Малыш познает мир: развивающие методики и игры

Ребенок – исследователь: как развивать и поддерживать в ребенке стремление познавать мир в игре»

Ребенок – исследователь: как развивать и поддерживать в ребенке стремление познавать мир в игре»

У специалистов есть термин познавательная активность ребенка. Что же такое познавательная активность? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта, исследованию мира.

Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.

Как развить у ребенка желание и умение познавать мир?

Обратите внимание

Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Именно через игру ребенок и познает мир. Игра позволяет ему проявлять свою любознательность, и вовлекает в активное освоение окружающего мира.

Игры детей характеризуются следующими особенностями:1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.2. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности.3.

Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности.5.

Игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность.

7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Как развивать и поддерживать в ребенке стремление познавать мир в игре?

• Прежде всего надо создать такую обстановку в группе, которая располагала бы детей к играм. Подобрать игрушки, имитирующие реальные предметы: мебель, посуду, одежду. Разместить их в удобном и доступном для детей месте (зоне) группы (веранде).

• Чтобы удовлетворить активность и интерес детей, взрослому необходимо руководить игрой, воспитывать стремление к узнаванию нового и обогащению духовного мира маленького непоседы. Если взрослый правильно подойдет к организации игры, то это будет активно способствовать умственному, а также общему развитию ребенка.

Принципы организации игр для поддержания интереса детей к познавательной активности
1. Каждая игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания должны быть подчинены ей.2. Продолжительность игры должна определяться активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания.

При первых признаках утомления необходимо переключиться на другой вид деятельности.3. Игровые задания должны быть понятными и посильными, но в то же время содержать элемент трудности. Ребенку необходимо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели игры.4. В каждой игре необходимо участие взрослого.

Он должен следить за объяснением правил игры, показом действий, совместными действиями с ребенком, выполнением заданий, а также предупреждением конфликтных ситуаций и детского травматизма.5. Начинать следует с простых игр, постепенно усложняя и модифицируя их.6.

Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для использования детьми соответствующего возраста.

Важно

Правила организации игры:
— тема игры должна отображать интересы ребенка;- не надо взрослому комментировать и вмешиваться в игру детей;- руководя игрой, взрослый помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;- взрослому необходимо искренне интересоваться ребенком и стараться строить с ним теплые и заботливые отношения; — взрослый должен создавать возможность выражать свободное «Я»;- взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, решая личные проблемы и создавая у ребенка чувство безопасности.

• Помимо всего остального следует помнить, что в познавательной игре должен присутствовать мотив. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным.

Иногда для решения проблемы им необходимо превратиться в волшебников, художников, портных, конструкторов и тому подобное. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда помощь требуется их близкому другу, к которому он привязался и полюбил.

Ребенок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным, умным.

Осуществляя взаимодействие с детьми с целью развития познавательных способностей через различные игры, важно придерживаться принципов гуманистической психологии, среди которых особенно существенны следующие:• создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себя, поощрять интересы, развивать творческое начало;• создавать климат взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности, безоценочности (следует помнить, что критическое высказывание в адрес ребенка подавляет его творческие возможности);

• восхищение каждой идеей ребенка, что предполагает позитивное подкрепление всех идей и ответов детей, поощрение оригинальных идей, использование ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное, максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям.

В процессе самой игры необходимо, по возможности, представить ребенку, полную, свободу действий, но только до той минуты, пока игра идет правильно. Если ребенок попал в затруднительное положение, если игра пошла слишком просто, неинтересно, нужно помочь ему, подсказать, поставить какой-нибудь интересный вопрос, добавить какой-либо новый, интересный материал, иногда и поиграть с ним.

Игра – это самый важный период в жизни ребенка. На него нельзя смотреть как на какую-то забаву. К игре надо относиться очень серьезно, внимательно и обеспечивать самые благоприятные условия.

Таким образом, познание для ребенка должно быть увлекательным занятием, игрой, в которой родитель доброжелательный проводник к знаниям и получению опыта. И ни в коем случае познание не должно стать скучной и навязываемой обязанностью. Еще хуже, если ребенок боится ошибиться. Так можно надолго отбить охоту к познанию.

Только в случае увлекательных занятий у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/rebenok-issledovatel-kak-razvivat-i-podderzhivat-v-rebenke-stremlenie-poznavat-mir-v-igre.html

Как развивать ребенка с помощью методик, игр, упражнений, игрушек

Дети растут и взрослеют невероятно быстро, поэтому на каждом этапе взросления важно определиться, как развивать ребенка с первых месяцев жизни. Для этого существуют детские развивающие методики, игры и упражнения.

Как правильно выбирать развивающие игры и игрушки

От рождения и на всём этапе роста дети самостоятельно обогащают свои навыки, получают опыт, улучшают физическую форму. Лучшие развивающие игры – это те, которые поощряют естественные стремления познавать мир.

Выбирайте для девочек игры, развивающие разные стороны их натуры, а не только традиционные «дочки-матери» или кухонные наборчики. То же самое касается и мальчиков, их интерес к бытовым играм надо поощрять не меньше, чем тягу к технике.

Привлекать к участию в воспитании детей специалистов стоит начинать не ранее, чем с двух лет. Обучающие группы и детские сады не принесут пользы, пока в малыше не проснётся потребность в социализации. До этого возраста родителям лучше знать, как правильно развивать своего ребенка.

Выбирая детские развивающие занятия исходите из возраста и индивидуальных особенностей своего малыша. Принимайте в расчёт и свой характер, навыки и степень занятости, чтобы домашняя педагогика не была вам в тягость и дала результаты.

Развивающие коврики

Развивать органы чувств и общую моторику можно начать уже в 1 месяц и даже раньше.

Обратите внимание на такие замечательные предметы, позволяющие развивать ребенка до года, как коврики для младенцев. Разновидностей детских развивающих ковриков существует великое множество, от бюджетных до самых дорогих. Этот полезный аксессуар несложно сшить дома.

Некоторые коврики устанавливаются прямо в кроватку малыша, как мягкие бортики, чтобы он мог развивать и развлекать себя самостоятельно.

Коврик представляет собой мягкую основу, на которую выкладывается младенец, и различные приспособления в зоне его досягаемости. Например, дуга для подвесных погремушек, звучащие клавиши и яркие игрушки.

Совет

Важно, чтобы все элементы были надёжно закреплены.
Всё это будет привлекать грудничка, стимулировать проявление активности, и развивать как мышцы, чтобы он мог начать ползать, так и зрение.

Цена от 1000 до 6000 рублей.

Мобиль в детскую кроватку

Помогает развивать новорожденного ребенка. Игрушка, на покупке которой лучше не экономить. Правильный мобиль должен иметь:

  • несколько режимов громкости;
  • хороший выбор приятной музыки (в том числе, звуки природы);
  • световой режим работы – проектор со светящейся картинкой будет развлекать малыша и работать как ночник;
  • пульт управления.

Такое полезное устройство учит младенца самоуспокаиваться, фокусировать взгляд и концентрировать внимание на движущихся предметах. Позднее, установленный в детской, мобиль поможет ребёнку привыкнуть к самостоятельному засыпанию. Стоимость функционального мобиля колеблется от 3000 до 5000 рублей.

Настенные игрушки для развития

Подойдёт для того периода, когда малыш научится самостоятельно стоять и начнёт тянуться наверх за различными предметами. Она поможет отвлечь его от взрослых вещей. Такая игрушка имеет множество вариантов, разные предметы — составные части.

Для деток, которые только научились стоять, будут интересны настенные сортеры, мозаики и головоломки, с закреплёнными на них двигающимися разноцветными элементами и различными застёжками. Стоимость фабричной игрушки около 2000 рублей.

Распространённый вариант такой развивашки для детей от двух лет – это звуковая настенная азбука. Красочные изображения букв и картинок, которые будут откликаться на нажатия звуком, помогут быстрее изучить азбуку и перейти к чтению. Стоимость до 2000 рублей.

Кинетический песок и различные массы для лепки

Это замечательные игрушки для развития мелкой моторики, начиная с того момента, когда малыш научится сидеть и сжимать кулачки. Конечно, сперва занятия лучше проводить под присмотром взрослых.

Кинетический песок

Сыпучий и одновременно пластичный материал очень сильно отличается от обычного песка. В набор кинетического песка могут входить комнатная песочница, формы для лепки и разноцветный песок. Полный комплект будет стоить около 3000 рублей.

Сквуши

Тянущаяся забавная масса, которую под присмотром взрослых можно доверить ребёнку уже в год. Большой набор обойдётся в сумму около 1500 рублей.

Для развития полезно предлагать ребёнку формовочные массы различной степени вязкости и фактуры. На природе позвольте малышу поиграть с глиной, покопаться в земле. Мелкая моторика пальцев – залог развития речи и умственных способностей.

Для совместного творчества и просто для самозанятия малыша на кухне легко приготовить солёное тесто – соль и мука в равных пропорциях вымешиваются с небольшим количеством воды. Такой «пластилин» точно не съедят даже самые маленькие, хранить его можно в холодильнике, а высушенные в духовке фигурки раскрашивать и использовать в играх от 1 года и до 7-10 лет.

Специальная застывающая масса станет хорошим материалом для самостоятельного изготовления игрушек, начиная с 5 лет.

Дошкольнику можно подарить набор для отливания сувениров из гипса, он обойдётся не дороже 500 рублей.

Ребёнку от 10 лет будет интересен настоящий гончарный круг, с помощью которого он сможет создавать из глины настоящие вещи. Это недешёвая покупка от 5000 рублей.

Различные варианты конструкторов и мозаики

На развитие логики направлены игрушки, состоящие из множества элементов. Первая игрушка такого плана – детская разноцветная пирамидка для детей до года.

Малышам от двух лет подойдут большие напольные игрушки
паззлы, конструкторы и мозаики, не содержащие мелких элементов и острых деталей.

С трёх лет можно приобрести конструктор-репейник из множества цветных круглых элементов, сцепляющихся между собой маленькими крючками. На ворсистой поверхности его можно использовать как мозаику. Важно следить, чтобы такая игрушка не запуталась в волосах.

Обратите внимание

Примерно в том же возрасте ребёнка можно научить складывать пазлы-картинки, постепенно предлагая всё более сложные варианты.

В детских магазинах вышеуказанные игрушки обычно представлены в широчайшем многообразии на любой вкус и кошелёк.

Конструктор «Фиксики»

Игрушка для детей от 3 лет. Состоит из крупных деталей, которые позволяют создавать движущиеся объекты. Стоит около 1500 рублей.

Магнитный конструктор

Состоит из элементов, крепящихся на магниты, подойдёт ребёнку лет с 5. С его помощью можно создавать абстрактные фигуры и объекты, напоминающие животных. Очень хорошая вещь для организации домашнего театра. Такой конструктор можно купить за 2000 рублей.

Робот-конструктор на солнечной батарее

Развивающая игрушка для детей, начиная с 7 лет, которая предусматривает несколько вариантов сборки из одного набора. Приводится в движение посредством получения энергии от солнца или электрического освещения в комнате, что само по себе уже очень заинтересует ребёнка. Стоить будет до 4000 тысяч.

Читайте также:  5 лайфхаков по уходу за посудомоечной машиной

Развивающие методики

Информация о различных методах развития важна скорее при выборе для дошкольного учреждения или группы раннего развития, чтобы родители могли оценить способы работы с детьми.

Методика Марии Монтессори

Занятия для детей включают простые физические упражнения, которые задействуют все мышцы и мелкую моторику, а также помогают развивать речь ребенка. Занимаясь по данной методике, педагоги организовывают достаточно просторные помещения, в которых располагаются разные по текстуре предметы и специальные игрушки. Малышам от 4-х месяцев отлично подходят данные упражнения.

Методика Николая Зайцева

Начать развивать речь ребенка в 1 год поможет данная методика, которая основана на изучении складов и числовых рядов.

Методика Глена Домана

Развивающие карточки, на которых изображены предметы окружающего мира отлично помогают малышу познакомиться с обычными предметами (карандаш, ручка, дерево, небо, море и так далее). Все что нужно делать, это показывать карточки крохе и вслух описывать нарисованное на них. Карточки для развития также способствуют улучшению памяти детей.

Развивающие упражнения

Здоровые дети стремятся к физической активности без посторонней помощи. Всё, что нужно от родителей – не подавлять это желание и обеспечить в доме присутствие подходящего по возрасту спортинвентаря.

Прыгунок или фитбол

Надувная напольная игрушка для детей, которые уже научились ходить и вплоть до взрослого возраста. Сначала малыш будет просто скакать по полу на игрушечном коне, со временем заменит его на специальный мяч и сможет выполнять сложные комплексные упражнения, развивая ноги. Стоит до 1000 рублей.

Шведская стенка или рукоход

Для физического развития начиная с 3 лет дома просто необходим турник с кольцами, канатом и трапецией. Пространство под ним обязательно надо простелить матами и расчистить вокруг место от мебели. Различные спортивные комплексы стоят до 4000 до 10000 рублей.

Развивающие книги

Первая книжка, которую можно предложить малышу – это набор ярких картинок на кольце, развивающий тактильное и зрительное восприятие. Хороший вариант – музыкальные книги имитирующие звуки, характерные для животных, проговаривающие буквы. Они будут увлекать детей до трёх лет. Цена не более 500 рублей.

От 3 до 5 лет время сказок с картинками и несложных стихов. Полезно будет приобрести магнитную азбуку и заострять внимание малыша на том, как выглядят и звучат буквы. Простые картонные книжки стоят не больше 100 рублей.

Дошкольнику пора приобрести его первый букварь. Книга под редакторством Жуковой Н.С. будет стоить около 300 рублей.

Следите за тем, чтобы ребёнок читал (подавайте личный пример) правильную, информативную литературу и не ограничивался школьной программой.

Развивающие сайты и программы

Когда придёт время осваивать интернет, разумным будет приобрести лицензионные развивающие программы и установить контроль над потоком информации из сети.

На различных сервисах можно скачать бесплатные офлайн-игры для изучения букв и счёта детьми начиная с трёх лет. Важно следить, чтобы время, проведённое за компьютером или с планшетом, не превышало в общей сложности одного часа в день.

Буквограмма

Комплекс обучающих программ для развития устной и письменной речи у детей от 5 до 14 лет. Имеет множество положительных отзывов и внушительный опыт использования другими родителями. Стоит около 5000 рублей.

Курсы для изучения иностранных языков

Изучать другие языки психологи и педагоги рекомендуют только после того, как малыш уверенно заговорит на родном. Поэтому, прибегать к таким курсам лучше не ранее 6-7 лет.

Стоимость таких уроков около 1000-2000 рублей. Можно найти в сети бесплатные онлайн курсы для совместного обучения детей и родителей.

Тренажеры для мозга Викиум и Brainapps

Относятся к числу тренингов для развития умственного потенциала посредством прохождения тестовых заданий. Подходят для детей от 10-12 лет. Стоимость составит около 1000 рублей.

Подробнее об интеллект тренажере для детей и взрослых «Викиум» узнайте на официальном сайте

Подробнее об тренажерах для мозга Brainapps на официальном сайте

Развивающие мультики и фильмы

Не бойтесь доверять мультфильмам. Просматривая их малыш обогащает словарный запас, учится представлять себя в разных ситуациях и моделировать различные варианты поведения. На примере мультика с малышом проще обсудить важные темы.

А ещё мультфильмы хорошо отвлекают детей, дают взрослым возможность переключиться, отдохнуть.

Но к качеству этого любимого всеми детьми развлечения надо отнестись максимально придирчиво:

  • мультипликация должна быть красивая и понятная;
  • поведение персонажей неагрессивным, смена кадров естественная;
  • важна грамотная речь героев – ребёнок очень быстро начнёт повторять за ними слова;

«Малышарики», «Три кота»

Замечательный пример хорошего мультфильма для детей до пяти лет. Мультипликация выполнена в пастельных тонах, детям в игровой форме объясняют простые правила поведения, учат взаимодействию друг с другом.

«Школа Аркадия Паровозова», «Фиксики», «Пин-код»

Для возрастной категории от пяти до семи лет подойдут развивающие мультфильмы, доносящие в ненавязчивой форме важную информацию: от правил дорожного движения, до основ школьной программы.

Школьникам для развития стоит предлагать программы канала «Дискавери», видеозаписи с мастер-классами детских поделок, художественные фильмы по мотивам классических произведений, подходящие им по возрасту.

Можно предложить детям снять своё кино или мультфильм, это поможет развить творческое мышление, научит работе с видеотехникой.

Студия Стикбот

Игровое устройство, позволяющее снимать мультфильмы с помощью приложения на смартфоне. Освоить его можно уже в 7-8 лет. Стоит такая министудия примерно 2000 рублей.

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/kak-razvivat-rebenka.html

Особенности раннего развития детей: методики, игры

Практически все родители малыша хотят, чтобы их карапуз вырос не только здоровым, но и умным и всесторонне развитым человеком. Что же для этого нужно? Когда  начинать учить ребенка? Какие бывают игры для раннего развития детей? На все эти и многие другие вопросы  я попытаюсь ответить в этой статье!

Возраст для начала занятий с крохой четко обозначить нельзя! К каждому малышу нужно подходить индивидуально!  Единственный неопровержимый факт – это то, что развитие головного мозга, логического мышления, интеллекта и речевого фактора напрямую связаны с развитием мелкой моторики рук. Недаром с давних времен разными народами сочиняются всевозможные потешки, а так же пальчиковые игры. Ярким примером являются всеми известные: «Ладушки-ладушки! Сорока-ворона! и т.д.»

Важно

В наше время разработаны методики раннего развития детей, придумано множество игр, продается уйма развивающих игрушек, которые задействуют мелкую моторику рук карапуза.

Это и мозаика, и матрешки, и кубики, и рамки вкладыши, а так же всевозможные конструкторы и шнуровочки! В своей практике я встречала, что некоторые мамочки проявляют творческую фантазию и делают самодельные игрушки из подручных материалов, которые не уступают по функциональности, а иногда даже превосходят покупные.

Специалисты утверждают, что в наше время дети на много быстрее познают и воспринимают информацию, чем предыдущие поколения ребят такого же возраста. Если раньше являлось феноменом то, что трехлетний малыш хорошо читает, в пять лет отчетливо пишет и быстро считает примеры на сложение и вычитание простых чисел, то сейчас этим никого не удивишь!

Учитывая особенности раннего развития ребенка педиатры, логопеды и психологи утверждают, что с карапузом нужно заниматься с самого рождения, а обучать его, согласно разработанных методик, можно уже с полугодовалого возраста. Возможно, некоторые родители будут в недоумении! Мол, что сможет понять малютка в свои полгода? Здесь можно поспорить и привести массу аргументов! В шесть месяцев малыш активно развивается и уже может:

  • ползать
  • сидеть
  • стоять с поддержкой
  • реагировать на свое имя
  • по-своему разговаривать
  • играть игрушками
  • узнавать близких для него людей
  • активно познавать мир всяческими методами: рассматривая, трогая, пробуя на вкус, нюхая, облизывая и прислушиваясь к звукам.

Ссылаясь на эти факты, придуманы различные методики, направляющие познавательные рефлексы малыша в правильное русло и способствующие раннему интеллектуальному его развитию.

Какие же бывают методики раннего развития детей?

Остановимся на основных и наиболее эффективных!

Итак, это:

  1. Методика Монтессори – это методика, построенная на самостоятельности и потребностях малютки. К примеру, карапуз любит запихивать предметы в отверстия, значит, подбирается игра, направленная на это действие. Следуя этой методике: малыш самостоятельно играет, а задача родителей или воспитателей изредка помогать, если что-то у него не получается!!!
  2. Методика ГленаДомана – это методика основана на зрительном восприятии информации и заключается в обучении карапуза, используя карточки с  изображениями информации на тему математики, истории, биологии, какого-либо языка. Преимущество этой методики в том, что она достаточно эффективна для восприятия карапузом информации, однако имеет недостаток. Он заключается в том, что занятия проходят без движения малыша, а так же не задействуют его исследовательские и творческие способности. Именно поэтому методику ГленаДомана применяют в тотеме с другими методиками или развивающими играми.
  3. Методика Никитиных – это одна из популярных методик эффективного обучения, развития творческого потенциала и мышления ребенка, которая включает в себя «многие ступени творчества». Такая методика крайне необходима тем детям, которые имею художественный или творческий дар от рождения.
  4. Методика Зайцева – это методика, которая основывается на игре малыша с кубиками. Причем, кубики Зайцева очень отличаются от обычных тем, что они:
  • разного размера
  • разного цвета
  • разного материала
  • с надписями слог (это очень важно для изучения чтению и письму)
  • с различными звуковыми сигналами.

Сначала малыши с удовольствием изучают их: грызут, трясут, рассматривают и слушают песенки, льющиеся из кубиков. Затем играют ими, выстраивая башни, домики, гаражи для машинок.

Со временем карапузы вместе с воспитателями или родными распределяют кубики по разным признакам, изучают на них надписи – слоги из букв, а уже через восемь занятий могут распознать среди нескольких надписей знакомые слова, к примеру: свое имя.

Следует заметить, что кубики Зайцева признана одной из лучших и эффективных методик по обучению чтению и счету.

Как же определить уровень развития ребенка?

На сегодняшний день разработано множество тестов и диагностик для определения уровня знаний и навыков малыша. В качестве оценочной шкалы принято выделять три уровня развития для определенного возраста ребенка:

  • высокий
  • средний
  • ниже среднего.

После тестирования родители могут получить информацию: на что нужно сделать акцент в обучении и воспитании малютки, какие навыки ему нужно привить и т.д. Ведь каждым малыш – это уникальная, талантливая личность, которая требует правильного подхода в выявлении его таланта.

Следует отметить, что наряду с развивающими методиками, специалисты придумали увлекательные игры для раннего развития детей. Прекрасным примером является учебник под названием «Развивающие игры» знаменитого автора Б.П.Никитина.

Как утверждает автор, игра – это определенная школа подготовки к труду, где вырабатываются важные человеческие качества: ловкость, внимательность, находчивость, терпение, активность, общительность и коммуникабельность.

Единственным условием должно быть то, что малыш должен получать от игры удовольствие, тогда она будет приносить неоспоримую пользу.

Игры для раннего развития детей

Играть с детьми нужно с самого маленького возраста. Первая игра может быть в виде: Сложи фигурку, узор и т.д.!», «Найди такую же деталь или предмет!», «Дай мне красный кубик!»

Затем можно вместе сложить пазлы из 2-х, 4-х частей, формируя определенный рисунок. И так по нарастающей сложности подбирать соответствующие игры!

Сколько времени в день нужно посвящать игре? Точного ограничения нет! Главное, чтобы у карапуза было настроение и интерес играть! Ребенок может войти в азарт и за один день играть в несколько игр, которые будут длиться более 10 минут! Если же малютка не настроен на игру, то ни в коем случае не нужно заставлять!

Основные правила игры для раннего развития детей:

  • игра – это радость и успех как малыша, так и его родителей
  • не обижайте, не заставляйте малыша во время игры
  • помните, что развивающие игры – это интеллектуальные и творческие занятия, поэтому дайте возможность карапузу самому принимать решение, терпеливо относитесь к медлительности и нерасторопности своего чада, предоставляйте ему возможность мыслить и анализировать.
  • Перед тем, как поставить ребенку задачу, предварительно сделайте ее сами. Для интереса можете засечь время.
  • Начинайте играть в самые легкие игры, с простыми постановками задач.
  • Выбирайте задачи ребенку по уровню его развития! Если малютка не справился с игрой, то она для него еще достаточно сложная!
  • Заведите дневник успехов малыша, где Вы сможет каждодневно записывать его достижения в освоении той или иной информации, оценивать его развитие и успехи.
  • Если у дитя остыл интерес к той или иной игре, то отложите ее на некоторое время: на месяц или на несколько месяцев. За это время кроха «нагуляет» интерес к ней.
  • Помните, что запретный плод – сладок, поэтому игра должна лежать отдельно от основных игрушек, в недоступном для почемучки месте! Ребенок должен с нетерпением ждать, когда вы достанете игру и будете вместе играть!
  • Для крохотулек от полугода до полутора лет сопровождайте развивающую задачу интересным рассказом, сказкой, придумывайте имена деталям игры и участвующим в ней фигурам.
  • Поощряйте и хвалите ребенка даже за малейшие успехи, а если случается неудача, то подбодрите его.
  • Ни в коем случае не сдерживайте кроху, если во время игры ему захотелось подвигаться и немного отвлечься! Создавайте непринужденную обстановку!
  • Чтобы у ребенка активизировать азарт к игре можете устроить соревнования! Не мешает при этом немножко подыграть малышу!
Читайте также:  Такие разные ведьмочки

Надеюсь, что Вы учтете мои рекомендации, и развивающая игра будет ребенку и родителям в удовольствие! Желаю успеха!

Источник: http://mamapapadetki.ru/osobennosti-rannego-razvitiya-detej-metodiki-igry/

Консультация по теме: Обучение и познание мира через игру

Обучение и познание мира через игру

Игра — одно из самых важных занятий ребенка. Его обучение — прямое продолжение игры. Родители или другие взрослые выполняют очень важную роль в приобщении ребенка к играм. Лишь в процессе игры ребенок развивает новые навыки и познает мир, в котором живет.

Очень важно понимать цель игры и иметь представление о различиях между категориями игр, чтобы предоставить ребенку богатое разнообразие впечатлений, начиная с самого раннего детства. Игра — вовсе не такое уж легкое занятие, она требует усилий и настойчивости. Занятые родители не всегда испытывают желание посидеть с ребенком, пока он играет.

Тем не менее в распорядке домашних забот должно быть отведено время для игры с ребенком. Дети впитывают в себя сведения буквально из всего, что происходит вокруг них.

Совет

Привлекая внимание ребенка ко всему, чем занимается кто-то из родителей, время от времени уделяя ему внимание и объясняя все, что происходит вокруг, вы создадите атмосферу, в которой он будет познавать мир, играя и обучаясь.

Гибкий распорядок дня позволит вам найти подходящее время, чтобы позаниматься со своим ребенком. Благодаря этому вы, расширяя его опыт, будете способствовать нормальному развитию своего малыша.

Виды игр

Игры бывают различных видов, каждый из которых направлен на тот или иной аспект развития ребенка.

Они включают в себя широкий спектр активных движений, улучшающих физические навыки, умственные и коммуникативные способности ребенка, умение жить в обществе.

Игры помогают научиться концентрировать внимание и дают более широкие представления о мире. Хотя их можно грубо поделить на различные виды, большинство включает в себя сразу несколько игр в одно и то же время.

Подвижные игры

Физическая активность позволяет ребенку отрабатывать свои движения, от самых простых до более сложных, необходимых в повседневной жизни.

Чтобы вернуть себе игрушку, ребенку приходится научиться контролировать свои сознательные движения. Физические игры повышают моторную координацию даже на такой ранней стадии, как обучение ходьбе.

Они должны включать в себя разнообразные движения и постепенно перерастать в увлечение гимнастикой, танцами или футболом.

%

Познавательные игры

Обратите внимание

Ребенок наблюдает, исследует и экспериментирует с различными материалами и игрушками. Поначалу он дает все предметы на исследование своей матери, но вскоре его руки становятся более ловкими, и в конце концов он уже самостоятельно управляется с игрушками и всевозможными вещами.

Путем проб и ошибок и постоянного экспериментирования с различными игрушками и материалами ребенок приобретает знание того, как функционируют предметы повседневного обихода. Игры, связанные с открытиями, или экспериментальные игры, помогают ответить на вопросы: «Что это такое?» и «Как это действует?».

Детям необходимо исследовать самые разнообразные вещи, например воду, ящики серванта и бумагу, так же как и соответствующие их возрасту игрушки.

Творческие игры

Для маленьких детей все является новым и необычным. Поэтому им очень нравятся игры, направленные на развитие творческих способностей. Творческие игры обычно требуют длительного времени для подготовки и окончания игры, зато результаты их очень эффективны.

В них должен участвовать по возможности широкий набор материалов. Необходимо удовлетворять потребность детей разглядывать различные цвета, трогать и ощущать материалы различной структуры.

Наиболее полезными материалами, развивающими творческие способности детей в процессе игры, являются:

  1. краски, бумага, кисти;
  2. цветные карандаши, фломастеры;
  3. мел и доска для рисования;
  4. пластилин и игровое тесто.

Творческие игры развивают у детей чувство уверенности в себе, основанное на сознании того, что они сами могут делать что-то для себя.

Как помочь ребенку учиться и познавать мир через игру

Чему бы ни учился ребенок, он всегда добьется успеха и сумеет больше понять, если будет делать это с удовольствием. Игрушки являются только одним из видов игровых принадлежностей.

Они должны побуждать к игре и в то же время соответствовать способностям ребенка, чтобы доставлять ему радость. Помимо игрушек существует большое количество других материалов, также способных возбуждать интерес ребенка к игре.

Важно

С другой стороны, для ребенка важно, чтобы во время игры с ним кто-то общался и разговаривал.

Материалы и виды деятельности, стимулирующие обучение и познание мира книги. Ребенка можно приучать к книгам начиная с самого раннего возраста.

Для этого подойдут любые книги в твердых и мягких обложках, если в них есть много картинок, изображающих вещи из повседневной жизни, на которые следует указывать и произносить их названия для ребенка и которые можно с ним обсудить.

От этих книг можно переходить к книгам с простыми сюжетами, в которых не очень много текста, но зато много понятных картинок.

Вода. Практически все дети очень любят воду. Грудным младенцам нравится плескаться в воде, дети постарше могут научиться обмывать посуду с помощью пластмассовой миски и щетки.

Дети познают много нового, играя в воде с предметами, которые могут плавать или тонут, а также переливая воду из одной чашки в другую.

Однако никогда не следует оставлять без присмотра маленьких детей, играющих в воде.

Рисование. Первые попытки научиться рисовать у детей сводятся к простому царапанью по бумаге, поэтому им необходимы соответствующие материалы — мягкие восковые мелки и старая бумага.

Совет

По мере того как ребенок овладевает этим искусством, ему может понравиться экспериментировать с красками.

Результаты этих упражнений, вывешенные на стене для всеобщего восхищения, еще больше подстегнут ребенка продолжать свои занятия.

Игровое тесто. Такое тесто чрезвычайно удобно для игры и развивает сразу все чувства ребенка — осязание, слух, зрение, обоняние и вкус. Дети в возрасте от трех лет очень любят его и с удовольствием с ним играют.

Приготовления игрового теста

Вам понадобятся:

  1. две чашки простой муки;
  2. полчашки воды;
  3. полчашки соли;
  4. несколько капель подходящего пищевого красителя.

Все смешайте и замесите тесто. Когда ребенок не играет с ним, хранить его следует в холодильнике, завернув во влажную тряпочку.

Игры, соответствующие различному детскому возрасту

Г рудные младенцы Им нужно видеть и слышать все, что происходит вокруг них. Они учатся, разглядывая, слушая и трогая предметы вокруг них. Грудные младенцы любят общество и нуждаются во взрослом человеке, который может поговорить, спеть, улыбнуться и потрогать их.

Особенно их интересуют человеческие лица. Двигающиеся игрушки хороши для рассматривания; их можно приобрести в магазине или сделать из подручных материалов в домашних условиях.

Звук погремушек также интересен для ребенка, но они должны быть безопасными, чистыми и достаточно большими, чтобы он не смог взять их в рот.

Ребенок, который умеет сидеть и ползать По-прежнему любит общество, но ему нужна безопасная обстановка. Его могут развлекать самые обычные предметы домашнего обихода.

Он пытается залезть всюду, поэтому важно, чтобы электрические розетки были закрыты, а чистящие средства и лекарства держались под замком. Ребенок начинает более осознанно пользоваться своими пальцами. Игрушки из различных материалов и разной структуры подтолкнут его к дальнейшим исследованиями.

Большую пользу окажет детский манеж, поскольку ребенок может безопасно стоять в нем, но и в этом случае он нуждается в присмотре взрослых.

12—15 месяцев

Обратите внимание

Возраст, в котором детские книги, деревянные конструкторы, кубики и несложные головоломки могут вызвать интерес, но необязательно будут использованы по назначению.

15—18 месяцев

Игрушки, которые можно толкать и тянуть, становятся полезными для развития чувства равновесия у ребенка, а наиболее простые игрушки начинают теперь употребляться соответствующим образом.

От 18 месяцев до двух лет

Теперь ребенку по-настоящему начинают нравиться книги, он любит играть с водой, может пользоваться несложными конструкторами из кубиков и с удовольствием читает детские стихи вместе со взрослыми.

Старше 2 лет

Движения рук становятся все более управляемыми. Набор игрушек и материалов расширяется, ребенок начинает осваивать более сложные действия руками, например нанизывание бус на нитку или развинчивание игрушек. Для пробуждения интереса к исследованиям полезны игры с водой и песком. Дети этого возраста тратят очень много энергии на бег и ходьбу.

Старше трех лет

В это время необходимо предоставлять ребенку широкие возможности для более сложных творческих игр с красками, карандашами, пластилином и т.д. В этом возрасте особенно любимым становится мяч, а кроме того, ребенку нужны игрушки, позволяющие изображать кого-нибудь. Способности к конструированию становятся гораздо более развитыми.

Большую радость детям этого возраста приносят двух- и трехколесные велосипеды, педальные автомобили и детские спорткомплексы. Необходимы доступные подвижные игры и игры, развивающие точность движений рук.

Дети уже обладают способностью концентрировать внимание и проводят за некоторыми играми все больше и больше времени, а также с удовольствием присоединяются к компании других детей.

Старше 4 лет

Речь ребенка становится четкой, и он уже может играть со словами. Ребенок предпочитает играть в компании, чем в одиночку, и использует игрушки более изобретательно. Он может справляться со сложными головоломками, его способность к концентрации значительно возросла, и он уже замечает размер, цвет и качество предметов. В играх с конструктором ребенок может работать с составными деталями.

Развитие речи

Важно

Все игровые действия должны способствовать развитию речи. С первых моментов жизни ребенка родителям следует общаться с ним. Дети учатся говорить, имитируя то, что они слышат. Младенцы быстро начинают понимать значение отдельных звуков, например воды, бегущей в ванну.

Развитие речи достигается за счет поощрения естественного детского любопытства и волнения, испытываемого от звуков. Детям необходимо, чтобы с ними говорили, они должны слышать от взрослых различные истории и в свою очередь рассказывать истории им.

Развитие способности говорить, думать и общаться должно приносить ребенку удовольствие.

Развитие координации движений рук и глаз

Для маленьких детей этого можно добиться с помощью игр, связанных с конструированием из детских кубиков. Ребенок в 3—4 года может упражняться, нанизывая бусы на нитку, собирая составные головоломки или занимаясь возведением сложных конструкций из кубиков на полу. Очень важно прививать ребенку вкус к этому типу игр, так как они служат развитию умения думать и размышлять.

Читайте также:  Развод и дети как пережить расставание родителей?

Выбор игрушек

Совсем нет никакой необходимости тратить много денег на покупку большого количества игрушек. Для игры подойдут различные предметы домашнего обихода. Когда вы все же покупаете игрушки, следите, чтобы они были достаточно прочные, легко моющиеся и безопасные, если ребенку захочется их проглотить.

Игрушки следует выбирать с точки зрения их ценности для ребенка, безопасности, срока службы, стоимости, многоаспектности, а также обучающего потенциала.

Младенцу нравится разбрасывать набор пластмассовых кубиков по полу; дети более старшего возраста уже могут возводить из них различные конструкции, а позже — и самостоятельно разбирать их.

Обычно на упаковках, в которых продаются игрушки, проставляется определенный возраст детей, для которого они предназначены, так что вы всегда можете выбрать то, что больше подходит вашему ребенку. Ничто не доставляет ребенку такого разочарования, как игрушка, которая слишком сложна или, наоборот, слишком проста для него.

Многие виды игрушек признаны обязательными для развития определенных способностей ребенка, например: наборы деревянных деталей для конструирования, кубики, детские спортивные комплексы, составные головоломки.

Все они способны в течение долгого времени отвечать растущим потребностям ребенка, успешно содействуя его развитию, но, главное, доставляют ему огромное удовольствие.

Почему бы не остановить свой выбор на этих проверенных и испытанных игрушках, верно служивших многим поколениям детей? Для вашего ребенка они всегда будут нести на себе отпечаток новизны. Изобилие игрушек может заставить ребенка почувствовать себя растерянным.

Совет

Перед тем как подарить игрушку ребенку, необходимо проверить ее безопасность — на ней не должно быть болтающихся пуговиц, острых краев и т.д.

Расширение игровых возможностей

Совместные игры с другими детьми и их родителями Предоставляя ребенку возможность играть с новыми людьми, занятые родители позволяют ему не замыкаться в стенах своего дома.

Ребенок учится общаться с родителями других детей и узнает новые интересные игры.

Он также начинает осваиваться с собственной независимостью и получает большое удовольствие от игр с другими детьми и от обращения с новыми игрушками и материалами.

Детские сады и другие дошкольные учреждения Посещение подобных учреждений расширяет опыт ребенка дошкольного возраста. Обычно дети начинают посещать их в возрасте от

трех лет и старше. Эти учреждения во многом способствуют развитию ребенка и расширяют его способности, включая способность находиться в коллективе и участвовать в общих играх.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/06/14/obuchenie-i-poznanie-mira-cherez-igru

Малыш познает мир — Parents.ru

Вы считаете, что, высыпав землю из цветочного горшка на пол и вылив воду из чашки на мирно спящего кота, малыш проказничает, а пытаясь откусить кусочек от кактуса – напугать вас? Ничего подобного! Ваш кроха изучает свойства предметов. Самое время заняться этим в форме игры.

Малышу в возрасте от 1,5 года уже доступно понимание различных свойств предметов. В этот период нужно помочь ему научиться отличать твердое от мягкого, сухое от мокрого, грустное от веселого, осознать более сложные понятия цвета, формы и размеры. Конечно, ребенок уже начал постигать свойства предметов, ведь он с самого рождения только и делает, что экспериментирует и исследует окружающий мир.

Практически все его действия направлены на изучение, на проведение опытов. Однако важно создать для ребенка условия, в которых ему будет легче разобраться в свойствах предметов, их отличии друг от друга и особенностях каждого. Самое время предложить ему игры, которые раскроют перед ребенком различные понятия, характеризующие тот или иной предмет.

Обратите внимание

Колючий, гладкий, шершавый, высокий или низкий, горячий или холодный… Да мало ли о чем нам захочется рассказать малышу! В повседневных делах не забывайте говорить ребенку о том, что руки после лепки куличиков в песочнице стали грязными, а после мытья – чистыми, что сегодня на прогулку вы взяли маленькое ведерко, а большое осталось дома, что шапочка – теплая, что мышка – маленькая, что пакет с картошкой – тяжелый, а папины щеки – колючие.

Играя с малышом, включайте элементы занятий, которые дают возможность напомнить еще и еще раз о свойствах предметов. И пусть игры остаются играми – веселыми, забавными и интересными, ведь вся учеба у ребенка еще впереди, в школе.

Все шарики и мячики

Найдем в доме все предметы, имеющие форму шара. Мячи футбольные, теннисные, массажные, грецкие орехи, яблоки и апельсины, клубки ниток, горошины, крупные бусины.

Возьмем подходящую емкость – большую коробку, корзину, тазик или детскую ванночку.

  • Наполненная одинаковыми по форме предметами, ванночка уже сама по себе развивающая игрушка, вызывающая детское любопытство. А уж если организовать с этим сухим бассейном занятие, то интерес ребенка не иссякнет довольно долго.
  • Доставая по очереди предметы, обратите внимание малыша на свойства каждого из них. Большой или маленький шар, твердый или мягкий, съедобный, шершавый, гладкий, прозрачный, тяжелый или легкий.
  • Шарообразные предметы хороши тем, что их можно если не кидать, то катить точно. Каждый исследованный предмет откатываем или бросаем в сторону. При сборе шаров предложите ребенку самому найти большой шарик или колючий, маленький или съедобный. Помогите крохе. Называя свойства предметов, добейтесь, чтобы все вернулись «домой» в детскую ванночку.
  • Теперь бонусная игра: покажите малышу одну из его любимых и хорошо знакомых игрушек, а затем закопайте ее среди шариков. Поиск игрушки обязательно потребует выбрасывания других предметов. Вот тут-то снова стоит назвать особенности каждого шара.

Веселый и грустный

Скотчем приклеиваем к соломинкам для коктейля по картонному кругу диаметром около пяти сантиметров. На одном круге рисуем веселую, улыбчивую мордашку, на другом – грустную, расстроенную. Берем два пластиковых стаканчика, делаем в дне каждого небольшую прорезь и вставляем туда соломинки так, чтобы мордашки оказались внутри стаканчиков.

  • Двигаем по очереди трубочки вверх и вниз. Из стаканчиков появляются и исчезают в них две рожицы. Каждое выскакивание повеселит малыша.
  • Возьмите только стаканчик с улыбчивой мордочкой. Смейтесь вместе и радуйтесь, когда мордашка выглядывает из посудины. Скажите малышу, что это личико – веселое. Затем поиграйте с грустной мордашкой. Теперь при выскакивании ее из стакана громко плачьте и хныкайте.

Игрушки на сушке

Привяжем в комнате бельевую веревку или пояс от халата выше роста малыша. Поищем удобное место. Можно натянуть веревку, например, от полки шкафа до детской кровати или от дверной ручки до ручки шкафа. Важно, чтобы вся конструкция получилась надежной, чтобы, дернув за веревку, ребенок ничего не опрокинул.

  • Возьмем мягкие игрушки, те, что побольше, и совсем маленькие. Каждую игрушку по очереди прикрепляем к веревке прищепками. Рассказываем малышу, какая эта игрушка: большой мягкий заяц, маленькая мягкая собачка и т. д. Ребенок непременно будет пытаться снять игрушки с веревки. Он снимает – вы прикрепляете, снова и снова. Главное – не забывать обращать внимание малыша на размер игрушки.

Очень важно, чтобы во время проведения всех развивающих игр самой маме было интересно этим заниматься. И не настаивайте, если малыш не в настроении играть.

Пусто и густо

Для знакомства с весом, размером и объемом различных емкостей и предметов хорошо подходит игра «Пусто и густо». Дайте ребенку пластиковую бутылку с широким горлышком и всякие мелкие предметы, которые проходят в горлышко, скажем каштаны, камешки, палочки, палочки для чистки ушей, ватные шарики, колпачки от старых фломастеров, шишки, невидимки и скрепки, крупные пуговицы и маленькие игрушки.

  • Предложите ребенку наполнять бутылку этими вещицами. Обсуждайте каждый предмет и его свойства. Обратите внимание ребенка, что бутылка была пустой, а стала полной. После наполнения емкости высыпьте все содержимое и продолжайте игру, пока ребенку не надоест.
  • Можно заполнить бутылку наполовину водой – тогда класть внутрь предметы будет еще интереснее: следить за уровнем воды и за тем, как сухие предметы становятся мокрыми, очень понравится любому малышу.

Воздушные змейки

Для игры потребуются ленточки разной длины. На конец каждой ленты прикрепим или привяжем грузик – колпачок от ручки, прищепку, маленькое колечко от пирамидки или что-то еще.

  • Бросаем ленточки, держа их за грузик. Лента будет лететь над грузиком и извиваться, затем свернется. Сам полет лент – дело занимательное. Научите ребенка бросать ленты, держа их за утяжеление. Бросайте длинные и короткие змейки и обязательно называйте их свойства, находите самую короткую и самую длинную змейку. Попробуйте кидать змейки в цель – в корзину или коробку. Посоревнуйтесь, чья змейка улетит дальше.

«Принеси мне»/«Отнеси папе»

  • Просите ребенка принести вам различные предметы. Называйте не только сам предмет, но и его свойства. Начните с тех, что хорошо знает малыш. Хвалите его за каждый принесенный предмет, хлопайте в ладоши. Дайте задание отнести какой-то предмет папе.

«Тяни-толкай!»

Возьмите большую коробку и заполните ее тяжелыми предметами, например книгами, или положите в нее пластиковые бутылки с водой.

  • Предложите малышу сдвинуть ее с места. Положите коробку так, чтобы она мешала ребенку пройти. Говорите о том, что коробка тяжелая! Покажите, как можно сдвинуть ее с места.
  • Выложите тяжелые предметы, положите в коробку легкую подушку. Посадите малыша на подушку и покатайте его по квартире, толкая коробку перед собой.

«Два вагона – паровоз!»

Возьмите две коробки от обуви, уберите крышки и свяжите веревкой, сделав прорези. Уберите металлические скобки, чтобы ребенок не поранился. Веревку протащите через коробки и оставьте длинный конец. Получился импровизированный паровозик на веревочке. С ним малыш может носиться по квартире, загружать в него кубики или любые игрушки.

  • Обращайте внимание ребенка на пустые и полные вагоны, на тяжелые и легкие коробки. Рассказывайте о свойствах тех предметов, которые загружаются в вагоны.
  • Посадите в паровоз большие мягкие игрушки и покатайте их по коридору.
  • Дайте малышу фломастеры и предложите разрисовать вагоны в разные цвета.

Обводим ручки и ножки

Возьмите листы бумаги и обведите ладошки и ступни малыша фломастером. Затем приложите свою ладонь, обведите и ее.

  • Вместе сравните получившиеся рисунки. Какие ладошки больше? Где маленькие ножки? Какой пальчик самый маленький? Какой самый большой?
  • Обведите ладошки других членов семьи. Вместе находите по рисункам, где чья ладошка. Прикладывайте ручку малыша и сравнивайте размер.
  • Дайте малышу фломастеры, и пусть он порисует на листах с контурами.

Разрушение башни

Ребенок в возрасте 1,5 года должен уже уметь строить башни из четырех, пяти или шести кубиков. Но малышам всегда интересно не только созидать, но и разрушать.

  • Постройте из кубиков башни разной высоты. Попросите малыша разрушить самую низкую башню, затем самую высокую. Стройте и рушьте снова и снова.
  • Разрушайте башни мячом или игрушечной машинкой, которая таранит кубики.

Гремучий шейкер

Положите в металлическую баночку от напитка или в шейкер рис, фасоль или камешки. Погремите, чтобы убедиться, что звук достаточно яркий и приятный. Заклейте отверстие скотчем или кусочком изоленту или закройте шейкер. Игрушка готова.

  • Нужно греметь тихо, затем громко. Чередовать громко и тихо. Обязательно говорить, что вышло. Можно просить ребенка потрясти шейкер так, чтобы было громко, или сделать это очень тихо. Соберите игрушечных зверушек вместе, и пусть они разбегаются при громком звуке и крадутся с любопытством при тихом. Пугайтесь сами! Напугайте папу!
  • Замените начинку шейкера. Устройте марш по комнате. Маршируйте быстро и медленно.

Источник: http://www.parents.ru/article/kakoe-kakaya-kakoj/

Ссылка на основную публикацию