Гениальность на заказ: как помочь ребенку родиться талантливым?

Одаренность, талант, гениальность с точки зрения психологии

Положение человека в обществе, его социальный статус, благополучие, признание окружающих во многом зависят от качеств личности.

И каждый, кто стремится к успеху, мечтает стать если не гениальным, то талантливым или хотя бы одаренным. В психологии понятия «одаренность», «талант», «гениальность» так или иначе связаны со способностями.

Иногда даже их называют высшими уровнями развития способностей, но это не совсем так.

Способности и их виды

Способности – это сложное образование, совокупность самых разных качеств человека, которые дают ему возможность добиться успеха в определенной деятельности. Именно возможность, а вот станет ли эта потенциальная возможность реальностью, зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности личности.

Способности формируются и развиваются в течение всей жизни. Известны случаи, когда люди добивались успехов в живописи, литературе, изобретательстве в довольно зрелом, а то и преклонном возрасте.

Основой способностей являются природные задатки, которые носят врожденный (но не обязательно наследственный) характер, например:

  • музыкальный слух;
  • высокая чувствительность к цветоразличению;
  • большой объем легких;
  • повышенная активность правого или левого полушария головного мозга и т. д.

Без наличия задатков добиться успеха сложно, но и природные качества человека его не гарантируют. Задатки могут развиться в способности только в процессе овладения деятельностью, систематических занятий и упорного труда.

Наряду со специальными способностями, связанными с конкретной деятельностью и проявляющимися в ней, имеются и общие способности, в первую очередь познавательные. Без них не обойтись в любой деятельности.

Человеку с низким уровнем интеллекта или плохой памятью стать выдающимся композитором не удастся даже при наличии феноменального музыкального слуха.

Обратите внимание

Уровень общих способностей определяет эффективность и скорость получения, хранения и обработки информации и результативность взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе с обществом.

Вот совокупность задатков, которые предполагают высокий уровень общих способностей, чаще всего и называют одаренностью.

Одаренность и ее роль в жизни человека

В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.

В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:

  • наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
  • способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
  • свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
  • гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
  • высокий уровень логического мышления;
  • развитое образное мышление и воображение;
  • способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.

Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности.

Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха.

А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.

Талант как природный дар и уровень способностей

Часто можно услышать выражение: «Ему дан талант от Бога». Оценка таланта как некоего дара связана, конечно, с желанием хоть как-то оправдать собственную «бесталанность» — уж раз не дано, так не дано. Но определенная доля истины в этом высказывании есть.

Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:

  • музыкальный слух;
  • чувствительность зрительного анализатора;
  • активность центра математических способностей в коре головного мозга;
  • скорость психических реакций и т. д.

Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте.

То есть талант хоть и предполагает природные данные, но это прежде всего труд, упорство в овладении приемами, методами деятельности, процесс развития и совершенствования способностей.

Даже если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия в развитии способностей, то успеха он не достигнет, в лучшем случае станет крепким середнячком, ремесленником, а не мастером.

Вот о таких обычно и говорят: «Зарыл свой талант в землю».

Но, так или иначе, талантливость – явление довольно распространенное, более того, практически все дети рождаются потенциально талантливыми. И только от воспитания и собственного упорства зависит, превратится ли потенциальный талант в реальный.

А вот гениальность – явление совсем иного порядка, хоть и она связана с уровнем способностей. Но можно сказать, что гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.

Сверхспособности или дар? Узнайте от самих суперлюдей о их способности.

Что такое гениальность

Говоря, что гениальность выходит за пределы нормы, мы имеем в виду не патологию, не болезнь, а то, что способности гения существенно превышают некую стандартную, принятую в обществе норму. Это и позволяет гениям не только добиться успеха часто в нескольких видах деятельности, но и оказать влияние на сам ход развития человеческой цивилизации.

Высший уровень способностей человека

Для гения характерно:

  • необычное восприятие окружающего;
  • нестандартное мышление;
  • высочайший уровень креативности.

Причем креативности спонтанной, когда новые, оригинальные идеи рождаются как бы сами по себе, а интуитивное мышление опережает рациональное.

Не менее важно такое качество гения, как заинтересованность, увлеченность, нередко переходящая в одержимость.

Гениальные люди часто увлекаются разными областями, видами деятельности, и везде способны добиться успеха не только благодаря своей одаренности, талантливости, но и колоссальному трудолюбию, упорству, целеустремленности.

Важно

Ради нового знания или овладения новой деятельностью гений может жертвовать многим, в том числе и собственным здоровьем, и благополучием близких.

Гении обладают способностью научного предвидения не только благодаря своим анализаторским способностям, но и потому, что сами во многом опередили свое время, а их открытия и творения, казалось бы, взяты ими из будущего.

Основа гениальности – очень высокий уровень одаренности и таланта, который проявляется в разных видах деятельности. Казалось бы, гений способен добиться успеха во всем. Например:

  • Леонардо да Винчи был не только художником, но и архитектором, и выдающимся изобретателем, чьи идеи на сотни лет опередили его время.
  • Джордано Бруно известен не только как гениальный астроном, высказавший идеи, несопоставимые с уровнем развития науки того времени, но как поэт и философ.
  • Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет Солнечной системы, прославился и как известный математик, механик и оптик.
  • Выдающийся философ Рене Декарт был еще создателем аналитической геометрии, физиком и даже физиологом. Кстати, российский физиолог И. П. Павлов считал его своим предшественником.
  • Один из самых ярких русских гениев – Михайло Ломоносов проявил способности в очень разных сферах: в поэзии и механике, химии и истории, живописи и металлургии, географии и астрономии.

Читая о гениях, понимаешь, что это люди, которые находятся явно за пределами нормы. Но насколько они ненормальны?

Может, все же патология?

Именно к такой мысли пришли ряд исследователей, изучавших в начале XX века феномен «гения», — уж слишком деятельность этих гениальных людей и их поведение отличались от обычных.

Одним из наиболее известных сторонников идеи связи гениальности с психической патологией был итальянский психиатр Чарльз Ломброзо.

Он написал книгу «Гений и сумасшествие», в которой собрал и проанализировал большой статистический материал различных отклонений талантливых людей.

Ломброзо сделал вывод, правда, довольно осторожный, что гениальность часто связана с проявлением болезни, причем не только психической. Прав ли он?

Отчасти да, прав. Но не в том, что между гениальностью и сумасшествием имеется очевидная связь, а в том, что гениальные люди часто предрасположены к болезням, в том числе психическим. Причин тут несколько:

  • Для гениев характерна высокая степень чувствительности, они как губка впитывают в себя всю информацию, в том числе эмоциональную. Поэтому нередко гениальные люди отличаются экзальтированностью, несдержанностью и ранимостью.
  • Обладая высокой работоспособностью и часто одержимостью своей деятельностью, гении тратят физической и психической энергии значительно больше, чем обычные люди. Поэтому часто страдают от «отката» — резкого спада активности, когда эмоциональный подъем сменяется резким спадом, а нередко и депрессией.
  • В силу подвижности, неустойчивости нервной системы и повышенной эмоциональности гении тяжелее, чем обычные люди переносят жизненные неурядицы, у них чаще возникают проблемы социального характера, они хуже уживаются с другими людьми. Поэтому нередко страдают от одиночества.
  • Достижения гениальных людей опережают их время, поэтому они часто не получают признания современников, а бывает, что их подвергают гонениям. И как следствие отторжения обществом, у них могут развиться неврозы и депрессия. Даже Леонардо да Винчи, казалось бы, один из самых благополучных гениев, современниками (да и не только современниками) был признан как великий художник, а вовсе не как гениальный изобретатель. А вот сам он считал живопись малозначительным хобби и большее значение придавал изобретениям, которые, увы, в XV–XVI веках так и не были воплощены в жизнь.

Есть и еще одна причина, не связанная напрямую с гениальностью. Гении заметны в толпе, они слишком неординарны, нестандартны, чтобы считаться нормальными. Они кажутся странными, а слухи, бывает, значительно преувеличивают эти странности.

https://www.youtube.com/watch?v=UwETiw9kFWg

Но гениев можно назвать настоящими двигателями цивилизации. А странности? Они есть у всех. Современные психологи вообще утверждают, что нормальных людей не существует, норма – это абстракция. Гению, по крайней мере, странности простительны.

Школы для одаренных детей: хорошо или плохо?

Источник: https://psychologist.tips/279-odarennost-talant-genialnost-s-tochki-zreniya-psihologii.html

Одаренность, талант, гениальность. На чем остановиться?

 Гений есть не что иное, как дар огромного терпения. Ж. Бюффон

Каждый из нас, родителей,  хочет видеть в своем ребенке если уж не гения, так талант или одаренность, это уж точно.

И мало уж кто отдает себе отчет, каких титанических усилий это стоит, как от ребенка, так и от родителей.  Мало кто понимает, что гениальный – не обязательно счастливый, а скорее наоборот (вспомните гениев и их трагизм).

Но это совсем не  говорит о том, что ребенка вообще не нужно развивать. Просто, наверно, нужно учить ребенка быть счастливым… счастливым со своим талантом, одаренностью или гением.

Каждый рожденный человечек уникален и не повторим, он обладает определенным набором качеств (темперамент, характер), оригинальным их сочетанием, что определяет  его задатки. Кто-то родился способным к математике, кто-то – к музыке, кто –то к художественной деятельности, к спорту и т.д. Перечислять можно до бесконечности.

Совет

Бывает задатки так и остаются задатками… или, максимум, перерастают всего лишь в одаренность.  Хотим талант? Тогда работаем, работаем и еще раз работаем.

Первоевыявляем задатки – обеспечиваем ребенку позитивный психологический климат (формируем его уверенность в себе и своих силах ) и ведем на всевозможные кружки… А пока «еще рано», можно и самостоятельно рисовать всячески: руками, ногами, карандашами и чем только можно; прыгать на фитболах и делать зарядку, гимнастику; слушать музыку и подпевать, плясать;  плавать в бассейне, ванне. Для маленького чуда ,которое познает мир и себя, столько много всего интересного!!! Забавного!!! И полезного!!! Только трудись…мама и папа. «Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.»  Ф. Бэкон

Читайте также:  Печать фотографий: где лучше дома или в салоне?

Второеразвиваем одаренность  –  юное дарование занимается (где только можно!), а мы поддерживаем его старания, критика нужна, но справедливая и умеренная.  И всегда «У тебя все получиться. Нет того, чего не могут дети – они просто еще не научились». Не хочет – не настаивайте, лучше поддержите, дайте время «созреть» – подумать и дайте возможность еще раз попробовать («У тебя все получится»).

Третьеопределяем талант – то, что лучше всего получается у ребенка, что радует его и занимает все мысли – это ОНО – талант. Все ранее интересующее, но менее, отсеется, отойдет на задний план.

Главное, не мешайте, не переносите свои желания на ребенка, пусть он сам выберет свое, а не ваше… И пусть трудится, прикладывает силы, рвется вперед!!!  «Талант — как породистый конь, необходимо научиться управлять им, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу.» Горький М

Последнее научите жить с гениальностью счастливо.

Гениев их деятельность  захватывает, они теряют друзей (бывает) или находят соратников (зачастую), имеют периоды взлетов и падений, разочарований и побед.

Важно, что бы Вы всегда были готовы поддержать или порадоваться, учить в каждой ситуации находить плюсы и подниматься для новых свершений. «Гениальность зависит главным образом от энергии.»   Арнолд Мэтью.

Так, что решайте, и вперед  с энергией и самозабвением!!! У Вас все получиться!!!

Источник: http://schastlivoeroditelstvo.blogspot.com/2014/07/blog-post.html

Гениальность и реальность: как правильно развивать таланты ребенка

Гордость за своего ребенка — одно из самых приятных в мире чувств. Большинство мам радуется любым детским успехам. Другим же родителям хотелось бы видеть своего малыша выдающимся спортсменом, музыкантом или ученым.

Нередко поиски одаренности и даже гениальности в ребенке становятся для мам и пап навязчивой идеей.

Почему не стоит зацикливаться на тщательном выявлении детских талантов? И как помочь ребенку, у которого действительно есть способности к чему-то, развить их? На эти спорные, но очень важные темы рассуждает Татьяна Василькова, основатель школы раннего развития

Надеяться на гениальность ребенка вредно и даже опасно

«Есть ли у моих детей выдающиеся способности?», «Гениален ли мой ребенок?» — такие вопросы могут задавать заботливые, но при этом очень амбициозные родители. И вопрос этот не только не совсем корректен по отношению к ребенку, но и опасен. Почему?

  • Потому что если мама задает такой вопрос, то она наверняка рассчитывает, что ее ребенок в чем-то одарен. Ей хочется применить какие-то критерии гениальности, как-то протестировать его, чтобы подтвердить свои догадки. Я не знаю таких критериев и тестов. Зато я знаю, что такая мама, узнав, что у нее обычный ребенок, скорее всего, будет разочарована. В отдельных случаях даже разозлена. Она может почувствовать стыд за него, ведь он не оправдал ее ожиданий. Отношения испортятся, контакт мамы и малыша будет нарушен.

Поэтому я считаю, что специально искать у ребенка выдающиеся способности, как-то тестировать его — это очень рискованное решение. Как бы вам ни хотелось, чтобы ваши дочь или сын были гениальны, не зацикливайтесь на этом. Кроме того, гениальность не нужно выявлять, ведь это способности такой невероятной силы, которые обязательно проявятся сами.

Ловушка одаренности

А если ребенок делает в каком-то деле заметные успехи? В таком случае родителям нужно чутко прислушиваться к нему.

Нравится ли ему то, чем он занимается? Он играет на фортепиано или читает книги по биологии потому, что получает от этого удовольствие? Или потому, что у вас династия музыкантов или врачей — и вы надеетесь, что она будет продолжена? Если с ребенком чем-то усиленно заниматься, у него будут успехи.

Но не всегда это значит, что он талантлив в этом деле. На самом деле он может быть одарен совсем в другой сфере, но родители так мечтают вырастить нового пианиста или врача, что отсекают все остальные возможности.

Мне известен такой пример: ребенок интересовался физикой, у него были к ней способности, но папа видел его скрипачом.

Мальчик послушался его и много лет занимался музыкой, а потом, уже в зрелом возрасте, осознал: что-то важное упущено.

Да, он переучился и наконец-то стал физиком, но сколько времени было потрачено на нелюбимое дело! Он не достиг в физике того, что мог бы, имей он это время. Да и отношения с отцом были испорчены. Это настоящая драма.

Обратите внимание

Талант или результат хорошей работы?

Как я уже сказала, если ребенок серьезно чем-то занимается, у него будет это получаться, особенно если педагог хороший. Мама думает, что это талант. На самом деле это просто результат каждодневных усилий. Ребенок хорошо развивается и даже достигает успехов, но в какой среде? В среде обычных людей. Это очень маленькая выборка, чтобы делать выводы об одаренности.

  • Если ваш ребенок лучший, например, в группе по фигурному катанию, сравнивайте его с такими же детьми, делающими успехи, покажите тренерам спортшкол олимпийского резерва. Специалисты с богатым опытом способны понять, кто перед ними: невероятно одаренный и перспективный спортсмен или просто целеустремленный и работоспособный человек, возможности которого не безграничны.

В случае со спортом есть еще одна опасность. У человеческого тела есть пределы выносливости, и до какого-то момента ребенок будет тренироваться и достигать все новых успехов. А потом может случиться внезапная травма, которая закроет дорогу в спорт навсегда. Ребенка ждет долгое восстановление и поиски нового пути в жизни, а мама будет разочарована: ведь она рассчитывала на одаренность!

Давайте ребенку выбор

Лучший вариант гармоничного развития для вашего ребенка — это возможность пробовать себя в разных вещах. Сложно предоставить ему такую возможность в домашних стенах, даже если вы каждый день читаете, считаете и рисуете.

Например, у малыша могут быть способности к плаванию или занятиям горными лыжами, но вы об этом не узнаете, если не сводите его в бассейн и не подниметесь на гору. Спрашивайте у ребенка, что ему нравится. Это звучит примитивно, но мало кто так делает.

Общаясь с ребенком, узнавая его, вы не только укрепляете ваши отношения, но и помогаете ему взрослеть.

Я призываю вас не превращать это всестороннее развитие в систематические занятия на дому, как в школе, по расписанию.

Пусть это будут постоянные открытия и эксперименты: сегодня малыш рисует карандашом, завтра берет в руки краски, послезавтра пробует новые техники. Со временем вам станет ясно, что ему удается лучше всего, что ему самому нравится.

До трех лет ребенку может удаваться многое, а после семи уже будет видно, к чему лежит его душа, в какой сфере его способности.

Как помочь способному ребенку

Важно

Обычные дети в разном возрасте могут демонстрировать способности, которые очень воодушевляют родителей. Кто-то учится читать в три года, кто-то бегло говорит на английском к первому классу. Что бы я советовала делать родителям? Стремиться к всестороннему развитию. Если ребенку действительно легко даются языки, создайте ему условия для изучения французского, китайского.

Пусть не ограничивается английским, а выучит столько языков, сколько сможет. Жизнь может так сложиться, что ребенок не найдет других ресурсов для самореализации, кроме этого лингвистического дара. Если он овладеет всего одним языком, пусть даже в совершенстве, но при этом не будет уметь ничего другого, ему сложно будет добиться успеха в жизни.

Другое дело, если сын или дочь будут знать пять языков.

  • Иногда дети с выдающимися способностями отличаются от других, им сложно общаться с другими ребятами, они чувствуют себя одинокими, а порой даже подвергаются насмешкам за свою «инаковость». Многие одаренные дети замыкаются в себе. Хотя в нашем обществе есть запрос на креативных людей, все же оно к ним пока не готово. И задача родителей — найти ребенку окружение, единомышленников, которые не будут над ним смеяться, а окажут всестороннюю поддержку. В доброжелательной среде малышу проще реализовать свои способности.

Если одного ресурса в избытке, другой может быть в дефиците. Люди со сверхспособностями нередко живут в забвении и бедности, потому что не умеют общаться с другими людьми, не могут создать семью, не обладают навыками самопрезентации и попросту не могут зарабатывать на своих изобретениях и шедеврах. Не стоит прикладывать все усилия к развитию какой-то одной сферы, лучше стремиться к балансу.

Слушайте ребенка

Предположим, ребенок с удовольствием занимается спортом и музыкой и даже достигает определенных успехов. Может наступить момент, когда он «перегорит» и не будет стремиться на занятия.

Как следует поступить мудрой маме? Велик соблазн рассказать сыну или дочери, что награда международного конкурса или медаль Олимпиады не даются легко, это всегда преодоление себя, слезы и прочие неприятные, но неизбежные вещи. Удержитесь от этого.

Удержитесь от мыслей о том, что однажды ребенок вас поблагодарит за то, что вы настояли на своем. Исходите из того, чего хочет он сам. Если ему не нравится, он устал, потерял интерес — это его право, и не надо заставлять заниматься, даже если есть талант.

Если ребенку это дело важно и интересно, он будет заниматься. Он найдет способ организовать свою жизнь так, чтобы успевать по максимуму. Интерес — это прекрасная мотивация, и в ваших силах ее поддерживать.

  • Настояв на своем, не прислушавшись к ребенку, через много лет вы рискуете услышать, что никакой благодарности за это он не испытывает: «Это было нужно тебе, а не мне», «Из-за этого у меня не было детства».

Слушайте ребенка, а не свои амбиции. Думайте о том, как он будет жить через 20−30 лет, когда будет взрослым и самостоятельным.

Задавайте вопросы: «Почему ты хочешь поступить именно так?», «Как ты думаешь, что будет, если ты так поступишь?» Отвечая на них, ребенок учится самоорганизации, планированию, ответственности.

Давайте ему самостоятельно делать выбор, осознавать последствия своих поступков. Эта осознанность для обычной взрослой жизни, к которой мы готовим детей, намного ценнее любых медалей и грамот.

https://www.kanal-o.ru

Источник: https://rostovmama.ru/articles/vospitanie-i-razvitie/genialnost-i-realnost-kak-pravilno-razvivat-talanty-rebenka.html

7 удивительных фактов, которые помогут воспитать гения

Давайте прежде всего оговорим, кого мы считаем гением. Это человек, изобретение которого меняет судьбу человечества. Как писал Артур Шопенгауэр: «Талант попадает в цель, в которую никто не может попасть, гений — в цель, которую никто не видит». И как же воспитать такого человека?

Природа гениальности до сих пор остается тайной, и никто еще не придумал рецепта, как вырастить гения. В основном родители стараются начать заниматься развитием ребенка чуть ли не с пеленок, записывают на разные курсы и занятия, выбирают лучшую школу и нанимают сотню репетиторов. Работает ли это? Конечно нет.

Достаточно вспомнить, что большинство гениев росли далеко не в идеальных условиях. Никто не искал для них лучших учителей, не создавал стерильных условий и не оберегал от всех жизненных невзгод.

В книге «География гениальности. Где и почему рождаются великие идеи» журналист Эрик Вейнер исследует страны и эпохи, которые подарили миру великих людей. И по ходу дела доказывает, что гениям благоприятствуют неразбериха и хаос. Обратите внимание на эти факты.

Узкие рамки мешают мыслить креативно. Для иллюстрации этой идеи Эрик Вейнер вспоминает древние Афины, которые были первым на планете очагом гениальности: «В древних Афинах не было профессиональных политиков, судей и даже жрецов.

Совет

Все могли делать все. Солдаты писали стихи. Поэты ходили на войну. Да, профессионализма не хватало. Но у греков такой дилетантский подход оправдал себя. К специализации они относились с подозрением: торжествовал гений простоты».

Читайте также:  Женское здоровье: беременность, бесплодие, гинекология

Уместно тут вспомнить и Леонардо да Винчи, который был одновременно изобретателем, писателем, музыкантом, живописцем и скульптором.

Мы привыкли думать, что великий ум может работать только в абсолютной тишине собственного кабинета. Ему ничто не должно мешать.

Однако исследователи университетов Британской Колумбии и Вирджинии доказали, что небольшой фоновый шум — до 70 децибел — помогает мыслить нестандартно.

Так что если вам нужно креативное решение, попробуйте работать в кафе или на скамейке в парке. И приучайте ребенка делать уроки, например, под включенный телевизор.

Они буквально фонтанируют идеями — но далеко не все из них судьбоносны. Одному открытию предшествует несколько совершенно бесполезных изобретений или ошибочных гипотез. Однако гении не боятся ошибок. Они неутомимы в своем творчестве.

И порой свое главное открытие совершают случайно, в процессе работы над чем-то совершенно другим. Так что не бойтесь предлагать новые решения и учите своего ребенка работать не только на результат, но и на количество. Например, открытию Томаса Эдисона — лампы накаливания — предшествовали 14 лет неудачных опытов, провалов и разочарований.

Фридрих Ницше снимал дом на краю города — специально чтобы чаще ходить пешком. «Все по-настоящему великие мысли приходят в голову во время ходьбы», — утверждал он. Жан-Жак Руссо обошел пешком почти всю Европу. Ходить обожал и Иммануил Кант.

Обратите внимание

Стэнфордские психологи Мэрили Оппеццо и Дэниэл Шварц провели эксперимент, чтобы доказать положительное влияние ходьбы на способность мыслить креативно: две группы людей выполняли тест на дивергентное мышление, то есть способность решать задачи разными и подчас неожиданными способами. Но дна группа выполняла тест на ходу, а другая — сидя.

Такое мышление спонтанно и свободно. И выяснилось, что оно улучшается во время ходьбы. Причем дело не в смене обстановки, а именно в самом факте передвижения. Ходить можно даже по беговой дорожке. От 5 до 16 минут вполне достаточно, чтобы подстегнуть креативность.

Есть поговорка «Необходимость — мать изобретения», однако Эрик Вейнер готов ее оспорить. Гений должен сопротивляться условиям, работать вопреки всему, преодолевать трудности. Так что уместнее будет сказать: «Противодействие — главное условие гениального изобретения».

Стивен Хокинг сражается с неизлечимой болезнью. Рэй Чарльз в раннем детстве потерял зрение, но это не помешало ему стать великим джазовым музыкантом. Родители отказались от Стива Джобса, когда ему была всего неделя. А сколько гениев жили в нищете — и ведь это не помешало им создать величайшие произведения искусства.

Что объединяет Альберта Эйнштейна, Иоганна Кеплера и Эрвина Шредингера? Всем им в силу разных обстоятельств пришлось оставить родные страны и работать на чужбине. Необходимость завоевывать признание и доказывать свое право на жизнь в чужой стране явно стимулирует креативность.

Они рискуют своей жизнью и репутацией. «Риск и творческий гений нераздельны. Гений рискует заработать насмешки коллег, а то и что-либо похуже», — пишет Эрик Вейнер.

Говард Хьюз неоднократно подвергал свою жизнь опасности и попадал в аварии, но продолжал проектировать самолеты и самостоятельно проводить испытания. Мария Склодовская-Кюри всю жизнь работала с опасными уровнями радиации — причем она знала, на что идет.

Только преодолев страх неудачи, неодобрения, насмешек или социальной изоляции, можно совершить гениальное открытие.

Эрик Вейнер — известный финансовый журналист и репортер, путешественник и исследователь.

Источник: http://www.psychologies.ru/standpoint/7-udivitelnyih-faktov-kotoryie-pomogut-vospitat-geniya/

Как понять, что ребенок вундеркинд

Почему один малыш понимает математику, а второй нет? А с чего это вдруг у самых обычных родителей рождаются дети, которые в три года пишут картины? И как не упустить гениальность своего ребенка?

Хоть и говорят,что на детях гениев природа отдыхает, это не так. Да, у талантливых  людей не обязательно рождаются одаренные в той же области дети. Но практически у всех гениев есть талантливые родственники.

Замечательные способности могут оказаться как у рано развивающихся детей, так и у тех, кто в детстве ничем не блистал.

Поэтому первая зацепка, которая поможет выяснить: одаренный ребенок или нет, проанализировать наследственность.

Важно

Как определить способности ребенка?

Родители – первые, кто замечает одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет себя и свои способности по-своему. Чаще всего одаренность остается не замеченной в семьях, где ребенок первый или единственный или где все дети отличаются способностями и более одаренный ребенок воспринимается как обычный.

А что сами дети?

У одних одаренных малышей понимание собственного отличия может прийти рано. У других осознание своих особых способностей впервые происходит в школе и сопровождается неизбежным сравнением себя с другими детьми.

Признаки одаренности ребенка до трех лет

  1. Один из самых ранних показателей одаренности – умение сосредоточиться на одном занятии. И довести его до совершенства. Не думай, что префекционизм присущ только взрослым. Высокая увлеченность делом и стремление доводить все до полного совершенства – это черта талантливых детей.
  2. Любопытство. Всепоглощающее любопытство! Сильнейшая сторона одаренных детей.
  3. Одаренные дети всегда добиваются успеха в деле, которое начали, а некоторые – выдающихся результатов. Еще один редкий случай.
  4. Великолепное чувство юмора. Дети так много видят, их воображение так живо, они так активны — и потому обнаруживают вокруг так много несуразного и смешного.

Эксперимент: Как проверить талант ребенка?

Опыт с музыкой

Вундеркинда от обычного малыша отличают особые качества памяти: беглость, гибкость, оригинальность, точность, законченноость.

Рассмотрим, на примере музыки. Малыш играет кубиками и напевает песенку.

  1. Обычный ребенок поет одну и ту же фразу, повторяя ее бесконечное число раз.
  2. Одаренный, закончив одну мелодию, переходит к другой.

Включи музыку

  1. Обычный ребенок не прекращает игры с кубиками и продолжает петь свою песенку.
  2. Одаренный остановит игру, перестанет петь, послушает мелодию и подпоет.

Понаблюдай

  1. Обычный малыш поет только то, что поешь ему ты или бабушка.
  2. Одаренный напевает мелодии собственного сочинения.

Прислушайся

  1. Обычный малыш всегда поет одинаково, не импровизирует.
  2. Одаренный интерпритирует мелодии и меняет голоса: то споет, как мышка, то, как бабушка. То ускоряя темп, то замедляя.
  3. Обычный малыш прервет мелодию при смене занятий (например, чтобы принести очередную порцию кубиков)
  4. Одаренный не прервется, а сделает все одновременно.

Области одаренности

Итак, ты подозреваешь в своем ребенке выдающие способности… В какой области?

  • Лингвистическая;
  • Музыкальная;
  • Логико-математическая;
  • Пространственная (очень похожа на математическую, но если в математике оперируем абстрактными объектами, то здесь реальными);
  • Телесно-кинестетическая (качественное и быстрое формирование двигательных навыков, в том числе,мекой моторики).

Таланты детей отличаются друг от друга по видам одаренности, структуре, по форме проявления в зависимости от пола, возраста и индивидуального психического опыта малыша. И не исключено, что маме, родителям, семье не справиться с таким заданием, как выявление у ребенка таланта. Но что точно укажет на одаренность, так это азарт и увлеченность ребенка тем или иным делом.

Врожденная одаренность ребенка проявляется в том, что малыш сам ищет возможность смены впечатлений в какой-то области. Его интересует любая специфическая информация.

Он испытывает радость от процесса, от деятельности, совсем не интересуясь результатом.

Если же ты, воспитатель или другие взрослые, которые занимаются с ребенком, на чье мнение он ориентируется, подменяют ему цель, подставляя результат вместо процесса, то детский талант гаснет. Как говорится, не лови рыбку за ребенка, дай ему удочку!

Наибольшее удовольствие ребенок должен получать от того, как он делает свое дело.

2 стратегии работы с одаренными детьми

Ускорение основано на том, что ребенку в области его одаренности дают больше знаний, чем обычным сверстникам. Одновременно с этим у вундеркинда активно развивают специальные навыки, обслуживающие проявления таланта.

Стратегия обогащения приносит результаты не раньше школьного возраста. Она не отрывает ребенка от сверстников. Дополнительная работа заключается в том, что на занятиях ребенок получает не новую информацию, а более сложный материал. Главное внимание уделяется не расширению кругозора, а развитию интереса к творчеству.

Что нужно сделать родителям:

  1. Создать ребенку безопасный уютный мир.
  2. Поддерживать способности ребенка к творчеству и проявлять сочувствие к неудачам. Избегай неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
  3. Будь терпима к странным идеям, уважай любопытство, вопросы и мысли ребенка. Старайся отвечать на все вопросы, даже если они кажутся весьма необычными.
  4. Оставляй ребенка одного и позволяй ему, если он того желает, самому заниматься своими делами.
  5. Помогай ребенку учиться строить совю систему ценностей, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями.
  6. Помогай ему переживать разочарование и сомнение (см. пункт 1), когда он остается один в процессе непонятного сверстниками творческого поиска.
  7. Помоги ребенку разглядеть в себе творческую личность.
  8. Поддерживай разумный авантюризм ребенка, не упрекай, если в процессе познания он опирается на риск и интуицию.
  9. Создавай необходимую для творчества атмосферу.
  10. Непременно постарайся найти ребенку товарища такого же возраста и таких же способностей: для школьника важно иметь друга. Знай, что если ребенок в дошкольном возрасте слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных.

Испытание для родителей

Говорят, гениальность — не столько дар, сколько испытание. И не только для одаренного малыша, а в первую очередь для тебя, всей вашей семьи.

Знаешь такую теорию о том, что ребенок сам выбирает, в какой семье ему родиться? Он что-то должен объяснить родителям, научить чему-то. Якобы, у жизни попросту не остается других способов растолкать взрослых и заставить их думать, как благодаря любимому, важному ребенку. («Синюю птицу» читала?)

«Это сказка. Верить в которую, значит верить в судьбу, карму и т.д., а жизнь прагматична и материальна», — скажешь ты и будешь права, но не совсем.

Хочешь — не хочешь, но такой подход позволяет взглянуть на своих детей, как на загадку, найдя ключ к которой, можно познать лучше и себя.

Да и вообще, разгадывать и познавать ребенка, а не просто жить рядом с ним, удовлетворяя его базовые потребности, не тот ли подход, к которому стремятся все? Просто не у всех получается.

Совет

Исключительные способности ребенка — это ли не повод присмотреться повнимательнее и к себе?

Источник: http://feel-feed.ru/kak-ponyat-chto-rebenok-vunderkind/

Он – гений? Нет? А кто?

Ваш малыш начал рано ходить и говорить? Кроха поразительно рисует и поет? Любит читать и задает непростые вопросы, которые ставят в тупик даже самого эрудированного взрослого? Перед вами маленький гений! Хотя… возможно, и нет. Каждый ребенок особенный, но гениями рождаются далеко не все. Как распознать сверходаренного малыша и помочь развить талант?

Наверное, каждый родитель в глубине души надеется, что его любимое чадо – гениальный ребенок, который оставит след в истории и принесет миру удивительные творения или открытия. Но нередко взрослые путают понятия «гениальный» и «талантливый». Ведь каждый малыш талантлив по-своему, а гениев − единицы.

Только 2−5% детей во всем мире проявляют гениальные способности, лишь один малыш на 6 миллионов может стать Моцартом или Ломоносовым, но далеко не всегда им становится. Чаще можно встретить детей-вундеркиндов (примерно 1 малыш на миллион), которые начинают читать в 2 года, а в 10 лет уже поступают в колледж.

Но почти все вундеркинды к зрелому возрасту выравниваются в развитии со сверстниками и перестают выделяться, так и не завоевав «звания гения».

Интересно, что количество гениальных и сверходаренных детей по сей день остается неизменным. И это несмотря на то, что в последние два десятилетия популярно раннее интеллектуальное развитие: повсеместно открываются группы обучения для малышей, в магазинах продается множество специальных игрушек, издаются диски и пособия для родителей.

Читайте также:  Почему белеют листья ухоженных растений?

Большинство мам и пап с надеждой вглядываются в своих малышей, пытаясь распознать признаки гениальности. Таким образом взрослые реализуют несбывшиеся мечты и тешат собственное честолюбие.

Но если ребенок оказывается не «сверходаренным», родители нередко чувствуют разочарование и досаду.

Обратите внимание

А ведь даже если ребенок не гениален, у него есть огромный потенциал, скрытые возможности, таланты, благодаря которым малыш может достичь огромных высот в жизни! Но, для того чтобы этот потенциал заработал, родителям следует создать определенную атмосферу.

Забудьте слово «гений»

Некоторые родители чуть ли не с пеленок начинают обучать ребенка счету, чтению, письму, иностранным языкам. Игры, шалости, детские забавы кажутся им бессмысленным занятием, нелепым и бесполезным времяпрепровождением.

Уже с 1,5−2 лет детишек начинают водить в группы раннего обучения, которые больше походят на «ярмарку родительского тщеславия»: каждая мама подталкивает своего малыша, подбадривает, волнуется, когда он отвлекается или совершает ошибку.

Похвалы и восхищение способностями ребенка для взрослых как бальзам на душу, а успехи другого ребенка – как ложка дегтя. В итоге нередко дети чувствуют скрытую конкурентную борьбу родителей, вследствие чего начинают волноваться, растормаживаться, плохо себя вести.

В результате пользу эти занятия не приносят никому.

Если же малыш проявляет неординарные способности, родители зачастую начинают захваливать малыша, подчеркивать его уникальность, даровитость, подпитывая детский эгоизм, гордыню, что, в конечном счете, негативно отражается на общении ребенка со сверстниками.

Во всем важен баланс. «Ребенок – не скаковая лошадь, на которую делают ставки! Каждый малыш индивидуален, и не нужно сравнивать его с соседскими детишками, обращая внимание, лучше он развит или хуже, − считает педагог-психолог Татьяна Шишова.

− Нужно смотреть на самого ребенка, пытаться понять, что ему дается легко, что сложно, и развивать его личные качества и таланты». И постарайтесь искоренить из своего лексикона слово «гений», чтобы не травмировать психику ребенка, ведь, даже если ваш малыш действительно гениален, ему трудно адекватно воспринять, что он «на голову выше» сверстников.

А если малыш «звезд с неба не хватает», то пережить, что он не оправдал родительских надежд, почти невозможно, это породит серьезные комплексы и может привести к серьезным последствиям в будущем. Кроме того, помните, что многие успешные, талантливые и даже гениальные люди начинали проявлять свои неординарные способности только в зрелом возрасте.

Так, Чехов за школьные сочинения получал одни тройки, Шаляпина не хотели брать даже в хористы, а Эдисона и Эйнштейна в детстве считали ограниченными и неспособными учениками.

Но все же понять, что именно ваш малыш чрезвычайно одарен, можно по нескольким признакам:

  • у ребенка рано появилась речь;
  • он с раннего детства усидчив и внимателен, в год-полтора может больше получаса удерживать внимание на одном предмете;
  • творчески подходит к решению проблем;
  • настойчиво интересуется книгами;
  • чувствителен к музыке;
  • задает много вопросов;
  • запоминает детали;
  • придумывает игры;
  • предпочитает общество старших детей;
  • любит людей.

Не торопите события

Психологи бьют тревогу: многие современные дети не умеют играть! Казалось бы, игра – прерогатива детства, однако сегодня малыши нередко оказываются лишены возможности играть.

Все потому, что с первых же дней жизни родители перегружают детей интеллектуальными занятиями, пытаясь сделать из своих наследников гениев и вундеркиндов.

Однако, сами того не понимая, родители искажают гармоничное развитие малышей, которое должно проходить определенные этапы.

«Большую ошибку совершают родители, ограничивая детские игры и вместо этого занимаясь ранним обучением ребенка, − считает Татьяна Шишова.

− До 7 лет у детей формируется эмоциональная сфера, и основная задача ребенка в этот период – научиться контактировать с людьми, миром, понять собственное место в обществе».

Важно

В первые годы жизни дети играют в ролевые игры, «проживая» различные ситуации, которые будут им встречаться в реальности. Если затормозить развитие эмоциональной сферы, это никогда не восполнится, и у такого взрослого будут серьезные проблемы с социализацией.

Уроки истории

Нужно понимать, что в период с рождения до 5-7 лет мозг ребенка получает и перерабатывает колоссальное количество информации: малыш начинает говорить, учится осмысливать увиденное, услышанное и как губка впитывает информационный поток, льющийся со всех сторон.

«Поскольку ребенок получает, накапливает и анализирует невероятное количество новой информации, стимулировать и ускорять процесс интеллектуального развития еще больше крайне опасно! Это может пагубно отразиться на нервной системе малыша, вылившись в серьезные психические заболевания», − добавляет психиатр Татьяна Крылатова.

Можно вспомнить знаменитый случай Билли Сидиса, сверх-одаренного ребенка, жившего в США в начале XX века.

Его называли «самым выдающимся ребенком в Америке»: в 4 года Билли выучил латинский язык, в 6 лет читал и говорил на 8 языках, а в 11 его приняли одновременно в два вуза − Гарвард и Массачусетский технологический институт.

В том же возрасте Билли прочел свою нашумевшую лекцию о четырехмерном пространстве в Гарвардском математическом клубе.

Однако, чрезмерно развивая интеллект сына, родители не придавали особого значения развитию эмоциональной сферы, не поощряли детские игры, забавы, общение с «обычными» сверстниками. В итоге вундеркинд вырос незрелым в социальном и эмоциональном отношении человеком, из-за чего сильно страдал, постоянно находился в стрессовом состоянии. Это привело к сумасшествию, полному распаду личности и преждевременной смерти.

«Подобных случаев среди маленьких вундеркиндов немало, − говорит психиатр Татьяна Крылатова.

− Родители слишком многого хотят от детей, а ведь одаренные дети, как правило, психически менее устойчивы, крайне впечатлительны, им требуется более умеренный темп жизни.

И очень опасно перенапрягать таких малышей: их психика, душевное здоровье могут не выдержать. Развитие должно быть гармоничным, последовательным, и тогда ребенок обязательно проявит удивительные способности, заложенные природой».

Общайтесь!

Для успешного развития ребенка и раскрытия талантов важен налаженный контакт между мамой и малышом. И не только физический (объятия, поцелуи), но и душевный. Ребенок должен ощущать, что он нужен маме, что ей с ним хорошо, приятно общаться. Чаще говорите с малышом, причем о любых вещах.

Совет

Избегайте сюсюканий, старайтесь говорить богатым и правильным языком, чтобы ребенок с пеленок привыкал к хорошему произношению и литературной речи. Постепенно малыш будет все больше понимать, начнет задавать вопросы, включаться в диалог. Это поможет понять, в каком направлении движется ребенок, что ему интересно, любопытно.

Ведь, как правило, ребенку интересно то, что у него легко получается и в чем он талантлив.

Окружите ребенка любовью

Как ни банально это звучит, самое важное в раннем детстве для хорошего развития малыша – доброжелательная обстановка и ощущение защищенности. Психологи считают, что достижения вундеркиндов на 50% зависят от благоприятной окружающей среды, в которой они воспитываются. Одаренные дети – сложноорганизованные существа с острым восприятием и тонкой душевной организацией.

Они чутко реагируют на любые перемены в жизни, тяжелые отношения родителей, негативное отношение к себе. Они нуждаются в большой любви и особом, тактичном подходе к своим проблемам. Такие малыши остро чувствуют любую несправедливость и резко на нее реагируют.

Если чувствительный ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации, его психика страдает: у малыша могут развиться неврозы (тики, страхи, энурез), заторможенность или, наоборот, лихорадочная активность, трудности в общении и т. п. Из-за этого замедляется и интеллектуальное развитие малыша.

Но стоит только гармонизировать обстановку вокруг ребенка, устранить очаги негативного воздействия, как малыш успокаивается, раскрывается и начинает проявлять неординарные способности, делать серьезные успехи в той или иной области.

Простое счастье

Феномен гения мало изучен до сих пор. Предугадать точно, будет ли ваш ребенок гением, невозможно, ведь гениальность не передается по наследству.

Зато уверенно можно сказать: если вы будете воспитывать и взращивать своего ребенка, учитывая его личностные качества, особенности характера и склонности, вы обязательно раскроете его таланты, разовьете силу воли, что, в конечном итоге, несомненно, поможет малышу стать успешным, интересным, неординарным, гармоничным и, главное, счастливым человеком!

Источник: http://www.parents.ru/article/on-genij-net-akto/

Ген гениальности: почему «поздние» дети талантливее сверстников

Бытует мнение, что дети, рожденные от взрослых родителей более талантливы, нежели те, кого родители зачали, будучи в возрасте до тридцати. Ученые утверждают: всему «виной» так называемый ген гениальности.

И основывают свои умозаключения на том, что дети «взрослых» родителей как бы перенимают их опыт себе. Они быстрее схватывают новый материал, раньше и ярче проявляют творческие таланты. Поговаривают даже, что они красивее своих сверстников, рожденных от «молодых» родителей.

А вот, кстати, наилучшие спортсмены, по утверждению все тех же ученых, как раз чаще рождаются от «молодежи».

Обратите внимание

Чем объясняется этот феномен – неизвестно. Но если припомнить сказки, станет ясно: младший ребенок в семье, «растущий не по дням, а по часам» – история, известная испокон веков.

Уже тысячу раз доказано: будучи в утробе матери, кроха слышит все, что происходит вокруг и даже за пределами «домика». Но теперь есть предположения, что будущий малыш еще может «слышать» мысли мамы.

И чем старше мама, тем более качественно она формирует их, а значит, и малыш получает наибольшее количество информации.

К слову, поздние роды и для самой женщины своего рода новый заряд бодрости – проявляются резервные силы, за которых происходит омоложение. Кроме прочего, именно во время беременности восстанавливаются нервные клетки.

А вот вам еще одна теория, почему у взрослых родителей рождаются одаренные дети: в молодом возрасте беременность зачастую внезапная, незапланированная. В то время как взрослые родители относятся к будущему малышу более чем осознанно.

Они вкладывают в него массу позитивных эмоций, терпения, знаний. Дополнительным стимулом является определенная боязнь «не успеть» научить читать, кататься на велосипеде, отправить в первый класс.

Потому «взрослые» родители стараются вложить в ребенка как можно больше знаний, нежели молодые родители.

Кроме прочего, у взрослых родителей, как правило, устоявшееся материальное благополучие. Соответственно, нет нервного напряжения, присущего молодым, а именно: «где и как заработать на пачку подгузников?».

Важно

При этом в семье, уже устоявшейся и прошедшей «притирки и непонятки» более мирная и спокойная обстановка, нежели у молодых. У таких родителей дети, обычно, более уверенно чувствуют себя в жизни и легче находят общий язык с окружающими.

Огромный плюс «взрослого» папы в том, что он более ответственно относится к своим обязанностям, потому что успел «покуралесить» и теперь реально повзрослел. А для ребенка любого пола это более чем важно.

Перечислять плюсы взрослости можно еще долго. Но закончить разговор я хотела бы самым главным. А именно: в каком бы возрасте у вас не появился малыш – любите его! Любите всем сердцем, но разумно.

Развивайтесь вместе, постигайте мир, открывайте новые горизонты.

И на десерт маленький факт из категории «только для женщин»: по твердому убеждению ученых, если женщина решила рожать после сорока, отцом ребенка должен стать либо ровесник, либо мужчина, младше минимум лет на пять. Удачи вам!

Источник: https://kolobok.ua/ya-mama/shkolnik/808537-gen-genialnosti-pochemu-pozdnie-deti-talantlivee-sverstnikov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector