О грязном белье и гендерной психологии

Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения

Социальная психология гендера. Проблемы однообразия. Критические размышления о гендере. Пол versus гендер. Как устроена эта книга.

Гендер (Gender). В психологии – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям “мужчина” и “женщина”. Поскольку пол (sex) является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на “половые”.

Однажды художница Николь Холландер нарисовала такой маленький комикс: два персонажа с красными от мороза ушами стоят на улице в самый холодный день года. Один говорит: “Зачем мне шапка, мне холод нипочем”. Второй: “Я не ношу шапки, она портит мне всю прическу”.

Кто из них мальчик, а кто – девочка? Вот уж не думаю, что вы, читатель, затруднитесь с ответом. Ведь каждая из приведенных фраз отражает общепринятый гендерный стереотип. В этой книге исследуется социально-психологическая природа гендерных ролей и стереотипов.

А ведь от них зависят и наша самооценка, и восприятие окружающих, и выбор профессии, а в конечном счете, и все наше поведение.

Социальная психология гендера

Социальная психология – это наука, изучающая, как общество влияет на мысли, чувства и поведение отдельного человека.

А ее подраздел – социальная психология гендера – занимается исследованием социальных норм, обусловливающих то, как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество.

Пожалуй, что ни в одной области социальной психологии не найдется столь ярких примеров парализующей силы конформности, невозможности отойти от навязанных обществом ролей и присущих человеческому сознанию принципов обработки информации.

Конформность (Conformity). Тенденция изменять свое поведение или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы.

Предрассудок (Prejudice). Неоправданно негативная установка по отношению к определенной группе и отдельным ее членам.

Дискриминация (Discrimination). Неоправданно негативное поведение по отношению к определенной группе и отдельным ее членам.

Самоуважение (Self-esteem). Всеобъемлющая оценка человеком самого себя, или чувство собственного достоинства.

Гендерная роль (Gender role). Набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Стереотип (Stereotype). Мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Обратите внимание

Социальная психология гендера – это широчайшее поле для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия (social perception) и самовосприятия (self-perception), самоуважения, возникновения социальных ролей и норм.

Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки скорее состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов.

Впрочем, это закономерно, ведь социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается скорее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин (Hyde, 1991).

Лотт отметил, что социальная психология в любом случае пересекается с гендерными исследованиями, поскольку “изучать условия, которые формируют и поддерживают социальное поведение, означает изучать то, как культура выстраивает гендер” (Lott, 1991, р. 506).

Однако, изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, социальная психология вплоть до конца 60-70-х годов практически игнорировала гендерные отношения и даже не рассматривала женщин как дискриминируемую социальную группу.

Гендерные исследования сдвинулись с мертвой точки лишь когда в науку пришло новое поколение – целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной психологии для выпускников вузов. Они на собственном опыте прочувствовали, что значит находиться на правах меньшинства: даже просто получить возможность участия в этих программах и то стоило огромного труда – ведь они не были мужчинами.

Есть несколько подходов к описанию социальной психологии гендера. В этой книге, чтобы создать связную социально-психологическую картину гендера, я использовала концепции как социальной психологии, так и других областей науки, например психологии развития (developmental psyhology).

Источник: https://bookap.info/popular/burn/gl5.shtm

Гендер: чем определяется наш социальный пол? – Психологос

Ге́ндер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив.

Иногда понятие “гендер” употребляют как синоним понятий “мужское и женское”, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминностью и предположительно отличающие мужчин от женщин.

При таком подходе гендеров всегда два – мужской и женский, и именно в этом смысле говорят о психологических особенностях мужчин и женщин.

В более узком и точном значении “гендер” – это заданный обществом определенный стандарт мужского или женского поведения, и при таком подходе гендеров не два, а гораздо больше. Есть стандарт мужского и женского вообще, и при этом есть конкретные стандарты поведения (гендеры) внутри мужского и женского поведения.

В частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой (мужчины, сменившие пол на женский) и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью.

Важно

У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. Все это – разные гендеры.

Начиная разговор о мужском и женском гендере, важно подчеркнуть: нередко можно встретить женщину с мужским гендером (“мужик в юбке”) и мужчину с гендером женским: не волевого, мягкого, подверженного чувствам.

Гендер и биология

Гендер – социальный пол, задается обществом, но есть ли за этими социальными нормативами биологические корни?

Есть. Мальчики и девочки изначально, по своей генетике и биологии, различаются по интересам, способностям и стилю. Мужской и женский мозг отличаются по своему объему и функциям.

Отличия мужского и женского видны с самого раннего детства: мальчики любят играть в машинки и дерутся, девочки играют в куклы и ябедничают – и это происходит помимо сил социальных влияний, это “вшито” биологически.

Нельзя отрицать, что поведение лиц мужского и женского пола есть следствие их социализации и воспитания в соответствии с представлениями общества о роли мужчин и женщин.

Однако возникает вопрос: а почему у человечества сформировались такие представления? И почему, несмотря на смену исторических и экономических эпох, они все же в своей основе остаются незыблемыми? Скорее всего, потому, что они основываются на народной мудрости, учитывающей биологические возможности мужчин и женщин.

С другой стороны, многие биологические особенности мужчин и женщин, похоже, сформировались в процессе эволюции в связи с теми жизненными функциями, которые распределялись культурой между женщинами и мужчинами.

Совет

Если мужчины взяли на себя функцию охоты, они учились пространственному мышлению, умению договариваться на расстоянии, различать право и лево, учились бить и смело драться.

Если женщины взяли на себя функцию сидеть с детьми и заботиться о пещере (доме), они развивали у себя умение чувствовать детей и других близких им людей, умению договариваться в непосредственном общении, заботиться о безопасности и привлекать к себе внимание мужчин, которые могли бы о них позаботиться. См.→

Гендер и культура

Какие бы ни были биологические основы, гендерные различия по большей части – результат научения. Мальчиков и девочек воспитывают как мальчиков и девочек, по нормативным представлениям культуры: “Мальчики не плачут!” “Девочка не может быть грязнулей!”.

Это воспитание происходит в каждой семье с помощью окружающих, а иногда и государства. Если маленький мальчик носит длинную косу, над ним смеются. Если мама ему объяснит, что “так заведено, что мальчик косу не носят”, то он быстрее подчинится социальному давлению на него.

Маленькие мальчики и девочки поведенчески практически не отличаются друг от друга до определенного возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Вместе с этим дети усваивают и полоролевые установки, которым вынуждены следовать и принимать.

Девочек превращает в женщин – общество, обучая их этой роли и настаивая на обязательности этой роли.

В таких религиозных общинах на территории Соединенных Штатов, как Римско-Католическая церковь и Церковь Святых Последнего Дня, женщин принуждают следовать традиционным гендерным ролям под угрозой отлучения.

А в некоторых протестантских общинах женщин, усомнившихся в необходимости слепого подчинения мужчинам, навещает категорично настроенный пастор, который разубеждает их, показывая в Библии отрывки, подтверждающие подчиненное положение женщины.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг., отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение (French, 1992).

Обратите внимание

При этом неверно утверждать, что гендерные установки обществом именно “навязываются”, а люди им сопротивляются: нет, гендерные стандарты по большей части встречают повсеместную поддержку. Женщины обычно хотят выйти замуж не просто за существо мужского пола, а за настоящего мужчину.

Аналогично, и мужчинам нужна не просто кукла женского рода, а милая и красивая женщина. Чтобы это происходило, заботливые родители воспитывают мальчиков как мужчин, а девочек – как женщин.

Если это получается, родители гордятся своими детьми, а выросшие дети гордятся собой и благодарят родителей.

https://www.youtube.com/watch?v=LItP1UwC5sw

Гендерные стандарты – одна из основ современной цивилизации. При этом кажется полезным, чтобы женщины не замыкались в узком кругу “женских дел” и домашних обязаностей, чтобы они могли выбирать себе те занятия, которые их заинтересуют, и их осваивать. Аналогично, если мужчины добавят себе те способности и таланты, которыми обычно владеют женщины, это их также обогатит.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/gender-dvoe-zn–chem-opredelyaetsya-nash-socialnyy-pol-vop-zn-

Гендерные стереотипы в современном обществе – Психология жизни

Гендерные стереотипы — это некие общие представления о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли обобщают мужские и женские качества. Так как каждый человек уникален, имеет индивидуальные характеристики, мысли и чувства, то гендерные стереотипы бывают не верны в определенных конкретных ситуациях.

Кроме того, гендерные стереотипы в современном обществе периодически устаревают по мере развития социума и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.

Хотя большинство людей понимают, что гендерные стереотипы не всегда соответствуют действительности, все — таки делают предположения, основанные на гендерных различиях.

К примеру существует распространенный стереотип про то, что женщины спешат выйти замуж и должны заниматься домашним хозяйством, а мужчины любят заниматься спортом и обязаны ходить на работу. Многие представления о гендерных ролях навязываются нам через СМИ и рекламу.

Потребности в браке. Как укрепить семью?

Читайте также:  Как ухаживать за кожей летом. полезные советы для женщин.

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Женские гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы закладываются с самого раннего детства. Например, при появлении ребенка — девочки, мы сразу же начинаем покупать дочке одежду и аксессуары розового цвета, украшаем ее комнату бабочками, цветочками и куклами.

Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что таким образом учат ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях. Это является наиболее распространенным стереотипом по отношению к женщинам.

В современном мире существуют миллионы гендерных стереотипов о женщинах, например:

женщины — медсестры и воспитатели; женщины не так сильны, как мужчины; женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины; женщины не должны получать хорошего образования; женщины не занимаются спортом; женщины не являются политиками; женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства; женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины; женщины обязаны заниматься домашним хозяйством и рожать детей; женщины несут ответственность за воспитание детей; женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей и других стереотипно мужских задач; женщины должны быть красивыми; женщины любят петь и танцевать; женщины не азартны; женщины флиртуют;

женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Мужские гендерные стереотипы

Типичные женские представления о мужчинах, например, что у них вечный беспорядок в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда. Детские игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров и солдатиков. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и уметь защитить себя.

Большинство родителей осознают и признают за собой, что они не учат своих сыновей мыть посуду или правильно складывать вещи в шкафу. Маленьким мальчикам зазорно покупать детскую коляску, чтобы в ней он возил куклу.   Почему всё бесит и раздражает?

Вместо этого, родители учат сыновей выносить мусор или делать тяжелую физическую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный мужской стереотип, но в большинстве семей воспитание будущих мужчин происходит именно так.

Важно

В современном обществе мужчины обязаны делать грязную работу и все, что требует физических усилий, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие распространенные мужские гендерные стереотипы:

мужчины получают удовольствие от работы; мужчины не могут выполнять чисто женские обязанности; мужчины выбирают строительство или механику, они не являются секретарями, учителями, или косметологами; мужчины не делают работу по дому, а уход за детьми не входит в их обязанности; мужчины азартные и занимаются спортом; мужчины любят отдых на природе, например походы и рыбалку; мужчины несут ответственность за все; мужья указывают своим женам, что делать и руководят ими; мужчины ленивые и грязные; мужчины не плачут; мужчины сильны в математике;

мужчины не готовят и не шьют.

Признаки мужской симпатии

Конечно, все эти гендерные стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и приписываем их каждому мужчине или женщине.

Все гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина занимается не домом, а своей карьерой, в то время как мужчина занимается воспитанием детей.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Источник: http://psylive.com.ua/yeto-interesno/gendernye-stereotipy.html

Читать

Впервые эта книга вышла в 2003 г. Это было первое отечественное учебное пособие, с помощью которого вузовские преподаватели проводили практические и семинарские занятия в процессе чтения курсов по гендерной психологии и другим дисциплинам гендерной направленности.

Появлению 2–го издания «Практикума по гендерной психологии» способствовали следующие обстоятельства. Во–первых, 1–е издание в целом было положительно оценено преподавателями и пользовалось спросом у специалистов, интересующихся гендерной проблематикой.

Однако авторами были получены и некоторые критические замечания, связанные с содержанием некоторых разработок. Поэтому появилась необходимость скорректировать и доработать ряд тем.

Еще одним обстоятельством, побудившим авторов к подготовке 2–го издания практикума, явилось приращение знания в сфере гендерных исследований.

За прошедшие пять лет опубликованы новые научные и учебно–методические работы; многие гендерные специалисты защитили докторские и кандидатские диссертации; существенно расширился круг интересующихся гендерными проблемами не только на уровне научных исследований, но и в сфере практических приложений теоретического знания. Следовательно, содержательную часть практикума необходимо было дополнить и обновить с учетом современного уровня развития отечественной и зарубежной гендерной психологии.

Данное издание практикума по гендерной психологии существенно отличается от своего первого варианта. Хотя общее количество текстов практически не изменилось, 15 методических разработок являются совершенно новыми, а остальные обновлены и дополнены в теоретической и в практической частях.

Новые методические разработки посвящены весьма актуальным темам, которые ранее не были включены в практикум в силу неразработанности в методическом плане.

Совет

Эти темы раскрывают такие проблемы, как роль феминизма в развитии гендерных исследований в психологии, гендерный аспект родительства, роль художественной литературы в воспитании детей и взрослых и др.

Достаточно широко представлена проблема сексуальности с позиций гендерного подхода, обсуждается также такая актуальная для гендерного направления тема, как насилие в семье.

В методических разработках использованы ссылки практически на все отечественные работы по гендерной проблематике, которые появились в последние годы; немало использовано также и зарубежных источников.

Изменился и состав авторов практикума, почти третья их часть – новые авторы. Некоторые преподаватели не смогли принять участие в работе над новым изданием в силу различных обстоятельств, однако основной состав авторов остался прежним. В работе над 2–м изданием практикума приняли участие восемь новых авторов.

Неизменной осталась общая концепция практикума, которая определяется, как и в прежнем издании, идеями гендерного подхода.

Не изменилась и общая структура практикума, включающая четыре раздела: «Введение в гендерную психологию», «Гендерная социализация», «Гендерные характеристики личности», «Прикладные аспекты гендерной психологии». Эти разделы в общих чертах отражают сложившуюся на сегодняшний день структуру гендерной психологии как научной области знания и учебной дисциплины.

В первом разделе рассматриваются самые общие вопросы гендерной психологии: содержание понятия «гендер», обыденные гендерные представления, психофизиологические и психологические различия между полами, психологические характеристики гендерных групп, роль феминизма в развитии гендерных исследований.

Во втором разделе представлены методические разработки практических занятий, которые помогут студентам осознать способы и механизмы влияния основных институтов социализации (семья, школа, художественная литература) на формирование у участников социализационного процесса гендерных установок, стереотипов, представлений.

Третий раздел практикума помогает раскрыть содержание таких ключевых тем гендерной психологии, как гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерные установки и предубеждения личности, гендерная идентичность. Особое внимание уделено такой характеристике личности, как гендерная компетентность.

Обратите внимание

В четвертом разделе представлены работы, рассматривающие гендерную проблематику в ее практическом приложении.

Сохранилась структура каждой методической разработки, которая включает следующие части: вводные замечания, цели занятия, оснащение, порядок работы, контрольные вопросы для проверки знаний студентов, список использованной литературы и приложения. Все формы проведения занятий относятся в группе интерактивных методов обучения.

Хочется поблагодарить всех тех, кто высказал свои оценки и критические суждения по поводу содержания методических разработок в практикуме.

Авторы надеются, что переработанный и дополненный практикум окажется полезен как преподавателям, и студентам, так и всем, кто интересуется психологией, а также будет способствовать развитию гендерного направления в психологической науке.

И. Клецина

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих [2].

На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма.

Однако факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними, включая психологические.

Ведь биологические различия имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие – от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие – для женщины. Да и то, как мы воспринимаем биологические различия между полами, тоже определяется культурными факторами.

Как указывает французский историк Т. Лакер, в Европе до XVII в. базовыми отличительными признаками понятий «мужчина» и «женщина» считались социальный статус индивида и исполняемые им социокультурные роли, а не анатомо–физиологические особенности [6].

Важно

Телесное несходство мужчин и женщин не ставилось под сомнение, однако суть различий между ними люди усматривали отнюдь не в биологии. Длительное время в европейской культуре существовала однополая модель человека, описанная античным философом–врачом Галеном во II в. н. э. Согласно этой модели организм женщины рассматривался как биологически несовершенный мужской организм.

В галеновской схеме структурно–морфологических соответствий репродуктивных органов женский организм имеет точно такие же половые органы, что и мужской. Единственное отличие между ними усматривалось в том, что у женщины в силу «недостаточной жизненной энергии» эти органы находятся внутри, тогда как у мужчины они располагаются снаружи. Женские гениталии вплоть до 1700–х гг.

не имели собственного названия. Для их обозначения использовались термины, обозначающие мужские половые органы, и только контекст определял то, о каком теле – мужском или женском – идет речь. Собственно половые различия фиксировались не онтологическими, а социологическими категориями.

Природное тело рассматривалось как подчиненное социальному бытию человека, потому что телесное считалось временным, нестабильным образованием, выполняющим только вспомогательные функции в человеческой жизни.

Мировоззренческие сдвиги в европейском сознании, произошедшие в эпоху Возрождения, изменили взгляд на роль тела в жизни человека. Оно стало считаться единственной реальной, объективно существующей характеристикой индивида – в противоположность условности и произвольности социальных определений различных человеческих качеств, в том числе и сексуальных.

Если в античной и средневековой Европе психологические и социальные различия мужчин и женщин соотносились с различиями в их социальном статусе, то после XVII в. корни социальных и психологических различий стали усматривать в анатомии мужчин и женщин.

А точнее, в способности женщины к деторождению и связанными с ней физиологическими процессами: менструацией, лактацией, гормональными сдвигами и т. п. Таким образом, к XIX в.

вопрос о сексуальных различиях между мужчинами и женщинами был подменен вопросом о репродуктивных функциях организма, что в конечном счете привело к возникновению в европейской культуре двуполой модели человека, в которой мужское и женское представляли собой два антагонистических полюса.

Совет

Новая модель позволяла рассматривать социально обусловленные сексуальные различия в поведении личности как биологически детерминированные, возникающие на основе неодинакового анатомического, клеточного строения, эндокринных, психофизиологических и иных телесных функций. Так в европейском сознании утвердилось представление о том, что пол человека является биологическим феноменом и что полов у человека только два.

Читайте также:  Десять лучших детских книг июня

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=112144&p=1

Гендерная психология. История гендерной психологии :

Психология, именуемая гендерной, как особая отрасль психологических знаний, – довольно молодой раздел науки. Но, с другой стороны, она имеет длительную и внушительную историю, которую нельзя упускать из виду.

Начало изучения гендерной психологии

Собственно, гендерная психология берет начало в 70-х гг. XX века. На ее формирование оказало влияние немало факторов, в том числе и феминистское движение.

Тем не менее, до сих пор среди ученых нет единой концепции по поводу этой области науки.

Также и история гендерной психологии излагается специалистами совершенно по-разному, что часто приводит скорее к путанице, нежели к прояснению вопроса.

Основная проблема заключается в самом истолковании термина «гендерная». Некоторые под ней понимают сугубо феминистскую психологию. Вторые – просто женскую. А третьи определяют гендерные исследования, как науку о психологических различиях полов.

Другая сторона вопроса состоит в том, что комплекс гендерных исследований одновременно стал проводиться в разных науках людьми разных специальностей. Поэтому при изучении собственно половой психологии и ее истории невозможно пройти мимо ряда философов, социологов, этнографов, а также общественных деятелей.

Появление терминологии

Сам термин «гендер» означает «пол», но не в смысле физиологической данности, а как психологическую особенность, связанную с особой ролью в социальной жизни. Принят к использованию он был в 1975 году.

Этапы истории гендерной психологии

Чаще всего психология гендерных различий разбивается на пять последовательных временных этапов. В общем своем виде они выглядят следующим образом:

1. Исследование проблем, соответствующих области гендерной психологии, философами. Начало этого периода уходит в античность, а конец приходится на XIX век. Как видно, это самый продолжительный этап, имеющий довольно обширную внутреннюю периодизацию.

2. С конца XIX века до начала века XX происходит обозначение предмета и общее формирование основных разделов гендерных исследований.

3. Третий период связывается с Фрейдом, отчего он также носит название фрейдовского. Ведущая роль в нем отводится развитию идей психоанализа в их связи с общей канвой гендерных исследований. Временные пороги этого этапа можно обозначить, как начало – 30-х годов XX века.

4. Далее следует эпоха практических экспериментов и, как следствие, происходит накопление теоретической базы. Этот период продолжается до 1980-х годов.

5. Пятый, заключительный период, продолжающийся по сей день, выводит гендерные исследования в психологии на новый уровень. Наблюдается активный рост заинтересованных исследователей, увеличивается число экспериментов. Происходит стремительное накопление материала, что обеспечивает благоприятную базу для дальнейшего изучения предмета.

Период философов. Платон

Согласно общепринятому мнению, гендерная психология своим появлением во многом обязана Платону. Так, он впервые заострил внимания на гендерной проблеме отношений полов.

Платон в ряде своих произведений развивает учение об их взаимодополняемости и вводит термин андрогина – существа, соединяющего в себе мужские и женские признаки. Он первый высказывает мысль о том, что полы в своих отношениях равноправны.

Женщины в платоновской теории идеального общества могут участвовать вместе с мужчинами во всех социальных делах, а также быть воинами, философами. Потомство же они воспитывают наравне с мужьями.

Аристотель

Гендерные проблемы занимали и Аристотеля. Он много внимания уделял роли полов в жизни общества, в браке.

Занимаемые им позиции зачастую противоположны взглядам Платона, хотя он и был его учеником в начале своей философской карьеры.

Так, Аристотель видел женщину в браке в качестве своего рода рабыни, предназначенную лишь для ведения хозяйства и воспитания детей. Одним словом, он отрицал равенство между мужчиной и женщиной.

Томас Мор

Теперь перенесемся в эпоху Возрождения, когда веками «законсервированная» христианским догматизмом мысль начала пробуждаться к свободной жизни. Так, например, интересна теория Томаса Мора, описанная им в «Золотой книге».

Его образ идеального государства предполагает, что мужчины и женщины трудятся в равной степени над всеми делами без разделения труда на «женскую» и «мужскую» области.

Обратите внимание

В числе прочего сюда входят религиозная деятельность, служба в армии и высшие должности в органах власти.

После Мора гендерные отношения под тем или иным углом зрения рассматривали такие мыслители, как Томмазо Кампанелла и Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант и множество других блестящих мыслителей.

Второй этап

Следующий за философской рефлексией период развития, который прошла гендерная психология, характеризуется рождением и расцветом движения за освобождение женщины в обществе. Это в равной мере справедливо для США, Англии и Франции.

В какой-то степени данное движение затронуло и Российскую Империю. Сам по себе этот процесс, конечно, мало соотносился с учеными изысканиями, а потому не является частью истории гендерной психологии, как науки.

Однако он послужил фоном и катализатором, благодаря которому гендерные исследования привлекли к себе внимание многих ученых.

Феминизм

Феминистское движение, как и сам термин «феминизм», имеет французское происхождение. Синонимично ему определение «эмансипированная», то есть освобожденная женщина. Точкой отсчета для этого движения стала Великая революция во Франции. Тогда Олимпия де Гуж шокировала общественность, выступив со своей Декларацией прав женщин.

Подобные движения существовали и в других странах – Англии, США и не только.

Научные работы

Появляются в это время и научные труды. Например, в конце XIX века издаются две книги П. Е. Астафьева, посвященные психологии полов и психологии женщины.

Примерно в это же время австрийский исследователь Отто Вейнингер опубликовал свой труд «Пол и характер». Во многом эта книга оказалась знаковой, а проблемы, поднятые в ней, как и споры вокруг них, актуальны до сих пор.

Вместе с тем Германия, Франция и ряд других европейских государств развертывают широкое научное изучение женской психологии. Этот период рождает плеяду выдающихся исследователей как среди мужчин, так и женщин: Т. Хиггинсон, Х. Марион, Э. Кей и другие.

Третий (фрейдистский) этап

Как уже было сказано, на третьем этапе своего становления гендерная психология неразрывно была связана с именем Зигмунда Фрейда. Он отличался взглядами, дискуссии вокруг которых не угасают и по сей день.

У исследователей женской психики мало кто смог вызвать столько отрицательной критики, как отец психоанализа. Безусловно, он не был именно исследователем конкретно в этой области.

Но тем не менее некоторые его мысли, доктрины и труды затронули гендерные особенности в психологии. Отражение они нашли, к примеру, в книге «Психология женщины».

Полемика с Фрейдом

В споры с отцом психоанализа вступали даже многие его ученики.

Его тезис о подсознательном комплексе женщины, заключающимся в зависти к мужским гениталиям, сподвиг немало людей к созданию психологических теорий касательно полов и их взаимоотношений.

Поэтому, так или иначе, Фрейд оказал огромное позитивное влияние на развитие гендерных исследований. Хотя, повторимся, его собственные убеждения в этой области считаются более чем сомнительными.

Закончилось это тем, что в середине XX века психоанализ был признан, как опасная для женского психологического благополучия доктрина.

Однако и сейчас школа психоанализа представляет собой классическое направление в области исследования психологии представительниц прекрасной половины человечества.

Третий этап в России

В нашей стране после революции тон исследований в области гендерных различий несколько изменился. С приходом советской власти было законодательно закреплено равенство полов.

Первоначально женщин пытались оторвать от семьи, чтобы привлечь к производству и труду, однако затем правительством был запущен обратный процесс. Казалось бы, это были лучшие условия для развития объективных взглядов по гендерным вопросам.

Но на практике все это привело к отрицанию разницы полов. Советской наукой в принципе не признавались гендерная психология и педагогика.

Важно

Хотя ради справедливости стоит сказать, что в СССР были некоторые ученые, не согласные с такой позицией. Они пытались продвинуться в области гендерных исследований. К их числу можно отнести выдающихся ученых П. П.

Блонского и Е. П. Аркина.

Но к 1930-м годам их работу запретили, соответственно, прекратилась и публикация их трудов, а все исследования в данной области на просторах Советского Союза были заморожены до самого распада страны.

Четвертый период

Данный этап охватывает примерно двадцать лет и олицетворяет собой бурный рост исследований как экспериментального характера, так и теоретического осмысления. В это время наблюдается настоящий расцвет изучения отношений полов, принесший богатые плоды в нашу эпоху.

Перерыв в исследованиях

Заметим, что между третьим и четвертым периодом наблюдается некоторый разрыв. Понять его причину довольно трудно. Но наиболее вероятно, что виной тому стало развитие феминизма. Если ранее, на втором этапе, оно сыграло положительную роль, инициировав бурное изучение гендерной психологии, то в данном случае оно его затормозило.

Каким образом? Дело в том, что в западном обществе за исследованиями, касавшимися гендерной проблематики, был установлен жесткий социальный контроль. Развитие феминизма в этот раз получило в свой адрес критику широких слоев общественности, что создало для ученых трудности для объективного изучения.

Научный мир Запада, исследующий гендерные отношения, мог бы серьезно пошатнуться, если бы позволил себе вмешаться в этот социальный конфликт.

Из авторов-исследователей этого времени можно вспомнить следующие имена выдающихся ученых (причем, женщин): Э. Маккоби, С. Бэм и К. Гиллиган.

Итогом периода для Запада стало накопление колоссального теоретического материала, появление множества гипотез по поводу тех или иных аспектов гендерной проблематики.

Что касается России, то первые проблески света, ознаменовавшие возобновление научных исследований в области гендерной психологии, пробились сквозь тучи идеологии в 60-х годах.

Сделали это возможным такие люди, как Г. Ананьев.

Совет

Он в это нелегкое время противостояния стал основателем целой школы психологии, носящей имя Петербургской или Ленинградской школы (по городу, где проживал исследователь).

Также немалое значение для истории гендерной психологии в России имеют имена В. П. Багрунова, Э. С. Чугуновой и других.

Пятый период

Последний на данный момент этап в истории гендерной психологии, длящийся уже четверть века, характеризуется огромным, как никогда прежде, размахом исследований, широтой проводимых экспериментов и развитием движения гендерных исследований. Появляются новые теории, разрабатываются методики изучения проблем отношений полов.

Читайте также:  Показать все, что скрыто

С другой стороны, детализация исследований привела к тому, что внутри гендерной психологии начали выделяться не только отдельные школы, но и новые направления и разделы науки. Некоторые из них в своих теоретических взглядах и практических принципах довольно далеко ушли друг от друга.

Среди бесчисленных имен и трудов этого этапа отметим блестящую книгу Меган Берн – «Гендерная психология».

Что касается российского мира науки, то, к сожалению, годы застоя привели к отсутствию базы, на которой можно было выстроить конкурентоспособную исследовательскую школу.

В нашей стране гендерная психология только начинает развиваться, что не лишает нас перспективы занять ведущее положение в будущем.

Предпосылкой к этому служит то обстоятельство, что западные исследователи вместе с грандиозным опытом накопили и значительное количество неразрешенных проблем и противоречий.

Слабость этих школ заключается в том, что они уделяют основное внимание частностям, тогда как до сих пор очень слабо разработаны теории, которые позволили бы обобщить весь опыт гендерных исследований и создать целостный взгляд на природу этого явления. Эта перспектива раскрывается сегодня перед российскими исследователями.

Среди последних достижений наших соотечественников можно отметить такие важные труды, как «Гендерная психология» (Клецина И.С.) и «Гендерная социализация» (Курамшев А. В.).

Источник: https://www.syl.ru/article/166752/new_gendernaya-psihologiya-istoriya-gendernoy-psihologii

1. Социально-психологические проблемы гендерной психологии

Гендерная психология – совсем новое научное направление, которое лишь начинает заявлять о себе как о самостоятельной области психологического знания, – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленные половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией, указывает И.С. Клецкина [35, С. 444].

В гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин, в фокусе внимания её внимания, прежде всего, те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.

В психологии пола женские и мужские роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Исходным основанием служит имплицитное принятие биологического детерминизма ролей, опирающегося на представление о врождённости мужского и женского начала в человеке.

Обратите внимание

При анализе детерминант половых различий рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, однако роль социокультурного влияния сводится к оформлению тех черт и характеристик человека, которые предопределены природой.

В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин. Активно обсуждаются вопросы неравенства, дискриминации, сексизма.

В детерминации социального поведения личности приоритет отдан социокультурным факторам: традициям, культуре, религии и церкви, семейному воспитанию, образованию, «улице», СМИ, искусству и литературе.

В структуре гендерной психологии выделяются следующие разделы:

Психология гендерных различий.

Гендерная социализация.

Гендерные характеристики личности.

Психология гендерных отношений.

При изучении гендерных различий, подчёркивает Т.В. Бендас [8, С. 137], рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации.

Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации, как считает Т.С. Баранова [5, С. 39], являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определённого пола на всех этапах её жизненного цикла, вписание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты.

При рассмотрении гендерных характеристик изучается идентичность мужчин и женщин и её составляющие: представления, стереотипы, установки, связанные с половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией.

Особое внимание уделяется изучению продуктивных стратегий и тактик поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализу закономерностей и механизмов изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов.

Раздел психология гендерных отношений включает в себя изучение вопросов общения и взаимодействия между представителями разного пола.

Важно

Традиционные гендерные стереотипы и представления побуждают мужчин и женщин как субъектов межполового взаимодействия формировать такую модель поведения, при которой отношения характеризуются несимметричностью, проявляющейся в доминировании и зависимости.

С позиций гендерного анализа важно понять необходимость и закономерности формирования иных моделей межполового взаимодействия.

По мнению О.А. Ворониной [13, С. 101], Д. Майерса [26, С. 259], Т.А. Репиной [38, С.

 26] фундаментальным основанием гендерных положением гендерной теории является представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания.

Эти считающиеся «естественными» различия конструируются в обществе под воздействием социальных институтов, репрезентирующих традиционные представления о ролях мужчин и женщин в обществе, о «маскулинности» и «фемининности» как базовых категориях гендерных исследований.

В традиционной культуре представления о «маскулинности» и «фемининности» резко дифференцированы и сконструированы по принципу бинарной оппозиции. Как указывает Л.В. Попова [34, С. 92] маскулинность и фемининность не только дифференцированы, но и выстроены иерархично при доминирующей роли маскулинности.

Таким образом, гендерная дифференциация выступает основой построения властной системы в традиционной культуре. Основой теории и методологии гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни женщин и мужчин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе гендерной дифференциации.

Гендерный подход – это методология анализа гендерных характеристик личности и психологических аспектов межполовых отношений. Он ориентирован на анализ последствий половой дифференциации в отношениях между мужчинами и женщинами.

Предполагает способ познания, дающий возможность отойти от точки зрения о предопределённости мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жёсткой фиксированности полоролевых моделей поведения, показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные традиционными гендерными стереотипами.

Совет

Основная задача гендерной психологии – познание психологических закономерностей поведения и деятельности людей, как субъектов – носителей, выразителей и создателей гендерных характеристик, ролей и статусов.

Также задачи связаны с институциализацией её как области научного знания и учебной дисциплины, то есть чёткого определения предмета исследования, конкретизации направлений развития, обоснования адекватных методических приёмов и принципов исследования, накопления фактологической базы данных.

Исследования гендерной психологии такими учёными-психологами как, С. Фаррел и Д. Лорбер [43, С. 191], К. Уэст и Д.Д. Зиммерман [42, С. 104], В.А. Ядов [49, С. 598] призваны показать механизмы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах, а также обосновать возможности изменения идентичности мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/21081

Что такое Гендерная психология? Гендерная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Гендер (англ. gender, от лат. genus “род”) — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и восприятие этого поведения другими людьми. Этот термин ввёл в использование сексолог Джон Мани в 1955 году, разграничив таким образом пол, как фенотип от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных качеств.

В широком понимании гендер не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с паспортным полом. Обычно различают 2 гендера: мужской и женский. Однако их набор бывает гораздо шире.

Например, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью.

У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.

Изучением закономерностей поведения человека в обществе, определённых его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением занимается гендерная психология, являющаяся разделом дифференциальной психологии.

Это новое развивающееся направление, позволяющее лучше понять:

  1. Психологию мужчины.
  2. Психологию женщины.
  3. Психологию сравнения мужчин и женщин.
  4. Гендерную социализацию.
  5. Психологию гендерных отношений.
  6. Гендерную психологию лидерства.

Уникальным является тот факт, что в данном разделе психологии ищутся не различия между мужчиной и женщиной, а их общность, сходство. Психологи склонны к тому, что единственным отличием является процесс производства потомства, потому что остальные факторы обладают схожими свойствами.

Так, среди мужчин можно часто встретить индивидуумов с ярко выраженными женскими качествами, внешностью и т.п. Среди женщин также встречаются очень высокие, мускулистые представительницы с ярко выраженным мужским характером и привычками.

Данный раздел психологии изучает продуктивные стратегии и тактики поведения мужчин и женщин в преодолении традиционных гендерных стереотипов, а также анализ личностных предпосылок успешной самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин в семейной.

Обратите внимание

Психологи установили, что не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счёте, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями — это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

По образному выражению американского антрополога Кэтрин Марч, пол относится к гендеру как свет к цвету. Пол и свет — естественные физические явления, допускающие объективное измерение. Гендер и цвет — исторические, культурно обусловленные категории, с помощью которых люди группируют определённые свойства, придавая им символическое значение.

Гендер конструируется:

  1. Посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьёй, средствами массовой информации.
  2. Самими индивидами на уровне их сознания, принятия общественных норм.

Специалисты в области гендерной психологии утверждают, что мужчиной и женщиной не рождаются, ими становятся.

К. Юнг исходил из восточной философии изначального единства мужского и женского начала, выделяя 2 архетипа: “душа” (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и настроения, предчувствия, способность любить, чувство природы и т.д.

, и “дух” (анимус) — физическая сила, инициатива, рациональность и т.п. И для гармоничного развития личности мужчина должен проявлять также женские качества, а женщина мужские. Для обретения целостности необходимо сочетать дух и душу.

В настоящее время данный раздел психологии только накапливает суммы фактов, чтобы в последствие их можно было обобщить и структурировать в новые модели и схемы. Однако уже сейчас полученные данные способствуют глубокому пониманию личности мужчины и женщины и построению гендерных отношений.

Не впадайте в иллюзию, что брак — это сказка. Сказки бывают только в сказках.

Потребуются и усилия, и работа над отношениями, после того как вы свяжете себя узами брака. Чтобы сохранить отношения здоровыми и помочь им развиваться после свадьбы, сейчас самое время рассмотреть возможность добрачного… Читать дальше

Прекрасный день, каковы бы не были мнения по поводу его празднования. Это день любви. Между полами столько разногласий, что день влюблённых лишним не будет. И именно в этот день хочу поделиться тем, что на мой взгляд очень важно.

Любовь несёт в себе много смыслов и интерпретаций. У каждого своя реальность… Читать дальше

Управлять другим человеком — удобно, привлекательно, выгодно. Для многих пар или семейных систем скрытое “управление” становится основным стилем общения. Конечно, если речь идёт об отношениях нездоровых, созависимых или имеющих признаки созависимости.

Однако не подумайте, что речь идёт об управлении… Читать дальше

Важно

Все прекрасно знают, что заниматься сексом полезно для здоровья, но давайте разберёмся в том, какой секс действительно будет полезен для здоровья, а какой нет.

Из практики могу сказать, что далеко не все женщины умеют наслаждаться процессом и получать оргазм, многие думают о сторонних вещах, делах… Читать дальше

Спасибо, за интерес к теме “что такое Гендерная психология”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/gendernaya_psihologiya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector