Экскурс в декоративное рисование. а вдруг вам понравится?

Тема: «Ложечка точеная ручка золоченая» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно — прикладному искусству; художественного творчества в

МОУ ДОД КОРАБЛИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ объединения ИЗО -СТУДИЯ «Юный Художник» НА ТЕМУ «ВОЛШЕБНЫЕ ЛИСТЬЯ И ЯГОДЫ» Хохлома Педагог дополнительного образования-

Подробнее

Конспект НОД «Хохломская роспись» Цель: научить составлять узор в полосе из простейших элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистник, ягоды смородины). Задачи: закрепить знание

Подробнее

Урок по ИЗО в 5 классе Учитель: Стрельникова Н. Н. Тема урока: «Хохломская роспись». Цели: ознакомление с народными промыслами России, с историей промысла и произведениями декоративно прикладного искусства,

Подробнее

Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад 232 Ленинского района города Ростова-на-Дону Конспект занятия для детей средней группы «Наша Родина Россия» Воспитатель: Гаврилова В.Г. Цель:

Подробнее

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад 4 Конспект открытого НОД в старшей группе «Хохломская роспись» Разработала: воспитатель Мария Анатольевна Юшкина Венгерово

Подробнее

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 72» Энгельсского муниципального района Саратовской области Конспект экскурсии в мини музей : «Русские узоры» на тему: «Золотая

Подробнее

Золотая хохлома Выполнила: Воспитатель группы 1 Шубина Е.в. Хохлома ты моя золотая, Твой характер цветист без прикрас, Над Россией жар-птицей взлетая, Ты волнуешь придирчивый взгляд. Э.Межелайтис — Легенда

Подробнее

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам Гжельской росписи» Образовательная область «Изобразительная деятельность» Программные задачи: — дать понятие «декоративно-прикладное

Подробнее

1 класс кружок «Кисточка» Тема: «Народные промыслы. Городецкая роспись» Цель: Создать условия для ознакомления с произведениями, историей и характерными особенностями Городецкой росписи. Личностные Воспитывать

Подробнее

Долгосрочный проект «Народные промыслы» (для детей старшей группы) Составил: воспитатель по изобразительной деятельности Гаврилюк Н. И. В рамках этого проекта дошкольники познакомились с городецкой, гжельской

Подробнее

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Филимоновская роспись п/п Занятия, Развлечения. Свободная деятельность. Работа с родителями. 1 Тема: «Филимоновская радость». Программное содержание: Познакомить 1.Рассматривание

Подробнее

Мастер класс для педагогов: Тема: «Ложечка точёная, ручка золочёная» Автор работы: Шашкова Анжела Владимировна Должность: воспитатель. БДОУ: Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Подробнее

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе. Тема: «Весеннее дерево». г. Невинномысск МБДОУ 30 «Солнышко» Воспитатель: Морозова Е.В. Цель: Продолжать закреплять умение выполнять

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 44 г. ЛИПЕЦКА КОНСПЕКТ интегрированного занятия «ПОСУДА» Подготовила: Воспитатель логопедической группы «В» Печерская

Подробнее

1 Рисование на тему «Морозные узоры» в нетрадиционной технике Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное

Подробнее

Конспект занятия по художественноэстетическому развитию (изо) в средней группе. Воспитатель: Заваруева Светлана Владимировна МДОУ «Кулицкий детский сад» 2016г Конспект занятия по художественно-эстетическому

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/27685678-Tema-lozhechka-tochenaya-ruchka-zolochenaya-cel-razvitie-interesa-detey-k-narodnomu-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu-hudozhestvennogo-tvorchestva-v.html

Авторская программа по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста

Декоративное рисование

Декоративное рисование — это рисование разных орнаментов с помощью красок, карандашей на листе бумаги, на объемных изделиях из глины, папье-маше, сконструированных из бумаги.

Во время обучения декоративным видам деятельности дети приобретаютзнания, расширяют свой кругозор, у них углубляются такие процессы, какчувство восприятия, представления, а также мыслительная операция -анализ, синтез, сравнение, обобщение, обогащается речь.Дети усваивают цвет, распознают геометрические фигуры, учатсярасполагать узор на листе бумаги, что способствует сенсорному воспитанию

дошкольника.

1.Развивать эстетическое восприятие при непосредственном ознакомлении с произведением ДПИ: роспись, вышивка, кружево, керамика. 2.Учить понимать значение и красоту ДПИ.

Обратите внимание

3.Учить составлять композицию узоров на бумаге разной формы на объемных и плоских предметах.

4.Учить гармонично объединять цвета и оттенки в ДПИ 5.Овладевать техническими приемами декоративного рисования. 6. Учить выполнять коллективные работы, составлять панно с отдельным декоративных узоров по мотивам русского декоративного искусства. На занятиях дети усваивают технические приемы декоративного рисования: проведение прямых, волнистых, ломаных линий; мазков разного характера:

точки, завитки, дуги, круги, свободные мазки и т. д., используя при этом кисти разного размера. Дети учатся заполнять узором геометрические формы (квадрат, круг, овал, прямоугольник). Украшают узором вырезанные из бумаги предметы, кувшины, тарелки, платки и т.п.

https://www.youtube.com/watch?v=LxyyjBtYmW4

Разные виды декоративного искусства русских мастеров доступны детям (дымка, хохлома, гжель, вышивка, кружево).

Дымковская игрушка — яркая, радостная, фантастическая. Круглые и овальные пятна, прямые и волнистые линии, точки и мазки. Контрастное соединение ярких цветов — красного, желтого, голубого, зеленого наносятся на белый фон.

Хохлома — черный, желтый, красный, зеленый цвет. Традиционные мотивы орнамента — травка, цветы, листья, веточки, ягодки и иногда встречаются изображения сказочных фантастических птиц. Гжель — белый фон, яркие сочные цветы кобальтового цвета. Кружево было и остается украшением в русском национальном костюме.

Занятия могут проходить в нетрадиционной форме: экскурсия в горницу-1 музей, где демонстрируется кружева, сравнение кружева с паутинкой. В подготовительной группе проводится тема «вышивка». В горнице висят костюмы с вышивкой, полотенца, скатерть на столе с разными видами вышивки.

Упор делается на традиционной вышивке Липецкого края — два основных цвета: красный и черный.

Руководя работой детей во время декоративного рисования, используются наглядные, словесные и игровые приемы обучения. Дети творчески используют навыки, приобретенные на всех занятиях.

В горнице и студии много наглядных пособий и произведений ДПИ: костюмы с вышивкой, полотенца, шали, кружева, игрушки глиняные, изделия с хохломской росписью, керамика, печатные альбомы с репродукциями ДПИ и т.д.

По завершении работы устраиваются выставки детских работ, мини-экскурсии и т. гг.

Знакомство с техникой «граттаж»

Важно

Техника граттажа в переводе с французского означает «процарапывание». Дети любят эту технику. Выразительна своими техническими возможностями: сквозь одноцветный фон проступает таинственность и сказочность рисунка. Эта техника удобна и тем, что она сочетает в себе два вида художественной работы — это колористическая, живописная техника и графическая техника. Но работа над цветом первична.

1 этап: граттажный подмалевок:

это изображение цветовых пятен, передающих определенное настроение или создающих цветовой образ рисунка в целом.

2 этап: заключается в закреплении, или «вощении» подмалевка, т.е. в создании водоотталкивающего слоя. Проще всего натереть свечкой. (Может вощить и ребенок, но лучше взрослый). Расплавленный воск или парафин наносятся с помощью плоской малярной кисти.

Но можно и неделать акцент на живописном образе, а на графической стороне художественного образа.

Граттажный рисунок можно выполнить на гладкой водоотталкивающей бумаге, например на внутренней поверхности пакетов из-под молока или сока, линолеуме, плотной упаковочной фольге.

Достаточно покрасить эти материалы гуашью и дать ей подсохнуть. Чтобы краска лучше ложилась на поверхность водоотталкивающего слоя, нужно добавить в нее немного жидкого мыла или шампуня.

3 этап: рисунок поверх воска покрывают однородным слоем гуаши. И необязательно черной — в зависимости от игровой ситуации и
художественной задачи можно выбирать самые различные оттенки.

4 этап: состоит в снятии, соскабливании поверхностного слоя гуаши острой деревянной или пластмассовой палочки (стержень от авторучки).

И для ребенка сам процесс процарапывания приносит неописуемый восторг и радость творчества, потому что подмалевок расцвечивает его линейный рисунок, проступая через процарапанные следы.

Таким образом, графическое и цветовое начала соединены в одно целое.

Эта техника позволяет соединить многие занятия через игру, (детские праздники, занятия по экологии и т.п.

) Такие занятия увлекают детей не только процессом самим, но они превращаются сами в волшебников, гномов, путешественников, первооткрывателей и т.п. в зависимости от заданной темы. Например: «солнышко и луна», «Узоры.

Снежинка» — средняя группа; «Узоры на окне» — старшая группа; «Зимняя постройка», «Терем для Снегурочки» — подготовительная группа.

Пленэр

Летняя работа.

«О чем нам может рассказать линия горизонта?»

Совет

Эта тема развивается с начала учебного года. Может быть использована как закрепление на пленэре в конце года.

Подготовительная работа — наблюдение в природе и на картинах художников, за линией горизонта: с возвышения, с низко расположенной точки: наброски линии горизонта.

На этих занятиях детям дается представление о линии горизонта как о средстве изображения, помогающем передать глубину пространства, об особенностях изображения объектов в зависимости от расположения их на ближнем, среднем и дальнем уровне.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/28221-p2.html

«В мастерской у мастеров»(интегрированное занятие рисование, техника «Декупаж», с использвание ИКТ)

Цель: Совершенствовать знания детей об особенностях Жостовской росписи

Программное содержание:

  • Учить детей при рассматривании изделия, выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму.
  • Учить детей использовать ранее полученные знания для декоративного оформления реального предмета.
  • Совершенствовать навык работы кистью.
  • Воспитывать у детей интерес к этому замечательному виду искусства, художественный вкус.

Словарная работа: Жостово, букет, садовые, полевые, узоры, фон, венок.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с Жостовским промыслом, открыток с цветами, букетами, натюрмортом, рисование подносов по мотивам Жостовской росписи.

Методы и приемы: обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, таблиц), словесный (беседа, указания, пояснения, художественное слово), практический (самостоятельное выполнение детьми элементов росписи, использование инструментов и материалов для изображения), эвристический (развитие находчивости и активности), мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия), визуализации с помощью компьютера.

Материал и оборудование: подлинные изделия жостовского промысла, иллюстрации, таблицы с этапами росписи, азбукой кистевых мазков; цветок синего и красного цвета.Железные подносы разной формы и фона, вырезанные цветы из салфеток, краска гуашь, кисти № 2,3,клеевые кисти, клей ПВА, компьютер.

Ход занятия:

На Руси уж так идет, что талантливый народ.

Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец!

Ведь недаром говорят, что Российский край богат!

В: Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.
Послушайте — ка, какую я вам расскажу сказку:

Жил да был на свете старый мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные.

(Воспитатель показывает два цветка: красный и голубой)

В: Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. Впервый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся цветов серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села. Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой — разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.

Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.

В: Цветы сотворили чудо, да и разлетелись в разные стороны? Один на север, другой на юг, а о них осталась память. Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах. Смотрят люди на подносы, любуются и сами создают красоту теперь. Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.

В: Какие цветы вы здесь узнали?

Читайте также:  Как правильно подобрать развивающую игру своему ребёнку?

Д: Розы, георгины. Пионы и нарциссы. Ирис, тюльпан, василек. Анютины глазки, ромашку, мак, лилию. Цветы яблони, колокольчика.

В: Цветы садов и лугов. Цветы матушки природы. Сегодня, ребята, мы еще раз полюбуемся и вспомним, что такие красивые подносы изготовляют в деревне, которая называется?

Д: Жостово.

Д: Недалеко от Москвы, среди широких раздолий, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе есть много других сел, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы.

В: Мы с вами знакомы с Жостовским промыслом. В нашем детском саду оформлена выставка ваших работ по Жостовской росписи. Давайте вспомним, какую форму могут иметь Жостовские подносы?

Д: Они имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурные, крылатые…

В: Как вы думаете, из какого материала они сделаны?

Д: Подносы сделали из железа.

В: Правильно! Изготовляются подносы из железа, штампуются и покрываются чёрным лаком, но могу быть и красного, белого, зеленого, желтого, синего цветов.

У каждого мастера свой стиль. Жостовская роспись это импровизация мастера. Расписывая поднос он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов.

Вам не кажется, что цветы выглядят как живые?

Д: Кажется, что их только что сорвали на лугу.

В: Жостовские подносы вносят в наш дом праздничность. Этот промысел знаменит на весь мир. Немало надо потрудится мастеру, чтобы так изящно расписать поднос. Существуют специальные этапы росписи подносов . Расскажите гостям о них?

Д: (показ на образце)

Сначала поднос грунтуют, покрывают лаком черного или белого, красного, зелено, синего, желтого цвета;

Замалевка – нанесение силуэта цветов и листьев;

Тенежка – полупрозрачными красками наносятся тени, чтобы придать цветам объем;

Прокладка – высветляются основные листочки;

Бликовка – создание настроения;

Чертежка – тонкой кистью рисуются прожилки и края листочков, семена в центре цветка;

Привязка – тонкой кистью рисуются стебельки, травинки, усики;

Уборка – украшение орнамент по краю подноса геометрическими и растительными узорами.

В: На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поэтому поверхность как будто зеркальная.

Физкультминутка «Алые цветы».

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают. Медленно разгибают пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо-влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед-назад.

(Повторяют два раза).

В: Сегодня я вам предлагаю расписать настоящие железные подносы. Но внести в работу свой стиль, свое творчество. Цветы мы будем не рисовать, а наклеивать вырезанные сюжеты (показ образца).

Обратите внимание

Композиции построения рисунка могут быть разные: букет в центре, букет в раскидку по сторонам, букет с угла. Крупные цветы находятся в центре, а по краям и сторонам лучше расположить мелкие.

Из этапов росписи Жостовских подносов, мы возьмем только 2 последних: привязку — тонкой кистью прорисуем стебельки, листочки, травинки, усики и уборку — украсим орнаментом край подноса геометрическими узорами. Сейчас подойдите и выберете себе поднос для работы, который вам понравился.

Выбирайте цветы, сначала разложите их, а потом осторожно наклеивайте, начиная размазывать клей с середины. На готовых подносах распишите элементы росписи привязки и уборки, которые вы уже знаете.

(Под русские народные мелодии дети самостоятельно выполняют работу)

Итог занятия.

В: Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильные, красивые, и как точно вы вписали вырезанные цветы в поднос, проявили свое творчество. Трудно оторвать взгляд, когда смотришь на такое чудо.
А еще я предлагаю сделать выставку ваших подносов и пусть все, все ребята смогут увидеть, и полюбоваться этой красотой!

Д:

Диво – дивное, смотрите

Жостовский поднос!

А на нем узоров нити

Из цветов садов, лугов.

И разбрызгались цветами

Капель завитки.

Словно капельки росинки

У цветной реки.

Д:

В ярких Жостовских подносах

Сказка расцвела.

Розы, маки, словно в косы

Сказка в них вплела.

Потрудились, постарались

В нашей мастерской.

Все работы просто чудо!

Сделаны с душой.

В: Велика Россия наша и талантлив наш народ!

Об искусниках – умельцах, на весь мир молва идет!

Вот настал момент прощанья, будет кратка наша речь

Говорим мы:

Д: До свиданья!

До счастливых новых встреч!

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/2808-v-masterskoj-u-masterov-integrirovannoe-zanyatie.html

«Не учите детей рисовать, не совершайте ошибку!»

«Не учите детей рисовать, не совершайте ошибку. Держитесь подальше от детей, если вы художник, дизайнер или учитель рисования. Хотите помочь — бейте себя по рукам.

Займитесь чем-то своим, помойте пол, в конце концов».

Сооснователь Школы современного искусства SOMA Татьяна Казнина призывает ни в коем случае не отдавать ребёнка в художественную школу, если вы не хотите сделать из него художника-неудачника.

Всё про ЕГЭ. Рассылка

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Если вы хотите вырастить художника, самое главное — не отдавайте ребёнка в художку. Художка — кладбище идей и вместилище несбывшихся гениев. Я видела таких: спустя годы, закончив Суриковские и Строгановские, они пишут пионы с фотографий.

Ребёнок начинает рисовать раньше, чем говорить. Хотя, если честно, то происходит это одновременно. Потому что это следствие развития логических связей в мозгу. Однажды малыш сидит на стульчике и роняет погремушку. Мама ему её возвращает, но он роняет её снова.

И так много раз. Это — логика. Один нейрон побежал к другому и сообщил ему об этой связи. После того как это произошло, можно говорить, что ваш ребёнок не просто так катает звуки во рту. Он их осмысляет, начинает тренировку речи.

Детское рисование называют изобразительной речью.

Если малышу повезло, то примерно в это же время ему попадает в руки карандаш или краски. Он ведёт линию по бумаге, оставляя след. Малыш следит за этим процессом и осмысляет его. Он пробует рисовать: на бумаге, на полу, на себе, каждый раз вызывая новые эмоции у окружающих.

Он начинает гулить и лепетать, а на бумаге появляются первые каракули. Он начинает бегать и произносит первые слова, а на бумаге — «головоноги», такие существа, у которых кроме головы есть ещё две палки ног. Это говорит о том, что ребёнку на данном этапе развития нет ничего важнее его ног, которые бегают.

И головы, которая говорит.

Словарный запас ребёнка не так велик, так что многое ему проще нарисовать, чем сказать

Важно

Это правило касается даже уже прямоходящих и отлично говорящих детей. И так далее по степени развития детского рисунка. В той или иной степени эти этапы у всех одинаковы. Одинаковы и необходимы.

Если вдруг в них не вмешивается взрослый. Давайте отмотаем. Мы начали с младенчества, когда ребёнок учится говорить. Но ведь никто не отдаёт ребёнка в школу ораторства на этом этапе или на лёгкую атлетику, заметив, что тот ходит.

Рисование — это важный психологический процесс, помогающий маленькому человеку осознать себя в окружающем мире, посмотрев на него со стороны, зафиксировать своё знание об этом мире, почувствовать, что он может сам его создавать и управлять им.

 Успокоиться и пойти дальше.

Одни дети рисуют так, что это попадает под эстетические представления о красоте его родных, учителей или социума, к примеру. Однако все детские рисунки гениальны. Это непредумышленное сотворение мира.

Безо всякой идеи сделать приятное себе, родителям, получить награду или, наоборот, разозлить кого-то — они просто рисуют, и всё. Они творят свои образы из воздуха.

Нельзя сказать, что кто-то делает это более талантливо или менее.

Нельзя предугадать, что сработает больше: множество возможностей для художественной практики или, наоборот, их отсутствие

Тогда как нам, взрослым, без ума влюблённым в своих детей, быть с их рисованием? Нужно наблюдать. Наблюдать и оберегать. Оберегать и потихоньку подбрасывать веточки в огонь. Не учить рисовать цветок или ёжика, потому что это приводит, особенно в раннем возрасте, к появлению образных штампов. И не хватать маленькую ручку, показывая, что не нужно вылезать за границы.

А самое главное, не быть формальными. Не нужно говорить дежурное «молодец!», не нужно, всплеснув руками, делать вид, что у вас вот-вот кровь пойдёт из носа от такой-то красоты. Будьте объективны и искренни.

Совет

Расспросите ребёнка о его рисунке, не подсказывая ответов, скажите, что именно вам понравилось, делая акцент на художественный метод, а не аккуратность линий. Прислушивайтесь к словам ребёнка и повесьте хотя бы ненадолго его рисунок на холодильник.

Так он поймёт, что его творчество ценно, а его мнение весомо.

Как правило, к совершеннолетию даже талантливые молодые люди перестают рисовать

Почему? Да просто, потому что в этом отпадает психологическая необходимость. Немецкий художник Пауль Клее первый сформулировал эту мысль, сказав, что только рисунки детей и психически больных людей можно считать по-настоящему гениальными.

И вот когда человеку исполнилось 16 или 18 лет, а его стремление к рисованию сохранилось, только тогда нужно начинать его учить рисовать. Погружать в техники, темы и мировой опыт.

Что делать, если ребёнок не рисует? Вы думаете, что мальчики рисуют меньше? Вам кажется, что это просто вне интересов ребёнка? Начните читать сначала.

Рисование — это важный психологический процесс, который нужен каждому

Попробуйте вспомнить, что могло отвратить вашего малыша от рисования. Как правило, это просто нежелание мамы лишний раз мыть ребёнка и всё вокруг него после занятия с пальчиковыми красками. Или просто карандаш, который вовремя не попал в маленькие ручки. Это несерьёзное отношение к детскому рисованию вообще.

Приведу пример: обычно младенцы, переходя из горизонтального положения в вертикальное, сначала учатся ползать, а потом сидеть. Такой порядок. Ползая на безопасной высоте от пола и на четырёх точках опоры, он исследует ландшафт, создаёт его 3D-модель в своём сознании, чтобы потом быть ловким, ориентироваться в пространстве.

Но есть родители, которые «помогают» ребёнку, «присаживают» его, опережая события. Такие дети сначала садятся, а потом ползут. Такое редко связывают, но обычно они бывают в жизни неловкими, задевают предметы, натыкаются на столбы, плохо ориентируются в пространстве. В некоторых странах есть курсы по возвращению этих детей в «доползательный» период.

Им помогают заново пройти этот процесс, чтобы дать почувствовать землю под ногами.

Обратите внимание

Как рассматривать детское творчество в связи с этим примером? Всё берётся из небытия, хаоса, глины или грязи.

Для ребёнка, как и для первобытного человека, кстати, важнейшие материалы для творчества или созидания — неоформленные материалы: песок, вода, грязь, каша. Любое месиво, которое можно создать из чего угодно.

Человек, как и всё человечество, проходит свой первобытный период. Познав неоформленное, он приходит к форме, от формы — к образу, от образа — к интерпретации.

Если ваш ребёнок не рисует, попробуйте вернуть его к неоформленным материалам

Создайте вместе художественную грязь, какое-то месиво. И порисуйте там, где обычно не рисуют, и тем, чем обычно не рисуют. Часто это помогает. Не лукавьте, сделайте это действительно вместе. Если он увидит, что вам неприятно залезть по локоть в какое-то месиво, он тоже этого не сделает.

Так, учить или не учить? В любом случае путь каждого человека, в том числе и художника, это путь вопреки. Мы знаем судьбы состоявшихся художников, можем проследить их творческие искания, переломы, взлёты и падения.

Но что будет с нашими детьми, нам неизвестно.

Мы призываем вас растить «человека творящего», человека, чьё созидательное начало не ограничится листом бумаги или холстом, чья интерпретация жизни и времени превзойдёт ваши ожидания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Английский в школе: 9 вещей, которые бесят

Что делать, если ребёнок решил создать страницу в соцсетях

5 слов, которые обманом вымогают у вас запятую

Источник: https://mel.fm/svobodnoye_vremya/2580497-art_school

Урок 32 ЭКСКУРСИЯ В ПАРК | Поурочные планы по ИЗО 1 класс | Изобразительное искусство

так то ЕНТ / Изобразительное искусство / Поурочные планы по ИЗО 1 класс

Урок 32 ЭКСКУРСИЯ В ПАРК

30.10.2013 11181 0

Цели: учить наблюдать живую природу с точки зрения трех мастеров; повторить тему «Мастера Изображения, Украшения, Постройки учатся у природы».

Оборудование: выставка детских работ, сделанных в течение учебного года; произведения разных видов искусства, в которых наиболее наглядно проявлены конструктивное, декоративное и изобразительное начала.

Ход урока

I. Постановка цели.

– Сегодня у нас необычный урок – экскурсия. Мы будем учиться наблюдать природу и окружающие нас предметы. Постарайтесь увидеть вокруг себя работу Братьев-Мастеров из сказки.

II. Экскурсия в городской парк.

– Мы пришли в парк. Рассмотрите все вокруг.

– Какие изображения предстали перед вами, что вы видите?

Читайте также:  Когда начинать «развивать» ребенка?

– Какой мастер здесь потрудился?

– Какие постройки видите в парке? Опишите их.

– Какой мастер постарался в изготовлении скульптуры, фонтана? (Мастер Постройки.)

– Как оформлен фонтан? (Орнамент по краю фонтана.)

– А какой мастер расписал детскую площадку, «сказочный городок»? (Мастер Украшения.)

– Какими элементами изобилует орнамент? (Изображением листьев, цветов, узоров.)

– Как называется такой орнамент? (Это орнамент растительный.)

– Как работали мастера? (Три брата неразлучны и трудятся вместе.)

– У кого учатся братья? (У природы.)

Вопросы для беседы на экскурсии.

– Посмотрите, как красиво вокруг! Назовите и опишите деревья, кустарники, цветы.

– Какие краски у весны, лета, осени?

– Обратите внимание на отдельно стоящее дерево. Что напоминает вам ее ветви?

– Как расположены елочки? (Они будто встали в хоровод.)

– Какие звуки мы слышим в природе?

– Назовите птиц, которых заметили в парке.

– Обратите внимание на небо, облака, воздух.

– Прочитайте известные вам стихотворения о природе и ее явлениях.

III. Итог урока.

– Что интересного увидели сегодня на экскурсии?

– Расскажите, что запомнилось больше всего.

– Какие картины захотелось вам нарисовать?

– Какие краски вы бы подобрали для картины? Почему?

– Как повлияла экскурсия на ваше настроение?

– Вспомните сказку о трех Братьях-Мастерах. Где вы увидели их работу?

– Чему вы учились сегодня? (Вглядываться в природу, видеть в обычном что-то особенное.)

– Нарисуйте дома рисунки о ваших впечатлениях об экскурсии.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/345-1-0-7822

«Декоративное рисование по мотивам русского декоративно-прикладного искусства». Открытое занятие для родителей

Программное содержание:

1.

Учить детей расписывать ярким узором силуэты игрушек по мотивам дымковской росписи: фигуру коня — располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами; расписывать юбку барышни одной из трех знакомых композиций: узор — полосатой, клетчатой и узором из колец (по желанию ребенка); учить видеть выразительность образа -​ важность барышни выполнять работу в указанной последовательности, использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и ее концом).

2.​ Учить детей рисовать закругленные цветочные гирлянды из уже знакомых элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи, учить «оживлять» узор  -​ украшать листья и цветы.

3.​ Развивать творческие способности, воспитывать умение делать собственный выбор, внимательно слушать воспитателя, отвечать на заданные вопросы, быть аккуратным во время работы, воспитывать усидчивость, уметь правильно оценивать результаты работы.

 Предварительная работа: рассматривание игрушек, иллюстраций по мотивам гжели, городецкой, хохломской, дымковской, жестовской росписей; чтение русских народных потешек; дидактические настольные игры, практическая деятельность.

 Демонстрационный материал: выставка досок, расписанных городецким узором, иллюстрации, игрушки мастеров разных видов народного промысла.

 Раздаточный материал: силуэты коней, барышень из белой плотной бумаги и досок из плотной тонированной «под дерево» бумаги, краски, гуашь, мягкие тряпочки, кисточки.

 Оборудование: фланелеграф, магнитофон.

 Ход занятия

Важно

 Дети входят в группу, их встречает хозяйка мастерской (сам воспитатель), в которую они якобы пришли.

Дети: Здравствуйте!

Хозяйка: Здравствуйте, ребятушки, проходите мои милые, ой как вас много, какие вы все хорошие. Ребята, вы пришли в художественную мастерскую, а я — хозяйка этой мастерской, а зовут меня — Марья — искусница.

Сегодня мы проведем с вами небольшую экскурсию по нашей мастерской. Я буду показывать вам изделия, которые здесь находятся, рассказывать о них и кое о чем спрашивать у вас, знаете ли вы что-нибудь? Подойдите все сюда, встаньте полукругом, чтобы всем было видно.

Посмотрите на эту прекрасную выставку, что вы видите.

Дети: Красивые доски.

Хозяйка: Верно, ребятушки, а кто знает, какой росписью украшены эти досочки?

Дети: Городецкой.

1 ребенок: Городецкие узоры

https://www.youtube.com/watch?v=oy3DykQryV0

Просто загляденье.

Оживают здесь павлины

Всем на удивленье.

Хозяйка: Ой, спасибо тебе какой красивый стих, даже рассказал. А знаете ли вы, что свое название эта роспись получила от небольшого веселого городка, который так и называется Городец.

Много-много лет назад здесь научились расписывать и вот такие доски, и игрушки, и стулья, и даже ворота (показ иллюстраций). Куда ни посмотри — горят цветы, скачут кони, плывут пароходы, летают волшебные птицы.

Какая красота так ведь? Но кроме городецкой есть много и других, не менее красивых и по-своему интересных.

Давайте перейдем к следующим изделиям, посмотрите на поднос, может кто-то из вас знает, что это за роспись?

-​ Жостовской.

-​ Молодцы, знаете. Так расписывают подносы мастера из городка Жостово.

-​ А теперь, посмотрите сюда, какая яркая роспись, что-то я подзабыла, как же она называется?

Все листочки как листочки

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой!

-​ Спасибо за стихотворение. Верно, это «золотая» хохлома.

-​ Каких цветов здесь использованы краски?

-​ Черная, красная и золотистая.

-​ Верно, какие вы умнички, и все то они знают. Обратите внимание теперь сюда, какие нежные краски.

Синий, голубой на белом

Глянь, как сочетается.

Знай, такая красота

Гжелью называется.

-​ Верно, это гжель.

-​ Это тоже небольшой поселок — под названием Гжель. Известно ли вам, что эта посуда сделана из белой глины, которую случайно нашли дети, играли с ней, лепили игрушки. А потом заинтересовались и взрослые. Стали тоже лепить из нее посуду тарелочки, чайники и придумали свой неповторимый орнамент, который вы сейчас видите.

-​ А теперь пройдем далыпе.

2 ребенок: Посмотрите-ка сюда

Это что за красота

Вот бы все их в руки взять

Сесть и просто поиграть.

Хозяйка: Спасибо, молодец, какой стих рассказал. Это стихотворение про что, кто догадался.

Дети: Дымковские игрушки.

Хозяйка: Посмотрите, что это за игрушки здесь и корова, и конь, и барашек, и барышни. Понравилась ли вам наша выставка?

Дети: Да!

Хозяйка: Все, что вы видели — это изделия русского народного декоративно-прикладного искусства. Ребята, а хотите сами побыть сегодня юными художниками? Для этого у нас все готово!

-​ Хотим!

-​ Тогда рассаживайтесь по местам, сели ровненько, спинки у всех прямые. Посмотрите на свои столы, кто, что будет расписывать? (Ответы детей). Ребята, кто будет расписывать доски, что вы будите рисовать в середине доски? Цветок или бутон?

-​ Цветок, а по краям 2 бутона.

-​ Верно, а кто скажет, какие цветы любят рисовать городецкие мастера?

-​ «Купавки» и «розаны».

-​ Правильно, если у вас круги розовые, каким цветом вы будете рисовать кружки и дуги? (красным), правильно, а если голубые — то синим.

-​ Ребята, не забывайте, что сначала надо расписать бутоны, а потом уже цветок.

-​ Хорошо, а кто рисует коня, каким узором вы будете его украшать?

-​ Кругами и точками.

-​ Верно, а как вы его расположите на коне? (вдоль шеи, ног и на теле).

-​ Хорошо, а цвет придумайте сами, но помните, ваш конь должен получиться ярким и нарядным. А кому достались барышни, кто скажет? Откуда вы начнете расписывать вашу игрушку?

-​ Сверху.

-​ Верно, сначала раскрасим шляпку, затем-нарисуем ротик и щечки, потом кофточку, а в конце уже юбку. Какие бывают виды узоров, кто скажет? (клетчатый, полосатый и из кругов).

-​ Правильно, кто какой выберет это, вы решите сами. Вот вам образцы, чтоб было полегче. Приступаем к работе, берем кисточки и будьте аккуратны (индивидуальный подход, помощь) (звучит спокойная релаксационная музыка — «птицы в лесу»). Ребята, половину работы мы проделали, давайте немножко отдохнем.

Физминутка.

Отдых наш — физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз — присели, два — присели,

Руки к верху все подняли

Сели — встали, сели — встали

Ванькой-встанькой будто стали.

— Молодцы, отдохнули, а теперь нам надо закончить свои работы, тихо садимся на свои места, сели ровно, спинки прямые. Продолжаем работу.

Совет

Кто закончил, аккуратно осторожно промываем кисточки и ждем остальных. Своим соседям по столу не мешайте. Можете осторожно подуть на свои работы, чтобы они поскорее высохли. А теперь давайте рассмотрим ваши работы. Кому, чья больше нравится. Почему? Все ли справились с заданием.

А теперь, давайте подарим их нашим мамам и папам (мастерица хвалит детей). Вы все сегодня очень старались, были внимательными, работали аккуратно, за это вам вот такое угощение (раздает конфеты).

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/dekorativnoe-risovanie-po-motivam-russkogo-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-otkrytoe-zanyatie-dlya-roditelej.html

Методическая структура занятия по рисованию

Изобразительная деятельность – это важное условие для развития психических и физических процессов ребёнка. Поэтому у детей лучше развивается мышление, глазомер, зрительно – моторная координация, также они учатся планировать свои действия, подбирать необходимые материалы для своих работ.

https://www.youtube.com/watch?v=b0prM5migrM

На занятиях рисования решается одновременно несколько задач – повторение пройденного материала, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений. Решение этих задач используется на основе накопления познавательных способностей.

Структура занятия рисования состоит из следующих частей:

1. Предшествующая работа:

Знакомство детей с предметом через беседы, экскурсии, просматривание слайдов, чтение художественных произведений (стихи, загадки, рассказы, скороговорки, пословицы, прослушивание музыкальных произведений), элементы сюжетно – ролевой игры (обыгрование).

2. Подготовительная часть:

В подготовке к занятию по изодеятельности дети принимают активное участие (раздают бумагу, карандаши, краски, розетки, непроливайки, подставки для кисточек, промокашки для сушки кисточек). Помогают воспитателю вывешивать образцы работ, схемы построения рисунка, выставлять модели для рисования с натуры.

Воспитатель готовит игровой момент, который заинтересует детей и настроит их эмоционально для работы на занятии. Вся подготовительная работа проводится под контролем воспитателя. Такая совместная работа позволяет закрепить элементарные правила этикета, прививает навыки трудолюбия, учит общению.

Общая игра – проводится игра в соответствии с темой занятия, можно использовать атрибуты, музыкальное сопровождение.

Вводная беседа – желательно ввести обыгрывающий сюрпризный момент, чтобы вызвать эмоциональный настрой. Что позволяет повысить интерес к занятию и воплотить свои желания, мысли, представления в работах.

Необходимо дать ребёнку возможность самостоятельно проявить своё творчество. Воспитатель сообщает детям тему занятия, рассказывает о предстоящей работе на занятии. Педагог предлагает работы детей подарить, украсить помещение, сделать выставочный альбом, оформить панно.

3. Основная часть:

Рассматривание предмета.

Выделение составных частей предмета, их формы, цвета, расположения.

Обратите внимание

Обратить внимание на наиболее значимые моменты в работах детей. Желательно, чтобы дети принимали активное участие в обследовании предмета.

Объяснение воспитателем поэтапного хода работы:

Выполнение ритмического, дидактического упражнения, динамической паузы, пальчиковой гимнастики.

Поэтапный показ и объяснение с помощью детей выполнение работы.

Проведение техники безопасности на занятиях.

Самостоятельная деятельность детей (индивидуальная помощь педагога детям на своём листе бумаги). Напоминает правила рисования. детям, которым первыми выполнили работу предлагается проявить свою фантазию, воображение творчество (нарисовать солнце, рамку, какое – либо украшение).

4. Заключительная часть:

Обыгрывание своих работ.

Выставка детских работ.

Защита своих работ. Дети совместно с педагогом отмечают свои успехи и ошибки, которые допустили. Этот этап работы учит детей осознано подходить к выполнению творческих заданий, а также защищать свою позицию, быть открытым, эмоционально раскрепощённым, учит не обижаться на замечания.

Данная структура занятий формирует у детей эстетический вкус, развивает интеллектуальную деятельность и всестороннее развитие, учит детей способам изображения предметов – явление окружающей действительности сказочных персонажей, закрепляет технические навыки рисования также учит совместной коллективной работе, умению преодолевать трудности, видеть прекрасное.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/metodicheskaya-struktura-zanyatiya-po-risovaniyu.html

Выступление на педсовете Нетрадиционное рисование

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире (что создает положительный настрой), развивает фантазию и воображение, дает возможность закрепить знание о форме и цвете. Происходит это не само по себе, а при систематическом, целенаправленном и вместе с тем ненавязчивом руководстве взрослого.

Читайте также:  Ваш будущий малыш и пирамида маслоу

Работая с детьми, я поняла, что для выработки у дошкольников необходимых умений и навыков свободного рисования, наряду с занятиями по обычным методикам, следует использовать обучение детей рисованию, различным видам нетрадиционной техники.

Использование различных техник доставляет детям множество положительных эмоций, дарит неожиданные открытия, раскрывает новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов (колпачки от фломастеров, пробки от пластиковых бутылок и т.д.). В летнее время я использовала листья, коробочки от мака, колоски трав и т.д.

Важно

На занятиях по рисованию в нетрадиционной технике я старалась формировать такие свойства личности как настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе работы осуществляла следующие педагогические задачи:

Развивала творческие способности детей посредством изобразительной деятельности:

А) формировала целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета, явления,

Б) формировала сенсорные способности,

В) формировала обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения,

Г) обучала техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности,

Д) формировала способность вносить инициативу в замысел, форму изображаемого;

2. Развивала познавательную активность детей:

А) воспитывала стремление к овладению знаниями и способами действия,

Б) поддерживала взаимосвязь между изобразительными занятиями и занятиями по ознакомлению с окружающим миром,

В) в подготовку к занятиям ИЗО включала помимо наблюдений работу с книжными иллюстрациями, репродукциями картин, малыми формами скульптуры, предметами народно-прикладного искусства, использовала дидактические игры;

3. Воспитывала культуру деятельности, формировала навыки сотрудничества:

А) создавала благоприятный эмоциональный климат в группе,

Б) организовывала процесс обучения по подгруппам, чтобы иметь индивидуальный подход к детям и возможность общаться с каждым ребенком,

В) воспитывала интерес к изобразительной деятельности друг друга, умения замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.

Содержание и методы проведения занятий тесно связывала с впечатлениями, полученными детьми в процессе наблюдений окружающей действительности, чтения книг, игр, экскурсий.

Интересными и яркими рисунками фломастерами дети изобразили медицинские приборы, медперсонал после экскурсии в медицинский кабинет (конспект по родному языку, работы детей). Элементы рисования использую и на занятиях по математике: мелом рисуем «космический корабль» и отправляемся в путешествие. Для закрепления новой геометрической формы – закрашиваем эту форму (конспект, работы детей).

На занятиях по аппликации учу детей «рисовать» цветными полосками. У детей развивается воображение, пространственное представление, память.

Совет

Музыка, действуя на чувства ребенка, углубляет понимание им окружающего мира. На занятиях по изодеятельности я стараюсь использовать спокойную, тихую музыку, дети рисуют успешнее.

При разучивании оперы о том, как котятки потеряли перчатки, я использовала «печать» от руки на занятии по рисованию. Обмакнули ладошки в краску и оставили на бумаге отпечатки перчаток.

Дети были рады, что перчатки нашлись.

Навыки и умения, полученные на занятиях по ИЗО я использую на занятиях по познавательному развитию. Отправляясь в «Страну чудес», использовала умение смешивать краски и получать новые цвета. (конспект)

Очень нравятся детям занятия в технике «граттаж». Процарапывая рисунок, дети восхищаются полученным новым цветовым изображением. Интересные работы получаются на темы: «Космос», «Ночной город», «Подводное царство». (приложение)

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию, фантазию и воображение. Элементы «кляксографии» использую на занятиях по родному языку, рисованию, отправляясь в путешествие на неизвестную планету или в «загадочный мир».

Особое место на занятиях принадлежит игровой мотивации, которая не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме, но и побуждает к творчеству, вызывает желание прийти на помощь, выручить сказочных героев, сделать подарки близким. Игровая ситуация способствует созданию непринужденной обстановки, в которой душа ребенка наиболее полно открывается навстречу прекрасному.

Большую роль при обучении детей изобразительным навыкам играют упражнения: нарисовать в воздухе, на листе пальцем, сухой кисточкой. Так, в декоративном рисовании «Украсим шапочки для лисят» для нанесения ритмично расположенных примаков, использовала упражнение с ладошкой. (конспект)

Важное значение для ребенка имеет оценка его работы. Я использовала для этого игрушечный персонаж, от имени которого использую любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей удачам и неудачам друг друга. В том числе через свои рисунки.

Обратите внимание

На занятиях по ИЗО я учу детей пользоваться материалами и инструментами, содержать их в порядке, чистоте.

Уделяю внимание безопасности детей при работе с карандашами, кисточками. Учу детей осторожно обращаться с этими предметами.

Источник: https://sundekor.ru/referat/bystro/vystuplenie-na-pedsovete-netraditcionnoe-risovanie/

Декоративное рисование

Как мы уже говорили, рисование не только дает учащимся основы графической грамоты, но и способствует развитию творческих спо­собностей. Особенно эффективно развиваются творческие способ­ности учащихся на уроках декоративного рисования.

В программу по рисованию включены задания по составлению узоров, оформлению альбомов, по декоративному оформлению помещений. Такого рода задания в общеобразовательной школе не имеют в виду подготовку к профессиональной деятельности, а служат главным образом для пробуждения творческих сил и само­деятельности учащихся, привлечения их к общественно полезной работе.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить уча­щихся с основными принципами декоративно-прикладного искус­ства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдения ритма, симметрии, гар­монического сочетания цветов.

На уроках декоративного рисования дети учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками ра­боты акварельными красками, гуашью, тушью, изучают орнамен­тальное творчество русского и других народов (рис. 36—41).

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся и с ос­новами художественного конструирования. От учителя рисования дети узнают, что художественное начало широко входит в производ­ство, в наш быт.

Возрастающий художественный вкус народа дикту­ет производству новые, повышенные эстетические нормы. В содру­жестве с художниками начинают работать инженеры-конструкторы.

Появились новые термины: «промышленная эстетика», «производ-

ственная эстетика», «дизайн».

Декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров, эскиза декоративного оформле­ния платка, тарелки, подушки или полотенца надо показать ученику, как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений, животных, птиц — и как затем перерабатывать эти формы (стилизовать) в своих композициях.

Существенным моментом в декоративном рисовании является мо­мент художественности, т. е. того, насколько ученик сумеет уловить красивое в природе и использовать в своей композиции. В связи с этим большое воспитательное значение имеет показ образцов народ­ных орнаментов.

Рассматривая и изучая узор какого-либо народа, ученик начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство рисунка и цвета. Его восхищает, как художник простыми и лаконичными средствами добивается необык­новенной выразительности.

У ребенка начинает рождаться творчес­кая инициатива, он хочет испробовать свои силы, чтобы так же, ис­пользуя простые формы, создать красивый узор. Все это приучает де­тей к творческой деятельности.

Важно

При организации учебно-воспитательной работы с детьми по декоративному рисованию можно рекомендовать следующую литературу: Т. Я. Ш п и к а л о в а. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1979; Т. М а в р и -н а. Городецкая живопись. Л., 1970; И. Я. Бог уславская.

Русская народная вышивка. М., 1972; Б. Коромыслов. Мастера. М., 1970; Г. Блинов. Богород­ская игрушка и скульптура. М., 1970; Т. С. Семенова. Художники Полховско-го Майдана и Крутца. М., 1972; А. М о р а н. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. / Пер.

с франц. М., 1982.

Развитие творческой инициативы — важнейшая задача гармонич­ного воспитания. Творческая инициатива будит мысль человека, де­лает его труд одухотворенным, увлекательным.

В начальных классах занятия по декоративному рисованию в основ­ном ограничиваются копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов и составление несложных узоров из прямых и кривых линий. Затем следует комбинирование элементов на­родных узоров по композиционной схеме, данной учителем (рис. 42).

Часть заданий по декоративному рисованию дается с расчетом на их практическое применение; сделать закладку в книгу с декоративным узо­ром, платочек, украшение для самодельной коробки, шкатулки и т. д. Подобные задания связываются с занятиями по труду. В старших классах даются и задания по художественному конструированию.

Завершают работы по декоративному рисованию задания на со­ставление эскизов декоративного оформления, графических работ с введением шрифта, а также на оформление школы.

Составляя композицию узора, орнамента для декоративного оформления объекта, каждый ученик стремится как можно красивее расположить (скомпоновать) изображение на плоскости, ярче, цве­тистее раскрасить свой рисунок. Все это способствует развитию ху­дожественного вкуса и эстетических чувств.

На уроках декоративного рисования формируется и моральный об­лик детей. Воздействуя на ученика, на его чувства и мысли, декоратив­ное искусство вызывает определенное мироощущение, воспитывает личность.

Совет

Так, рассматривая узоры, которыми различные народы укра­шают свой быт, дети знакомятся с некоторыми чертами культуры этих народов, у них появляется чувство уважения к тем, кто создал эти краси­вые узоры.

Этот росток проявления дружественного отношения к куль­туре других народов в дальнейшем, при активном воздействии учителя, превратится в одну из основных черт морального облика человека.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

В содержание занятий тематическим рисованием входит изображе­ние различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование ли-' тературных произведений, творческие сочинения картин на разнооб­разные темы, придуманные самими детьми (см., например, рис. 43).

Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобра­зительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графи­ческим языком, языком художественных образов.

Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выра­зить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосред­ственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окру­жающего мира.

Однако и этот вид работы школьника должен прохо­дить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зави­сит от него.

Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, ак­тивизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень актив-

но. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из твор­чества выдающихся художников.

Обратите внимание

Здесь можно рекомендовать следующую литературу: Е. В.Шорохов. Тема­тическое рисование в школе. М., 1975; Е. В. Ш о р о х о в. Методика преподава­ния композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М., 1977; Б. М. Н и к и ф о р о в.

Путь к карти­не. М., 1971; Художественное твор­чество и ребенок. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.,1972; Повышение эффективности уроков изобрази­тельного искусства. / Под ред. В. С. Кузина. М., 1975; Изобразительное искусство в школе. Сб. мат. и докл. М.

, 1990.

Изображение сюжетов из ок­ружающей действительности желательно строить таким обра­зом, чтобы они были связаны с зарисовками с натуры (рис. 44).

В отдельных случаях могут быть организованы экскурсии за город, на предприятия, стройки и колхозные поля.

В старших классах на занятиях тематическим рисованием учитель сообщает необходимые сведения о правилах изображения человека, в частности о пропорциональных соотношениях между частями че­ловеческого тела, дает схемы движения человеческой фигуры и т. д.

Для обогащения зрительных представлений учащихся предлагают­ся задания по зарисовкам отдельных предметов и объектов с натуры — это подсобный материал для композиции.

Тематическое рисование имеет известное значение и для препода­вателя: оно дает возможность ближе познакомиться с духовным ми­ром воспитанников, узнать особенности характера каждого ученика, проследить, как развиваются его способности образного представле­ния и воображения.

Источник: https://studopedya.ru/1-56907.html

Ссылка на основную публикацию