Нестрашные монстры: учимся не бояться

Нестрашные монстры: учимся не бояться

Родители всегда мечтают о счастливом и безоблачном детстве для своих детей. К сожалению, часто оно бывает омрачено детскими кошмарами.

Страх темноты, боязнь засыпать в своей комнате, монстры и чудовища, прячущиеся в шкафу и пугающие ребенка до слез… Многие из нас проходили через это в детстве и больше всего на свете хотят, чтобы «подкроватные» монстры не мучили наших детей.Испуганным детям можно помочь.

Прежде всего родители должны показать, что они любят, защищают ребенка и всегда готовы прийти ему на помощь. Родительская любовь – лучшее лекарство от детских страхов, и каждый маленький трусишка должен знать, что мама и папа обязательно прогонят всех страшных чудищ.

С очень сильными страхами, мешающими жить ребенку, может помочь справиться хороший детский психолог.А еще есть специальные книги для детей и родителей, которые научат не бояться монстров, страшилищ и бук любого вида и размера!Однако важно помнить, что у этих книг есть одно правило. Ребенок не должен бояться героев.

Обратите внимание

Если они кажутся ему страшными, если ему тяжело дистанцировать себя от персонажей книги, если он старается закрыть чем-то страшные рисунки, то лучше отложить чтение на время.

«Азбука храбрости» Натальи Чуб научит детей «дружить» с пауками, звуками пылесоса, выступлением перед аудиторией, громом и грозой. Автор находит свой подход к каждому страху, убеждая ребенка, что пугаться совсем нечего.

Катрин Леблан рассказывает, «Как справиться с монстрами». Она создает настоящую классификацию страхов (монстров). Они могут быть огромными и малюсенькими, но на каждого из них найдется смешная и остроумная управа.

Классификации вообще помогают в преодолении страхов.

Ребенок видит, что иррациональную угрозу можно упорядочить, нарисовать, сделать не всесильной невидимой тенью во тьме, но существом на картинке, которое можно перечеркнуть, запутать, даже испугать в ответ.

Анна Никольская создает «НеСтрашную энциклопедию чудищ, юдищ и бук», где по полочкам раскладывает монстров из различных мифологий. Получаются они у нее не столько страшными, сколько смешными и симпатичными.

Преодолению страха посвящен и «Дом для котенка Бояки». Жизнь трепетного и ранимого котенка полна кошмаров, сомнений и опасностей, но теплый дом и настоящая семья спасают маленького трусишку.

Поэт Андрей Усачев предлагает посмеяться над своими страхами с помощью «Страхотворений», где высмеивает пугающих ребенка или просто традиционно страшных существ.

Если маленький ребенок боится засыпать, обязательно почитайте с ним «Пятую овечку» – остроумную историю о девочке Лине, которая считает перед сном овец, одна из которых оказывается волком. Маленькой любопытной девочке удается узнать историю страшного волка и сделать его своим союзником в борьбе против ужасного монстра.

Еще один хороший способ перестать бояться – узнать, чем же заняты чудовища в «повседневной жизни». Из книг серии «Сказки наоборот» оказывается, что ведьмы вынуждены носить старые платья и дырявые колготки вместо модных нарядов, а волки должны следить за идеальным маникюром. Теперь их остается только пожалеть!

Детям постарше и уверенней в себе можно предложить книги о победителях страха. Здесь кошмары и монстры уже не собрание нелепых чудиков, а опасности, над преодолением которых придется потрудиться.

Например, в книжках Сергея Жвалевского из серии «Страшно/Смешно» монстры и кошмары вырываются на волю, но им противостоят агенты Интеркошмарпола.

Важно

Одним из самых убедительных образов кошмаров, ослабляющих и даже убивающих человека, стали дементоры из книг Джоан Роулинг о «Гарри Поттере».

Примечательно, что писательница не только живописала страхи, но придумала убедительный способ, как с ними справиться – противопоставить им самое сильное и счастливое воспоминание в твоей жизни.

Алека Вольских сталкивает свою героиню Милу Рудик с миром кошмаров в книге «Мила Рудик и кристалл Фобоса». Ее герои сражаются со всепожирающим страхом, который грозит превратить город волшебников в город испуганных безумцев.

А писатель<\p>

Дата публикации 10.04.2014

Источник: https://materinstvo.ru/art/8766

Такие ужасные нестрашные монстры: учимся не бояться

Мир, который окружает ребенка – это волшебная страна, где столько всего нового, неизведанного, яркого и загадочного. Но, к сожалению, не всегда эта красочная и манящая новизна приносит ребенку положительные эмоции. Почти каждому ребенку в то или иное время приходится сталкиваться с разнообразными страхами.

Причины появления страхов у детей

Так же, как и существует множество возможных видов страхов, так и существует большое количество их возможных причин. Каждый случай всегда уникален. Но, чаще всего, дети боятся темноты, оставаться одним, пожаров, животных и чудовищ.

Спровоцировать появление страхов могут и родительские предупреждения, что случится что-то плохое, и проблемы в семье, и, казалось бы, достаточно невинные мультфильмы. Но, по большому счету, главная причина – это незнание ребенка, его неосведомленность о некоторых явлениях.

Что же делать, когда ребенок уже встретился со страхом?

Побеждаем детские страхи вместе

Оформление опасений и незнания ребенка в целостный страх не происходит одномоментно, поэтому и его устранение занимает не один день.

Решение такого рода проблем у детей ориентировано больше на эмоциональную сторону, а не на логическое объяснение.

Поэтому родители должны строить свои отношения с ребенком таким образом, чтобы изменить негативно окрашенные переживания в отношении какого-то явления хотя бы в нейтральные.

Проявление уважения к переживаниям ребенка

Даже если порой страхи малыша кажутся просто смешными, никогда не стоит над ним смеяться или говорить, что это все глупости. Детское восприятие отлично от взрослого, поэтому все, что ребенку нужно от взрослого – это понимание и поддержка.

Игровая встреча со страхом

Взрослым, чтобы лучше справиться с сильными эмоциями, нужно чаще их проговаривать. Ребенку такой вариант не всегда подходит и не всегда его вообще можно реализовать (если ребенок еще не достаточно хорошо разговаривает).

В таких случаях в игре родители могут пережить страх малыша вместе с ним, показав, как правильно с ним справляться; или попросить ребенка стать этим пугающим существом или явлением и напугать родителя, неосознанно раскрыв суть и причины появления страха.

Еще один хороший способ в игре справиться со страхом – попытаться его нарисовать. Ведь представление пугающего объекта может быть расплывчатым, а рисунок как бы материализует его.

И не всегда он оказывается таким пугающим, как казалось. К тому же, тут таки можно его подправить и сделать вовсе не страшным, а даже дружелюбным.

Мамы-рукодельницы могут даже сшить ребенку игрушку по его рисунку, чтобы его страх стал мягким и теплым другом.

Личная сказка

Сказкотерапия – популярный и действенный способ борьбы с детскими страхами. Лучше всего, если родители сами придумают такую сказку, которая подойдет их ребенку: она будет о конкретном страхе, ребенок будет ее главным героем, способы борьбы с чудищем будут приемлемы для ребенка (активные – личная победа, или пассивные – кто-то побеждает монстра, спасая главного героя).

Внимание, забота и понимание родителей – это то, что нужно маленькому человечку, который только начинает свой жизненный путь в огромном и интересном мире, чтобы познавать его без страха.

Источник: https://www.toyway.ru/articles/takie-uzhasnye-nestrashnye-monstry-uchimsya-ne-boyatsya/

Как перестать бояться темноты и что делать, когда стулья превращаются в кровожадных монстров

И снова пожелания доброго утра, дня, вечера и ночи полетели в разные концы страны (и не только нашей)!

С вами бородатый (да-да, бородатый! Саша выбрала самое древнее, но более-менее приличное фото – остальные и того хуже) Артем Буканов, и мы продолжаем бороться с различными фобиями.

Сегодня попробуем узнать, как перестать бояться темноты. Про смерть писал, про высоту писал, про темноту… про темноту не писал.

Уже давно устоявшимся фактом является утверждение, что мы – люди – боимся неизвестности. Нас пугает все непонятное, новое или необъяснимое.

А что есть темнота, как не зловещий союз всего выше перечисленного (разве что она далеко не новое для каждого из нас)?

В ней стулья превращаются в кровожадных монстров, из-за каждого угла за нами наблюдают злобные глаза невероятного разнообразия цветов, а вон тот комод и вовсе хочет нас сожрать!

Но стоит включить свет и попец сразу расслабляется, а пульс приходит в норму. На самом деле в темноте нет ничего страшного, как я и писал ранее: все страхи в нашей голове, они – плод нашего неугомонного воображения.

Вправляем мозги на место

Что нам нужно осознать в начале нашей «целительной» беседы?

  • Монстры под кроватями не водятся!

А я говорю НЕ ВОДЯТСЯ! И нечего сейчас в недоумении таращиться на кровать – его там нет, его там вообще нет, а не то чтобы сейчас день и это пугало спит.

  • Ночью ваша мебель ни во что не превращается

Ну… так уж вышло, обычная мебель без побочных эффектов.

Вот тут уже сложнее, да они есть. Но! Это шорохи окружающего мира, они и днем есть, особенно, если вы живете в квартире с плохой шумоизоляцией (соседям привет). Просто днем вы так панически на них не реагируете.

Ах, да – самое главное – это не звуки всяких там монстров, барабашек и пришельцев. Никакой опасности, лишь небольшие неудобства для людей, обладающих слухом и бурной фантазией.

  • А теперь щепотка реальности

Вы серьезно думаете, что если бы под вашей кроватью жил огромный и ужасный монстр, или ваш шкаф собирался прикончить вас, они бы не сделали это днем? Да бросьте! Если голодный аллигатор решит оторвать вам пару конечностей, он сделает это в любое время суток.

Если бешеная собака решит покусать кого-либо во дворе, она не станет ждать полнолуния.

Вот вам суровая реальность (менее суровая, чем ваши прикроватные коврики-монстры, но все же). Верите вы в нее или нет –дело ваше, но она от этого никуда не денется и никак не поменяется!

Страдания – ваш выбор!

В принципе, ни для кого не секрет, что фобии – это результат нашего воображения.

Получается, что мы сами все усложняем?! Придумываем себе ужасы – чтобы их бояться, монстров – чтобы от них шарахаться, проблемы – чтобы от них страдать… Мы – идиоты!

«Вот они – смертные, — продолжал Смерть. – Все, что у них есть – совсем не много лет в этом мире. И они проводят драгоценные годы жизни за усложнением всего, к чему прикасаются.»

Терри Пратчет. Мор, ученик Смерти

Возможно, я не совсем полностью решил вашу проблему (как это делают разные психотерапевты), но по крайней мере я указал вам на правду, они же будут использовать различные приемы чтобы притупить ваши страхи.

Совет

Я просто указал вам на дверь, за которой скрывается действительность – никаких ужасов – примите эту действительность, тогда сможете вдохнуть полной грудью. Нет – значит будете шарахаться всего и вся с наступлением темноты.

Я считаю, что выбор каждого человека – вещь самостоятельная. Я не дам вам чудо-рецепта, который в одно мгновение избавит вас от проблем, фобий, неудач. Но я могу дать вам верное направление, которое способно вам помочь в решении ваших неурядиц – решайте и решайтесь.

Помните – счастье у нас уже внутри! Как и спокойствие. Будьте счастливы и спокойны даже ночью.

С вами был Артем Буканов, и я покидаю вас совсем ненадолго

Источник: http://otalex.ru/kak-perestat-boyatsya-temnotyi.html

Ребенок боится чудовищ под кроватью, как с этим бороться?

«Чудовища под кроватью» – довольно распространенный страх, однако он вызывает немало дискомфорта, как для ребенка, так и для его родителей.

Если со скрипучей дверью можно и нужно бороться, смазав петли маслом, кладовку можно закрыть, а тьму рассеять банальным фонариком, то страх перед чудовищами иррационален.

Он связан только с детским воображением и больше ни с чем другим. А с этим бороться уже гораздо сложнее.

Причины возникновения страха у ребенка

Причин возникновения этих страхов довольно много. Иногда дети «приносят» их домой из садика, младшей школы или со двора, где с ребенком «поделились впечатлениями» или страшилками сверстники.

Иногда причиной служит разыгравшееся воображение, особенно если ребенок посмотрел какой-либо фильм или мультик с непонятными героями – человекороботами, монстрами и другими похожими персонажами.

Из моей психологической практики, вспомнился один случай, когда молодая мамаша обратилась с пятилетним ребенком, по поводу боязни «чудовищ».

В ходе простой беседы выяснилось, что эта горе-мать, включила на компьютере пятилетнему карапузу диск с фильмом ужасов вечером, а сама выключила свет, вышла из комнаты и закрыла за собой дверь. Уже через пять минут ребенок бился в истерике.

Конечно, ей удалось его успокоить, но с тех пор «…он, почему-то боится темноты и ему вечером мерещатся всякие монстры…», которые, конечно же, поселились у него под кроватью. А где же им еще быть?

Страх перед ночной темнотой и разными звуками, заложен в каждом из нас на подсознательном уровне еще с тех времен, когда человеку приходилось добывать огонь и жить в пещерах. Тогда дикие животные охотились по ночам и были не против съесть любого, в том числе и людей. Это заставляло прислушиваться к каждому звуку и очень чутко спать.

Читайте также:  «железная» диета – поддерживаем гемоглобин при беременности

Давно уже нет саблезубых тигров, а современные дикие животные сами боятся людей, да и не водятся они в городах, однако, этот страх, когда-то очень полезный, остался. А теперь добавьте к нему буйную детскую фантазию и живое воображение, которое разыгралось из-за сказки или мультфильма.

В итоге мы имеем испуганного малыша, дрожащего под одеялом и зовущего на помощь родителей.

Обратите внимание

И, как ни странно это звучит, такой страх – это вполне нормально и объяснимо. Главное, не «раскормить» этого «волка» до невероятных размеров, чтобы он не перерос в фобию.

А это уже задача родителей и профильных специалистов, если они, конечно, понадобятся. Но, как правило, родители способны самостоятельно помочь своему ребенку.

Главное, включить фантазию и свой здравый смысл.

Как помочь ребенку справиться со страхом

Как правило, у детей фантазия иногда бывает сильнее рационального мышления, поэтому и бороться с разными страхами нужно с её же помощью.

Например, в том случае, с горе мамашей, мы с карапузом, который оказался очень смышленым, пришли к выводу, что монстры, живущие у него под кроватью, на самом деле, пришли потому, что очень любят сладости и веселые сказки.

Отважный малыш решил сам оставлять на блюдечке конфетку и пообещал рассказывать им интересные истории перед сном.

  • Придумайте сказку, где главным героем или героиней будет малыш, у которого тоже есть мама и папа, а имя у этого героя такое же, как у вашего ребенка. Расскажите, как смелый малыш смог преодолеть свой страх, когда нарисовал его на бумаге или рассказал о нем родителям.
  • Можно придумать какое-либо «волшебное слово» или фразу, пусть даже бессмысленное, но способное отпугнуть любого монстра. Пусть ребенок произносит это «заклинание» каждый раз, когда идет спать в свою комнату.
  • Переделайте, вместе с ребенком, страшную фантазию на смешную. Например, страшного монстра можно превратить в забавного кролика, дорисовав ему на бумаге или в воображении длинные ушки, лапки и маленький хвостик. А то, что у кролика шесть лап и четыре глаза – это не страшно. Они помогут быстрее убежать от волка и хорошо видеть морковку с капустой.

Если ребенок просит посидеть с ним, пока он не уснет, не отказывайтесь.

Детские страхи – временное явление, а вот доверие к вам, как к родителю – это на всю жизнь. И не слушайте никого, кто вам будет говорить о «не педагогичности» ваших действий.

Доверяйте хрупкую детскую психику только по-настоящему грамотным специалистам, которые способны справиться с проблемами, а не добавить новых.

И, пожалуйста, показывайте ребенку только добрые детские мультики, особенно перед сном. С понятными героями и позитивными сюжетами.

Детские страхи – это временное явление, через которое проходят почти все дети. Они являются признаком хорошей фантазии и бурного воображения. Ваша задача – направить это воображение в позитивное русло, превратив «страшное» в «забавное» или «смешное». Только от вас зависит, как быстро ребенок справится со своими страхами.

А ваш малыш боится чудовищ под кроватью? Что вы делали, чтобы помочь своему крохе?

Источник: https://viline.tv/deti/article/rebenok-boitsa-cudovis-pod-krovatu-kak-s-etim-borotsa

Ничуть не страшно: 8 книг о детских страхах и их преодолении

«Я не боюсь темноты!», «Охота на монстра», «Когда я тревожусь» и «Мэрилин и ее чудище»

Чего только не боятся дети: темноты, людей в белых халатах, монстров и публичных выступлений. Помочь им разобраться в своих чувствах могут не только разговоры со взрослыми, но и истории про малышей и подростков, которые борются со своими страхами. The Village рассказывает о книгах, которые научат ребенка справляться с разными волнительными ситуациями.

«Манн, Иванов и Фербер», 2017

У кого в детстве такого не было: поздно вечером, лежа в кровати, всматриваешься в какой-то привычный предмет, и воображение рисует разных уродливых чудовищ? Или просто страшно зайти в темную комнату — что ждет внутри? Возможно, новинка «МИФа» позволит ребенку сделать смелый шаг в комнату без света или понять, что рядом с кроватью не может быть чудища — там всего лишь привычное трюмо. Эта книга с выдвижными элементами: сначала ребенок видит картинку в темноте, а потом — раз! — тянет закладку, и на двух ночных монстров проливается свет — это оказываются мама и папа!

«Мелик-Пашаев», 2014

Однажды утром гусыня услышала под кроватью странный звук «пш-пш». Она взволнованно рассказала об этом поросенку, и тот побежал за подмогой: он встретил медведя, волка и сову, и они из уст в уста передавали, что произошло с гусыней.

Важно

К моменту, когда звери пришли к ней на помощь, они были уверены, что под кроватью сидит монстр, который издает невообразимые звуки.

Лесные обитатели, конечно, раздули из мухи слона — там оказался всего лишь маленький… Впрочем, разгадать эту загадку лучше самим.

Про что: страх неизвестного

«Питер», 2017

Это не книга с сюжетом, а картинки-сценки, которые помогут малышу немного понять свои эмоции.

На иллюстрациях он сможет узнать типичные ситуации, при которых проявляется волнение (приемная врача, незнакомое место, ссора), и то, как близкие могут рассеять страх: выслушать, обнять, взять на руки.

«Когда я тревожусь» предназначена для совместного чтения, чтобы помочь ребенку осознать, что его волнует и как с этим справиться.

Про что: ситуации, которые вызывают волнение

«Поляндрия», 2016

Эта книга способна лишить слово «чудище» хоть сколько-нибудь негативного контекста, потому что они здесь — милые друзья детей, которые возникают, когда ребенок попадает в сложную ситуацию.

У Ленни, например, огромное чудище появилось, когда на него напали хулиганы, а у Ребекки — когда она каталась на велосипеде.

Вот только к Мэрилин чудище никак не приходит! И в один прекрасный день, решив не оставлять столь важные вещи на волю судьбы, девочка собралась и пошла сама искать своего доброго монстра.

Про что: страшных чудовищ

«Самокат», 2016

Главный герой книги научился в садике определять время: девять часов, десять, час, два. В три его не забрал папа, и ребенку пришлось самому пойти домой. Но там никого не оказалось, и мальчику пришло в голову страшное: родители попали под грузовик.

Совет

Его захлестнула волна отчаяния, как вдруг он вспомнил о младшем брате — ведь теперь он обязан опекать его. Мальчик незаметно забрал малыша из сада, и они начали строить во дворе домик, в котором будут жить. Глава семьи до последнего старался не разрыдаться, но все же не сдержался.

Благо в этот момент домой прибежали испуганные родители (дети-то исчезли из детского сада), и всем вдруг стало ясно, что время их старший сын определяет не очень хорошо.

У Нильсона и Эриксон есть еще одна книга про страх с теми же героями: в ней старший ребенок до ужаса боится выступать на сцене (но и здесь все заканчивается благополучно).

«Белая ворона», 2017

Семья 13-летнего Барта из тех, которые обычно называют проблемными: квартира в социальном жилье, в подъезде живут наркоманы, счета не оплачены, мама выпивает. Мать с мальчиком очень хотят вырваться из всего этого, но получается с трудом.

Барт занимается боксом, но любовь всей его жизни — пение. Правда, это не только любовь, но и огромный страх: он очень боится выступать публично.

Однако однажды о его таланте узнает одноклассница Ада и рассказывает об этом учителю: теперь Барту не отвертеться — придется выступить на школьном концерте. И это обстоятельство многое меняет в его жизни.

Про что: страх публичных выступлений

«Самокат», 2014

Когда девятилетнего Томаса спрашивают, кем он хочет стать, он отвечает: «Счастливым человеком». Сейчас он вряд ли может назвать себя таким: его верующий отец, разозлившись, бьет мать, да и самого мальчика. Томасу жалко маму, и если поначалу он боится перечить отцу, то постепенно находит в себе мужество на осуждение поступков родителя.

В этом ему помогают сестра и пожилая соседка, которая говорит мальчику заветную фразу: «А знаешь, когда начинается счастье? Когда перестаешь бояться».

Обратите внимание

Не стоит воспринимать «Книгу всех вещей» как произведение о насилии — напротив, это светлый, отлично написанный текст о храбрости Томаса и его сестры и о справедливости, которая в подобных случаях просто обязана восторжествовать.

Про что: страх перед агрессией отца

«Розовый жираф», 2017

Август страшно боится идти в пятый класс. И не потому, что идет в школу впервые (до этого он занимался дома), а потому что не знает, как его там примут — мальчика, который не похож на остальных. У Августа генетическое заболевание, он перенес уже 27 операций, но его лицо все же вызывает ужас и отвращение у других.

«Если бы я нашел волшебную палочку и мог загадать одно желание, я бы попросил нормальное лицо, на которое никто не обращает никакого внимания. Я хотел бы ходить по улицам и чтобы люди, увидев меня, не отводили взгляд».

Этому храброму ребенку приходится вытерпеть унижения и издевательства других учеников школы, стать объектом насмешек. Правда, все это оказывается не таким важным по сравнению с тем, что он приобретает: новых друзей, знания, уважение сверстников.

Нынешнего подростка во взрослом возрасте обязательно кто-нибудь спросит, какие книги на него повлияли в детстве, и совсем не удивительно, если у многих в списке будет стоять «Чудо».

Про что: страх быть непринятым

Фотографии: обложка, 5, 7 — ИД «Самокат», 1 — Издательство «МИФ», 2 — Издательство «Мелик-Пашаев», 3 — Издательский дом «Питер», 4 — Издательский дом «Поляндрия», 6 — «Белая ворона», 8 — Детское издательство «Розовый жираф»

Источник: https://www.the-village.ru/village/children/children-guide/285292-detskie-knigi

5 самых жутких детских страхов и как с ними бороться: советы Вики Дмитриевой

Издательство «Эксмо» выпустило книгу Вики Дмитриевой «Это же ребенок!», в которой автор поднимает важные вопросы воспитания детей.

Вика — основатель «Школы Адекватных Родителей», социолог, известный блогер @vikadmitrieva и мама троих мальчиков — среди прочих в своей книге затрагивает и тему детских страхов.

Если вы уже читали отрывок из книги о том, что такое страх, чего именно мы боимся и как помощь маленькому трусишке справиться с его эмоциями, то предлагаем вам перейти к практической части.

• По энциклопедии об окружающем мире/фильмам/мультикам изучать, почему ночью темнеет. Почему в некоторых странах день, когда у нас ночь.

• По энциклопедии о теле человека/фильмам/мультикам изучать, зачем человеку спать, что даже когда мы спим, наше тело продолжает работать.

• Иногда ходить на прогулку в темное время суток, почти ночью, пытаться с ребенком в темноте разглядеть что-нибудь, расслышать разные звуки.

• До школы допускается ночник в комнате ребенка, потом ночник убираем и оставляем дверь открытой и свет в коридоре, потом дверь начинаем прикрывать постепенно.

• Рисовать/лепить/шить монстров вместе с ребенком. Придумайте вместе с ребенком историю, почему монстр такой злой, кто его обидел.

Кстати, как его зовут? А может, у монстра совсем нет друзей, вот он и злится? Помогите монстру, чтобы он стал добрым. Подрисуйте ему улыбочку.

И ни в коем случае потом не выбрасывайте! Пусть живет у вас дома, стоит на видном месте, играйте с ним регулярно, нарисуйте ему друзей.

• Праздновать Хэллоуин, наряжаться в страшные костюмы, ходить в них по улицам и собирать конфеты — лучшая проработка страха монстров.

• Ходить в поликлинику как на экскурсию, без посещения врачей. Потом с посещением врачей, но вообще без процедур. Познакомиться просто. Принесите врачу открытку, которую заранее нарисовали с ребенком. Объясните ребенку, что это врачу за то, что он помогает людям, спасает жизни.

• Возьмите ребенка к взрослому врачу с собой. Пусть просто посмотрит, как вас послушают, горло посмотрят, возьмут кровь из пальца.

• Смотрите мультики/фильмы в интернете на тему «Дети и врачи».

• Купите детский набор доктора, играйте во врачей, где врач — это ребенок, а пациент — это вы. Потом меняйтесь.

• Читайте энциклопедию про профессии, какие врачи вообще бывают и что лечат, как давно существует эта профессия, сколько сейчас врачей во всем мире.

• В норме именно в возрасте 4–6 лет ребенок впервые осознает, что смерть — неизбежный факт биографии любого человека. Это абсолютно нормальный этап развития, бояться его не стоит. Через подобные страхи в той или иной степени проходят практически все дети, это абсолютно нормально.

• Будьте спокойны и не обманывайте.

• Разговаривайте простым, понятным языком (говорите «люди умирают» вместо «мы засыпаем вечным сном» или «отходим в мир иной»).

• Не сравнивайте смерть со сном! Многие дети тогда начинают бояться, что могут умереть во сне, или ходить в постель к родителям по ночам, проверять, не умерли ли они.

• «Мама (папа), ты умрешь? И я тоже умру?» Здесь нужно ответить правду, но сделать акцент на том, что люди умирают в глубокой старости, и прежде чем она наступит, произойдет много-много разных, интересных и важных событий: «Ты вырастешь, научишься (дальше можно перечислить многочисленные навыки, которые освоит ребенок — кататься на коньках и роликах, печь вкусное печенье, сочинять стихи, организовывать вечеринки), закончишь школу, поступишь в институт, у тебя будет своя семья, дети, друзья, свое дело, твои дети тоже вырастут и выучатся, будут работать». О себе можно сказать: «Я собираюсь жить долго-долго, вот завтра я хочу сделать то-то и то-то, через месяц — то-то и то-то, а через год планирую …, а через 10 лет мечтаю…»

Читайте также:  Ей уже 30, а она еще не рожала… осуждение или понимание?

• «Но я не хочу, чтобы ты умирала! Я хочу изобрести лекарство от смерти, чтобы никто никогда не умирал!» — «Сынок, это невозможно. Я в любом случае когда-нибудь умру. Но я буду стараться прожить как можно дольше — правильно питаться, заниматься спортом, никогда не употреблять наркотики, не нервничать по мелочам.

А ты можешь много учиться и стать ученым, чтобы придумывать лекарства, которые помогут людям жить дольше и качественнее» (и тут вы как раз проводите большой разговор, о правильном образе жизни, о вреде наркотиков, курения и алкоголя, о пользе учебы — самое время делать это, когда ребенок прорабатывает страх смерти).

• Ребенок может плакать, расстраиваться по этому поводу, даже уходить в истерику — ваша задача не успокоить его враньем типа «я никогда не умру», не переключить внимание конфеткой или планшетом, а помочь ему принять, что все мы не вечные, помочь ему прожить это чувство — это и называется проработать страх.

• Снова в помощь энциклопедия о теле человека с объяснениями о том, что наше тело стареет.

• Рассказывать о здоровье, как его поддерживать, что делать, чтобы прожить дольше.

• Показывать фильмы/мультики на эту тему.

• С пяти лет можно брать ребенка на поминки и на кладбище — положить цветы родственникам, протереть ограду, рассказать о том, кто тут похоронен, как дорог был вам этот человек. Так прививается уважением к роду, к жизни и смерти.

• Если умер близкий человек — рассказать ребенку, не замалчивать, можно поплакать, сказать, что вам грустно, и что, если ребенку будет грустно — он всегда может прийти поплакать к вам.

Все, что касается вопросов смерти, можно описать простым правилом: не врите своему ребенку.

• Не стоит говорить «да ладно, монстров не существует», «этого не бывает», «это же совсем не страшно», «давай я возьму и выброшу твой страх», «не бери в голову, пойдем лучше в зоопарк сходим».

Вспомните себя, когда вы чего-то сильно боитесь — если вам друг на это скажет: «Да ну, фигня, это же не страшно», вы не перестанете бояться, вы просто перестанете этот свой страх обсуждать с этим другом.

Важно

Так и у детей: когда мы обесцениваем их страхи, они просто боятся молча, страх остается, но глубоко внутри, и уходит в психосоматику, начинаются болезни, нервные тики.

• Пару раз в год обсуждайте с ребенком случай, который привел к страхам. Не замалчивайте его — страх собак после укуса — вспоминаем, что тогда случилось, обсуждаем с ребенком, что была за собака, где, что помнит ребенок.

Страх оставаться одному в комнате после того, как папа в ярости ребенка там запер без света — проговариваем эту ситуацию, из-за чего, какая была комната, что произошло и тому подобное.

Так мы достаем страх наружу, не замалчиваем его и прорабатываем.

• Можно прочитать ребенку терапевтические сказки Хухлаевых.

• Не драматизируйте, не создавайте ажиотаж, успокаивайте («я рядом, я с тобой, ты под моей защитой»), ласкайте-целуйте-обнимайте, будьте эмоционально отзывчивыми, давайте поддержку, любовь, признание, давайте максимально понятную информацию о предмете страха, не избегайте предмет страха намеренно, будьте стабильными, спокойными и уверенными в себе и прорабатывайте собственные страхи вместо того, чтобы транслировать их детям.

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/5-samykh-zhutkikh-detskikh-strakhov-i-kak-s-nimi-borotsya-sovety-viki-dmitrievoi.htm

Как победить монстра из шкафа

Даже взрослым знакомы иррациональные страхи: кто-то до ужаса боится лифтов, кто-то – шорохов в ночи, а кто-то – безобидных червячков. Но еще чаще беспричинным страхам подвержены маленькие дети. Как же помочь малышу победить своих монстров?
Дети – великие выдумщики и фантазеры.

Их сознание способно превратить собственную уютную и знакомую комнату в настоящую пещеру ужасов, особенно – с наступлением темноты. По статистике, иррациональным страхам подвержено 90% дошкольников.

Детям рисуются опасные монстры под кроватью, злые волшебники в шкафах, оборотни, пытающиеся проникнуть в дом через окно… Те родители, которые надеются строгостью «победить» эти страшилки, наносят малышу большую травму, вместо того чтобы помочь ему.

Прежде чем говорить: «Я выключаю свет, и чтоб я тебя не слышала до утра», вспомните собственные детские страхи и то, как они тускнели на глазах, если к решению этой проблемы подключался неравнодушный и чуткий взрослый.

Косвенным подтверждением того, до чего живучи детские страшилки, может служить внезапная популярность европейского художника Джона Мерфи. Сначала он выпустил книжку с собственными иллюстрациями про маленьких домашних монстров из носков, а потом вторую книгу – про монстров побольше, из подушек, свитеров, пиджаков, брюк и рубашек. Что характерно, оба издания разошлись, как горячие пирожки, причем покупали их взрослые люди преимущественно для себя.

Какой метод борьбы с монстрами выбрать?
Бытовой метод. Иногда бывает достаточно всего лишь сделать психологическую атмосферу в детской комнате более комфортной. Поменяйте обои или покрасьте стены на пару тонов светлее. Выберите вместе с чадом забавный светильник-ночник, который понравится ему самому, и не выключайте его до рассвета. Наклейте на потолок или стены светящиеся фигурки (например, звезды), которые помогут создать более умиротворяющую обстановку. Можно включать в детской перед сном негромкую мелодичную музыку или записи звуков природы. Под них малыш быстрее заснет, ведь посторонние скрипы и шорохи не будут его тревожить. Еще один проверенный способ – «расхламление» комнаты. Очень часто родители, пытающиеся помочь ребенку, подводят его к шкафу и просят убедиться, что там не затаился страшный тигр. Чадо соглашается с этим, но ночью опять впадает в панику. Причина проста: на детей угнетающе действует то пространство, которое невозможно сразу охватить взглядом. Именно такие места воображение ребенка и населяет опасностями. Мы не призываем вас выкидывать на помойку все шкафы, в которых «живут монстры», хотя есть и такая экстремальная практика. Но все же окиньте критическим взглядом детскую и минимизируйте риски. Например, совершенно безобидная при свете дня вешалка с одеждой может ночью обернуться ужасным великаном, нависающим над малышом.

Метод борьбы с собственными ошибками. Иногда родители как будто сами провоцируют беспокойность чада.

Например, все знают, что маленьким детям, особенно перед сном, абсолютно не рекомендуется смотреть мультфильмы, изобилующие вполне реалистичными злодеями и насилием; играть в компьютерные шутеры; смотреть телевизионные программы, рассчитанные на взрослых, а в особенности – рекламу, которая по степени раздражающего эмоционального воздействия сродни небольшой водородной бомбе для неокрепшей психики малыша. Но почему-то родители все равно продолжают позволять ребенку находиться в негативном информационном поле.

Включите ребенку на ночь позитивный советский мультфильм, где зло довольно абстрактно, а злодеи не очень страшны, или старый мультфильм Диснея – там добро тоже всегда торжествует над злом. Вот увидите: монстры, сидящие в шкафу, заметно потускнеют.Очень вредно, когда родители в качестве наказания на шалости оставляют провинившегося ребенка в одиночестве и уходят, закрыв двери.

Вырабатывается безусловный рефлекс: пустая комната таит в себе опасность, а услужливое воображение дорисует ночью то, что только наметилось при свете дня. Постарайтесь подобрать адекватные наказания, не травмирующие при этом психику маленького шалуна, например, лишите его на весь день любимых мультиков или игр. Помните: не стоить самим плодить монстров.

Все знают также, что есть перед сном плотную, тяжелую пищу абсолютно неполезно, причем не только для ребенка. Помимо прочего это приводит к тревожному и беспокойному сну, а там недалеко и до ночных кошмаров. Ужин малыша должен быть легким, за несколько часов до отхода ко сну.

Совет

Непосредственно перед сном полезно дать ему стакан подогретого молока с ложкой меда (если нет медицинский противопоказаний). Такой напиток окажет легкий седативный эффект, и страшные монстры не будут тревожить ребенка.
Нередко причиной навязчивых страхов – как детских, так и взрослых – могут служить реальные негативные события.

Например, вас в детстве покусала собака, и с тех пор вы испытывайте ужас перед любым бобиком. Специалисты посоветуют вам читать книги о братьях наших меньших, смотреть смешные ролики в интернете о них, посещать собачьи выставки. С иррациональными страхами все обстоит сложнее: нередко они служат проявлением того, что вы чувствовали в детстве.

Сторонники психоанализа, например, утверждают, что дети, растущие в неполных семьях, проецируют свои страхи на волка – сказывается отсутствие в доме мужчины, защитника. Если же мужчина в доме есть, но у ребенка все равно «затаился» под кроватью волк, значит, отец излишне строг с ним.

Когда монстры, обитающие в детской, женского пола, предполагается, что ребенок боится мамы, бабушки или другой близкой родственницы.
Метод сказкотерапии. Помимо того что любой ребенок нуждается в доброй сказке перед сном, прочитанной или рассказанной ему родителями, есть немало других приемов сказкотерапии.

Этот метод подойдет ребенку от полутора-двух лет до 5-6 лет (в зависимости от того, насколько развита у вашего чада и у вас лично фантазия).
– Талисман. Подарите малышу плюшевого медведя и скажите, что он будет его защитником, пока ребенок спит. Важно, чтобы игрушка была мягкой, уютной и достаточно большого размера.

Засыпая с ней в обнимку, малыш будет чувствовать себя спокойнее. Если ваш ребенок без ума от Лунтика, или Маши с Медведем, повесьте плакаты с ними на видное место. Они также смогут «защитить» его от ночных страхов. А вот Человека-паука и других суперменов в сказкотерапии использовать не нужно по вполне очевидным причинам.
– Легенда.

Расскажите, что вас с детства охраняет добрая фея, которая переезжает с вами из дома в дом. Но сейчас вы в ее помощи уже не нуждаетесь, потому что уже выросли. А теперь она готова защищать ваше чадо от любого монстра. Главное, чтобы ребенок постарался спокойно уснуть и не мешал ей.

Вариант – в вашей квартире завелся домовенок, который очень любит своих хозяев и ни за что не даст никого в обиду. Особенно послушных детей, которые вовремя ложатся спать.
– Арсенал «Охотников за привидениями». Продвинутые современные дети очень доверяют технологическим новинкам.

Яркий пример тому – успех «Средства против монстров», который изобрел один находчивый аптекарь из Северной Дакоты (США). Он предложил шестилетней девочке, которая сама измучилась ночными страхами и измучила домочадцев, синюю жидкость в бутылочке с разбрызгивателем. Он даже приложил к средству инструкцию по применению. И девочка полностью избавилась от своих страхов.

Обратите внимание

С тех этот распылитель против монстров стал популярен. А сделать его можно самостоятельно с минимальными затратами, вот рецепт. Заполните новый распылитель для цветов (продаются в хозяйственных и цветочных магазинах) обычной водой, приклейте надпись «Волшебный спрей от монстров», добавьте в воду любое приятно пахнущее нетоксичное эфирное масло (одну-две капли).

Можно разрисовать флакон, даже обклеить пайетками и стразами (девчоночий вариант), ведь злые чудовища ненавидят яркие и красивые вещи. Теперь перед сном ваш ребенок имеет возможность самостоятельно обезопасить себя, распыляя «волшебную жидкость» в подозрительных ему местах. В процессе постарайтесь подсказать ребенку, что его монстр не обязательно должен быть изображен одной лишь черной краской, наверняка найдутся и другие тона. И это – первый шаг к избавлению от страха.

Метод прорисовки своих страхов. Подойдет детям постарше – тем, кто уже сомневается в существовании Деда Мороза. Попросите нарисовать на бумаге, вылепить из глины или специальной полимерной пластмассы либо пластилина свои страхи: монстра, инопланетянина и т.п. Прикладное творчество всегда помогает справиться с боязнью и выразить то, что тревожит.

Второй шаг – постарайтесь найти у изображенного ребенком монстра смешные и слабые места и обратить на это его внимание. Например: «Ой, посмотри, а у твоего вампира какие-то маленькие поросячьи глазки.

Давай нарисуем ему свиной пятачок вместо носа?» Это важно, не зря же в одном из фильмов про Гарри Поттера дается рецепт, как победить свой страх, – нужно всего лишь представить то, чего ты боишься, в курьезном виде.

И наконец, предложите и без того униженного монстра посадить «за решетку» или просто уничтожить его изображение. Метод несложный, но срабатывает почти наверняка.

Источник: http://malyutka.net/2015/08/kak-pobedit-monstra-iz-shkafa.html

Детские страхи: учим ребенка не бояться

Многие мамы каждый день (причем, по много раз) слышат от ребенка фразу: «Ой, мне страшно!» Она может звучать по самым разным поводам: когда ребенок опасается скатываться с высокой горки или же всерьез подозревает, что под кроватью притаилась шайка кровожадных пиратов. Как помочь ему справиться с охватившим ужасом?

Читайте также:  Какая же ты на вкус, макробиотика?

Страхи бывают разные

Сначала давай разберемся, откуда вообще берутся страхи. Они не всегда связаны с конкретным травматичным опытом (упал с горки — теперь боится). Страх — естественное человеческое чувство.

Оно выполняет несколько важных функций: запускает инстинкт самосохранения и заставляет ребенка проявлять осторожность, помогает определить границы своих возможностей, позволяет острее ощутить свою привязанность к чему-то или к кому-то.

Содержание страхов варьируется в зависимости от возраста и жизненной ситуации.

Самые первые страхи — примерно с 5 месяцев до 3 лет — связаны с осознанием себя как личности с отдельными границами. Малыш чувствует свое одиночество и слабость перед непредсказуемым окружающим миром. Поэтому маленькие дети чаще всего боятся чужих людей, разлуки с родителями, темноты, высоты, громких звуков.

После 3 лет одна из самых частых причин появления страхов — детская впечатлительность и доверчивость. Из-за поверхностных представлений о жизненных явлениях ребенок легко верит любым россказням и мнениям.

Расцвет детской «мифологии» приходится на 5-летний возраст. В этот период ребенок может бояться заболеть (или даже умереть) от проглоченной жвачки или не спать по ночам, ожидая, что в комнату вот-вот проберется «черная рука».

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте большинство страхов возникает на фоне стресса. Постоянное напряжение делает ребенка пугливым и подозрительным.

Неприятное или пугающее событие, которое при благоприятных условиях он мог бы «переварить» и легко забыть, в ситуации хронического стресса надолго запоминается и беспокоит в течение многих лет.

Такой стресс может быть связан с конфликтной атмосферой в семье, в детском саду или в школе.

Лекарство для храбрости

Избавление от страха можно сравнить с долгим процессом лечения, в котором спешка и неправильно подобранная дозировка препаратов могут нанести вред. Что потребуется ребенку, чтобы он перестал бояться?

Психологическая поддержка. Каким бы нелепым ни был страх сына или дочки, не высмеивай его, не убеждай в том, что бояться стыдно, потому что «он уже большой». Поддерживай ребенка в буквальном смысле: держи за руку, обнимай.

Доказано: тактильный контакт с родителями снижает детскую тревожность. Скажи, что если он испугается, ты сразу примешь меры: придешь в комнату, включишь свет, заглянешь в шкаф. Скорее всего, сын или дочка начнет звать тебя по десять раз за ночь.

Но этот период нужно пережить.

Информирование. Подробно расскажи ребенку о том, чего/кого он боится. Так, если он думает, что за ним придет «серенький волчок», расскажи о повадках настоящих волков.

Оказывается, они сами боятся шума города и не могут залезть на пятый этаж. Изучите вместе энциклопедию о животных. Можно обратиться к «магическому», а не рациональному мышлению. Покажи пузырек с волшебной жидкостью, которая отпугивает волков.

Важно

Повесь на дверь комнаты табличку «Охраняется зоополицией», чтобы хищники не вошли.

Привыкание. Постепенно приучай ребенка переносить пугающее воздействие. Например, если он опасается собак, дай ему возможность сначала погладить хорошо знакомую маленькую собачку, затем вместе постойте рядом с псом побольше.

Посмотрите фильмы и мультики про собак: «Бетховен», «Умная собачка Соня». Иногда, когда ребенку страшно, можно подсластить «пилюлю», совместить с чем-то приятным.

Если сын или дочка побаивается летать на самолетах, купи перед полетом новую игрушку, книжку, электронную игру.

Оценка плюсов и минусов. Когда ребенок не может решиться на какой-то поступок, он представляет себе лишь его негативные последствия. («Вот пойду в бассейн — и захлебнусь»). А ты обрати его внимание на плюсы, запиши их для наглядности или нарисуй.

Важно, чтобы у плюсов был явный перевес. Вместе помечтайте о том, как будет здорово, если страх останется позади: «Представляешь, когда ты будешь плавать без нарукавников, то сможешь нырять и разглядывать подводный мир!».

При этом важно не давить на ребенка и дать ему время собраться с силами.

Мария Баулина, психолог

Воспитать или запугать?

Взрослые провоцируют появление страхов, когда — «в воспитательных целях» — начинают запугивать ребенка. «Не будешь слушаться, полицейский заберет», «Не заглядывай в подвал — домовой схватит».

Метод вредный: он удобен для взрослого здесь и сейчас, но никак не помогает детям усвоить правила поведения. А у впечатлительных малышей вызывает страхи.

Этим чаще грешит старшее поколение — если услышала что-то подобное от бабушки, няни, сразу пресекай.

Комментарий эксперта

Елена Жатько, практикующий психолог, кандидат психологических наук, специалист Центра душевного здоровья «Альтер»:

В арт-терапии есть несколько техник, позволяющих ребенку справиться со страхом. Ребенка просят в деталях изобразить свой страх. А затем предлагают пририсовать ему смешные «аксессуары»: ослиные уши, свиной пятачок, колпак клоуна и т.д. Таким образом, с помощью высмеивания, страх обесценивается, перестает быть чем-то значимым.

1 Можно сделать и так: предложи нарисовать защитника — того, кто смог бы победить монстров. Этот способ хорош, когда ребенок очень боится рисовать сам страх. Рисунок защитника стоит выполнять на листе крупного формата — А3 и даже больше.

2 А можно изобразить безопасное место, где ребенок будет жить. Помоги ему продумать детали: на картине надо нарисовать главного героя, дом, где он будет жить, и добрых персонажей, которые станут о нем заботиться и играть с ним. А вот страхам там места нет.

3 И, наконец, страх можно лепить из глины. А потом легко размять и раздавить — и вылепить что-то новое и хорошее.

Источник: https://lisa.ru/psichologia/otnosheniya/7050-detskie-strakhi-uchim-rebenka-ne-boyats/

Как мы изгоняли монстров

Moeмy cынy пoчти 4 гoдa. Лeтo пo бoльшeй чacти oн пpoвoдит c бaбyшкoй нa дaчe. Кoгдa я в пocлeдний paз пpиeхaлa нaвecтить их, тo мoя мaмa пepeкpecтилacь и cкaзaлa:- Гocпoди, cлaвa Бoгy, ты, нaкoнeц, пpиeхaлa! A тo вeдь ничeгo cдeлaть нe мoгy – Дaня ни нa шaг oт мeня нe oтхoдит! Дaжe кoгдa cпит, я oтoйти нe мoгy, дaжe в тyaлeт cбeгaть нe пoлyчaeтcя.

Oкaзaлocь, чтo мoй cын вдpyг cтaл oчeнь cильнo чeгo-тo бoятьcя, дa пpитoм тaк cильнo, чтo вeздe хoдил зa pyкy тo c бaбyшкoй, тo, кoгдa я пpиeхaлa, co мнoй. Я cтaлa выяcнять, чтo жe тaкoe y них cлyчилocь, пoчeмy вдpyг мoг пoявитьcя тaкoй cтpaх.

Beдь paньшe peбeнoк caм cпoкoйнo игpaл нa yчacткe, caм хoдил в гocти в coceдниe дoмa, игpaл oдин нa втopoм этaжe, и вдpyг – кaк пoдмeнили. Maмa вcпoмнилa, чтo нeзaдoлгo дo oпиcывaeмых coбытий oни c coceдями и их дeтишкaми гyляли вoкpyг дaчных yчacткoв.

К ним пoдъeхaли милициoнepы и cтaли cпpaшивaть, нe видeли ли oни нeзнaкoмoгo мyжчинy – y них cбeжaл зaдepжaнный и yжe нaпaл в близлeжaщих лecaх нa oднy жeнщинy. Пoзжe coбpaлcя Дaня в гocти к coceдкe – дeвoчкe пяти лeт, a тa eмy и cкaжи – пpихoди, мoл, ceйчac мы тaм тeбя пyгaть вcякими cтpaшилкaми бyдeм, и oн c вoплями и плaчeм бeгoм вepнyлcя дoмoй.

Совет

Ha мoи вoпpocы o тoм, чтo eгo тaк пyгaeт, oтвeчaл, чтo вeздe cпpятaлиcь мoнcтpы – их-тo oн и бoитcя.Снaчaлa oн cкaзaл, чтo этo eмy cтpaшнo, нo пoтoм «oкaзaлocь», чтo этo я тpycихa и бoюcь oднa хoдить пo кoмнaтaм, пoэтoмy eмy пpихoдитcя вeздe мeня вoдить зa pyкy, чтoб мнe нe былo тaк cтpaшнo.

Я, кoнeчнo жe, нe coпpoтивлялacь и хвaлилa eгo зa тo, чтo oн тaкoй cмeлый и oбepeгaeт мeня. He мoглo в eгo мaлeнькoм cepдeчкe пoмecтитьcя пpизнaниe тoгo, чтo бoитcя имeннo oн. Hy и нe нaдo – пpизнaниe тaкoй пpaвды нe пpинecлo бы eмy пoльзы, нeльзя y peбeнкa paзpyшaть eгo caмooцeнкy. Moжeт, и дpyгиe пpичины были, нe знaю. Ho нaдo былo cpoчнo чтo-тo пpeдпpинимaть.

Я peшилa нaчaть c caмых пpocтых, нo oчeнь дeйcтвeнных cпocoбoв бopьбы co cтpaхaми. Снaчaлa мы пpoшли пo вceмy дoмy, и caми пoпyгaли этих мoнcтpoв. С шyткaми и cмeхoм мы pычaли, кaк тигpы, нa кaждый yгoл, пoвopoт и зaкyтoк, гдe мoгли пpитaитьcя cтpaшилищa. Пocлe тaкoй пpoцeдypы cын cтaл инoгдa в oдинoчкy пepeмeщaтьcя пo кoмнaтaм, пepиoдичecки пopыкивaя нaпpaвo и нaлeвo.

Пoтoм я eмy paccкaзaлa, чтo вce мoнcтpы oчeнь бoятcя пeceн. Пoэтoмy, ecли тeбe кaжeтcя, чтo гдe-тo pядoм пpитaилиcь мoнcтpы, ты нaдo гpoмкo пeть и oни paзбeгyтcя. Былo и зaбaвнo и oчeнь тpoгaтeльнo cлышaть дoнocящиecя из eгo кoмнaты гpoмкиe пecни – мaлыш cтapaтeльнo бopoлcя co cвoим cтpaхoм и, cyдя пo вceмy, твepдo нaмepeвaлcя oдepжaть пoбeдy.

Ho чтoбы нe пpocтo pacпyгaть мoнcтpoв, a пoбopoть их oкoнчaтeльнo, мы cдeлaли вoт чтo. Я выдaлa cынy бyмaгy, кpacки, киcтoчки и пoпpocилa нapиcoвaть тoгo или тeх, кoгo oн тaк бoитcя. Сын вocпpинял зaдaниe c энтyзиaзмoм, c yдoвoльcтвиeм нapиcoвaл нeчтo paзнoцвeтнoe (впoлнe cимпaтичнoe, нa мoй взгляд) и cкaзaл, чтo вoт oни двa мoнcтpa, кoтopыe eгo пyгaют.

Пoтoм я ycaдилa eгo к ceбe нa кoлeни, лицoм к ceбe, глaзa в глaзa и пoпpocилa paccкaзaть, чeм тaк cтpaшны эти мoнcтpы, кaк oни eгo пyгaют, кaк oни выглядят. Сынишкa взaхлeб вce этo oпиcывaл.

Зaтeм мы paзвeли нa бaлкoнe в кacтpюлькe кocтepoк, oн caм cжeг бyмaжки c pиcyнкaми, пocлe чeгo мы их дoлгo тoпили – пoливaли из бpызгaлки для цвeтoв, пoкa пeпeл нe cтaл cepoй кaшeй, и в дoвepшeниe вceгo yтoпили в yнитaзe. Сo вceй yвepeннocтью я eмy oбъявилa, чтo из yнитaзa eщe ни oдин мoнcтp нe cмoг вepнyтьcя и вoпpoc c ними peшeнный.

Чepeз дeнь cын пoпpocил eщe paз cжeчь мoнcтpoв, тaк кaк oкaзaлocь, чтo нeкoтopыe вepнyлиcь oбpaтнo. Хoтя мнe кaжeтcя, чтo eмy oчeнь пoнpaвилocь caмoмy пoджигaть бyмaгy и зaливaть ee вoдoй. Mы пoвтopили пpoцeдypy и c тeм пoeхaли oбpaтнo нa дaчy.

Обратите внимание

К мoeмy и мaминy cчacтью cын cнoвa cтaл вecти ceбя нopмaльнo – oдин гyлял, игpaл, тoлькo инoгдa oн вcпoминaeт пpo тeх мoнcтpoв, нo нe кaк чтo-тo пyгaющee, a cкopee кaк oдин из фaктoв cвoeгo пpoшлoгo – былo тaкoe, нo вce пpoшлo.

Стpaх caм пo ceбe дoвoльнo ecтecтвeнeн для мaлeнькoгo peбeнкa. Сyщecтвyют и вoзpacтныe cтpaхи, кoтopыe пpиcyщи дeтям oпpeдeлeннoгo вoзpacтa. Haпpимep, бoльшинcтвo мaлeньких дeтeй бoятcя oдни зacыпaть, или бoятcя нeoжидaнных звyкoв, вpaчeй и бoятcя ocтaтьcя oдни. Oни чacтo в этoм вoзpacтe мoгyт бoятьcя гpyды oдeжды, шyмa в тpyбaх или лифтa, пpeдмeтoв мeбeли. Peбeнкy нaдo cпoкoйнo и тepпeливo oбъяcнять нeoбocнoвaннocть тaких cтpaхoв, мoжнo вмecтe c ним yбpaть вeщи, выйти к лифтy и пoкaзaть, в кaкoй мoмeнт oн нaчинaeт paбoтaть, oбъяcнить, кaк этo пpoиcхoдит.

Избaвлятьcя oт cтpaхoв нaдo пocтeпeннo. Еcли peбeнoк, нaпpимep, бoитcя кoшeк, тo нe нaдo cpaзy зacтaвлять eгo глaдить живoтнoe, пepecиливaя cвoй cтpaх любoй цeнoй. Пycть oн cнaчaлa нaблюдaeт зa ними издaлeкa, нa бeзoпacнoм для ceбя paccтoянии.

Кaк пpaвилo, тaкиe cтpaхи caми пpoхoдят co вpeмeнeм. Ho ecть дeти, кoтopыe в cилy cвoeгo хapaктepa нe дeлятcя cвoими cтpaхaми c poдитeлями, зaгoняют их внyтpь. Peбeнoк нaкaпливaeт cтpaхи, pacтeт тpeвoгa и этo coздaeт пoчвy для фopмиpoвaния бyдyщeгo нeвpoзa. B тaкoм cлyчae лyчшe пpoкoнcyльтиpoвaтьcя co cпeциaлиcтoм.

Чacтo caми poдитeли являютcя aвтopaми cтpaхoв y cвoих дeтeй – кoгдa мы c pacшиpeнными oт yжaca глaзaми cмoтpим, кaк нaшe чaдo зaбиpaeтcя пo лeceнкe нa дeтcкoй плoщaдкe или гoвopим eмy «нe дeлaй тaк, я бoюcь, чтo ты yпaдeшь, пopeжeшьcя, oбoжжeшьcя…». Пoнaблюдaйтe зa coбoй, чacтo ли вы в paзгoвope дaжe c дpyгими людьми гoвopитe «я бoюcь, чтo…».

Ha peбeнкa oгpoмнoe влияниe oкaзывaeт пoвeдeниe poдитeлeй, пoэтoмy нe пpoявляйтe пpи нeм нeyвepeннocть в cвoих cилaх. Кpoмe этoгo, peбeнoк в млaдшeм вoзpacтe нe мoжeт oбъяcнить ceбe, пoчeмy вceгдa дoбpaя и лacкoвaя мaмa мoжeт инoгдa и oтpyгaть и нaкaзaть.

A тaк кaк в cтopoнy poдитeлeй y дeтeй этoгo вoзpacтa aгpeccии нeт, тo и пoявляютcя cтpaшныe пepcoнaжи, чepeз кoтopых нaхoдят выхoд нeгaтивныe эмoции.

Для бopьбы c дeтcкими cтpaхaми oчeнь вaжнa пpaвильнaя ceмeйнaя aтмocфepa. He coздaвaйтe ycлoвия для кyльтивaции cтpaхa – нe кpичитe нa peбeнкa, нe ccopьтecь пpи нeм. Сoвepшeннo нeoбхoдимы cтaбильнaя cпoкoйнaя и paзмepeннaя oбcтaнoвкa в дoмe.

Чaщe ycтaнaвливaйтe c peбeнкoм тeлecный кoнтaкт – oбнимaйтe, caжaйтe нa кoлeни, бepитe зa pyкy. Пocтapaйтecь пoнять cвoeгo peбeнкa, и никoгдa нe выcмeивaйтe eгo и нe pyгaйтe зa eгo cтpaхи. Hикoгдa нe cтыдитe peбeнкa зa тo, чтo oн бoитcя. Пoймитe, eмy дeйcтвитeльнo cтpaшнo, чтo oн пpидyмывaeт ничeгo Baм нaзлo.

Peбeнoк eщe нe в cocтoянии тaк пpидyмaть и paзыгpaть кaкoй-тo cцeнapий cпeциaльнo для Bac. He нaзывaйтe eгo тpycoм. Бyдeт eщe хyжe, ecли мaлыш, чтoб нe пoтepять Baшy любoвь, бyдeт cкpывaть, чтo eмy cтpaшнo и плoхo. Стpaхи yйдyт внyтpь, пycтят тaм кopни и пoceлятcя нa дoлгoe вpeмя.

И в peзyльтaтe вoзникнyт cимптoмы, кoтopыe пoтoм тpyднo бyдeт cвязaть c пpoшлыми дeтcкими cтpaхaми и пpидeтcя пoтpaтить нeмaлo вpeмeни, чтo бы ycтaнoвить cвязь.

И, пoжaлyйcтa, нe гoвopитe, ecли y вac мaльчик, чтo oн вeдeт ceбя, кaк дeвчoнкa. Mнe вceгдa бывaeт oчeнь oбиднo зa дeвoчeк, кoгдa я cлышy чтo-тo пoхoжee нa «нy чтo ты paзнылcя (хнычeшь, вeдeшь ceбя) кaк дeвчoнкa».

Oчeнь cильнoe лeкapcтвo oт cтpaхa – юмop.

Beдь тo, чтo cмeшнo yжe никaк нe мoжeт быть cтpaшным. Пycть peбeнoк oбязaтeльнo пoдpoбнo paccкaжeт o тoм, кaк выглядит eгo cтpaх, звepь этo или чeлoвeк, чyдoвищe или eщe ктo, кaкиe y eгo cтpaшилки гoлoвa-pyки-нoги, чтo oн ecт и чeм имeннo oн cтpaшeн.

Важно

Пoтoмy чтo нeчтo aбcтpaктнo yжacнoe вceгдa cтpaшнee чeгo-тo бoлee кoнкpeтнoгo. Кoгдa вpaг извecтeн в пoдpoбнocтях, oн yжe нe тaк cтpaшeн, c ним лeгчe бopoтьcя. A мoжнo пoпpoбoвaть пoдpyжитьcя c чyдoвищeм, пpeдcтaвить eгo бoльным, oдинoким и жaлким.

Тoгдa oкaжeтcя, чтo eгo нe бoятьcя нaдo, a пoжaлeть.

B любoм cлyчae нaдo oчeнь cepьeзнo oтнecтиcь к cтpaхaм cвoeгo peбeнкa, в кaкoм бы вoзpacтe oни ни были. Еcли Baм нe yдaeтcя cпpaвитьcя coбcтвeнными cилaми – oбpaщaйтecь к пcихoтepaпeвтy, чтoбы мaлeнькиe дeтcкиe cтpaхи нe пpивeли к cepьeзным взpocлым пpoблeмaм.

Источник: https://psynavigator.ru/publikacii/kak-my-izgonyali-monstrov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector