Детский аутизм: советы родителям

Советы родителям детей с аутизмом

Ниже приведено несколько советов для родителей:

  • Будьте логичны и последовательны. Если вы избрали определенную модель поведения с ребенком — придерживайтесь ее. Изменение вашего поведения приведет ребенка в растерянность и неблагоприятно скажется на его эмоциональном состоянии.
  • Будьте терпеливы. Поведение вашего ребенка не изменится за один день или за неделю. Можете завести дневник, в котором будете записывать все (даже небольшие) успехи ребенка. Эти записи будут напоминать вам о том, что вы движетесь в правильном направлении.
  • Не наказывайте ребенка. Ребенок, больной аутизмом, не способен провести параллель между плохим поведением и наказанием, поэтому просто не поймет, за что его ругают.
  • Делайте с ребенком физические упражнения: они помогают снизить стресс и приносят положительные эмоции. Например, большинство детей с аутизмом любят прыгать на батуте.
  • В течение дня устраивайте ребенку перерывы, во время которых он сможет побыть один. Вы можете оставить его в детской комнате, во дворе и т. д. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок находился в безопасной обстановке и не мог себе навредить.
  • Приобретенные ребенком новые навыки проявляются не сразу. Иногда ребенок, научившись определенному действию (например, ходить в туалет дома) не сразу может применить его в других областях своей жизни (на пример, пойти в туалет в школе). Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он может использовать свои навыки.
  • Постоянно повторяйте пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.
  • Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно. Лучше использовать короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему.
  • Если ребенок затрудняется ответить вам словами, найдите другие способы общения, например, с помощью картинок или фотографий. Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т. д.

Как помочь ребенку научиться общаться?

Общение подразумевает обмен вербальными (с помощью слов) и невербальными (с помощью жестов, мимики) сообщениями между людьми. Большинство детей с аутизмом имеют затруднения при общении с другими людьми.

Вот несколько советов, которые могут вам помочь:

  • Даже если ваш ребенок не способен общаться с помощью слов, он все еще может поддерживать контакт с окружающими с помощью звуков, взгляда, жестов, картинок, предметов и т. д. Постарайтесь найти способ общения, подходящий вашему ребенку, попробовав по очереди все возможные варианты.
  • Если ребенок не может самостоятельно сообщить о том, что ему нужна помощь, для родителей бывает соблазнительно сделать что-то вместо ребенка. Например, мама не ждет, пока ребенок постарается сам завязать шнурки и завязывает их за ребенка. Так поступать не желательно, так как вы не развиваете у ребенка инициативу. Лучше сначала спросить, нужна ли ребенку помощь и при получении положительного ответа можете помочь.
  • Старайтесь вовлечь ребенка в игры с другими детьми. Дети с аутизмом стремятся играть в одиночестве, поэтому родители должны стимулировать его общаться с другими детьми. Даже если ваш ребенок злится на других детей — продолжайте попытки приобщить его к игре. Злость и раздражение — это тоже способ общения и выражения своих эмоций. Вскоре ребенок поймет, что общаться с другими детьми может быть интересным.
  • Не торопите ребенка, когда он выполняет свои повседневные задачи. Детям с аутизмом требуется несколько дополнительных минут для того, чтобы осмыслить свои действия.
  • Во время игр с ребенком будьте его партнером, а не лидером. По мере развития навыков общения необходимо также формировать у ребенка инициативу.
  • Всегда хвалите ребенка, когда он начинает общение самостоятельно. Вскоре он поймет связь между похвалой и своими действиями.
  • Создавайте повод для общения. Если у ребенка есть все, что ему надо, у него не будет стимула что-то просить у взрослых, и, соответственно, общаться.
  • Позвольте ребенку самому определить, когда пора закончить игру или занятие. Следите за мимикой ребенка — она может подсказать вам, когда ребенок устал или ему надоело играть с вами. Если ребенок не может самостоятельно выразить словами, что он устал, подскажите ему фразы, которые помогут вам понять друг друга, например «Хватит», «Все» и т. п.

Как научить ребенка с аутизмом повседневным навыкам?

Чистка зубов очень важна, так как позволяет предотвратить развитие кариеса и других заболеваний зубов и ротовой полости. У вас есть два варианта: чистить зубы ребенку, либо научить ребенка делать эту процедуру самостоятельно.

Обучение ребенка чистке зубов может быть длительным, но все-таки это возможно.

Не существует универсальных методов обучения, которые подошли бы любому ребенку с аутизмом: иногда этого можно добиться с помощью карточек, на которых имеются пошаговые картинки-инструкции, иногда в процессе игры с ребенком, иногда на собственном примере.

Посещение туалета может оказаться сложным для любого ребенка, но у детей с аутизмом этот процесс может вызвать особые затруднения. Обучение ребенка посещать туалет самостоятельно может затянуться на несколько месяцев. Лучше начать обучение ребенка тогда, когда он начнет понимать, что хочет в туалет (это можно заметить по его поведению, мимике и пр.)

Ваш ребенок сначала может не понять смысла в отказе от подгузников, в которых ему было так удобно несколько лет. Переход с подгузников к использованию горшка не желателен, так как у ребенка сформируется новая привычка, и в будущем вам будет намного сложнее отучить его от горшка и научить посещать туалет. Поэтому рекомендуется от подгузников сразу перейти к туалету.

Постарайтесь отметить время дня, в которое ваш ребенок опорожняет мочевой пузырь или кишечник (если вы кормите ребенка по расписанию каждый день, то опорожнение так же происходит примерно в одно и то же время суток).

Обратите внимание

Во время того, как ребенок писает или какает, покажите ему фотографию туалета и произнесите «(имя ребенка), туалет». Меняйте подгузник ребенка в комнате, где есть унитаз: так ребенок начнет связывать свои отправления с посещением туалета.

В те часы суток, когда ребенок чаще всего испражняется — отведите его в туалет, разденьте и посадите на унитаз. Даже если ребенок не опорожнил мочевой пузырь или кишечник, продолжайте вести себя так, как будто это произошло: воспользуйтесь туалетной бумагой, оденьте ребенка, вымойте ему руки и выведите из туалета.

Каждый раз, когда ребенок справляет нужду вне туалета — как можно скорее отведите его туда. Обязательно награждайте ребенка, если он пописал или покакал в унитаз (похвалите его или дайте любимую игрушку, печенье и т. д.)

Мытье рук очень важно после посещения туалета и перед едой. Во время обучения всегда выполняйте все действия в одной и той же последовательности.

Например: поднять рукава-открыть кран-намочить руки-взять в руки мыло-намылить руки-положить мыло-сполоснуть руки-закрыть кран-вытереть руки-опустить рукава.

Первое время стойте рядом с ребенком и помогайте ему, направляя его действия, либо подсказывая с помощью карточек.

Обучение детей с аутизмом

Обучение ребенка, как правило, производится на дому приходящим специалистом, либо родителями. Кроме того, в некоторых городах существуют специальные школы для детей, страдающих аутизмом. Обучение ребенка производится по особым методикам, разработанным известными психологами, педагогами или психиатрами. Мы перечислим наиболее распространенные учебные программы для детей с аутизмом:

  1. Прикладной поведенческий анализ — это учебная программа, которая помогает ребенку научиться анализировать свое поведение и делать выводы, что хорошо, а что плохо. В этом ребенку помогает психолог, который каждый раз вознаграждает его за правильное действие. Эта программа имеет множество этапов, от самого простого (научить ребенка спокойно сидеть за столом) до более продвинутых (формирование разговорной речи у ребенка и пр.)
  2. «Время на полу» — это учебная методика, которая предлагает родителям или учителю регулярно проводить несколько часов в день с ребенком на полу, играя. Игры при этом являются частью лечения и формирования у ребенка навыков к общению.
  3. Программа ТЕАССН — Лечение и обучение детей с аутистическими и другими типами расстройств общения. Эта учебная методика основана на индивидуальном подходе, который разрабатывается в зависимости от целей обучения, потребностей и особенностей конкретного ребенка. Эта техника включает в себя другие методы обучения, такие как прикладной поведенческий анализ, обучение с помощью карточек или картинок и пр.
  4. Методика «Больше, чем слова» помогает родителям понять способы общения их ребенка с окружающими. Не всегда ребенок с аутизмом может выразить свои желания словами, но родители могут понять его, проследив за мимикой, жестами ребенка, его взглядом и т. д. Поняв средства общения ребенка, родители (или психолог) помогают ему сформировать новые методы, более понятные окружающим (например, с помощью слов, жестов или карточек).
  5. Социальные истории — это своеобразные сказки, которые описывают определенные ситуации, связанные со страхами или беспокойством ребенка. Такие истории могут быть написаны педагогом или родителями ребенка. В социальных историях описывается ситуация, объясняются мысли других людей и их эмоции, а также подсказывается желательная реакция ребенка в этой ситуации.
  6. Система общения с помощью обмена карточками применяется при тяжелых формах аутизма, когда ребенок не может разговаривать. В этом случае ребенку помогают запомнить, что означает та или иная карточка, после чего он использует карточку для общения. Эта система помогает ребенку проявлять инициативу в общении, а также облегчить процесс общения с окружающими.

Диета при аутизме

Некоторые родители детей, больных аутизмом, сообщают, что диета может значительно улучшить симптомы аутизма. Эта диета основана на предположении о том, что в кишечнике людей с аутизмом не усваиваются некоторые белки (казеин и глютен). Исключение из рациона питания продуктов, содержащих казеин и глютен, якобы может вылечить ребенка от аутизма.

Однако ученые доказали, что большинство детей с аутизмом имеют нормальное пищеварение, и безглютеновая диета не приводит к выздоровлению ребенка.

novedu.by

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Источник: https://doctor.kz/baby/news/2014/06/25/16492

«У вашего ребенка аутизм» – 5 советов родителям, узнавшим эту новость

Ваши подозрения подтвердились, и у ребенка действительно расстройство аутистического спектра.

Что делать в первую очередь? Как не потерять драгоценное время? С чего начать работу и реабилитацию? Помогут ли лекарства? «Правмир» подготовил алгоритм самых первых действий родителей детей-аутистов.

Благодарим за помощь в подготовке материала Марию Николаевну Мальцеву, эрготерапевта, клинического психолога, доцента кафедры педагогики и психологии Первого медицинского института.

Еще до постановки точного диагноза важно не упустить время и начать раннее вмешательство. Чем раньше родители обратят внимание на первые симптомы у ребенка, указывающие на возможное расстройство аутистического спектра, тем быстрее и эффективнее может быть оказана помощь.

Важно

Вот некоторые из возможных признаков-ориентиров для обращения к специалисту: звуки, одинаковые во всех ситуациях (голод, злость, интерес, раздражение, радость), нежелание тактильного контакта, отстранение во время объятий и ласк, нежелание продлить тактильный контакт, отсутствие ответной улыбки и контакта глазами, пониженная чувствительность к боли, необычная привязанность к предметам, агрессия.

Здесь можно пройти сертифицированный онлайн-тест на возможный риск аутизма у ребенка, рассчитанный на детей в возрасте 16-30 месяцев. Прохождение теста занимает несколько минут.

2. Убедитесь, что диагноз верный

В международной практике диагноз «аутизм» ставит не один врач, а группа специалистов, чтобы исключить возможную ошибку. Если вам как родителю кажется, что есть повод для беспокойства, не тяните и покажите ребенка специалистам.

Комплексная диагностика аутизма может включать в себя: наблюдение ребенка и его взаимодействия с людьми и предметами в разных обстановках, физический осмотр, психологические тесты, генетическое исследование, неврологическое исследование, оценку речи и сенсомоторики, оценку когнитивных способностей, историю семьи. Сам диагноз может быть поставлен в психоневрологическом диспансере.

На постановку диагноза уйдет некоторое время. Аутизм – диагноз, который невозможно поставить за одно посещение врача.

Для постановки точного диагноза лучше всего обратиться в организации системы ранней помощи и профильные центры.

При отсутствии в вашем городе специализированного центра раннего вмешательства, первым шагом к постановке диагноза станет первичное посещение терапевта и получение направлений к следующим специалистам.

Опасность неточной диагностики может привести к тому, что вместо аутизма у вашего ребенка будут «выявлены» перинатальная энцефалопатия, гиперактивность, церебральный паралич, органическое поражение мозга, алалия с последующим «лечением».

Здесь можно записаться на консультативно-диагностическое обследование.

3. Обратитесь к психотерапевту сами

Новость о том, что у вашего ребенка диагностировано расстройство аутистического спектра, травматична. Это стресс, с которым большинство родителей не в состоянии справиться самостоятельно. И здесь действует правило, применяемое в самолете: «Наденьте маску сначала на себя, потом на ребенка».

Мама, изо всех сил желающая помочь своему ребенку (реабилитироваться, социализироваться, приобрести полезные навыки), в первую очередь должна помочь самой себе: принять эту новость и научиться поддерживать себя в ресурсном состоянии.

Лучше всего с этой задачей может помочь справиться хороший психотерапевт.

Кризисная поддержка и консультирование по телефону для москвичей – здесь.

4. Найдите родителей детей-аутистов и нужных специалистов в своем городе

В первую очередь, знакомство с другими родителями необходимо для поддержки и понимания, что вы не одни такие. В пространстве людей, переживающих схожую с вашей ситуацию, проще сориентироваться, поделиться страхами, переживаниями, поговорить по душам. Еще одна задача, которую решает сообщество родителей, – поиск и проверка информации.

Если родитель присоединяется к уже существующей группе людей, он может воспользоваться их знаниями и опытом и сэкономить собственные время, силы и деньги.

Совет

Можно поискать подобные сообщества в социальных сетях по запросам «аутизм_название города», «особенные дети_название города», спросить контакты других родителей у специалистов, обратиться по электронной почте к представителям проверенных фондов или поискать информацию на сайтах, запросить информацию у координаторов ассоциации «Аутизм-регионы».

Читайте также:  Как помочь малышу в период простуд и орви

Здесь можно посмотреть список столичных и региональных организаций, оказывающих помощь детям с РАС.

Терапия при аутизме всегда комплексная.

В подборе оптимальных методов и выстраивании определенного алгоритма действий в идеале должны быть задействованы сразу несколько специалистов: психолог, эрготерапевт, арт-терапевт, дефектолог, педагог, физический терапевт.

Невозможно выстроить программу терапии, универсальную для всех аутистов. В каждом отдельном случае это будет индивидуальный комплекс. На наблюдение и разработку методов терапии может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет.

5. Обеспечьте себя проверенной информацией

К сожалению, далеко не в каждом крупном городе нашей страны, тем более в провинциальных центрах или деревнях есть возможность получения профессиональной, квалифицированной терапии и помощи как родителям детей-аутистов, так и самим детям. И в этом случае родителям придется самостоятельно погрузиться в вопрос и изучать его по мере сил.

Главное правило: информация должна быть проверенной и качественной. На сайтах ведущих российских фондов, занимающихся вопросами аутизма, собрано огромное количество статей, ссылок, методов, наблюдений. Ниже даны ссылки, которые могут оказаться полезными.

Источник: https://www.pravmir.ru/u-vashego-rebenka-autizm-5-sovetov-roditelyam-uznavshim-etu-novost/

Аутизм у детей: причины, виды, признаки и рекомендации родителям



Статья посвящена проблемам раннего детского аутизма, обзору основных принципов эффективного вмешательства, используемых в работе с детьми, приведены примеры реабилитационной работы с детьми-аутистами. Рекомендации универсальны и подходят при воспитании ребенка любой категории спектрального расстройства.

Ключевые слова: аутизм, синдром, стереотипное поведение, комплексная реабилитация, коррекционные мероприятия.

Актуальность проблемы: статья посвящена проблеме аутизма у детей и в настоящее время приобретает особую актуальность, т. к. число таких детей с каждым годом увеличивается.

Лица с аутизмом всех возрастов и всех уровней функционирования восприимчивы к обучению на протяжении всей своей жизни.

Однако данные большого количества исследований свидетельствуют о том, что своевременно начатая работа, дает наилучшие результаты.

Аутизм-расстройство психического и психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения.

Исследование ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 2016 году показали, что на каждых 100 детей, один будет болен. Получается, что 1 % страдает аутизмом. Поэтому, фактически, в окружении каждого человека может встретиться человек с данным расстройством.

И это с учетом того, что статистика аутизма в мире имеет данные, которые организация преднамеренно несколько занизила с целью допущения доли ошибки при проведении исследования. И с каждым годом пациентов с подобным диагнозом растет. Рост случаев аутизма у детей вызывает серьезные опасения, но до сих пор никак не мотивирован.

Ученые сходятся лишь на том, что аутизм провоцируется комплексом факторов, а не одной единственной причиной. При ранней диагностике аутизма у детей, лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии — обучение и социализация ребенка.

Обратите внимание

С распознанием и лечением аутизма в России ситуация не простая, своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

Причины развития аутизма

Ученые не могут с точностью ответить на вопрос об основаниях появлениях данного заболевания. Истинная причина неизвестна, к косвенным относят:

‒ Генетический фактор

‒ Наследственность

‒ Сочетание вредных воздействий на организм матери во время беременности и родов

‒ Заболевания: менингит, фенилкетонурия, энцефалит

‒ Отравления ртутью/свинцом

‒ Позднее отцовство или материнство (в возрасте после 40 лет).

Дети аутисты рождаются по разным причинам. И, как видно, их огромное множество. Предсказать рождение малыша с таким отклонением в психическом развитии практически невозможно. Тем более, есть вероятность, что предрасположенность к этому заболеванию может и не реализоваться. Только как гарантировать это со 100 % уверенностью, никто не знает.

Формы проявления аутизма

Раннее начало симптомов

В 90 % случаев аутичные проявления очевидны между 1-м и 2-м годами жизни, поэтому раннее начало — это важный диагностический фактор.

Последующее наблюдение показывает, что, у пациентов с признаками, появившимися в течение 36 месяцев, были характерные симптомы аутизма; при появлении симптомов в более позднем возрасте наблюдалась клиническая картина, близкая к ранней шизофрении.

Исключением является синдром Аспергера (болезнь аутистического спектра), который часто диагностируется в позднейшем детском возрасте.

Нарушение социальных отношений

Нарушения эмоционального контакта и социального взаимодействия считаются центральными признаками расстройства. В то время, как у детей с нормальным развитием с первых недель очевидна предрасположенность к формированию социальных отношений, у аутистов уже на ранних стадиях развития отмечаются отклонения от нормы во многих областях.

Для них характерен слабый интерес или его отсутствие к социальному взаимодействию, что, прежде всего, проявляется в отношении родителей, а позже — нарушением социально-эмоциональной взаимности по отношению к сверстникам.

Типично также нарушение зрительного контакта, непонятное использование имитаций и жестов в социальном взаимодействии, минимальная способность воспринимать невербальное поведение других.

Расстройство развития речи

Важно

При аутизме часто наблюдаются определенные нарушения развития, особенно, ухудшение речи (она значительно задерживается или отсутствует).

Более половины аутистов никогда не достигают уровня речи, достаточного для нормального общения, у других регистрируется опоздание ее формирования, с качественными нарушениями в ряде областей: бывает выразительной эхолалия, замена местоимений, нарушение интонации и речевой каденции.

Аутичная речь искусственно спроектирована, наполнена бессмысленными, неестественно ясными, стереотипными фразами, непрактичными, часто совершенно непригодными для нормальной коммуникации.

Интеллектуальный дефицит

Ментальное отставание — это наиболее распространенное сопутствующее расстройство, встречающееся примерно у 2/3 аутичных пациентов. Хотя в большинстве исследований указывается на интеллектуальную недостаточность в диапазоне от средней до тяжелой умственной отсталости (IQ 20–50), речь идет о широкой шкале уровней поражения.

Она варьируется от глубокой умственной отсталости (при тяжелом аутизме) до среднего, иногда даже немного выше среднего показателя интеллекта (при синдроме Аспергера).

У 5–10 % аутичных детей в дошкольном возрасте возможно проявление «autismus savant», синдрома Саванта, характерного выдающимися способностями (например, музыкальными или художественными талантами, высокими математическими способностями, необычной механической памятью), несовместимыми с общим уровнем поражения.

Однако, только минимальный процент аутистов может использовать такие способности в повседневной жизни, большинство из них своими навыками пользуются совершенно нефункциональным способом.

Стереотипные поведенческие модели

Типичной для аутизма является стойкая поглощенность одним или несколькими стереотипными, очень ограниченными интересами, компульсивным соблюдением конкретных, нефункциональных процедур, ритуалов, повторяющиеся странные двигательные манеры (постукивание, скручивание рук или пальцев, сложные движения целого тела). У аутистов при работе с предметами, особенно во время игры, наблюдается ненормальный интерес к нефункциональным частям вещей или игрушек (ароматы, прикосновение, шум или вибрации, возникающие при манипуляции с ними).

Совет

К основным видам аутизма, которые обозначены в Международной классификации болезней, относятся:

‒ ранний детский аутизм;

‒ атипичный аутизм;

‒ синдром Ретта;

‒ синдром Аспергера.

Остальные виды аутизма, которые встречаются достаточно редко, относятся к рубрике «другие виды аутистических расстройств».

Ранний детский аутизм — это один из видов аутизма, при котором психические и поведенческие расстройства начинают проявляться с первых дней жизни ребенка. Вместо термина «ранний детский аутизм», в медицине также используют «синдром Каннера».

Из десяти тысяч младенцев и детей раннего возраста этот вид аутизма встречается у 10–15 малышей. Мальчики страдают синдромом Каннера в 3–4 раза чаще, чем девочки. Признаки раннего детского аутизма могут начать проявляться с первых дней жизни младенца.

У таких детей матери отмечают нарушение реакции на слуховые раздражители и заторможенность реакции на различные визуальные контакты. В первые годы жизни у детей появляются трудности с пониманием речи. У них также отмечается задержка в развитии речи.

К пяти годам у ребенка с ранним детским аутизмом наблюдаются сложности с социальными взаимоотношениями и устойчивые поведенческие нарушения.

Атипичный аутизм представляет собой форму аутизма, при которой клинические проявления могут быть скрыты долгие годы либо быть слабовыраженными. При данном заболевании выявляются не все основные симптомы аутизма, что усложняет постановку диагноза на раннем этапе.

Клиническая картина атипичного аутизма представлена разнообразными симптомами, которые могут проявляться у разных больных в разных комбинациях.

Обратите внимание

Характерными группами симптомов атипичного аутизма являются: расстройства речи; признаки эмоциональной недостаточности; признаки социальной дезадаптации и несостоятельности; расстройство мышления; раздражительность.

Синдром Ретта относится к форме аутизма, при которой появляются тяжелые психоневрологические нарушения на фоне прогрессирующих дегенеративных изменений в центральной нервной системе. Причиной появления синдрома Ретта является мутация одного из генов половой Х хромосомы.

Это объясняет тот факт, что болеют исключительно девочки. Практически все плоды мужского пола, имеющие в геноме одну Х хромосому, погибают еще в утробе матери. Первые признаки болезни начинают проявляться через 6–18 месяцев после рождения ребенка.

До этого времени рост и развитие младенца никак не отличается от нормы. Психоневрологические расстройства развиваются, проходя четыре стадии болезни.

Из-за тяжелых двигательных нарушений и выраженных психоневрологических изменений синдром Ретта является самой тяжелой формой аутизма, не поддающейся коррекции.

Синдром Аспергера — это еще один вид аутизма. Среди больных 80 процентов составляют мальчики. На одну тысячу детей приходится 7 случаев заболевания этим синдромом. Признаки заболевания начинают проявляться с 2–3 лет, но окончательный диагноз чаще всего ставится в 7–16 лет.

Среди проявлений синдрома Аспергера выделяются три основных характеристики нарушения психофизиологического состояния ребенка.

Основными характеристиками синдрома Аспергера являются: нарушения социального характера; особенности интеллектуального развития; нарушения сенсорики (чувствительности) и моторики.

Как лечить?

Важно

В настоящее время специфического лечения аутизма не разработано. К сожалению, нет специальной таблетки или волшебной вакцины, которая бы надежно защитила малыша от возможного развития болезни. Единая причина заболевания не установлена.

Отсутствие понимания о первоисточнике болезни не позволяет ученым создать уникальное лекарство, которое бы позволяло полностью излечивать малышей с аутизмом.

Лечение этого психического заболевания проводится комплексно, с учетом возникших симптомов.

Все методы лечения можно разделить на несколько групп:

Медикаментозное лечение, может быть эффективным лишь для решения сопутствующих проблем-агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности и т. д.

Психологические консультации. С ребенком, страдающим аутизмом, обязательно должен работать детский медицинский психолог. Используя различные психологические методики, специалист поможет малышу справиться с возникающими вспышками гнева и аутоагрессии, а также улучшить внутреннее ощущение при интеграции в новый коллектив.

На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма.

В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. Метод АВА при аутизме, носит еще одно название, а именно «Модификация поведения».

Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравиться, он станет повторять это поведение, и, соответственно, когда не нравиться, не станет. Общеукрепляющие оздоровительные процедуры. Малышам с аутизмом совсем не противопоказаны занятия спортом.

Однако заниматься они должны в специальных группах с профессиональными инструкторами или тренерами, которые обучены элементам работы с «особенными» детьми. Такие детки могут показывать отличные результаты и достигать хороших спортивных достижений. Успех возможен только при применении правильного педагогического подхода.

Совет

Логопедические занятия. С малышом 3 лет обязательно должен проводить занятия логопед. На таких уроках детки учатся правильно говорить, отказываются от применения многократных повторений слов.

Логопедические занятия позволяют улучшить лексикон малыша, внести в его словарный запас еще больше слов.

Такие обучающие игры помогают детям лучше адаптироваться в новых коллективах и улучшают их социальную адаптацию.

Занятия. Для улучшения интеграции в общество ребенка, страдающего аутизмом, требуется обязательное проведение дополнительных мероприятий, которые ему в этом помогут. Обычно такой комплекс различных занятий составляется совместно с детским психологом или по рекомендации врача-психиатра.

Обычно перед выбором какого-либо увлечения, которое будет интересно малышу, требуется хороший анализ его способностей и качественная оценка уровня здоровья и физического развития. Не все малыши, которые болеют аутизмом, будут выполнять одинаковые задания с одинаковым интересом.

Правильный выбор занятий в большой степени улучшает прогноз лечения и благоприятно влияет на ментальное и психическое развитие малыша. Обычно детям, страдающим аутизмом, рекомендуют различные коррекционные занятия, которые позволяют улучшить социальную интеграцию малыша в обществе. Для малышей рекомендован спорт.

Читайте также:  «русалочка». лучшие издания любимой книги

Однако выбрать можно не все спортивные тренировки. Для малышей-аутистов больше подойдут спокойные виды спорта: обучение плаванию, игра в шахматы или шашки, гольф. Выбирать стоит те спортивные виды, где требуется концентрация внимания на каком-то одном предмете.

Виды спорта, где требуется высокая скорость или высокий риск травматизации, лучше оставить. Малышам с аутизмом не стоит заниматься бегом, прыжками, боксом и различной силовой борьбой. Командные игры — также не подойдут.

Обратите внимание

Лучше отдать предпочтение более спокойным видам спорта, которые помогут укрепить здоровье малыша и окажут положительное влияние на его нервную систему.

Такие дети очень тепло относятся к различным животным. Непосредственный контакт и прикасание к ним может вызвать у малыша сильные положительные эмоции и даже улучшить прогноз лечения.Врачи рекомендуют проводить сеансы иппотерапии или дельфинотерапии.

Источник: https://moluch.ru/archive/234/54262/

Как родителям распознать, что их ребенок — аутист?

О детском аутизме мало кто говорит, особенно, если это касается маленькой семьи. Мы живем не в той стране, где аутизм – это норма. Общество осуждает аутизм, обвиняет в болезни ребенка родителей. Те, в свою очередь, обвиняют себя – «что мы сделали не так, за что нас так наказали, что произошло, что нужно делать теперь?».

Аутизм сложно определить в домашних условиях. Он проявляет себя не сразу. Но, если у вас возникли какие-то сомнения по поводу здоровья ребенка, то лучше уже сейчас обратиться к врачу.

Поверьте, испуг и переживания за свою кроху на консультации у врача, не сравнятся с тем, что вы испытаете, если через год, два, три вам скажут: «Нужно было обращаться 2 года тому назад, тогда еще можно было что-то исправить, сейчас изменения в вашем ребенке необратимы». Итак, целью этой статьи является не напугать вас лишний раз, а предупредить – детский аутизм на сегодняшний день стремительно прогрессирует. По статистике, в каждой 10-ой семье рождается ребенок с признаками аутизма. Но, это признаки первичные, их можно корректировать, главное – не упустить драгоценное время.

Об аутизме

Аутизм – это расстройство головного мозга, которое возникает у ребенка в первые годы его жизни. Проявляется аутизм нарушением психо-эмоционального развития малыша, расстройством моторики, проблемами с говорением и речью в целом. Раннее развитие детей-аутистов фактически затормаживается, что приводит к проблемам во взрослой жизни и невозможности социальной адаптации.

На сегодняшний день нет таких медицинских анализов, которые могли бы точно сказать, что ребенок – аутист.

Поставить диагноз «аутизм» может только коллегия специалистов. Для этого за ребенком нужно длительное время наблюдать и проводить исследования, выводить закономерности.

Ребенок с аутизмом каждый день становится глупее, чем вчера!

Когда рождается ребенок-аутист, то у него блуждающий взгляд, он никак не реагирует на маму (она для него скорее мебель, чем живой человек). У таких деток слабый сосательный рефлекс, и маме этого сложно не заметить.

Дети-аутисты не чувствуют свое тело в полной мере. Если они ударятся, то не почувствуют этого. К примеру, для аутистов нормально счесать пальцы на ногах до крови и не заплакать при этом.

Аутизм должен быть диагностирован до года, в противном случае, заболевание практически не лечится.

Как родителям можно понять, что их ребенок-аутенок?

Большинство родителей до того, как им врач скажет: «Ваш ребенок – аутист», не знают, что это за болезнь такая. Как она проявляется, чем опасна и какие прогнозы у ребенка. Странности в поведении ребенка родители в основном воспринимают как особенности характера.

На что родителям нужно обратить внимание уже сейчас в поведении своего ребенка?

Итак, обратите внимание на:

  • Зрительный контакт – реакция аутенка не соответствует ситуации, они не чувствуют интонации в голосе близких (ласка, злость и т.д.). Игра со сверстниками не приносит им удовольствие.
  • Нет привязанности к родителям, в особенности к маме. К примеру, обычный ребенок, если увидит, что маме плохо, что она плачет, может сесть рядом и тоже заплакать. Ребенок-аутист никоим образом не отреагирует на настроение мамы.
  • Ритуалы ребенка – такие дети устанавливают определенные ритуалы. Для них очень важно, чтобы книги на полке стояли в определенном порядке, чтобы игрушка лежала на этом месте, а не на другом.
  • Аутисты не любят объятия и проявления чувств со стороны окружающих их.
  • Дети-аутисты часто передвигаются на цыпочках, они порхают будто бабочки.
  • Ребенок проявляет агрессию – бъет себя.
  • Аутисты постоянно плачут, капризничают, плохо спят.

Не стоит обманывать себя, если хотя бы один из признаков характеризует вашего ребенка. Прежде всего, вы делаете хуже малышу, а не себе. Вы переживете, а крохе с этим жить всю жизнь.

Для многих родителей, дети-аутисты – это шок. Они не знают, что делать, как себя вести. Главное, поддерживайте друг друга, не оставляйте ни на секунду. Жизнь в семье с ребенком-аутистом очень сложная, но это испытание нужно пройти. Если вам плохо, обратитесь к психологу, вы имеете на это право. Вы еще будете гордиться своим ребенком!

От аутизма лекарств нет. Не стоит тратить огромные деньги на медикаменты, которые не помогут.

Вам, как родителю не стоит винить себя в том, что вы недоглядели своего ребенка. Если вы будете заниматься самобичеванием, то это приведет к еще большей депрессии и ухудшению ситуации в семье.

Важно

Вы должны собраться с силами, постараться не обращать внимание на то, что говорят вам окружающие и делать, делать и еще раз делать как можно больше для своего ребенка. Неужели вы откажитесь от малыша только потому, что наше общество еще не «доросло» до социального принятия таких детей.

Возможно, к тому времени, как ваш ребенок пойдет в детский сад или школу, медицина найдет подход в лечении пораженного мозга детей-аутят. В любом случае, отчаиваться, когда вашему ребенку плохо – не выход.

Прогноз

Аутизм не поддается лечению и это факт. Ни один из известных методов терапии не «заработал» на детях-аутистах. Но, если у ребенка на ранней стадии обнаружить аутизм, то можно скорректировать такое поведение и добиться проявлений не самой болезни, а расстройств аутистического спектра.

Невозможно сказать, на сколько процентов можно скорректировать поведение ребенка. Общий процент выздоровления неизвестен.

Нужно быть готовым к тому, что дети-аутисты плохо адаптируются в обществе и наше общество не готово к таким заболеваниям. Такие дети вырастают угнетенными, замкнутыми в себе. Они не имеют карьерных перспектив в жизни, им сложно построить свою личную жизнь. Плюс только в том, что с возрастом ребенка таким симптомы сглаживаются и человеку становится легче жить в этом мире.

Если у человека тяжелый аутизм, то шансов не полную независимость от наставников (родителей или других людей), практически нет.

Источник: https://med.propto.ru/article/kak-roditelyam-raspoznat-chto-ih-rebenok-autist

Рекомендации для родителей детей с аутизмом

Рекомендации для родителей детей с аутизмом:

1) Соблюдение приемлемой для ребенка дистанции общения;

2) Проведение излюбленных занятий в условиях, когда он предоставлен сам себе;

3) Изучение и запоминание способов обследования предметов;

4) Изучение и запоминание каких – либо стереотипных бытовых навыков;

5) Наблюдение за тем, когда используется речь и в каких случаях;

6) Наблюдение и запоминание поведения в ситуациях дискомфорта, страха;

7) В контактах с ребенком не должно быть давления, нажима;

8) Необходимо постепенно разнообразить привычные удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости – доказать ребенку, что с человеком лучше, чем без него;

9) Занятия могут быть очень длительными, но их нельзя ускорять;

10) Закреплять потребности ребенка в контакте;

11) Необходимо строго дозировать контакты ребенка с людьми, не входящими в семейное окружение до момента появления тревожного поведения и страха;

12) Необходимо помнить, что при достижении эмоциональной связи с ребенком, смягчении его аутических установок он становиться более раним в контактах и его надо особенно беречь от ситуации конфликта с близкими.

Совет

13) Необходимо тихо повторять слова ребенка и ненавязчиво предлагать поиграть в его игры;

14) Необходимо чаще гулять с ребенком, узнавая и называя предметы (если ребенок не захочет повторять названия нужно делать это самим);

15) Полезно разместить в комнате несколько зеркал на уровне глаз ребенка, привлекая его к отражению в зеркале. Этот прием также дает положительный результат. Не нужно забывать о том, что аутичному ребенку нужна физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет, рисует и т.д;

16) Необходимы телесные контакты;

17) Важна частая смена деятельности, так как дети с синдромом раннего детского аутизма психически пресыщаемы, они быстро истощаются физически. Каждый вид деятельности должен занимать по времени не более 10 минут;

18) Проведение занятий с танцевальными движениями;

19) Игры с красками «Цветная вода».  Для проведения игры потребуются:

— акварельные краски

— кисточки

— прозрачные стаканы (в дальнейшем количество которых может быть любым)

Стаканы наполняются водой и расставляются на столе, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой, ребенок же своей реакцией даст Вам понять какой из способов ему понравился больше.

Когда увлеченность общим сенсорным эффектом станет ослабевать, можно приступать к расширению игры. Используя стаканчики разных размеров, можно знакомить ребенка с понятием величины; меняя количество стаканчиков обучать счету и т.д.

20) ИГРЫ С ВОДОЙ

— Чтобы ребенку удобнее было достать до крана, подвиньте к раковине стул. Достаньте заранее приготовленные пластиковые бутылки и пузырьки, наполняйте их водой из под крана: «Буль — Буль, потекла водичка.

Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую, сделать «фонтан», подставив под струю воды пузырек с узким горлышком; обычно такой эффект приводит детей в восторг.

— Наполнив водой таз, организуйте игру в «бассейн», в котором учатся плавать игрушки (возможно в том случае, если у ребенка есть опыт посещения бассейна).

— Наполненный водой таз теперь станет «озером», в котором плавают рыбки или уточки.

«Купание игрушек». Искупайте игрушки – голышом в теплой водичке, потрите их мылом, заверните в полотенце, сопровождайте свои действия словами: «А сейчас будем купать. Нальем в ванночку теплой водички, попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши Игрушки. Как их зовут? Кто первый будет купаться? Хорошо. Давай спросим у игрушки нравится ей водичка, хорошо ей? Не горячо? » и т.д.

«Мытье посуды». Можно вымыть посуду после игрушечного обеда.

Игры с мыльными пузырями. Для этого предварительно нужно научить ребенка дуть, сформировывать сильный воздух, будьте осторожны, следите за тем, чтобы ребенок не вдувал воду в себя.

Обратите внимание

Игры со льдом. Заранее приготовьте лед, выдавите вместе ребенком лед из формочки в мисочку: «Смотри, как водичка замерзла: стала холодная и твердая». Затем погрейте его в ладошках, она холодная, и тает. Зимой на прогулке можно обращать внимание ребенка на сосульки, лужи и т.д. Они будут в восторге от таких изменений в природе.

Читайте также:  Свадебные украшения своими руками: украшаем фужеры для новобрачных

Высыпать гречку в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ему присоединиться. На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

При выборе игр с пластичным материалом (пластилином, глиной, тестом) может быть осложнено его повышенной брезгливостью. И все же, опыт показывает, что если пробовать, предлагая ребенку различные материалы и разные виды одного и того же материала, удается найти такой, который ему понравиться.

21) Если ребенок не включается в игру, не настаивайте, но обязательно попробуйте в следующий раз.

22) Помните, что ребенка могут испугать новые яркие впечатления, и при признаках страха немедленно прекратите игру.

23) Понравившаяся игра потребует некоторого количества повторений.

24) Не затягивайте сюжетную линию, так как произвольное внимание ребенка кратковременно.

25) Во время игры ребенок может начать говорить, заглядывая вам в лицо, и ваша реакция даст ему подтверждение того, что вы его понимаете.

26) Комментируйте каждый шаг ребенка в игре. Если же он все делал правильно, то обязательно хвалите его. Очень положительным является наглядное предоставление поощрения. Например, разноцветные кружочки, его очень радовали. Он так же научился навыкам самообслуживания: одеваться, умываться и т.д.

Важно

27) Привлекайте к себе ребенка, обнимайте его крепко и удерживайте его в своих руках, находясь с ним лицом к лицу, до тех пор, пока ребенок не прекратит сопротивление, расслабится и посмотрит вам в глаза.

28) Все, что происходит на занятиях должно сопровождаться эмоциональным комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации.

29) Не забывайте, что поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Если он вышел из состояния равновесия, следует сохранять спокойствие, не ругать, а понять, чего ребенок хочет в данный момент и постараться помочь выйти ему из состояния дискомфорта.

Составитель: Апажев В.Б.

Источник: http://07online.ru/blog-psihologa/16789

Как заподозрить у младенца аутизм и начать коррекцию. Советы родителям

Сегодня, 2 апреля, отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в декабре 2007 года. Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни.

Диагноз «аутизм» в Беларуси ставят детям не ранее, чем им исполнится 3 года. Между тем признаки аутистических расстройств могут проявляться уже на первом году жизни – внимательным родителям не составит труда заметить их.

Что в поведении малыша должно насторожить? Какую коррекционную помощь и поддержку взрослые способны оказывать своему ребенку до и после официального подтверждения диагноза? Какие правила поведения важно соблюдать при общении с ребенком-аутистом? На вопросы портала www.interfax.

by ответила медицинский психолог Надежда Георгиева.

Признаки аутизма, заметные с пеленок

«Аутистические нарушения могут проявиться уже в первые месяцы жизни ребенка.

И очень важно, чтобы родители не закрывали на них глаза, не уповали на то, что странности исчезнут по мере взросления ребенка, а обращались за консультациями к специалистам – неврологам, психологам, психиатрам-психотерапевтам.

Ведь чем раньше начнется коррекционная работа, тем лучше будет ее результат», – предупреждает Надежда Георгиева и называет признаки раннего детского аутизма.

  • Ребенок избегает прямого взгляда в глаза.
  • Равнодушен или уклоняется от тактильных контактов.
  • Не реагирует на обращенные к нему улыбки и речь окружающих.
  • Почти никогда не улыбается сам.
  • Остается безучастным, когда родитель протягивает к нему руки.
  • Может не откликаться на свое имя.
  • Предпочитает контактировать с предметами, а не с людьми.
  • Любит находиться, играть в одиночестве – очевидно, что общество других людей его тяготит.
  • Не реагирует вообще или реагирует с опозданием на звуки: например, голос человека, лай собаки, сигнал автомобиля.
  • Не пытается вступать в контакт, взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми.
  • Часами может делать одно и то же: рисовать, к примеру, каляки-маляки, рвать бумагу, строить башню из кубиков, следить за стрелками часов.
  • С трудом переключается с одного занятия на другое.
  • Без устали повторяет одни и те же движения: подолгу монотонно раскачивается на стуле, бегает по кругу и т.п.
  • Проявляет фиксированный интерес к определенным цветам, звукам, предметам: например, обращает внимание только на вещи синего и желтого цвета; затаив дыхание, слушает тиканье часов; всегда играет только с желтой резиновой уточкой, игнорируя другие игрушки.
  • У него хорошо развито периферическое зрение.
  • Любит нюхать, лизать, ощупывать предметы.
  • Демонстрирует странные эмоциональные реакции: ни с того ни с сего может зарыдать или захохотать.
  • Ситуация внезапности вызывает у него сильный испуг, стресс.
  • Склонен к аутоагрессии – сам себя кусает, царапает.
  • 2-3-летний ребенок ленится жевать твердую пищу, предпочитает жидкие блюда и напитки.
  • Соглашается есть только определенные продукты (как правило, это ограниченный перечень), категорически отказывается от новых блюд.
  • С трудом засыпает, часто просыпается ночью.
  • Упорно отказывается пользоваться горшком – ничуть не огорчается, справляя малую и большую нужду в штаны.

 

Как воспитывать и чему учить ребенка-аутиста. Советы родителям

«Прежде всего родители должны смириться с тем фактом, что их ребенок всегда будет особенным – в большей или меньшей степени. Вылечить аутизм невозможно, однако установить связь аутистов с внешним миром, социализировать их – вполне реально.

Многих родителей наверняка ободрит информация о том, что диагноз «аутизм» задним числом поставлен таким известным людям, как Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Винсент Ван Гог, Чарльз Дарвин, Александр Пушкин, Марк Твен, Вирджиния Вульф, Агата Кристи, Альберт Эйнштейн, а из современников, чьи имена на слуху, аутистические нарушения выявлены у Билла Гейтса, Вуди Аллена, Стивена Спилберга. Кстати, последние исследования свидетельствуют о том, что аутизм – довольно распространенное явление: его признаки обнаруживаются у одного ребенка из 2,5 тыс., по другим сведениям еще чаще – у одного из 110. Мужской аутизм встречается чаще женского», – говорит психолог Надежда Георгиева.

Итак, что могут делать родители для того, чтобы их ребенок-аутист приспособился к жизни в обществе, вышел в «большой мир» и занял в нем свое место?

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его безусловно – это самое главное.
  • Дарите ребенку как можно больше телесного тепла: берите на руки, усаживайте на колени, обнимайте, прижимайте к себе, делайте массаж, практикуйте совместный сон.
  • Верьте в потенциал ребенка и создавайте условия для его развития: знакомьтесь с различными методиками взаимодействия и работы с детьми-аутистами, объединяйтесь с другими родителями и перенимайте их опыт.
  • Аутисты остро нуждаются в том, чтобы их жизнь была упорядоченной и предсказуемой. Обеспечьте ребенку четкий режим дня, заботьтесь о том, чтобы в его комнате был установлен и поддерживался определенный порядок – каждый предмет должен иметь свое фиксированное место.
  • Многие аутисты склонны к агрессии и гневу, поэтому при общении с ребенком сохраняйте нейтральный эмоциональный фон, чтобы предотвратить у него проявление бурных вспышек негативных эмоций и чувств.
  • Учите ребенка конструктивным способам выражения агрессии: предлагайте ему в порыве злости поколотить подушку, потопать ногами, покричать в пластиковый стакан или пакет, изорвать газету на мелкие клочки и др.
  • Ребенок расстроился или испугался, кричит, плачет – постарайтесь устранить источник стресса. Если это невозможно, переключите его внимание, обнимите, схватите в охапку, скажите: «Я тебя люблю».
  • Общение должно быть предельно конкретным: используйте короткие четкие фразы без абстрактных слов с акцентом на то, что вы стремитесь донести до ребенка («Возьми чашку», «Будешь есть банан?»). При необходимости сопровождайте свою речь жестом, демонстрацией картинки.
  • Как можно чаще озвучивайте ребенку свои и его чувства, объясняйте причину их возникновения («Ты кричал, качался по полу, и поэтому я злилась на тебя», «Ты расстроился из-за того, что разлил чай», «Ты улыбаешься, потому что увидел собаку и обрадовался»).
  • Дети-аутисты капризны и своенравны, готовы сутки напролет делать одно и то же и яростно протестуют, когда их прерывают. Позволяйте ребенку заниматься тем, что ему интересно, но обязательно устанавливайте рамки: «Ты можешь собирать конструктор еще час, а потом мы пойдем на прогулку».
  • Обеспечьте долговременную работу с психологом или психотерапевтом, который будет учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми, распознавать свои и чужие эмоции и чувства.
  • Большую пользу детям-аутистам приносит танцедвигательная терапия – ищите специалистов в своем городе.
  • Заведите домашнего питомца, лучше всего – собаку. Общение с животными будет благотворно влиять на развитие мозга и эмоциональной сферы ребенка.
  • Заботьтесь о том, чтобы ребенок как можно чаще находился в обществе дружелюбно настроенных детей и взрослых, по возможности посещал интегрированную группу (класс) в обычном детском саду (школе).
  • Ежедневно занимайтесь с неговорящим или малоговорящим ребенком, используя коммуникативные карточки PECS – их можно купить, скачать из Интернета или сделать своими руками.
  • У детей с аутизмом отсутствует либо нарушен эмоциональный интеллект – его можно воспитывать, формировать путем постоянных тренировок в общении с членами семьи, сверстниками, одноклассниками, учителями и др.
  • Дети-аутисты испытывают определенные сенсорные проблемы, поскольку информацию из окружающей среды они воспринимают частями. Например, сначала они реагируют на свет, потом – на звук, после этого – на образ… И пока их мозгом распознается один раздражитель, поступает другой, вследствие чего информация обрабатывается кусками, порциями. Именно поэтому поведение аутистов выглядит неадекватным. Однако способность мозга одновременно перерабатывать поступающую информацию можно и нужно тренировать.
  • У детей-аутистов очень высокий потенциал, но они ленивы, апатичны, страдают синдромом дефицита внимания. Поэтому важно найти не только сферу их компетенции, но и знать, как их можно воодушевить, заинтересовать, мотивировать, побудить к той или иной деятельности.
  • У аутиста важно развивать самостоятельность, терпеливо и настойчиво прививать навыки самообслуживания. Моделируйте как можно больше ситуаций, в которых ребенок может имитировать ваши действия, копировать поведение: например, вместе с ним перед зеркалом чистите зубы, причесывайтесь, застегивайте пуговицы и др.
  • Развивайте у ребенка-аутиста чувство прекрасного – прежде всего с помощью классической музыки, которая не только обеспечивает ощущение психологического комфорта и безопасности, но и способствует развитию внимания и интеллекта. Регулярно ходите с ребенком в театр, музеи, на выставки.
  • Импульсивность – характерная черта аутистов, которая остается на всю жизнь. Это надо учитывать при выборе профессии – лучше, если она будет свободной, творческой, интровертной.

 

Аутизм там и тут – почувствуйте разницу

Легко ли в Беларуси быть родителями детей-аутистов? Психолог Надежда Георгиева делится с читателями www.interfax.by своим взглядом на проблему: «К сожалению, в нашей стране аутизм – это психиатрический диагноз.

Многих родителей он приводит в отчаяние: его боятся, стесняются, скрывают или до последнего отрицают, упуская драгоценное время для коррекции и реабилитации ребенка. В развитых странах отношение к аутизму совершенно другое – не как к болезни, а как к особому состоянию, вызванному атипичным строением и развитием мозга.

Там ни специалисты, ни обыватели не воспринимают людей с аутистическими нарушениями как больных, ущербных, опасных. Для них аутисты – это представители другой расы, с которыми при желании вполне можно найти общий язык.

За рубежом семьи, в которых воспитываются аутисты, не отгораживаются от мира, не прячут своих особенных детей – наоборот, стремятся наслаждаться родительством и жить полноценной жизнью.

Окружающие, и взрослые и дети, дружелюбны к людям с психофизическими ограничениями, готовы общаться с ними на равных и прийти на помощь в случае необходимости.

Ситуации, когда родители обычных детей возражают против того, чтобы в классе общеобразовательной школы учился ребенок-аутист, как это порой случается у нас, в развитых странах исключены. Считаю, что многим белорусам стоит поучиться такому отношению к людям, которые чем-то отличаются от большинства».

Беседовала Ирина Барейко

На фото психолог Надежда Георгиева

Источник: https://www.interfax.by/article/1181044

Ссылка на основную публикацию