цивилизации

Как у нас происходит развитие ребенка? Ребенок появляется на свет и мы относимся к нему, как к существу неразумному, которое надо скорее напихать всякими знаниями, окружить его яркими погремушками, вертушками, запустить скорее в работу его левое полушарие и заглушить правое. И нам это развитие ребенка удается, чаще всего и легче всего.

Вместо того, чтобы приучить ребенка пользоваться книгой мудрости, которая имеется у него в голове, мы, уверенные в том, что развиваем его, подсовываем ему чистую тетрадь и учим писать каракули. Потому что нашему обществу не нужны гении.

Ведь даже в племени мамас не всех детей помещают в пещеру, а уж в нашем цивилизованном обществе и подавно. На все есть свой шаблон.

И пока еще тех, которые выбиваются из этого шаблона, единицы, государство мирится с их существованием, но когда стремление к свободе станет массовым, тогда появятся законы, запрещающие такое опасное инакомыслие.

А пока в этом нет необходимости – родители сами, как шаманы, погремушками отвлекают своих маленьких гениев от сокровищ, заложенных в них.

Источник: http://zhenschina-na-million.ru/article/id/265-razvitie-rebenka

Что такое естественное и неестественное воспитание

В первый год жизни моего ребенка я многое практиковала (сейчас уже больше интуитивно действую!) из методики естественного родительства Ж.В. Цареградской. Основной смысл этой методики в том, что мама — ведущая в паре «мама+ребенок». Это значит, что ее власть безусловна, сомнению и обсуждению не подлежит, то есть, воспринимается как данность, причем обоими участниками пары.

Это вовсе не значит, что мама тиранит ребенка и довлеет над ним, пользуясь своими полномочиями. Напротив, мама должна быть мягкой, нежной, любящей, заботливой, но железобетонно уверенной в своей правоте. Не пререкаться, не орать, не топать ногами, а всем своим видом — твердо и, в то же время, спокойно стоять на своем.

Когда ребенок приходит в семью

  • ОН ПОДСТРАИВАЕТСЯ под ее ритм и уклад жизни,
  • он учится засыпать под папины рабочие разговоры по мобильному,
  • он учится ждать, пока мама помоет посуду и сможет уделить ему время,
  • он падает и встает сам, а не лежит и не ждет, пока его прибегут поднимать

Это и есть естественное воспитание. И это не какой-то «ужас ужасный» или наплевательское отношение к ребенку, это — норма жизни, адекватной такой, естественной жизни.

А как обычно происходит в семьях, где рождается ребенок?

Все пляшут перед ним — родители, бабушки-дедушки. Он спит — ходят на цыпочках, он упал — бегут на перегонки поднимать и отряхивать. Папа убегает разговаривать по работе, чтобы не мешать ребенку спать, мама бросает заниматься домашними делами, если чадо требует внимания… И это в нашем обществе считается нормальным!

У нас в лифте долго висело объявление такого содержания: «Уважаемые жильцы! Просьба прекращать все строительные работы в доме в период с 13 до 16 часов — в это время спят маленькие дети!».

Я — жилец дома и мама маленького ребенка — была искренне удивлена такой просьбе.

Мой сын может спокойно заснуть под фильм, под музыку, под наши с мужем разговоры, под тот же шум ремонта за стенкой, в торговом центре, в транспорте, у меня на руке, когда я печатаю статьи…. Просто ребенок встроился в наш ритм жизни.

Так вот, рождается ребенок, его делают центром Вселенной, мама сажает его себе на голову, показывает всем своим видом и всеми своими действиями (бросает заниматься своими делами, чтобы уделить малышу время! а то и вовсе всегда находится при ребенке, развлекая его, а дела делает, когда он спит!), что главный в их паре — именно он! Ребенок, естественно, чувствует, что ему многое позволено и начинает проверять границы того самого дозволенного.

А вот тут его ждет неприятный сюрприз — добрая и потокающая во всем мама вдруг вспоминает, что она-то старше и опытнее, а потому лучше знает, что малышу надо и начинается: то нельзя, это нельзя, туда не ходи, сюда не ходи… И зачастую это все сопровождается криками, повелительным тоном, а в не таких уж редких случаях и матами — авторитета в глазах ребенка у мамы нет, он, естественно, не слушается, а маме добиться своего надо.

Получается, жизнь ребенка хаотична и бесформенна — вроде бы и он главный, а мелкие бесконечные запреты регулярно впиваются в его психику. И болтается дитя в этом киселе неестественного воспитания, на практике пытаясь разобраться, кто же все-таки главный — мама или он, постоянно натыкаясь на бесконечные запреты.

Нужно ли запрещать?

Буквально на днях рядом с нами на пляже отдыхала семья: мама, бабушка, дочка-трехлетка. Девочке нельзя было ничего:

  • лежать на песке нельзя
  • ходить по пляжу босиком нельзя — только в специальных тапочках
  • ноги мочить в воде нельзя
  • песком сыпать вокруг нельзя

Причем все запреты объявляются командным голосом и без объяснения причин. Почему, ну почему нельзя ходить по пляжу босиком и лежать на песке? А где же еще этому ребенку ходить босиком, ведь дома наверняка носочки надевают на нее…

Девочку привезли на пляж в коляске (напоминаю, в 3 года), выгрузили на подстилку, переобули из ортопедической обуви в резиновые сланцы, надели сверху на трикотажный беретик еще и кепку, посадили на берегу в надувную лодку, предварительно застеленную бабушкиным халатом зачем-то (в воде ведь нельзя плавать…). Через минут 40 была произведена обратная процедура одевания, девочку погрузили в коляску и увезли — нагулялся ребенок!

А ведь эти мама с бабушкой выглядели гораздо заботливее меня — мамы маленького голого мальчика, который сам бегал с ведром набирать воду в прохладной воде, по уши возился в песке, ловил и рассматривал комаров в то время, пока я спокойно лежала на полотенце и загорала.

Обратите внимание

Я не хочу осуждать этих людей, стараюсь «позволять другим быть другими», но, дорогие читатели, поставьте себя на место этой девочки…

Подобные случаи я вижу постоянно на детских площадках, когда бабушки, реже мамы, запрещают практически все – туда не лезь, упадешь, туда не иди – опасно, не сыпь песок, не ходи по лужам, не сиди на земле и т.д. и т.п.

Конечно, не у всех все настолько запущенно, но именно так методы воспитания цивилизованного общества выглядят со стороны. Мне кажется, такие противоречивые действия родителей очень сильно бьют по психике ребенка, заставляя изворачиваться, хитрить, а то и вовсе ломая…

Какое оно, естественное воспитание?

В естественном родительстве все наоборот: мама не ставит особых рамок и не терроризирует ребенка постоянными запретами. Она лишь изредка придает поведению ребенка нужное направление, корректирует его линию. Каждый запрет обязательно носит объяснительный характер. Ребенок знает, что мама — главная, что она зря запрещать не будет, слышит объяснения и… не поверите! слушается! 

Вот так просто построено естественное воспитание ребенка — рамками является авторитет мамы, а внутри этих рамок можно спокойно познавать Мир — и босиком везде ходить, и на самую высокую горку залезать — ведь малыш учится жить на СОБСТВЕННЫХ ошибках.

Есть очень хорошая фраза, прекрасно, на мой взгляд, отражающая все эти сложные вопросы: «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти!». Лучше и не скажешь!

Естественное воспитание как раз и подразумевает именно такой подход — самостоятельное познание Мира ребенком при ведущей роли матери, наблюдаещей за ним и лишь изредка корректирующей направление поведения малыша.

Вот такие мысли у меня возникли о естественном и неестественом воспитании!

Источник: http://www.kraskizhizni.com/baby/0-1/4303-estestvennoe-i-neestestvennoe-vospitanie

Естественное развитие — культура и цивилизация; Л.Н. Толстой и B.C. Соловьев

По-видимому, весьма затруднительно указать значение естественного развития по смыслу названной цели человеческой жизни.

По крайней мере, Л.Н.Толстой во имя идеалов христианской жизни не признает за естественным развитием значения. «Необходимое развитие человека, — пишет он, — есть не только не средство для достижения того идеала гармонии, который мы носим в себе, но есть препятствие, положенное Творцом, к достижению высшего идеала гармонии.

В этом-то необходимом законе движения вперед заключается смысл того плода дерева познания добра и зла, которого вкусил наш прародитель. Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям безусловной гармонии в отношении правды, красоты, добра, которые мы носим в себе.

Важно

Человек родится совершенным, — есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным. Родившись, человек представляет собою первообраз гармонии, правды, красоты и добра. Идеал наш сзади, а не впереди«.

В позднейших сочинениях Толстого это воззрение составляет главную тему, с заменою понятия гармонии понятием разумной жизни, или разумного сознания, и с добавлением к требованию детской гармонии — простоты некультурной деревни.

Защитником противоположного воззрения на естественное развитие выступает В.С.Соловьев.

В одной из своих журнальных статей он пишет: «Противники культуры, воображающие, что существование необразованных праведников доказывает что-нибудь в пользу их мнения, закрывают глаза на то, что мы имеем здесь примеры необразованности лишь весьма относительной.

Но именно решающее значение здесь имеет вопрос: могли ли бы даже такие праведники появиться в среде безусловно дикой?… Отчего исторический Будда проповедывал свое учение не полудиким арьям, для которых коровье масло было высшим благом, а жителям культурных индийских государств? Отчего Сам Богочеловек мог родиться только тогда, когда настала полнота времен? Отчего Он явился лишь в VIII веке после основания вечного города, в пределах великого римского государства, среди культурного населения Галилеи и Иерусалима?» В VII главе своего сочинения «Оправдание добра» он рассуждает на ту же тему. Как для существа абсолютного немыслимо преуспевать в добре и совершенстве, так для человека, наоборот, немыслимо получить совершенство одним разом, без процесса совершенствования. Все историческое развитие — и не только человечества, но и физического мира — есть необходимый путь к совершенству. Минералы, растения, животные, природное человечество и духовное человечество — вот типичные формы бытия с точки зрения восходящего процесса всемирного совершенствования. Эта мысль Соловьева о зависимости духовной жизни от исторического развития противоположна воззрению Толстого и вполне доказывает его несостоятельность, но не противоречит ли эта мысль и нашему воззрению на цель человеческой жизни?

Читайте также:  Открытие первого в россии флагманского магазина stokke®

   II

Однако Толстой в статье «Религия и нравственность» последовательность религий, или религиозных отношений человека к миру: 1) первобытного личного, 2) языческого общественного и 3) христианского или божеского, которое основывается на сознании человеком своего материального ничтожества, — ставит в зависимость от степеней развития; в первом отношении к миру находится ребенок, и находилось все человечество на первой языческой ступени своего развития, второе отношение к миру устанавливается человеком на следующей ступени развития, и свойственно оно преимущественно возмужалым людям; в третьем отношении к миру чувствует себя всякий старый человек, и в него вступает теперь все человечество.

Как примирить такое значение степеней развития с тем воззрением, что развитие есть препятствие, положенное Творцом, к достижению целей жизни?

С другой стороны, и Соловьев в той же VII главе соч. «Оправдание добра» высказывает выше приведенное нами положение, что между абсолютным и относительным совершенством разница не степенная или количественная, а качественная и существенная, и вывести первое из второго логически невозможно.

Общий закон мирового порядка тот, что высший тип существования не создается предшествующим процессом, а только обусловливается им в своем явлении. Этим не отрицается эволюция; ее нельзя отрицать, — она есть факт. Но эволюция низших типов бытия не может сама по себе создавать высших, она лишь производит условия или дает соответствующую среду для проявления или откровения высшего типа.

Таким образом, каждое появление нового типа бытия есть в известном смысле новое творение…

Нельзя сказать, что этою новою мыслью Соловьева отменяется его раньше приведенная мысль; но между ними следует признать некоторый перерыв: логического перехода от одной к другой не указано.

Совет

Если историческим процессом обусловливается откровение духовной жизни, но духовная жизнь не есть произведение исторического развития, то очевидно как то, что духовная жизнь не тождественна с естественным совершенством, так и то, что историческое развитие не есть прямой путь к духовной жизни: не потому человек собственно подготовляется к принятию христианства, что он естественно совершенствуется, что противоречило бы прямым свидетельствам слова Божия. Единственно возможною связью между указанными мыслями служит защищаемое нами положение, что подготовленность человека к духовной жизни состоит в сознании человеком своего природного ничтожества, и вытекающее из этого положения предположение, что естественное развитие человека приводит его к этому сознанию и в этом именно имеет свой смысл. Препятствием же для приближения к духовной жизни служит не развитие, а стремление к личному обладанию абсолютным совершенством.

Действительность индивидуального и исторического развития оправдывает наше предположение.

   III

Рассмотрим возрасты индивидуальной жизни. Господь Иисус Христос сказал о детях: «таковых есть царство небесное» (Мф. XIX, 13-15), а взрослых наставлял: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как дитя, тот и больше в царстве небесном» (Мф.

XVIII, 3-4). Дети близки к царству небесному по своему самоумалению, по сознанию своей беспомощности. Взрослым предписывается иметь то же самое внутренне настроение. Старость естественно приводит к нему.

Конечно, не всегда (иначе внутреннее настроение не было бы свободным, — и это имеет применение к возрастам как индивидуальной жизни, так и исторической) — не всегда старость переносится с благодушным терпением: quae plerisque senibus sic odiosa est, ut onus se Aetna gravius dicant sustinere (Цицерон, Cat., т. П)м.

Однако она вынуждает человека признаться в своей беспомощности. И если мы сравним в этом отношении старость с детством, то найдем, что такое самосознание в старости глубже, чем в детстве.

Детство имеет впереди себя, а старость позади себя — юность и мужество, когда человек, полный чувством силы, проявляет всю свою мощь и всецело обращен на внешнюю деятельность.

Старость предполагает эти опыты силы, эти надежды и мечты, эту мощь и красоту — надежды обманутые, мечты не осуществившиеся, мощь исчезнувшую и красоту обезобразившуюся, — и потому она вызывает глубокое сознание человеческой немощи, которое и составляет драгоценный вклад старости в сокровищницу человеческой души, несмотря на весь ущерб, которым она сопровождается в отношении к естественному совершенствованию.

Рассмотрим, в частности, развитие умственное, нравственное. Ужели возможно сомневаться, что невежество самонадеянно, а мудрость скромна? Сознание: «я знаю то, что ничего не знаю«, свойственно мудрецу, а не школьнику. Кто смотрит на успехи науки издали, кто сделал в ее области первые шаги, кто пытает в ней свои первые силы, тот исполнен к ней благоговения.

Обратите внимание

Полузнание, полуобразование вредны в религиозном отношении так же, как и горделивое стремление человека к совершенному гносису. А развитие нравственное? «Как можно, — пишет св.

Макарий Великий, — человеку быть нищим духом, особенно когда сам в себе чувствует, что он переменился, преуспел, дошел до ведения и разумения, какого прежде не имел? Пока человек не приобрел сего и не преуспел, он не нищий духом, но высоко о себе думает.

Когда же приходит в сие разумение и преуспеяние, тогда сама благодать учит его быть нищим по духу, — и хотя он праведник и Божий избранник, — не почитать себя за что-либо, но признавать душу свою малоценною и уничиженною, как будто ничего он не знает и не имеет, хотя и знает и имеет«.

Так, пока человек не ступил на путь естественного совершенствования, пока он не ощутил в себе совершенства как собственного достоинства, от которого он может отречься или которое само ускользает от него, пока пред ним не открылась безграничная перспектива прогресса, до тех пор он еще не знает меры своей природы. Естественное развитие или совершенствование есть форма человеческого совершенства, т.е. совершенства условного, тварного, и потому такое развитие дает человеку познание своей душевной ограниченности.

Рассмотрим развитие историческое. Каждый народ имеет свою старость. Мы хорошо знаем старость греков и римлян.

О чем она свидетельствует? Чем жили они в своей юности и мужестве и чем жили в старости? Какие песни пели прежде и какие под старость? Самою яркою полосою по последним страницам их истории проходит недовольство жизнью, обращение к Востоку, неудержимое стремление к небесному — кратко сказать, сознание блудного сына.

В этом именно, а не в хороших военных путях, не в единстве греческого языка и римской администрации была подготовленность языческих народов к принятию евангельской проповеди. А как был подготовляем и подготовлен еврейский народ? По изображению человеческой истории уап. Павла, люди вначале не прославили Бога как Бога (Рим. 1,21) и потому лишены были славы Божией (III, 23).

Бог предал язычников в прихотях сердец их нечистоте, предал их постыдным страстям (1, 24-26). Но избранному народу Божиему был дан закон. Для чего? Для достижения ли совершенства? Те, которые так смотрели на закон и мнили себя законнически совершенными, — те были врагами Христа.

Не для совершенства был дан евреям закон, не для оправдания пред Богом, а для познания греха (III, 20). Посредством заповеди грех становится сознательным и потому крайне грешным (VII; IV, 15). Язычники были преданы похотям, а евреи заключены под иго закона для одной цели: для того, чтобы человек познал свою немощь, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор.

I, 29), чтобы хвалящийся хвалился о Господе (I Кор. I, 31; 2 Кор. X, 17), чтобы человек охотнее хвалился своими немощами, ибо сила Божия совершается в немощи (2 Кор. XII, 9). И вот, по исполнении времен, когда человечество с совершенною ясностью сознало свое бессилие для всякого доброго дела (Рим.

VII, 24), тогда Бог дал нам жизнь во Христе Иисусе: нашею неправдою открылась правда Ба-жия, нашею неверностью возвысилась верность Божия к славе Божией (Рим. III, 5-7), — нам дана жизнь по милости (IV, 16), дабы обилие благодати тем ббльшую во многих произвело благодарность во славу Божию (2 Кор. IV, 15). Когда умножился грех, стала пре-изобиловать благодать, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась чрез праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим (Рим. V, 20- 21; 1 Кор. XV).

Отрывок из книги: Цель и смысл жизни

Источник: https://krasnov.tv/estestvennoe-razvitie-kultura-i-civilizaciya-l-n-tolstoj-i-b-c-solovev/

Естественное обучение или как учатся дети – Развитие ребенка

Джон Холт – выдающийся американский педагог и реформатор американской школьной системы. Он разработал ряд альтернативных методик обучения, которые успешно используются во всем мире.

Джон Холт наблюдал за детьми в естественных для них условиях полной свободы, когда их не контролировали учителя. В этом он отличался от большинства исследователей в сфере педагогики и детской психологии.

Он наблюдал за детьми своих родственников и друзей во время игры, он наблюдал за детьми в школах во время уроков. В результате тщательных исследований он сформулировал основные закономерности естественного обучения детей.

Важно

Рассмотрим подробнее главные педагогические идеи Джона Холта, представленные в книге «Залог детских успехов».

Дети учатся не потому, что знания пригодятся им в будущем. Они учатся, повторяя действия окружающих

Современная школа стремится дать ребенку знания и развить навыки, которые принесут им пользу когда-то в будущем. Но дети интересуются тем, что происходит сейчас, а не в будущем. Они хотят делать что-то на практике прямо сейчас. Таким образом, они тоже готовятся к будущему, но это не является их главной целью, а всего лишь побочный эффект.

Дети – прекрасные ученики, потому что они не считают, что они учатся – они считают, что они просто делают те или иные вещи. Они хотят попробовать все, что видят вокруг, но поначалу у них это плохо получается. День за днем они делают новые попытки и в результате приобретают необходимые навыки.

Они хотят разговаривать, как взрослые, но сначала они не знают, как связывать звуки в слова. Их лепет кажется нам полной ерундой, но они думают, что они разговаривают.

Ребенок учится связно говорить, когда родители и другие люди разговаривают в его присутствии, повторяют отдельные слова и объясняют их значения, работают с ребенком над его произношением, постепенно повышая сложность упражнений.

Становясь старше, ребенок видит, как люди выполняют разные действия и непонятным для окружающих образом выбирает себе занятия. Он начинает читать, потому что видит, как это делают другие.

Если родители читают ему на ночь или в течение дня, он понимает, что это занятие интересное. Ребенок пробует читать еще до того, как его этому целенаправленно учат родители. Он запоминает отдельные буквы и узнает их в книгах.

Совет

Он может переворачивать страницы книги в произвольном порядке и произносить все, что придет ему в голову. С точки зрения взрослого, это не чтение, но ребенок действительно думает, что читает.

Со временем он начинает узнавать слова, даже в незнакомых для него предложениях, и начинает видеть связь между звуками и буквами. Таким образом, ребенок осваивает первоначальные навыки чтения.

Главными навыками, которые осваивает ребенок, считаются умение ходить, говорить и читать. Их у ребенка пытаются развить прежде всего. Остальные навыки у ребенка развивают выборочно, в зависимости от предпочтений родителей.

Родителям кажется, что ребенок учится ходить, говорить или читать. Но, с точки зрения ребенка, он уже ходит с того момента, как сделал первый шаг, и говорит с момента первых издаваемых звуков. Ребенок ничему не учится намеренно – он просто выполняет определенные действия и раз за разом делает это лучше и лучше.

В процессе обучения ребенок переходит от общего к частному, а не наоборот

Этот факт является логическим следствием из того, что ребенок учится делать что-то, когда видит, как это делают другие. Он учится выполнять все действие сразу, а не по частям: пытается произносить целые фразы, а не отдельные звуки, потому что никто не разговаривает звуками. Он хочет читать сказки, а не запоминать буквенное выражение звуков или правильно читать отдельные слова.

Одна из самых больших ошибок, которую допускают современные школы – это деление общих задач на компоненты и обучение ребенка отдельным компонентам. При таком внимании к деталям общая задача кажется чем-то незначительным и скучным. Дети усваивают частные навыки (например, учатся понимать, как звуки соответствуют буквам) естественным образом в процессе выполнения общих задач.

Дети учатся на своих ошибках, замечая и исправляя их

Дети стремятся не только делать то, что делают окружающие, но и делать это правильно.

Они не боятся пробовать делать то, что еще не умеют, и замечают собственные ошибки и неточности. Повторяя действия снова и снова, они пытаются с каждым разом выполнять их лучше и, таким образом, улучшают свои навыки.

Взрослые склонны исправлять детей, указывать им на ошибки. Они верят, что это помогает детям лучше овладевать новыми навыками. Но, поступая таким образом, они только дают понять ребенку, что он не может справиться с задачей и родители могут сделать это лучше.

Обратите внимание

Чувствуя, что его оценивают, ребенок испытывает тревогу. Это мешает ему пробовать выполнять новые действия. Он может также отказаться и от дальнейших попыток выполнить данное действие, в котором родители хотят ему помочь.

Пробуя выполнить какое-либо действие, ребенок не должен испытывать тревогу, потому что это не дает ему возможности приступить к освоению навыка. Никто, кроме ребенка, не знает, когда он готов совершать ошибки и исправлять их.

Родителям не стоит поправлять детей, потому что они сами прекрасно видят свои ошибки. Они постоянно стараются улучшить свои навыки, но делают это в наиболее подходящем для них темпе. Когда ребенку дают свободу действий, не подгоняют и не вызывают у него чувство тревоги, он способен сам увидеть и исправить большинство допущенных ошибок.

Дети лучше учатся у старших детей, чем у взрослых

Маленькие дети видят, в чем они не настолько компетентны, как взрослые. Это может вызывать у них чувства стыда и тревоги, даже если взрослые им на это не указывают. Родители, которые делают все хорошо, не всегда являются хорошим примером для ребенка. Он может подумать, что никогда не сможет делать так же, и не стоит даже пытаться.

Поэтому дети лучше учатся у старших детей, чем у родителей. Например, младшие дети, наблюдая за старшими, учатся играть в футбол или выполнять другие действия.

С помощью воображения дети учатся тому, что не могут попробовать на практике

Читайте также:  Эрозия шейки матки: причины, симптомы, диагностика, лечение

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что воображение играет важную роль в развитии познавательной сферы (в частности, гипотетического мышления) у детей. Кроме того, оно помогает ребенку научиться тому, чему он не может научиться на практике. Воображение, таким образом, не уводит ребенка из реального мира, а помогает ему адаптироваться.

Маленький ребенок не может научиться водить грузовик, но в своем воображении он представляет себя водителем. Такие фантазии мотивируют его узнавать больше о грузовиках и о вождении. Он может построить себе грузовик из ящиков или стульев и имитировать реальную езду на грузовике.

Играя в игры, основанные на воображении, ребенок обычно выбирает роли, которые видит в мире взрослых. Они играют в мам и пап, водителей, машинистов, летчиков, врачей, учителей и т. д. В процессе игры они максимально точно отображают свои роли.

Важно

Например, дети, которые играют в охотников, представляют себя сильными и отважными, они подкрадываются к мелким животным и стреляют в них из своего игрушечного оружия. Они учатся тому, что должен чувствовать охотник, и развивают реальные навыки, которыми он должен обладать.

Такие игры увлекают их больше, чем простая стрельба по мишеням.

Кроме того, ребенок с помощью воображения осваивает то, что в реальном мире ему не позволяют родители.

Дети познают мир, выстраивая умозрительные модели и применяя к этим моделям новую информацию

При взаимодействии с окружающим миром дети проявляют умственную активность. Они стремятся понять смысл вещей. Дети – прирожденные исследователи, они постоянно выдвигают гипотезы и проверяют их, подтверждают, опровергают и развивают их на основе своего опыта.

Но мотивация к познанию окружающего мира должна исходить от самого ребенка, а не навязываться окружающими.

Например, дети, которым разрешают проводить дома физические эксперименты (что может приводить к беспорядку в комнате), лучше усваивают школьный курс физики, чем те, кто учит физику по учебникам.

Дети часто выстраивают умозрительные модели на основе предыдущих занятий. На основе этих моделей ребенок осваивает новые навыки. Умозрительные модели основываются на личном опыте, поэтому они мотивируют ребенка. Если родители или учителя будут использовать подобные модели для обучения ребенка, это покажется ему неестественным.

Естественное обучение и система образования

В своих работах Джон Холт часто задавался вопросом: как учителям стать более эффективными. Он пришел к выводу, что в процессе обучения ребенку следует давать больше свободы. Свобода – это главная ценность в обучении, и родители, и учителя должны ее уважать.

Дети часто не воспринимают школьную систему обучения, потому что она ограничивает их самостоятельность и делает неуверенными в способности самостоятельно исследовать окружающий мир.

Совет

Более того, ни учителя, ни сверстники – никто, кроме самого ребенка, не способны понять его мотивы, умозрительные модели и увлечения на тот или иной момент времени.

Поэтому дети лучше всего учатся тогда, когда они полностью контролируют процесс или, иными словами, могут свободно заниматься тем, что их интересует.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 3 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/edu/5129/

Неестественное состояние человека, его свойства

Как же изменились свойства человека?

Ум человека потерял способность видеть истину, различать добро от зла, стал слеп, помрачился. Извратились все познавательные силы и способности человека, утратилась ясность и проницательность его ума (146, 172).

Коренным образом изменилось и сердце человека, оно не осталось в чистом состоянии.

Вместо любви к Богу как Источнику жизни, оно стало источать зло, в нем появились «гордость, высокоумие, безмерное самолюбие, тщеславие, неведение Бога и о Нем нерадение, ненависть, зависть, гнев» (352, 112).

По мысли схиархимандрита Иоанна (Маслова), сердце стало подобно земле, не имеющей живительной влаги, оно огрубело, стало жестоким, как железо, каменным, глубоко растленным и злым. Это жилище Святого Духа стало жилищем злых духов (146, 173).

В своей деятельности педагогам необходимо учитывать, что после грехопадения сердце человека стало мало восприимчиво к добру, стало злым: по свидетельству св.

Иоанна Кронштадтского, в нем появилась «нечувствительность ко всему истинному, доброму и святому» (ИК, Моя жизнь, ч. 1, ст. 413).

Когда на него сеются добрые семена, то чаще всего они остаются бесплодными и даже погибают, как на жесткой почве (146, 173).

Существенно повредилась воля человека. До грехопадения она была направлена к чистоте, праведности и невинности, теперь в ней появились противоположные желания, направленность ко злу. Подчиняясь различным чувственным побуждениям, воля постепенно ослабела.

«Чем более грехов и беззаконий творит человек..

, тем более отходит и удаляется от Бога… не лицом, но сердцем, не ногами, но волею, не переменением места, но переменением нравов злых», – такими словами святителя Тихона Задонского характеризует схиархимандрит Иоанн результат ослабления воли (146, 173).

Существенный отпечаток грех наложил и на свободу человека. Отец Иоанн пишет, что «если до грехопадения человек радостно и охотно служил Творцу, желал постоянно быть с Ним в тесном взаимодействии, то после грехопадения человек окончательно прекратил всякое взаимодействие с Господом, тем самым лишив себя Его милости и благодати» (146, 173).

Обратите внимание

Грех затмил в человеке совесть. До грехопадения она была в нем непогрешимой, «голосом Божиим», «верным свидетелем», после грехопадения человеческая совесть стала похожа на закопченное зеркало, не отражающее истины. Она стала злой и усыпленной (146, 173).

Следствия греха распространились и на тело.

По мысли отца Иоанна, «извращение человеческого духа привело к полному разладу телесного состава и нарушило его правильное развитие.

Если до грехопадения душа полностью господствовала над телом, то после него тело взяло перевес над духом, вышло из повиновения» (146, 174). В результате этого тело стало подвергаться болезням, страданиям.

Более того, тело человека стало подвергаться физической смерти. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «По причине падения наше тело вступило в один ряд с телами животных» (105, 229).

Существенно повредилась память человека. Она стала склонна больше удерживать злые, лукавые воспоминания, чем воспоминания об истине и добре. При этом диавол старался изгладить из сердца человека память не только о райской жизни, но и о Самом Боге как Творце (137, 376; 146, 175).

В падшем человеческом естестве добро смешано со злом.

Причем, как свидетельствуют святые отцы, прившедшее в человека зло так «смешалось и слилось» с его природным добром, что «природное добро никогда не может действовать отдельно, без того, чтобы не действовало вместе и зло» (105, 364). «Отрава проникла во все члены тела, во все силы и свойства души, – пишет святитель Игнатий Брянчанинов, – поражены недугом греховным и тело, и сердце, и ум» (105, 364).

Искажение образа Божия и утрата подобия мучительна для человека. «Разнородные части, составляющие существо человека – ум, сердце и тело – после грехопадения рассечены, разъединены, действуют разногласно, противодействуют одна другой» (105, 130). Это мучение действует в человеке непрерывно.

Поэтому как результат греха у человека появилось новое стремление – стремление к суетным непрерывным развлечениям для того, чтобы заглушить живущую внутри муку. Но эту муку нельзя уничтожить развлечением. Развлечение служит средством ее укрепления. После развлечения мука просыпается с новой силой.

Важно

Она – живое свидетельство падения человека (105, 133).

Таким образом, первородный грех самым пагубным образом отразился на всей человеческой природе, внес в существо человека полную дисгармонию. При таком повреждении всех сил и способностей, после ужасного искажения образа Божия, после утраты человеком естественного состояния, у него уже не было никакой возможности остаться в раю.

По выражению святителя Тихона, грех, содеянный человеком, не только затворил собой небо и рай, но и отверз ад с его вечным мучением (146, 173).

Грехопадение первых людей оказалось пагубным не только для них самих,пагубные следствия первородного греха распространились с неотвратимой преемственностью на всех их потомков. Поэтому греховные наклонности и страсти проявляются в человека с младенчества.

«Человек рождается в мир далеким от того, чтобы ему быть храмом Божиим», – пишет святитель Филарет Московский (344, сл.219).

«Дитя еще не говорит, не ходит, только что приучилось сидеть и брать игрушки, – свидетельствует святитель Феофан Затворник, – но уже серчает, завидует, присвояет себе, особится и прочее, вообще проявляет действие страстей» (371, 37).

С возрастом страсти усиливаются и делают человека своим рабом. «Наклонность ко грехам, наследованная нами от прародителей, – пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов), – именуется в слове Божием «ветхим человеком». Ветхий наш человек так крепко, так глубоко укоренился в нас, что мы грешим каждый день, каждый час, грешим мыслями, словами и делами» (141, 120).

Согласно учению о спасении, с течением времени человек «все более ожесточался, уклонялся от добра, воздвигая непреодолимые препятствия между собой и Богом» (146, 174).

«Помраченные неведением, люди стали почитать вместо добродетелей пороки. Естественные пути Богопознания стали недоступны и непонятны человеку.

Природа человека, зараженная грехом, стала неспособна к добродетельной жизни» (146, 174).

Находясь после грехопадения в состоянии духовной смерти, человек впал в руки дьявола, который жестоко мучил его. Он стремился заставить человека поклоняться неразумной твари, обожествлять вместо Творца видимые предметы: небесные светила, зверей и скотов и т.п. (146, 175).

При этом люди, как правило, не видят своего падшего состояния. «Самый тяжкий плен остается для многих невидным, признается полной свободой» (105, 400).

«Постепенно смерть и тление все более овладевали людьми, память о Боге у них почти совершенно изгладилась, грех, подобно смертоносной язве, быстрыми темпами распространялся по земле. Весь мир погружался в глубокую тьму идолопоклонства и крайнего развращения.

Совет

Исправление такого ужасного состояния становится для самого человека невозможным. Человечество было бессильно что-либо сделать для своего спасения.

Однако образ Божий как основание духовной жизни человека не был совершенно разрушен силой зла и сохранял еще в себе возможность возрождения. Отпадение человека от Бога не было безвозвратным.

«В помраченном уме еще оставалось представление о Боге, хотя и искаженное; в воле человека, уклонившегося в сторону зла, не было непримиримой ненависти к добру, но сохранялась еще возможность раскаяния и возвращения на путь богоугодной жизни» (146, 185).

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

1. Состояние человека после грехопадения характеризуется следующими свойствами (105, 105):

– образ Божий в человеке осквернен, подобие Божие уничтожено (105, 105), человек потерял свое достоинство и честь (121, 1168);

– грех так сильно слился с природой человека, что стал вторым естеством (146, 183): «естество падшего человека являет собой смесь добра со злом и постоянно рождает из себя действие, себе сообразное» (105, 373);

– падение первого человека нарушило гармонию, расстроило все его существо, отразилось на всех свойствах и способностях: ум помрачился, утратил подлинную мудрость, ясность и проницательность, способность к различению добра и зла; сердце стало жестким и растленным, расположенным к греху; воля ослабела, человек становится бессильным, ему необходимо усилие, чтобы делать добро. Грех затмил в человеке совесть, он не может дать правильную оценку своим поступкам и действиям;

– нарушилось правильное развитие тела человека, оно стало подвергаться болезням и смерти;

– после грехопадения люди находятся в неведении: вместо добродетелей почитают пороки (146, 174), «порождения страстей принимают за побуждение правды, действия их – за утешение совести» (105, 215);

– в человеке появилось стремление к суетным развлечениям как средству заглушения непрестанного внутреннего мучения, которое явилось следствием дисгармонии его естества, внесенной грехом (105, 132);

– после грехопадения в человеке проявились «страсти греховные»: неправда, ложь, лукавство, нечистота, гордость, гнев, злоба, ненависть, зависть, сребролюбие, самолюбие, хищение, обжорство, лесть и проч. Свойствами нрава его стали самолюбие, плотоугодие, славолюбие, сластолюбие, немилосердие, жестокосердие, ярость, роптание, хуление и прочие грехи.

Он стал любить все, что умножает его прихоти. Его свойством стало любить почитание, поклонение, похвалу. Ему неприятно все, что его обличает. Он не заботится о ближнем. От других он не терпит обиды, укоризны, но сам других обидеть, осудить, оклеветать не стыдится. В человеке после грехопадения кроется грех, слепота и бесстыдство.

Он весь свой разум стал употреблять на свою корысть или на разорение ближнего (121, 1162-1163);

– после грехопадения человек стал «несмысленным почти как скот», но может свободно выбирать то, что ему хочется. Поскольку свободная воля человека не ограничивается, то человек ответственперед Богом за свои поступки (202, 177);

– образ Божий в человеке после грехопадения, хотя и был помрачен, но сохранял возможность возрождения, т.к. не был совершенно разрушен силой зла (146, 185).

2. Губительные следствия первородного греха не ограничились прародителями, они распространились на весь род человеческий путем естественного рождения.

3. Греховные наклонности и страсти проявляются в человеке с младенческих лет и усиливаются с его возрастанием, подчиняя человека себе. Врожденное греховное состояние постоянно склоняет и влечет человека ко злу (самолюбию, плотоугодию, славолюбию, сластолюбию, неправде, нечистоте, жестокосердию, гневу, ярости, злобе, роптанию, хулению и другим грехам).

4. «Видимое следствие падения – всюду в мире царствующее смятение. Люди колеблются от боязни, страха, смущения, многообразных пожеланий. Видимый мир весь в смятении, в борьбе. Все испытывают это состояние, но мало кто знает его причины, большинство не знает, что это за зло и откуда оно, [ошибочно] считая такое состояние естественным» (267, 163-165).

Обратите внимание

Таким образом, сознание гибельности своего состояния у многих людей отсутствует. Многие люди удовлетворились состоянием падения, находя наслаждение в служении греху; многие смотрят на свое состояние падения как на состояние полного торжества и – самое страшное – употребляют все усилия, чтобы упрочить, развить это состояние, а не выйти из него (105, 364).

5. Святые отцы учат о необходимости для каждого человека осознать свое состояние: «необходимо познать свое падшее естество, его наклонности, свойственную ему деятельность», чтоб впоследствии с помощью Божией вернуть естественное состояние (105, 373). «Главное –осознать [свое падение]»,- говорит схиархимандрит отец Иоанн.

6. Человек своими силами не может выйти из состояния падения (146, 175).

Таким образом, педагог в своей деятельности должен знать и учитывать эти свойства поврежденной человеческой природы.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s43404t6.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector