Малыш у экрана

Ребенок и экраны гаджетов: доктор Комаровский просит родителей задуматься

Знаменитый украинский педиатр, известный как доктор Комаровский, продолжает давать полезные советы мамам и папам, которые помогут сберечь здоровье их чад. В своей книге «365 советов на первый год жизни вашего ребенка» Евгений Олегович рассказал о детках и экранах гаджетов, делится Joinfo.ua.

Доктор Комаровский об острейшей проблеме современности

Украинский педиатр сразу предупредил, что следовать его совету будет очень и очень непросто, и даже практически невозможно. Тем не менее, Евгений Олегович попросил родителей, которые прочтут данные рекомендации, хотя бы постараться. Или, по крайней мере, задуматься.

Взаимоотношения младенцев с экранами гаджетов детский врач назвал острейшей проблемой современности. По словам доктора Комаровского, педиатры, педагоги и психологи единогласно утверждают, что с избытком электронных устройств, окружающих младенца, связано множество проблем.

Какие это проблемы и с чем они связаны?

Детки привыкают к тому, что информацию можно получить, практически не двигаясь и глядя в одну точку — то есть неестественным для человека образом.

Малышам сложнее воспринимать свойства предметов, а иногда они и вовсе воспринимаются ими неверно. Как, к примеру, в случае брошенного мячика, который исчезает с экрана, а не отскакивает от него.

То самое социальное взаимодействие, которое делает человека человеком, в условиях взаимодействия с гаджетом попросту невозможно.

Обратите внимание

Ребенок много времени проводит за гаджетами, и, следовательно, намного меньше с родителями. Таким деткам сложнее общаться с мамой и папой, нередко они позже начинают говорить.

В результате возникают такие проблемы, как ожирение, задержка развития, психические расстройства, нарушение сна, зависимость от гаджетов.

Главный совет доктора Комаровского

Евгений Олегович четко высказал свое мнение по этому поводу: «ребенок первого года жизни не должен познавать мир посредством экрана. Исключите экран. Вообще. Даже 10 минуточек не надо…» В случае же, если возможности следовать этому совету нет, педиатр просит не оставлять малыша одного с гаджетом, а находиться рядом — комментировать происходящее и принимать участие в занятиях чада.

Ранее доктор Комаровский рассказал о детском кашле. Что же делать — гулять с кашляющим ребенком или лучше вернуться поскорее домой? Евгений Олегович дал обстоятельный ответ.

Главное фото: Инстаграм doctor_komarovskiy

Источник: https://joinfo.ua/lady/mother/1240776_Rebenok-ekrani-gadzhetov-doktor-Komarovskiy.html

Ребёнок у экрана телевизора

В современном мире стало сложно обходиться без телевизора .

Если взрослый понимает и соблюдает правила работы у экрана, то ребенку очень сложно объяснить, что долго смотреть любимые мультики нельзя, ведь это может отразиться не только на общем состоянии, но и социальной адаптации маленького человечка.

Конечно, занятым родителям на руку, что целыми днями ребенок и телевизор неразлучны. Но задумайтесь хоть на минутку, к чему это может привести. Сначала вы усаживаете малыша за экран, а потом не сможете его оттуда выманить.  

Почему ребенок становится зависимым от экрана?

Если ребенку хватает общения в семье и в обществе, то такой малыш никогда не станет зависимым от экрана.Восприимчивая, неокрепшая психика пытается полностью перенять манеры поведения любимых персонажей, которые чаще всего на экране занимаются драками и выплескивают агрессию, то становится совсем страшно за подрастающее поколение. 

Как отвлечь ребенка от экрана?

-для начала разберитесь в себе. Поймите, почему ребенок утратил интерес к общению с вами.

-попытайтесь понять, чего не хватает ребенку, и тогда вы найдете ответ на волнующий вас вопрос.

-вспомните, как вы сами развлекались в детстве, ведь тогда не было компьютеров и телевизор дети смотрели не часто, а вот чем занять ребенка, мамы знали. 
 

Взрослым необходимо соблюдать следующие рекомендации при организации просмотра телепередач:

внимательно относитесь к тому, что смотрит Ваш ребенок и сколько времени он проводит перед телевизором, чётко регулируйте просмотр ребенком телепрограмм – от 15 минут до 1 часа в день;

-старайтесь не позволять ребенку просматривать рекламу, а также художественные фильмы и передачи, ориентированные на взрослых; старайтесь исключить передачи, в которых герои проявляют агрессию, ведут себя неуважительно, насмехаются над другими, а их плохое поведение не осуждается;

-обсуждайте с ребенком сюжеты просмотренных телепередач, при этом важно понять, что ребенок думает, чувствует, как он поступил бы в той или иной ситуации;

-после обсуждения можно предложить нарисовать героев мультфильма  или слепить их из пластилина, при этом важно обратить внимание на изображение эмоций героев;

-для детей старшего дошкольного возраста можно организовать игру «Режиссеры-мультипликаторы», придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма или продолжить любимый фильм или игру. Таким образом, организация детского досуга зависит от взрослых.

Выполняя данные рекомендации, можно сделать полезным для ребенка совместные с ним действия: занятия, игры, обсуждения сюжетов просмотренных телепередач. Если у ребенка много свободного времени, которое он проводит один, то помогите ему разнообразить его.

Когда на улице хорошая погода в свободное время гуляйте вместе с ребенком, так вы станете дружнее и интересно проведете вместе незабываемые минуты. Запишите малыша на новый кружок танцев, пения, рисования или каратэ.

Важно

Сейчас существует множество мини-центров для дошкольников, где ребенок с удовольствием играет и занимается. 

И пусть он не будет чемпионом по борьбе, зато теперь он увлечен и с пользой проведет свободные часы, найдет новых друзей, с которыми у него будут общие интересы.

Помните, что ребенок, у которого нет проблем и трудностей с общением, никогда не станет тратить время на экран телевизора.

Источник: http://svetoch-trc.ucoz.ru/publ/rebjonok_u_ehkrana_televizora/1-1-0-19

Консультация для родителей «Ребенок у экрана»

Консультация для родителей «Ребенок у экрана»

В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом …

экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития.

В настоящее время, когда подрастет первое поколение «экранных детей» эти последствия становятся все более очевидными.

Одно из них — отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом.

Появилось новое заболевание – дефицит концентрации внимания. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух.

Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.

Еще один факт, который отмечают почти все педагоги и психологи – это резкое снижение фантазии детей. Их ничего больше не интересует и не увлекает. Дети предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, уже готовых развлечений, не требующих никакой внутренней работы ребенка.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты – это детская жестокость и агрессивность. Подростки бьют и убивают друг друга, потому что теряют всякое чувство меры, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений. И всему виной телевизор, который совершенно поглощает внимание малыша, подменяя собой любое общение с взрослым.

Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное в этом возрасте практически невозможно. 6-7 лет – зарождение фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание построено уже нельзя.

Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным—он определяет дальнейшее развитие человека. Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.

Передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на ребенка, как и полное его игнорирование.

Источник: https://edu.tatar.ru/sovetcki/page86044.htm/page1027198.htm

Консультация Ребенок у экрана

Консультация для родителей «Ребенок у экрана»

В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей.

Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные , разговоры с отцом … экран становится главным воспитателем ребенка.

Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастет первое поколение «экранных детей» эти последствия становятся все более очевидными.

Одно из них — отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить , мало и плохо разговаривают , их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом.

Появилось новое заболевание – дефицит концентрации внимания. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух.

Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.

Совет

Еще один факт, который отмечают почти все педагоги и психологи – это резкое снижение фантазии детей. Их ничего больше не интересует и не увлекает. Дети предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, уже готовых развлечений, не требующих никакой внутренней работы ребенка.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты – это детская жестокость и агрессивность. Подростки бьют и убивают друг друга, потому что теряют всякое чувство меры, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

И всему виной телевизор, который совершенно поглощает внимание малыша, подменяя собой любое общение с взрослым. Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности.

Наверстать упущенное в этом возрасте практически невозможно. 6-7 лет – зарождение фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание построено уже нельзя.

Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным—он определяет дальнейшее развитие человека.

Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.

https://www.youtube.com/watch?v=ZFOe_k04ML0

Передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на ребенка , как и полное его игнорирование.

Анкета для родителей «Ребенок у экрана»

Уважаемые родители!

Вашему вниманию предлагаем анкету, при ее заполнении большая просьба отвечать по возможности подробно.

1. Какие чаще программы по телевизору смотрит Ваш ребенок?

_________________________________________________________________

2.Есть программы, которые смотрит ребенок без вашего согласия, или вы не совсем одобряете его выбор?

_________________________________________________________________

3.Какие программы вы бы хотели, чтоб смотрел ваш ребенок?

_________________________________________________________________

4.Вы смотрите телевизор:

– чаще всей семьей.

– чаще ребенок один.

– в зависимости от ситуации.

5.Вы считаете, что телевидение:

– это полезное времяпровождение.

– средство чем-то занять ребенка.

– избыточное средство информации.

– фактор повышенного стресса.

6.Сколько времени смотрит телевизор ваш ребенок в течение дня:

– до 30 мин.

– до 1.5 час.

– в выходные дни до 3 час.

– в выходные дни более 5 час.

Благодарим вас за сотрудничество!

Источник: https://sundekor.ru/kursovaya-2/studentu/konsultatciia-rebenok-u-ekrana/

“Детский сад комбинированного вида №38 “Улыбка”

Ребёнок у экрана

Ребенок у экрана

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3—5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 ча­сов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне уст­раивает не только детей, но и родителей.

Ребенок не пристает, ничего не просит, не хулига­нит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к сов­ременной цивилизации.

Однако это «безобид­ное» и «безопасное» занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные послед­ствия не только для здоровья ребенка ( нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка) , но и для его психического развития.

Обратите внимание

  Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, ма­мины колыбельные песенки, бабушкины сказки, бе­седы и разговоры с отцом. Перед вторжением телеви­зора в нашу жизнь наиболее беззащитной и зависи­мой категорией оказываются совсем маленькие дети.

Читайте также:  Апчхи! или что делать, если заболел малыш

Первое из них – отставание в развитии речи.

Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние двад­цать лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Речь — это не подражание чу­жим словам и не запоминание речевых штампов. Ов­ладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог.

Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь бы­ла включена в его конкретные практические дейст­вия, в его реальные впечатления и, главное, в его об­щение со взрослыми.

Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и на кото­рые они сами никак не могут воздействовать. Уста­лых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение.

Однако внешняя разговорная речь – лишь верши­на айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и лю­бое представление — словом, все, что составляет внут­ренний мир человека, его душевную жизнь.

Вспоми­ная или мечтая о будущем, переживая потери или яр­кие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание и обеспечивает человеку устойчивость и независи­мость.

Важно

Если же эта форма не сложилась, если внутрен­ней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внеш­них воздействий. Он просто не в состоянии удержи­вать какое-либо содержание или стремиться к ка­кой-то цели. В результате — внутренняя пустота, ко­торую нужно постоянно пополнять извне.

Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглубле­нию, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Дан­ные симптомы были обобщены в картину новой болезни — «дефицит концентрации».

Этот вид за­болевания особенно ярко проявляется в обучении де­тей и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью.

Та­кие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообраз­ные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между со­бой. Им необходима постоянная внешняя стимуля­ция, которую они привыкли получать с экрана.

Еще один факт, который отмечают многие педаго­ги, — это резкое снижение фантазии и творче­ской активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают уси­лий для изобретения новых игр, для сочинения ска­зок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты.

Их ничего не интересует и не увлека­ет. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуж­дать. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нараста­ния этой внутренней пустоты — повышение дет­ской жестокости и агрессивности. Число пре­ступлений, совершенных детьми и подростками, се­годня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих дет­ских «шалостей».

Раньше, при выяснении отно­шений, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя побе­дителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встреча­ются все реже.

Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга

«просто так», пото­му что на душе пусто и хочется острых ощущений.

И конечно же бич нашего времени — наркотики. Все больше российских детей и подростков уже име­ют опыт наркомании, причем это число катастрофи­чески нарастает.

Уход в наркотики — яркое свиде­тельство внутренней пустоты, невозможности обрести смыслы и ценности в реальном мире или в себе.

От­сутствие жизненных ориентиров, внутренняя неус­тойчивость и пустота требуют своего наполнения — новой искусственной стимуляции, новых «таблеток счастья».

Совет

Иск­лючить телевизор и компьютер из жизни и воспита­ния детей невозможно и бессмыслен­но. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внут­ренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет серьезную опасность для него.

Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды  детской деятельности- рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок.

И главное— когда он научится самостоятель­но играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т. п.), также отличать игру от реальности.  Просмотр мультиков для маленьких де­тей нужно строго дозировать.

При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходя­щие на экране события и сопереживать героям филь­мов.

Предоставлять свободный доступ к информаци­онной технике можно только за пределами дошколь­ного возраста (после 6—7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной инфор­мации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

Педагог-психолог, Крюкова Е.В.

Источник: http://38ulybka.ru/index.php/parents2/rekomendatsii-spetsialistov/51-ekran

Ребенок у экрана

Оригинал здесь – http://udc.psyparents.ru/news/index/2.html

РЕБЕНОК У ЭКРАНА: чем опасны оковы телерабства 

Автор – Е.О. Смирновадоктор психологических наук,профессор кафедры «Дошкольной педагогики и психологии» 

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его сажают перед экраном.

Большинство современный детей (75%) приобщаются к телевизионным просмотрам уже с 1 года! Домашний экран все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 32 часа в неделю, т.е.

около 4,5 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это безобидное занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации.

Обратите внимание

Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным.

Однако это безобидное на первый взгляд занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке говорится довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.

Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Как показали специальные исследования, в наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста.

За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком – взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная! Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог.

 Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Речевые звуки, не обращенные ребенку лично и не предполагающие ответа, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение.

Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Важно

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи.

 Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения и осознания себя в целом.

 Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом, все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.

Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание, которая дает устойчивость и независимость человеку.

Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации».

 Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью.

Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух. Они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения.Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений.

По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом.

Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты.

Читайте также:  Злые, злые комары, крылья прочь от детворы

Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям нечего обсуждать, не о чем разговаривать или спорить.

Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко нарастает. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей».

Совет

Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше при выяснении отношений на школьном дворе драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т.е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем.

В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий.

Подростки бьют и убивают друг друга не потому что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а «просто так», потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

Конечно, далеко не у всех детей перечисленные «симптомы» наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача – не напугать в очередной раз ужасающей картиной падения нравов современной молодежи, а понять истоки этих тревожных явлений.

Но неужели всему виной телевизор? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана.

Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения своей личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) – период зарождения и формирования наиболее общих фундаментальных способностей человека.

Термин «фундаментальных» здесь употреблен в самом прямом смысле – это то, на чем будет строиться и держаться все здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться.

Обратите внимание

Соответственно, чем более ранний возрастной период, тем более ответственным он является и тем сильнее определяет дальнейшее развитие человека .

В истории педагогики и психологии был пройден большой путь до того момента, когда были замечены и признаны своеобразие и особенности первых лет жизни человека.

Только в конце 19 века детство превратилось в социальную идею, когда сразу несколько гениальных психологов (Пиаже, Фрейд, Выготский) открыли качественное своеобразие детства, принципиальные различия в восприятии мира ребенка и взрослого.

«Равноправие» детей в использовании СМИ не только не подготавливает их к будущей самостоятельной жизни, но крадет у них детство, мешает сделать важнейшие шаги в развитии личности .

Главное право ребенка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов.

Сажая дошкольника перед экраном, и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребенка.

Этот основной закон, хорошо известен всем психологам уже со студенческой скамьи. Однако в контексте данной проблемы он получает новое звучание и новое, увы, печальное подтверждение. Попытаюсь напомнить и пояснить его.

Суть этого закона заключается в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым . Все высшие психические функции ребенка – его интересы, переживания, представления, образы – складываются и первоначально существуют не внутри самого ребенка, а в его общении со взрослым.

При этом взрослый не навязывает ребенку какие-то свои представления или ценности, а вместе с ним строит его внутренний мир, открывая ему новые грани действительности, которые сами по себе не видны и могут остаться незамеченными. Окружающие маленького ребенка предметы не воздействуют на него непосредственно и не вызывают каких-либо чувств или желаний.

Важно

Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно. Можно прекрасно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые. Можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов.

Внутреннюю, культурную суть вещей ребенок открывает только вместе со взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог, настраивает его на человеческое восприятие мира и делает этот мир волнующим, значимым, побуждающим к собственной творческой активности.

Переживания, образы, представления, открытые вместе со взрослым, начинают входить во внутренний мир ребенка, наполнять его. При поддержке и помощи взрослого малыш сам начинает пробовать себя в разных видах деятельности и чувствовать свои возможности, свое Я.

И только потом, открытые и опробованные вместе со взрослым человеческие представления, ценности, переживания входят во внутреннюю жизнь ребенка и становятся «своими». Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и полноценном общении с близкими взрослыми.

Никакие технические средства, никакие даже самые совершенные и приспособленные для детей СМИ не могут заменить живого человека , не могут открыть культурный смысл окружающих вещей. Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая культура, остается закрытым, чужим, невостребованным, а внутренний мир ребенка – пустым.

Все эти хорошо известные истины многократно подтверждены не только научными исследованиями, но и жизненными фактами. До последнего времени эти факты поставляла система детских закрытых учреждений – домов ребенка и детских домов. Самые разные педагоги и психологи многократно показывали, что дети, лишенные семьи, т.е.

полноценного общения с близкими взрослыми в раннем детстве, существенно отличаются от своих сверстников, которых воспитывают родители.

Детей-сирот отличает общее недоразвитие личности, которое выражается в нарушениях речи, отсутствии интереса к занятиям, слабая концентрация, сниженная эмоциональность, отсутствие сопереживания, импульсивность и ситуативность поведения, отсутствие инициативы, низкий уровень фантазии и воображения, несамостоятельность и стереотипность мышления, слабая ориентированность на будущее и пр. Не правда ли, перечень этих особенностей очень похож на тот, что был приведен выше. Но если 10-15 лет назад эти симптомы были присущи довольно ограниченному числу сирот, то в наше время они распространяются на нормальных «семейных» детей. Парадоксально, но все эти печальные особенности наиболее ярко проявляются у двух противоположных по своему социальному положению групп: у сирот или детей алкоголиков, и у детей высоко обеспеченных родителей. В обоих случаях данные симптомы являются следствием одной болезни – недостатка полноценного личностного общения с близкими взрослыми. Если в одном случае дефицит общения является следствием социального неблагополучия (отсутствия родителей или лишения их родительских прав) то в другом, напротив, следствием материального и социального благополучия родителей, их стремления обеспечить ребенка всеми техническими средствами. В обоих случаях потребности ребенка отодвигаются на задний план, а передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на психологию ребенка, как и полное его игнорирование .

Совет

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет в себе серьезную опасность.

Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок . И главное – когда он научился самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.).

Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма.

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7-лет) , когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

Источник: https://baby-secret-net.livejournal.com/212217.html

Консультация для родителей «Ребенок у экрана. Польза или вред?»

Консультация  для родителей «Ребенок у экрана. Польза или вред?»

Специалисты по детству с тревогой отмечают, что все большее число детей растут (живут, взрослеют, развиваются) перед экранами телевизоров и компьютеров. Экран стал существенным фактором для детей, которые намного больше времени проводят перед экраном телевизора и компьютера, чем в общении с взрослыми. Вместо лиц они видят экран.

Экран становиться основным проводником ребенка в мир, диктует и предлагает модели поведения детям, у которых еще нет критического отношения к миру. Развитие и обучение построено на имитации и прямо копировании того, что они видят перед собой.

Как и герои большинства мультфильмов, содержащих элементы эксцентрики и преувеличений, наши дети приобретают повышенную возбудимость, синдром гиперреактивности, зависимость от внешних факторов. Одно из последствий такой атаки на детское воображение – задержка эмоционального развития.

Дети привыкают воспринимать информацию с экрана в «чистом виде», без переживаний и сопротивления, без эмоций, на которые просто не хватает времени из-за быстрой смены кадров. Они растут холодными и равнодушными – такими, какими сегодня являются телевидение и компьютерный мир. Вчерашние дети имели возможность изучать мир самостоятельно.

Они разглядывали жуков на прогулке, гладили кошек и дразнили собак, строили из листьев и палочек домики, придумывали города из желудей и цветных стеклышек. Чтобы развивалось воображение (самое важное приобретение в дошкольном возрасте, нужно, чтобы детям немного не хватало игрушек.

У нынешних детей формируется клиповое мышление «экранного поколения»: задержка развития на этапе непроизвольного внимания, образного мышления. Экран приучает детей получать все без труда, без волевых усилий. Не дети манипулируют предметами, а предметы детьми. Сегодня дети ориентируются не на поступки героев, а на их внешность. Их занимают не хорошие, добрые герои, которые совершают достойные поступки, а красивые и «навороченные («богатые и успешные»).

Телевидение является неотъемлемым атрибутом нашей жизни, а наши дети обожают мультики и сказки. Но является ли столь часто встречающая зависимость от телевизора такой уж безобидной вещью?

Действие телепередач на ребенка:

С года до 4 летнего возраста детей привлекает лишь движение на экране.

С 3 до 7 лет дети сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть на них похожими; 20% детей в возрасте 9 месяцев отстают в развитии. В случае, если их родители заменяют общение телевизором, а когда дети продолжают и дальше смотреть телевизор, то к трем годам такие дети отстают уже на год.

Для детей до двух лет телевизор может представлять опасность на физическом уровне. Постоянно включенный телевизор доставляет множество визуальных и аудио сигналов, утомляя нервную систему даже взрослого человека. Малыша такая нагрузка может привести к хронической усталости.

В возрасте двух – трех лет ребенок мало интересуется телевизором, но только если родители подают ему пример своим поведением и одновременно уделяют малышу необходимое внимание. Уже в таком маленьком возрасте информация из телевизора усваивается ребенком, постепенно увлекая его все сильнее.

Обратите внимание

Длительное сидение перед экраном минимизируют активность, притупляет развитие фантазии, и в конце ребенок привыкает к пассивному поведению.

Изучение отрицательного влияния телевидения на детские организмы проводится не одно десятилетие. За это время всевозможные болезни и отклонения сформировались в весьма внушительный список:

Читайте также:  Темная сторона жизни «домашней» мамы: рассказ женщины, устоявшей против депрессии

— Переутомление возникает из-за того, что ребенок вынужден тратить много сил на восприятие множество звуков и образов.

— Стресс, тревога и страх от прослушивания новостей и просмотр передач и фильмов.

— Демонстративная агрессивность и насильственность является следствием просмотра мультфильмов с агрессивным содержанием.

— Потеря чувства реальности. У детей притупляется чувство самосохранения, которые в реальной жизни неминуемо приведут к смерти.

— Резкое снижение фантазии творческой активности детей из-за исчезновения необходимости придумывать себе развлечение.

— Недоразвитие речи. Дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Овладение речью происходит только в живом общении, при условии включения в диалог. Речь же, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков.

Допустимое время для просмотра телевизора.

— Детям до года – смотреть телевизор не рекомендуется.

— Детям от года до двух лет – не более 5 минут в день.

— Детям от двух до трех лет – не более 15 минут.

— От трех до пяти лет – не более 30 минут в день.

Нарушение этих норм может привести к тому, что ребенок будет повышено возбудимым, агрессивным, возможны головные боли и ухудшение сна.

Источник: http://dou22.ru/archives/2437

Ребенок у экрана

66 2018-07-15

В двадцать первом веке, в период активно развивающейся цивилизации, тяжело представить, как можно обойтись без компьютерных технологий и телевидения.

Технологии настолько развиты, что человеку приходится все больше и больше времени проводить за компьютером.

И если взрослый вполне осознает, чем это чревато, то маленькому ребенку сложно объяснить последствия чрезмерной увлеченности просмотра телепередач и работой за компьютером.

Понятно, что чересчур занятым родителям только в радость тот факт, что их ребенка не слышно и не видно, потому что где-то в комнате он наслаждается очередным просмотром мультфильмов или занят игрой в компьютерные игры. Но поверьте, если закрывать на это глаза, то в последствии не стоит удивляться, отчего ваш малыш растет необщительным, безответственным и совершенно не адаптированным к обществу.

Почему у ребенка возникает зависимость от экрана

Ребенок нуждается в постоянном общении, внимании и, в первую очередь, внимании родителей. Ведь когда он растет, он познает мир, ему все интересно, у него возникает куча вопросов, на которые нужно искать ответы.

И если ни родители, ни общество не могут или не хотят помочь маленькому человеку стать взрослым, умным и рассудительным, он все равно найдет ответы на свои вопросы и без вашего участия. Это будет Интернет, компьютерные игры, телевизор. Там нет серости этого мира, забот, суеты. Там все красочно и интересно. Все это втягивает и превращается в настоящую зависимость.

Если даже взрослому не легко вырваться из этого виртуального мира, то говорить о несформировавшейся личности ребенка не приходится.

Важно

Будущее такого ребенка выглядит не утешительным. Жизнь вне реального мира – это неспособность к общению не только с друзьями, но даже и с родителями.

Если задуматься о том, насколько сильно влияют те же мультяшные персонажи на психику ребенка, особенно агрессивные, неприятные персонажи, которые , вместе с тем, вызывают у детей желание им подражать, то можете представить, какое поколение у нас подрастает.

Грустно, не правда ли? Поэтому так важно воспитывать свое чадо, заниматься с ним, уделять много времени живому общению.

Выход из положения

Начните с себя. Если ваш ребенок потерял всякий интерес к общению с вами, то нужно разобраться, отчего так происходит, чего ему не хватает.

Когда вы сами были маленькими, ваши мамы всегда знали, чем вас развлечь.

Придумайте, чем заполнить свободное время вашему ребенку, разнообразьте его. Проводите больше свободного времени с ребенком, гуляйте по улице, станьте другом своему чаду. Запишите его в какой-нибудь спортивный или творческий кружок, чтобы он мог не только направить свою энергию в дело, но и развиваться творчески.

Даже если ваш малыш не станет выдающимся спортсменом или оратором, он будет чаще находиться в кругу людей, общаясь с которыми может найти себе новых друзей и увлекательные занятия.

Помните, что ребенок, у которого нет проблем и трудностей с общением, никогда не станет тратить время на экран телевизора или просиживать время за монитором компьютера!

Источник: https://zdravbud.net/new/rebenok-u-ekrana

Влияние гаджетов на детей – польза и вред телефонов и планшетов дл малышей

Сколько времени малыш может проводить у телевизора или экрана планшета, в каком возрасте не стоит разрешать ему это делать и каковы данные исследований по этому поводу.

На что опираться родителям, когда они принимают решение о том, сколько времени их дети могут играть в игры и смотреть телевизор? К счастью, сейчас проводится немало исследований, посвященных влиянию электронных устройств на ребенка. 

Прежде всего, стоит иметь в виду, что общение с компьютером, смартфоном, игровой приставкой или планшетом обладает, по мнению ученых, таким же эффектом, что и сидение перед экраном телевизора, и время, проведенное с ними, приравнивается к времени, проведенному за просмотром ТВ.

Общие рекомендации таковы: знакомить своего ребенка с «электронными друзьями» до 2 лет нецелесообразно, так как это ключевой возраст для развития мышления и в это время особенно необходим непосредственный опыт восприятия, а не стереотипный.

По мнению экспертов (представителей британского The Royal College of Paediatrics and Child Health, Американской академии педиатров, Канадского общества педиатров и др.), смотреть телевизор или играть с планшетом детям после 3 лет даже полезно. Но подходить к этому нужно разумно.

  • В возрасте от 3 до 7 лет, по мнению специалистов, нужно ограничивать время просмотра телевизора или игры с планшетом 1 часом в день. 2 часа — это максимально допустимое время.
  • В противном случае дети подвергаются риску всевозможных расстройств — и не только психологических (доказано, что дети, много времени смотревшие телевизор, вырастают менее социально адаптированными и более склонными к агрессии), но и физиологических (долгое сидение у телевизора ученые связывают с возникновением пищевых нарушений, а также с заболеваниями сердца и диабетом).

По мнению специалистов, телевизор и гаджеты могут быть способом расширения кругозора, увеличения словарного запаса и развития скорости умственных реакций, но полезны они только для ребенка старше 7 лет.

Особенность современных планшетов и телефонов — интуитивное управление — привела к тому, что малыши, которые не умеют читать, отлично справляются с ними. Раскрыть секреты устройства телевизионного пульта им тоже не составляет труда. До какого-то момента это вызывает гордость и умиление, но потом родители обнаруживают, что ребенок не может без мультфильмов и игровых приложений. Что делать?

Зависимость от электронных устройств имеет несколько причин, и одна из них — удобство такого детского времяпрепровождения для родителей. Мамам и папам поначалу действительно становится легче от того, что они получают час-полтора свободного времени, пока ребенок смотрит мультфильмы или играет на планшете. Но стоит ли этим злоупотреблять?

Чем вреден такой вид досуга?

  • Игры на планшете и телепередачи не дают малышу возможности двигаться.
  • Общение с персонажами игр сенсорно неполноценно.
  • Визуальные, звуковые и сюжетные впечатления, получаемые ребенком в игре, могут приводить к эмоциональному перенапряжению.
  • Опыт, полученный в игре, малыш не сможет применить в жизни или обогатить им отношения с людьми. А значит, это может повредить социальным взаимодействиям в будущем.

Конечно, родители сами выбирают для детей приложения, мультфильмы и телепрограммы и стараются ограничить время игр и просмотра телевизора. Но как делать это грамотно?

Устанавливаем режим для гаджетов

Чтобы ребенок легче воспринял ограничения, нужно объяснить их ему заранее, рассказать о причинах их появления и придерживаться созданных вами правил, не делая исключений. 

Время просмотра мультфильмов постарайтесь ограничить, ориентируясь на возраст ребенка. Пусть мультфильмы и игры выдаются дозированно и никогда — как поощрение.

  • Начинать желательно с одной 10 – 15-минутной серии мультфильма или игры — для малыша 2 – 3 лет этого обычно достаточно.
  • Определяя количество времени, которое ребенок будет проводить за игрой в гаджеты, также ориентируйтесь на его возраст и, главное, на советы офтальмолога и невропатолога.
  • Определившись с временем для игр и просмотра мультфильмов, ставьте таймер или купите будильник, например в виде животного, которое нравится малышу.
  • Выбирайте развивающие пазлы и квесты вместо бессюжетных бесцельных игр.
  • Избегайте игр, в которых нужно «прокачивать» персонажей и переходить с уровня на уровень, где один сеанс игры может растягиваться на неопределенное время.
  • Откажитесь от игр, где нужно что-либо покупать за реальные деньги в игровом пространстве.
  • Определите один день недели, который проходит без устройств.

Чтобы «оторвать» ребенка от мультфильмов, увлекательных игр на планшете или компьютере, предложите ему еще более интересные занятия. Читайте с малышом книги, рисуйте и лепите вместе, сочиняйте и разыгрывайте истории в кукольном театре.

Так вы будете стимулировать развитие его воображения, мышления и памяти, чего не происходит, когда ребенок смотрит телевизор.

Кроме того, так он получит опыт интересной жизни, захватывающих впечатлений в реальности, а не в виртуальном пространстве.

Заменяем визуальный ряд аудиорядом

Совет

Аудиосказки и радиоспектакли, под которые малыш может собирать конструктор или играть в куклы, — это находка. В том, что касается аудиоматериала, нет никаких временных ограничений. Пока ребенку интересно, он слушает.

Находим важное занятие

В спортивном, танцевальном, музыкальном или художественном кружке ребенок будет не только заниматься чем-то интересным, но и накапливать опыт достижений и свершений. Он поймет, что это куда интереснее, важнее и ценнее, чем очки в игре.

Иногда родители позволяют ребенку часто и подолгу играть на планшете или смотреть телевизор, потому что им скучно проводить время с ним или они переутомлены после рабочего дня. В таком случае имеет смысл обсудить это на встрече с семейным психологом. А пока давайте разберемся, как добиться того, чтобы играть с крохой было действительно увлекательно.

Для этого вам стоит обратить внимание на то, как много пользы в таком виде совместного досуга для ребенка.

  • Развитие уверенности в себе. Ребенок ощущает себя как личность, если мама или папа откладывает свои дела и внимательно отвечает на его вопросы или играет с ним «на равных». Когда вы делаете над собой усилие, чтобы подробно ответить на вопрос малыша, он становится увереннее, в нем растет доверие и любовь к миру и к себе. Так закладывается фундамент для того, чтобы быть счастливым и радостным человеком в будущем.
  • Передача опыта. Дети копируют поведение родителей и впитывают их установки. Когда мама с удовольствием и радостью занимается со своим малышом, он перенимает эту установку — включаться с интересом во все, чем бы ни занимался. Тогда и он будет с энтузиазмом знакомиться с миром.

Но как быть, если у родителя просто нет времени, чтобы делать с ребенком «его» дела (игры, гуляние, кормление), а потом еще и свои (уборка, готовка, походы в банк и проч.)? Попробуйте объявить все дела общими.

Посмотрим, как это работает. Вам нужно приготовить суп? Прекрасно, ведь вашему малышу тоже будет полезно и интересно смотреть на овощи, узнать их названия, погрызть морковку и спеть вместе с вами песенку.

Может быть, он захочет даже стоять рядом и «помогать» — резать игрушечные овощи на своей детской доске.

Эта ситуация кардинально отличается от картины, когда мама включает своему ребенку мультфильм, чтобы за время просмотра приготовить ужин.

Зависимость малыша от гаджетов начинается с родителей — и положить конец этой зависимости также могут только они. И начинать, как и в любом воспитательном процессе, нужно с себя: расставлять приоритеты, следить за режимом, искать замену «цифровым удовольствиям». А главное — налаживать теплый и полноценный контакт с малышом.

Приятного общения с ребенком!

Смотрите также

Аллергический диатез, или атопический дерматит

Источник: https://agulife.ru/calendopedia/rebenok-u-ekrana

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector