Новый подход к развитию детского мозга!

Обзор методик раннего развития

Редактор Мамсила<\p>

Сравнительно недавно родился новый термин – «интенсивное родительство». По сути, это такое усовершенствованное «материнство 2.0», где женщины возводят свой новый статус мамы в образ жизни и даже в профессию. Стараются быть более компетентными во всех вопросах, связанными с детьми – от здоровья до обучения.

Тем не менее, вопрос интенсивности и эффективности раннего развития вызывает массу споров среди экспертов в сфере психологии, образования. Одни специалисты уверены – чем раньше начать работу с малышом по развитию определенных навыков, тем быстрее он получит важные для полноценной жизни способности и умения.

На этом принципе и построены многочисленные системы раннего обучения и развития детей. Другие специалисты утверждают, что раннее развитие – это не более, чем инструмент для удовлетворения «родительского перфекционизма» и выкачивания денег, одна из граней индустрии детства.

 
Методика Марии МонтессориОснова обучающей методики Марии Монтессори состоит в том, чтобы помочь ребенку проявить навыки самообучения в специально созданной для этих целей среде.Методика основывается на индивидуальном подходе к развитию с первых дней жизни, дабы раскрыть весь уникальный, заложенный в каждом ребенке потенциал.

Обратите внимание

Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В ее центре стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Ребенок окружен различными предметами, которые помогают ему самостоятельно экспериментировать и свободно познавать окружающий мир.

Взрослые выступают в роли мудрых помощников, задача которых – направлять и создавать необходимые условия.Существуют специальные классы Монтессори.

Такой класс представляет собой комнату, разделенную на тематические зоны:

  • зона реальной (практической) жизни;
  • зона сенсорного развития;
  • зона математики;
  • зона языковая;
  • зона космическая.

Каждая зона заполнена разнообразными дидактическими материалами, соответствующими возрасту ребенка: карточки, музыкальные инструменты, посуда для сортировки и т. д.

Возраст ребенка: 

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3-х лет. Тем не менее, считается, что занятия будут интересны ребенку, начиная с 1 года.В центрах Монтессори принято разделять детей по возрасту на 2 группы с 1 года до 6 лет и с 7 до 12 лет.

Такое разделение детей по возрасту также является особенностью методики Монтессори и имеет следующие преимущества:

  • старшие дети учатся заботиться и помогать младшим;
  • младшие дети получают возможность учиться у старших, ведь дети говорят на одном языке и в силу этого лучше понимают друг друга. 


Плюсы:

  • хорошее развитие за счет постоянной тренировки навыков с помощью стимулирующих материалов;
  • большой выбор дидактических материалов, которые позволяют детям свободно обучаться, пробовать себя в различных сферах;
  • развитие навыков самообслуживания;
  • развитие навыков самодисциплины.


Минусы:

  • большинство развивающих игр требуют обязательного участия взрослого (как минимум в качестве наблюдателя);
  • не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по этой системе;
  • изначально система создавалась для социальной адаптации, отстающих в развитии детей и совсем не обязательно должна принести пользу большинству обычных детей;
  • необходимость нахождения ребенка в специальных центрах, практикующих педагогику (говоря о действительно работающей системе Монтессори, а не об отдельно взятых элементах);
  • система ориентирована на развитие логики в ущерб развития творческих способностей и речи;
  • отсутствие информации о жизненных ситуациях, противостоянии добра и зла, которая обычно заложена в сказках;
  • отсутствие основной игровой деятельности ребенка (например, ролевых игр);
  • автор методики не занималась воспитанием собственного ребенка. Ее воззрения сформировались из наблюдения за детьми в приютах, поэтому сформулированные ею правила не всегда согласуются с семейным бытом. Примером можно считать первую заповедь: «Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится, в какой-либо форме».

Вальдорфская методика
Данная система воспитания ставит целью развить способности каждого ребенка и его уверенность в своих силах. Эта методика не приемлет раннее интеллектуальное обучение в любом виде – до 7 лет запрещается нагружать ребенка  заданиями. Так, лишь с 3-го класса детей учат чтению, а до школы ребята играют только игрушками из натуральных материалов.  Начало активного развития интеллекта происходит в тот момент, когда сформируется его эмоциональный мир.Главный акцент в воспитании ставится на художественную деятельность детей, развитие их фантазии. Эта система воспитания запрещает использование телевизоров и компьютеров, так как у детей быстро развивается привыкание, которое пагубно влияет на духовное и физическое развитие ребенка.


Возраст ребенка: 

Обучение делится на три этапа в соответствии с возрастом детей: 

  • ребенок до 7 лет получает новые знания и умения через подражание; 
  • с 7 до 14 лет подключаются чувства и эмоции; 
  • с 14 лет дети «включают» логику. 


Плюсы:

  • упор на развитие творческих способностей;
  • психологический комфорт ребенка в период раннего детства.


Минусы:

  • отсутствие подготовки к школе;
  • неприспособленность к реалиям современности.

Методика Глена Домана (карточки Домана)

Глен Доман утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга, то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и приумножить огромный потенциал новорожденного ребенка. Программа раннего обучения состоит из четырех основных направлений: физического развития, умения считать, читать и энциклопедических знаний.

Доман считал, что дети легко могут заучивать и систематизировать голые факты. Дидактическим материалом в методике Домана служат карточки стандартного размера. На них пишутся слова, точки, математические примеры, приклеиваются изображения растений, животных, планет, архитектурных сооружений и др. Карточки разделяются на тематические серии.

Затем их в течение дня показывают ребенку. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается какой-либо новый факт (где обитает животное, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.п.). 
Возраст ребенка:Доман разработал программу занятий с детьми от рождения до 6 лет.

Плюсы:

  • интеллектуальное развитие ребенка за счет усвоения большого количества информации;
  • возможность заниматься дома с мамой.

Минусы:

  • методика не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсорики, а также таких понятий, как, форма, размер, величина;
  • карточки Домана не учат логически мыслить, анализировать явления, делать выводы, значит, у ребенка не развиваются творческие и исследовательские способности;
  • карточки Домана не предусматривают знакомство малыша с фактами, с которыми он соприкасается в жизни, которые встречается в сказках, стишках, песенках, играх.

Методика Николая Зайцева (кубики Зайцева)

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей чтению, математике, письму и английскому языку для домашнего и дошкольного образования. Методика основана на естественной потребности малыша в игре, которая положительно отражается на его здоровье и несет ребенку только радость.

 Материал подается системно, но в игровой форме, благодаря чему малыш с удовольствием вовлекается в обучение. И не важно – в группе или самостоятельно.

Это значит, что вместо привычного сидения за партами дети могут прыгать, шуметь, переходить от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, хлопать в ладоши и топать ногами дети. Все это даже поощряется. Потому что выполняется с воодушевлением и азартом.

Но это вовсе не значит, что игра является просто развлечением, отдыхом или физминуткой. Николай Зайцев утверждает, что основу учебной игры составляют поиск и выбор. 


Возраст ребенка:
с первого года жизни идо 7 лет.

Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой;
  • быстрое обучение чтению в игровой форме;
  • развитие интуитивной грамотности на всю жизнь.

Минусы:

  • логопеды и дефектологи говорят о том, что малыши, выучившиеся читать «по Зайцеву», часто «проглатывают» окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе);
  • детей приходится переучивать уже в первом классе, когда они начинают проходить фонематический разбор слова, и учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук – красная карточка, звонкий согласный – синяя, глухой согласный – зеленая; в методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами.

Методика Сесиль Лупан
Автор взяла за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с младенцем с самых первых минут жизни, не переживая, что кроха чего-то не понимает. Так малыш привыкает к родной речи, а бессмысленные прежде звуки наполняются конкретным смыслом. Когда дети начнут говорить, нужно обучать их чтению. Каждое знакомое слово необходимо написать крупными буквами на карточках и разместить их возле предметов, которые они обозначают. К примеру, «стул» – возле стула, а «диван» – рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут и его фотографии. Это относится и к счету. Сначала малыша знакомят с первым десятком, пересчитывая вместе с ним любые подходящие предметы. Он быстро запомнит порядковый счет и очень скоро откроет для себя суть этого процесса. Особое место в методике занимает раннее физическое воспитание ребенка. 


Возраст ребенка: 
с 3 месяцев до 7 лет.

Плюсы:

  • возможность заниматься дома с мамой;
  • активная стимуляция органов чувств ребенка;
  • всестороннее развитие интеллекта;
  • уделяется внимание эмоциям ребенка;
  • ребенок очень тесно общается с родителем во время занятий;
  • методика основана на интересе ребенка познавать окружающий мир.

Минусы:

  • подходит не всем родителям, в силу того что требует много времени и терпения на занятия с ребенком;
  • раннее проныривание, которому в методике также уделяется большое внимание, вызывает сомнения у некоторых мам.

Методика Никитиных
Супруги Никитины еще в советское время показали, как с рождения ребенка помочь ему стать самостоятельной личностью. Как только малыш научился ползать, его исследовательскую деятельность ничем и никем нельзя ограничивать. В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд, естественность, близость к природе и творчество. Дети – хозяева себе, своим поступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогают разбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Методика содержит методы закаливания и физического развития.В занятиях детям предоставляется полная свобода творчества – никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются, сколько хотят, сочетая спорт с другими видами деятельности.Дома также создается соответствующая обстановка: спортивные снаряды – повсюду, входят в естественную среду обитания наряду с мебелью и другими домашними вещами. По мнению авторов методики, родителям следует избегать двух крайностей в воспитании ребенка – «заорганизованности» и заброшенности. Родители должны быть неравнодушны к тому, что и как у малышей получается, участвовать в детских играх, соревнованиях, да вообще – в самой жизни детей. Но не занимать при этом роль «надзирателя».В основе методики – принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны. 


Возраст ребенка:
все периоды раннего детства (начиная от родов) до школьных лет.

Плюсы:

  • развитие самостоятельности у ребенка;
  • высокое интеллектуальное развитие ребенка;
  • развитие образного и логического мышления;
  • формирование творческого подхода к решению задач;
  • умственное и физическое развитие ребенка.

Минусы:

  • отсутствие усидчивости у ребенка ввиду того, что все занятия проводятся исключительно по его заинтересованности;
  • образ жизни сложно поддержать в условиях городской жизни;
  • экстремальные методы закаливания.


Методика Тюленева

Методика Тюленева не оставляет без внимания ни одно из направлений развития ребёнка. Благодаря ей, ребёнка можно научить чтению, музыке, математике, рисованию, развить спортивные, исследовательские таланты. В первые два месяца жизни ребёнка следует показывать ему нарисованные на листе бумаги линии, треугольники, квадраты и другие геометрические фигуры. Развитие следует начинать с рассматривания одной фигуры, постепенно увеличивая их количество. В последующие два месяца в поле зрения ребёнка должны оказаться картинки с изображениями животных, растений, букв алфавита, математических символов. С четырёх месяцев нужно начинать играть в «Игрушкобол» – сбрасывание ребёнком с кровати кубиков и других ярких предметов. С пяти месяцев можно класть рядом с ребёнком музыкальные инструменты. Дотрагиваясь до них, ребёнок случайным образом извлекает звуки, которые помогут развить его музыкальные способности.С шести месяцев начинать освоение букв, рассматривая с ребёнком магнитную азбуку. В восемь месяцев начинать играть с ребёнком в игру «Принеси букву», а с десяти месяцев – в игру «Покажи букву», затем – «Назови букву/слог/слово».С полутора лет начинать учить ребёнка печатанию на машинке, игре в шахматы, а в 2,5 года – знакомить с таблицей Менделеева. 


Возраст ребенка: 
с первых недель жизни до 6 лет.

Плюсы:

  • занятия не требуют много времени от родителя;
  • занятия подходят любому ребенку.


Минусы:

  • сложно достать дидактический материал;
  • неподтвержденная эффективность занятий.

ТРИЗ-методика

Это одна из новых педагогических технологий, используемых в учреждениях дополнительного образования детей.ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Главная идея теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

 Детский возраст – это период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества, а воображение – одно из важнейших качеств творческой личности.Главная цель методики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

 Педагогическое кредо «тризовцев» – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта. Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше.

Важно

Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. Принцип проведения занятий – от простого к сложному.

Читайте также:  Воспитание настоящего мужчины

Чтобы стимулировать творческую активность детей  и устранить отрицательное воздействие психологической инерции, используются различные методы и приёмы, например: мозговой штурм (перебор ресурсов и выбор идеального решения), синектика (метод аналогий), морфологический анализ (выявление всех возможных фактов решения задачи) и другие.


Возраст ребенка: 
дошкольный (с 3 до 7 лет).


Плюсы:

  • развитие творческого воображения;
  • приобретаемый навык мыслить системно, с глубоким пониманием происходящих процессов;
  • развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • развитие навыка анализа, сопоставления, сравнения.


Минусы:

  • большую роль в освоении ребенком данной методики играет педагог и его компетентность; 
  • наличие сложной для детского ума терминологии.

Источник: 

Источник: https://mamsila.ru/post/477-obzor-metodik-rannego-razvitiya

Интеграция мозга – задача ответственного родителя

Достижения современной нейронауки принесут нам огромную пользу, если станут всеобщим достоянием.

Представления о них – хотя бы самые общие – сегодня просто необходимы ответственным родителям, утверждают детский психоневролог Дэн Сигел (Daniel J. Siegel) и детский психотерапевт Тина Пейн Брайсон (Tina Payne Bryson).

В своей книге «Целостное развитие мозга ребенка»* они объясняют, почему необходимо согласованное развитие разных частей – интеграция – мозга ребенка и как этого добиться.

Вот их основные идеи, изложенные в заключительной части книги.

Левое + правое = ясность и понимание. Развитие мозга должно быть симметричным: помогите своему ребенку задействовать потенциал как «логического» левого полушария мозга, так и «эмоционального» правого, чтобы они работали согласованно, как единое целое.

Комплексный подход. Когда ваш ребенок чем-то расстроен, первым делом обратитесь к его эмоциям: правое полушарие к правому полушарию. Затем, когда он немного овладеет собой и станет более восприимчивым, обратитесь к его логике – то есть левому полушарию: поговорите с ним о том, какие уроки можно извлечь из ситуации или о дисциплине.

Назвать – значит приручить. Когда ваш ребенок не в силах справиться с сильными эмоциями, предложите ему рассказать о том, что его так расстроило. Таким образом полушария мозга окажут друг другу взаимную помощь: ребенок извлечет смысл из полученного опыта и почувствует, что контролирует себя.

В детском и подростковом возрасте кора головного мозга еще не вполне сформирована, и управление, особенно в эмоциональной ситуации, могут перехватить более примитивные подкорковые структуры. Поэтому гармоничное развитие мозга предполагает как можно более частое обращение к функциям коры.

Взаимодействие, а не конфликт. В ситуации сильного стресса обращайтесь к высшим центрам мозга вместо того, чтобы активировать низшие. Вместо аргументов в духе «Потому что я так сказал!» расспросите ребенка, предложите альтернативное решение, постарайтесь договориться.

Тренировка. Развитие мозга ребенка – отчасти дело и самого ребенка: только предоставьте ему для этого возможности. Играйте в игры типа «Что бы ты сделал?» и не оберегайте ребенка от сложных вопросов.

Больше движения. Если ребенок теряет контакт со своими высшими центрами, восстановить баланс можно за счет физической активности.

Научите своего ребенка «проявлять», осознавать вытесненные в подсознание воспоминания. Тогда они не будут истощать его психику, замедляя развитие мозга.

Мысленная перемотка воспоминаний. Иногда ребенку трудно рассказывать о чем-то неприятном. Предложите ему мысленно прокрутить назад плохие воспоминания. Это даст ему паузу и поможет последовательно рассказать о произошедшем.

Упражнения для памяти. Развитие мозга происходит гораздо интенсивнее, если ребенок постоянно практикуется в умении вспоминать. Расспрашивайте его о том, что с ним происходило, используя любую возможность: в машине, за обеденным столом, на прогулке.

Гармоничное развитие мозга подразумевает уравновешенность и самоконтроль. Когда ребенок зацикливается на одном аспекте своего внутреннего мира, помогите ему увидеть другие аспекты и самому выбрать, на чем сфокусировать внимание.

«Все проходит». Напоминайте детям, что чувства приходят и уходят, подобно облакам на небе. Эмоциональное состояние не есть нечто постоянное, эмоции все время меняются.

Внимание к себе. Помогайте детям уделять внимание своим ощущениям, образам, чувствам и мыслям.

Упражнения для «умозрения». Осознание разных аспектов своего внутреннего мира помогает детям успокаиваться и сосредоточивать свое внимание на том, на чем они хотят.

Гармоничное развитие мозга не в последнюю очередь опирается на способность человека к социальному взаимодействию. Найдите связь друг с другом: создавайте позитивные модели семейного общения.

Радуйте друг друга. Пусть в семье будет побольше веселья и ваши дети получат позитивный опыт общения с близкими людьми.

Связь через конфликт. Рассматривайте конфликт не как препятствие, которого надо избегать, а как возможность привить детям важные навыки общения: умение взглянуть на ситуацию глазами другого человека, читать невербальные послания и восстанавливать отношения.

* D. Siegel, T. Bryson «The Whole-Brain Child» (Delacorte Press, 2011).

Источник: http://www.psychologies.ru/roditeli/children/integratsiya-mozga-zadacha-otvetstvennogo-roditelya/

Большое будущее: 5 методик раннего развития детей

The Village с помощью эксперта разобрался в плюсах и минусах разных методик раннего развития детей, а также в том, насколько они эффективны

Многие родители начинают заниматься обучением ребенка с самого рождения: помимо развития моторики и речи, в ход идут иностранные языки, уроки живописи и математики.

Правда, польза от таких занятий не подтверждается исследованиями ученых.

Основательница сети детских центров и автор книги по воспитанию детей Наталья Алехина рассказала The Village, какой потенциал заложен в детях с рождения, как его развить и при этом не навредить. 

сооснователь детских центров CityKids, автор книги «#Первые365» 

Совет

Сам термин «раннее развитие» официально появился относительно недавно — в 1971 году. Его создатель, один из основателей корпорации Sony Масару Ибука, доказал необходимость осознанного, направленного подхода к развитию детей именно в раннем возрасте — до трех лет.

Он противостоял общепринятой позиции невмешательства и уверенности в том, что в эти годы ребенок развивается сам по себе.

Со временем произошла трансформация термина из «раннее развитие» в «опережающее развитие» и появилась мода на изучение иностранных языков чуть ли не с рождения, устного счета до ста к двум годам и профессионального спорта с трех лет.

Иногда интенсивно обучающиеся дети действительно опережают школьную программу и обладают отличной памятью, но при этом с трудом понимают и выражают свои эмоции, не умеют играть в командные игры, практически лишены творческих навыков и в целом крайне не уверены в себе. Подобные результаты заставили психологов и методистов по всему миру обратиться к истокам и посмотреть на развитие детей с научной точки зрения.

В последние десятилетия ученые проводят различные исследования в области работы детского головного мозга. Так, исследования, проведенные британскими экспертами Baby Sensory, отметили интересную динамику развития нейронных связей в мозге, которые напрямую влияют на массу мозга.

Нейронные связи формируются за счет приобретения какого-то опыта при взаимодействии нейронов между собой. В первые три года жизни масса мозга растет практически в геометрической прогрессии (0,5 килограмма у новорожденного, килограмм в год, полтора — в три года, тогда как вес мозга взрослого человека составляет около трех килограммов).

При этом у ребенка на первом году жизни нейронов почти в два раза больше, чем у среднего взрослого.

Казалось бы, с такой динамикой процент людей с высоким IQ должен быть намного выше. Но здесь действует простой принцип use it or lose it (пользуйся, или утратишь). Нейроны, которым не удалось связаться с другими собратьями в нейронную связь, просто отмирают.

Обратите внимание

Поэтому первые три года жизни, когда идет самый активный процесс формирования и укрепления нейронных связей, являются одним из самых важных периодов в жизни. Именно в это время закладывается фундамент будущего ребенка.

А самый благоприятный период — первые шесть месяцев жизни, когда организму требуется меньше всего усилий для формирования этих полезных связей.

Эксперты отмечают, что не все области мозга одинаково восприимчивы к формированию нейронных связей в дальнейшем. Именно в первые три года эффективнее всего развивать органы чувств, эмоциональную сферу малыша, заботиться о развитии его речи, двигательных и социальных навыков.

Что касается развития интеллекта, то соответствующие области головного мозга включаются у детей ближе к трем-четырем годам, поэтому довольно бессмысленно заставлять годовалого/двухлетнего ребенка учить иностранные языки и заучивать какую-либо информацию, он пока просто физически не приспособлен для этого: его организм в это время учится совсем другим вещам. А вот игры с мячом, которые задействуют одновременно обе руки от плеч до кистей, способствуют развитию речи, и на втором году жизни в мозжечке малыша образуются так называемые клетки Пуркинье, которые отвечают не только за координацию движений, но и за быстроту мыслительных реакций. 

Подобные выводы ученых привели к пересмотру образовательных систем на государственном уровне.

Так, в Великобритании введены специальные стандарты в области развития детей от года до семи лет, где основными приоритетами являются социально-эмоциональное, личностное и физическое воспитание, а также развитие речи.

Математика, грамматика, музыка и другие предметы являются там специализированными — их преподают уже после того, как освоены приоритетные направления.

В некоторых странах Европы у детей трех лет есть специальная дисциплина small talk, где дети учатся завязывать и поддерживать беседу в любой ситуации. А американские родители активно развивают коммуникативные навыки детей — ведь именно от навыков общения и умения социализироваться зависит, возьмут ли ребенка в один из лучших детских садов.

В целом детские сады и в России, и за рубежом предлагают огромное количество самых разнообразных методик раннего развития — комплексные, общеразвивающие и специализированные, обучающие. Разобраться в них не всегда бывает просто, мы рассмотрели плюсы и минусы пяти самых популярных методик.

Самые популярные методики 

Методика Гленна Домана

Гленн Доман, американский врач-физиотерапевт, работал над целой системой раннего развития, однако наиболее известным и доступным ее элементом стали карточки Домана — таблички с изображением крупных слов (именно целых слов, а не букв) и множеств (а не отдельных цифр). 

Плюсы: Тренировка зрительной памяти.

Минусы: Ребенок воспринимает слова, а не отдельные буквы, что плохо сказывается на его дальнейшем логическом развитии и умении творчески подойти к решению той или иной задачи. Недостаточная социализация детей.

Методика Baby Sensory

Эта методика была разработана в Великобритании и быстро стала популярна во многих странах мира, в том числе в России. Развитием малыша начинают заниматься с рождения. Программа Baby Sensory уделяет внимание физическому, эмоциональному и речевому развитию ребенка.

Классы формируются с учетом возраста, поэтому заниматься по Baby Sensory можно с первых дней жизни малыша. Дети получают сенсорный и социальный опыт, а мамы — полезную информацию для развития ребенка.

Малыши активно проявляют интерес к другим детям, по-своему общаются и даже заводят друзей на первом году жизни.

Плюсы: Отличная социализация и развитие навыков общения уже с первых дней жизни ребенка. Всестороннее развитие малыша — творческое, логическое, физическое и эмоциональное.

Минусы: Недостаточная распространенность программы в России.

Методика Макото Шичиды

Японский профессор Макото Шичида считал крайне необходимым стимулировать развитие правого полушария ребенка — творчества и интуиции. В основе его методики — показ слайдов на различные темы в течение 30–45 минут.

Макото Шичида был уверен, что подобная стимуляция головного мозга у детей помогает развить гениальные способности и таланты.

Как признавались участники экспериментов, весь процесс требует очень большого вовлечения мамы — как на этапе подготовки презентаций со слайдами (порядка сотни слайдов в день), так и во время вовлечения ребенка. Просто заниматься с ребенком в свободной игровой форме здесь не получится.

Плюсы: Родители проводят огромное количество времени с малышом, что благоприятно на него влияет.

Минусы: Излишне большое вовлечение мамы в процесс подготовки презентаций. Мало внимания уделяется развитию левого полушария, а следовательно, логике, моторике и аналитическим способностям. В методике присутствуют неоднозначные эзотерические элементы.

Методика Марии Монтессори

Самая популярная методика в России — именно по ней работает большинство детских садов и развивающих центров. Основная цель методики — развитие чувств, речи и понимания порядка. Игровое пространство включает в себя различные по форме и текстуре игрушки, которые ребенок должен выбрать для игры.

Плюсы: Малыши учатся быть внимательными и дисциплинированными, обучаются тактильному восприятию вещей. Благодаря играм на развитие мелкой моторики у детей хорошо развивается левое полушарие мозга, что в дальнейшем повышает их аналитические способности и логику.

Минусы: Минимальное внимание творческим способностям детей и, как следствие, плохое развитие правого полушария мозга. Дети не развиваются физически — мало спортивных игр. Плохая социализация детей — индивидуальные игры предпочтительнее коллективных, малыши становятся закрытыми. Активным и творческим детям методика просто противопоказана.

Методика Никитиных

Авторы методики — многодетные родители, которые в первую очередь старались научить детей самостоятельности. В основе —простые вещи: труд, близость к природе, естественность и практичное творчество.

Родитель только создает малышу условия для развития, тогда как ребенок вправе сам сделать выбор, сколько и чем ему заниматься. Система строится по принципу «от простого к сложному» и заключает в себе набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач.

Очень большое внимание уделяется физической составляющей — обязательны ежедневные зарядки, спорт, закаливание с самого рождения. 

Плюсы: Совместное развитие мамы и ребенка. Умственное и физическое развитие детей.

Минусы: Это не методика, а скорее образ жизни, который невозможно поддерживать в городских условиях. Мало внимания уделяется развитию коммуникативных навыков. Творчество исключается в принципе. Жестокие методы закаливания: обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу.

Обложка: tverdohlib — stock.adobe.com

Источник: https://www.the-village.ru/village/children/children-guide/244633-early-learning

Развитие мозга ребенка: 0-3 года

На внутриутробный период приходится 70% развития мозга ребенка, 15% — на период младенчества и ещё 15% — на дошкольные годы.

Читайте также:  Как накопить на образование ребёнка

Пока малыш не родился, а также в первые месяцы после рождения, то есть в период грудного вскармливания, его развитие и здоровье практически полностью зависят от питания мамы.

Поэтому крайне важно, чтобы вы внимательно следили за своим рационом и помнили про ряд питательных веществ, которые особенно важны для развития мозга ребенка.

В первый год жизни ваш малыш растет в буквальном смысле не по дням, а по часам. За год его рост удваивается, а вес утраивается! Но еще более невероятной скорости развития в это время достигает его мозг.

Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода уже в первые недели внутриутробного развития младенца. На десятой неделе беременности мозг малыша делится на три части.

У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека. К двенадцати месяцам заканчивается окончательное формирование структуры мозга. Количество нейронов остается примерно на одном уровне до конца жизни.

Важно

И с самого рождения в мозг заложено множество рефлексов и навыков: дыхательный, сосательный, хватательный…

С рождения нейроны мозга существуют по большей части независимо друг от друга. Задача мозга в течение первых 3 лет — установить и укрепить связи между ними. В это время клетки детского мозга создают по 2 миллиона новых связей — синапсов — в секунду! С развитием ребенка синапсы становятся более сложными: они растут, подобно дереву с большим количеством ветвей и веточек.

Период с рождения до трех лет — время наивысшей активности мозга. К трем годам объем мозга ребенка составляет уже 80% от мозга взрослого человека. Увеличение объема мозга происходит за счет особых глиальных клеток: они необходимы для существования нейронов.

Начиная с трех лет, начинается резкое торможение в темпах мозгового развития, а после шести лет оно практически полностью замедляется и заканчивается формирование.

Способности мозга шестилетнего ребенка практически совпадают с возможностями взрослого человека!

Для гармоничного развития головного мозга малыша нужна среда, насыщенная положительными эмоциями и новыми впечатлениями. Такая среда заставит мозг работать активнее, стимулирует его развитие.

Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни. Поэтому очень важно в эти первые три года помочь формированию мозга. Ребенка должны окружать изображения, звуки, прикосновения, запахи.

Все это — стимулы, которые воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.

Совет

Адепты идей «раннего развития» — интенсивного развития способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) — уделяют этому особое внимание. По их мнению, необходимо как можно раньше приобщать малыша к различным занятиям: развивать его речь, заниматься рисованием, лепить, играть на музыкальных инструментах и т.д.

Не менее важным является питание малыша. Особое значение в развитии и правильном функционировании нервной системы малыша имеют длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты. К ним относятся докозагексаеновая и арахидоновая кислоты (DHA и ARA).

В состав ежедневного рациона для «будущего гения» должны входить DHA и АРА грудного молока или детского молочка в случае докорма.

Грудное молоко не имеет точного соотношения этих жиров, так их наличие сильно зависит от рациона кормящей мамы и от того, насколько она употребляет продукты, содержащие их.

Так, например, в молоке японских мам очень высокое количество DHA за счет высокого потребления морепродуктов, в то время в молоке американских мам концентрация DHA очень низка. Также источниками DHA в рационе мамы могут служить, например, морепродукты, различные растительные масла, грецкие орехи.

Источник: https://www.NestleBaby.ru/articles/razvitie-mozga-rebenka-0-3-goda

Как развивается мозг ребенка и как помочь ребенку учиться

В этой статье Вы узнаете основные моменты, которые помогут Вам узнать, как дети усваивают новые знания, умения, навыки.

Если вы обеспокоены развитием вашего ребенка, то помните, что есть учебные стратегии и методы обучения, которые могут помочь ему учиться проще.

Предлагаю совсем немного углубиться в теорию, для того чтобы понять, как работает мозг и как в него встраиваются новые знания, умения и навыки.

А после разберем лучшие учебные стратегии на каждом этапе созревания мозга ребенка.

Но вначале несколько важных фактов:

  • Дети учатся, создавая связи между клетками мозга, которые называются «нейронными путями».
  • Чем чаще нейронные пути используются, тем они сильнее. Вот почему практика помогает выстраиванию навыка.

Создание проводной системы мозга

Каждая клетка мозга (нейрон) выглядит как обыкновенное дерево.

Когда дети узнают информацию о мире, их нейроны разветвляются и создают связи друг с другом. Вызываемые нейронные пути, эти соединения подобны электропроводке. Каждый нейрон может иметь несколько соединений с другими нейронами.

«Провода» не касаются друг друга.

Вместо этого они пропускают информацию в промежутках между нейронами, известными как синапсы. Мозговые химические вещества (нейротрансмиттеры) помогают системе получать сообщения.

Как работают нейронные пути

Каждый нейронный путь — это схема. Когда электричество проходит через цепь, оно подает ответ.

Например, когда вы переключаете переключатель света, загорается свет. Некоторые мозговые цепи, такие как дыхание и кровообращение, уже развиваются при рождении.

Другие схемы «зависят от активности».

Им нужен вход для работы, и чем больше входных данных они получают, тем лучше они работают. Этот вход более сложный, чем просто переключение переключателя света.

Это происходит из всех переживаний и событий, которые испытывают дети.

Звуки, взгляды, вкусы, запахи, то, как чувствуют чувства и эмоции, помогают мозгу выпускать нейротрансмиттеры и управлять этими схемами.

Обрезка путей или забывание

Нейронные пути, которые используются чаще, становятся сильнее. Это как заасфальтированная дорога, против обычной тропы.

Схемы, которые не используются, ослабевают и исчезают с течением времени. Этот процесс называют «обрезка» или просто — забывание.

Обратите внимание

Это нормально — любой человек имеет больше схем, чем нужно. Обрезка происходит постепенно, на протяжении всей жизни.

При этом мозг детей достаточно гибкий, чтобы постоянно работать, чтобы создавать новые схемы и улучшать часто используемые нейронные пути. Этот процесс называется «пластичность».

Сила пластичности

Пластичность особенно важна для детей. Их мозг обрабатывает информацию по-разному, но не всегда эффективно использует мозговые химические вещества.

Эти различия затрудняют создание или укрепление некоторых нейронных путей.

Обучение детей техникам эффективного обучения и обработки информации позволяет научить детей использовать пластичность мозга.

Дети не только лучше и легче обучаются, но и испытывают меньше трудностей и стресса.

Обучение через чувства

Детям не нужно думать о развитии нервных путей.

Это происходит естественно, просто когда они исследуют мир и узнают о мире.

Швейцарский психолог Жан Пиаже создал известную теорию о том, как у детей развиваются навыки познания и мышления.

Первый этап — когда дети используют свои чувства — зрение, звук, осязание, вкус и запах — чтобы начать устанавливать связи. Они пробуют, встряхивают и бросают предметы. Они также начинают катиться, добираться до вещей и, в конце концов, ползать и ходить.

Все эти действия помогают строить нейронные пути, которые управляют такими вещами, как движение, зрение и развитие языка.

Например, дети начинают пародировать звуки, которые привлекают их внимание.

Потом они продолжают пробовать на вкус и исследовать мир, который их окружает,  они продолжают перемещаться в места, которые они хотят видеть. Мозг усиливает эти схемы и ребенок развивается.

Обучение через речь

В возрасте от 2 до 7 лет развитие языка усиливается, когда дети учатся говорить и понимать больше слов, используют более сложные предложения.

Это критическое время, чтобы создать для детей богатую речевую среду.

На этом этапе чем больше с детьми говорить, чем больше слов они произнесут, узнают, чем больше новых навыков они попробуют, тем больше у них сформируется нейронных путей .

Теперь дети более творчески могут использовать объекты для игры.

Например, вы можете увидеть, как ваш ребенок использует большую палку в качестве лошади или превращает коробку в ракетный корабль.

Важно

Социальные навыки развиваются медленно в этом возрасте, потому что дети не готовы понимать логику, рассуждения и другие взгляды людей.

Они часто испытывают трудности с тем, чтобы оказаться в незнакомой компании, также могут открыто критиковать и говорить то, что им не нравится или комментировать поведение других людей.

Обучение через логику

С 7 лет до средней школы дети начинают думать более логично.

На этом этапе дети способны устанавливать связи между вещами. Они становятся «детективами», которые способны видеть подсказки и умеют объединять их.

В социальном плане дети развивают способность по очереди ставить себя на место другого человека и понимать, что действия имеют последствия.

На этом этапе взрослые могут поддерживать детей, помогая им размышлять о таких вещах, как причина и следствие в том или ином событии.

Обучение через рассуждения

Перейдя в подростковый возраст дети начинают думать более абстрактно и с большей сложностью.

Они рассуждают по принципу «что, если», и могут представить последствия ситуации.

Дети способны решать и понимать более сложную математику, осваивать химию и физику, вникать в более глубоко в сюжеты и рассуждать над прочитанной литературой.

Дети могут сочетать разные типы навыков, чтобы делать более сложные вещи, например, обучаться вождению или осваивать профессии.

Система электропроводки мозга становится более сложной, с цепями, переплетающимися с другими цепями, чтобы все эти навыки могли работать вместе.

Основные выводы

  • Новые впечатления помогают вашему ребенку формировать нейронные пути. Изучение мира помогает мозгу расти.
  • Различные методы обучения и другие стратегии вмешательства могут помочь детям разработать новые пути и  освоить больше навыков.
  • На каждом этапе развития есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку учиться.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку учиться:

1.Изучить техники эффективного обучения — научиться структурировать текстовую информацию, создавать «интеллект-карты», использовать метод «от общего к частному», искать и убирать ошибки, учиться связной речи, развивать оба полушария мозга.

2.Работать над мотивацией, интересом, вниманием и дисциплиной.

3.Развивать память и повторять в соответствии с «Кривыми забывания».

4.Развивать воображение, изучить кодирование и декодирование информации, научиться управлять рабочим состоянием.

5.Выявить тип восприятия (визуал, аудиал, кинестет, логик) и использовать ведущий тип при обучении

6. Не сдаваться, искать как помочь именно вашему ребенку учиться, пока не найдете!

Совет

7. Сократить время на поиск и подбор лучшей статегии и внедрить ее, пройдя программу «Гениальный ребенок. Техники эффективного обучения»

15 поток тренинга Гениальный ребенок. Техники эффективного обучения — это программа, которая перезагрузит и включит мозг на полную мощность.

Данная статья — это выжимка из первого часа программы «Гениальный ребенок», на которой мы подробно разбираем принципы работы мозга

И это самая сложная тема всего курса. После которой мы погружаемся в удивительный, простой, интересный  и веселый мир эффективного обучения.

Программа состоит из 5-ти основных дней, разбитых на блоки:

На дне тренинга «Память»:

  • Узнаете все техники «суперпамяти» — чтобы запоминать любую информацию, даже непонятные слова и названия с первого раза!
  • Я избавлю Вас от ошибок при запоминании методом ассоциаций: сложных слов, непонятных слов, имен собственных
  • Вы получите уникальный инструмент «Контуры человека», который поможет Вам лучше понять своего ребенка и его ценности
  • Вы сможете разбудить свой мозг, вывести его из «Зимней спячки», сможете «включить» мозг ребенку

На дне тренинга «Обучение:»

  • Вы поймете, что учиться – просто. Вы сможете дать этот инструмент Вашему ребенку.
  • Вы на примерах отработаете техники и уже в первый день запомните все инструкции «Как и что говорить ребенку» и научитесь правильно реагировать на разговоры ребенка «не могу», «не получается», «не помню», «не хочу» и т.п.
  • Вы узнаете, что такое интеллект-карты и научитесь их создавать
  • Вы сможете применять в обучении техники фоточтения
  • Вы сможете научить ребенка понимать любой школьный предмет
  • Вы сможете эффективно применять эти методики в своей жизни: повышать свою квалификацию, получить дополнительное образование
  • Вы узнаете, как правильно и легко писать сочинения, статьи, курсовые работы
  • Вы научитесь структурировать любую информацию, что позволит Вам повышать эффективность и сокращать время
  • Вы получите ответы на вопросы «Как пересказывать с первого раза, как запоминать стихотворения»

На дне тренинга «Внедрение»

  • Вы научитесь говорить без запинок, узнаете, как говорить и рассказывать информацию без бумажек
  • Узнаете, как можно запоминать все что захотите в долговременную память
  • Сможете применять технику исправления ошибок «Воронка» в любом виде деятельности: изучение ПДД, подготовка к экзаменам
  • Узнаете, как игрой убрать ошибки в словарных словах Научитесь управлять своим состоянием и эмоциями: узнаете, как перейти в состояние эффективного обучения и сможете его «якорить»
  • Сможете влиять на обучения используя тип восприятия ребенка: визуал, аудиал, кинестет, логик

На дне тренинга «Спецназ»

  • В качестве закрепления навыка в долговременную память Вы запомните удивительно важную и полезную информацию: мужско-женский словарь и сможете избежать непонимания мужчин
  • Научитесь с первого раза запоминать
  • имена людей, отчества, фамилии, даты рождения
  • Сможете запоминать с первого раза:
  • числа
  • пароли
  • номера телефонов
  • Даты
  • Ваш ребенок узнает, как можно выучить таблицу умножения, даже если «она не учится»
  • Вы узнаете, как запоминать определения, термины
  • Сможете применять упражнения, которые из состояния «спячки» и «неэффективности» приведут Вас в продуктивное состояние, и состояние получения результата

На дне тренинга «Полиглот»

  • Сформируете свою карту языка на 100-140 слов, запоминая которую за полет в самолете Вы сможете общаться на языке страны, в которую летите
  • Поймете из чего, на самом деле, состоит иностранный язык
    • Узнаете, как выбирать слова для запоминания
    • Сможете выбрать подходящую для себя технику запоминания иностранных слов
    • Техника контекста
    • Метод ассоциаций
    • Узнаете, как можно выучить иностранное слово, даже если «она не учится»
    • Получите частотный словарь английского языка на 2000 слов
    • Прямо на тренинге мы с Вами запомним 150-200

    английских слов

3 ноября состоится старт 15 потока тренинга «Гениальный ребенок. Техники эффективного обучения». 

Присоединяйтесь к программе прямо сейчас, пока цена минимальна:

Инвестируйте в будущее своего ребенка и станьте мастером в области эффективного обучения>>>

Читайте также:  Как выбрать первую посуду для малыша?

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник: http://gladtolearn.ru/blog/kak-razvivaetsya-mozg-rebenka-i-kak-pomoch-rebenku-uchitsya/

О развитии мозга ребенка после рождения

Обсуждение проблем развития такой сложнейшей системы как мозг, тем более – человеческий, удел профессионалов.

Здесь не место дилетантизму, из которого развиваются впоследствии безграмотные рекомендации, вредная реклама, потерянные для себя и общества люди.

Важно то, что стадии развития мозга и его функций известны, и не учитывать их в процессе образования и воспитания – по крайней мере, глупо.

Мозг новорожденного ребенка активно формирует связи между десятками миллиардов нервных клеток. И наибольшее количество таких связей устанавливается в первые годы жизни. На протяжении первых трех лет жизни в мозге формируется 70-80% нейронных связей.

И в этот период жизни ребенка важно получение им из окружающей среды разнообразного опыта, обеспечивающего всестороннее развитие. Если такой опыт отсутствует или его недостаточно, то определенные нейронные связи не образуются.

Это, в частности, может отражаться даже на объеме мозга, который в таких случаях остается меньшим по сравнению с нормой. На основе тех связей, которые установились в мозге ребенка до трех лет, в дальнейшем развиваются мышление, речь, воображение, зрительное, слуховое и другие виды восприятия.

Поэтому так важно уже на этом этапе жизни заложить прочную основу для развития ребенка. Тогда можно говорить о личностных результатах развития в дальнейшем.

Определенные структуры мозга «надстраиваются» на другие, более ранние. Поэтому недостаток чувственного опыта в раннем детстве может приводить к невосполнимым потерям – развитие мозговых структур не имеет «обратного хода», и упущенного нельзя наверстать. В результате осложняется развитие некоторых функций.

Виновный в этом недостаток чувственного опыта порождается взрослыми людьми, в первую очередь – родителями, а позже и педагогами. Порождается их эгоизмом, бездумьем и неумением, а то и нежеланием, позаботиться об отдаленных последствиях их сегодняшней воспитательной и образовательной деятельности.

На наш взгляд, имеет смысл привести пару конкретных примеров.

Появление памперсов сделало жизнь родителей существенно комфортнее, освободило их от непрерывных стирки, глаженья и смены тряпичных подгузников – днем и ночью. Дети стали лучше спать. Да и днем – меньше капризничать, плакать и требовать внимания.

Обратите внимание

Вот и живут эти дети в памперсах, за продолжительность рабочей смены которых борются серьезные корпорации. Казалось бы, всем хорошо. Но исчезает при этом необходимость чувственного опыта слежения за состоянием своего еще такого непонятного и непослушного маленького тела.

Не формируются гигиенические адаптационные реакции. Но такие реакции не ходят поодиночке. И потому не формируются вовремя группы взаимосвязанных реакций. Конечно, потом – прижмет и начнет ребенок пользоваться горшком.

Но поздно – время формирования мозговых структур, ответственных за определенную группу адаптационных реакций, упущено. И вот этого-то не наверстать.

Вы идете по улице и встречаете занятых своими делами мам и пап, везущих куда-то в «сидячих» детских колясках детей, которые явно уже умеют ходить. Или просто, таким образом, гуляют с детьми. Точнее, гуляют родители, а дети – сидят, накрепко пристегнутые к коляске.

Обратите внимание на выражение лиц этих детей: вы будете потрясены его пассивностью и безразличием к окружающему миру. Познавательная, да и вообще двигательная, активность наглухо заблокирована. Откуда тут чувственный опыт?! Вот и не формируются положенные на этой стадии мозговые структуры.

А «обратного хода» нет, и наверстать – нельзя. Такими дети приходят в детский сад, где должна развиваться уже другая стадия, а потом – в школу … Мы потом удивляемся, почему развитие детей в начальной школе так отличается от характерного для предыдущих поколений.

Нечего удивляться – сработали «сидячие» коляски нашей лени, нашего эгоизма. И другие младенческие гаджеты.

Глен Доман, врач и директор Института развития потенциальных возможностей человека, был уверен, что важнейшую роль в развитии мозга и совершенствовании интеллектуальных способностей ребенка играет двигательная активность. И возражать этому вряд ли кто посмеет. Но Доман это использовал в образовательных целях, и множество детей обязаны разумом его методике.

Важно

Развитие мозга ребенка требует осознанных и направленных затрат времени и усилий с нашей стороны. А мы, чаще всего, не понимаем необходимых времени, места и способа действия – по безграмотности, лени, и, фактически, безразличию к судьбе ребенка.

Память и интеллект

Раньше в этой книге мы уже договорились о том, что понимать под интеллектом. В обыденной жизни, говоря об интеллекте, люди часто проводят ассоциации с памятью, связывают между собой интеллект и память. Существует ли на самом деле такая связь и в чем она заключается?

Давайте, определим, что такое память. Памятью называется психическая функция, проявляющаяся в обработке информации через её накопление, сохранение и воспроизведение. Самый примитивный вид памяти – это сенсорная память, осуществляемая на уровне рецепторов.

Она «живет» доли секунды, пока мозг решает, насколько важны для него поступившие от рецепторов сигналы. Затем следы этих сигналов стираются. Этот вид памяти не связан напрямую с интеллектуальной деятельностью.

Он просто поставляет мозгу «нефильтрованную» информацию о происходящем.

Но вот мозг выделил из информации, переданной рецепторами, нечто важное для него. И теперь надо решить – выделять ли это явление из мира (окружающего мира или внутреннего мира человека) для последующего запуска интеллектуальной деятельности.

Мозг обрабатывает и интерпретирует полученную информацию, решая, важна ли она для того, чтобы быть переданной на долговременное хранение. На это уходят десятки секунд и остается очень небольшой объем информации.

Если информация не подтверждается повторным введением или воспроизведением в памяти (например, на уровне представлений), она по истечении указанного промежутка времени бесследно исчезает.

В этом случае мы не воспринимаем явление как наблюдаемое, выделение этого явления из мира не состоялось. И запуска системы психических механизмов, называемой «интеллектом», не произошло.

Если же выделение явления из мира произошло, то «задержавшиеся» ненадолго в кратковременной памяти элементы опыта отправляются на хранение в долговременную память. И вот здесь они классифицируются, а затем хранятся и воспроизводятся при поступлении соответствующего вызова.

Все эти процессы неразрывно связаны с интеллектуальной деятельностью, то есть с работой интеллекта. Наиболее четко это просматривается для интеллекта в его научно-познавательной модели(3).

Если «укладка» информации происходит в долговременной памяти в соответствии с эволюционно сформировавшимся алгоритмом [научно-познавательной] деятельности, то и считывание, вызов этой информации запускается тем же алгоритмом.

Совет

Конечно, возможна случайная успешность вызова, но его воспроизводимость и достаточное постоянство обеспечиваются только интеллектом.

Итак, сохранение в памяти какой-либо информации представляет собой последовательность трех этапов. Первый: запоминание и кодирование, выделяющие информацию, подлежащую хранению. Второй: собственно хранение информации и установление её связей с уже имеющейся в памяти. Третий: узнавание и воспроизведение хранящейся информации (так мы узнаем, что же действительно помним).

В силу всего сказанного в этом разделе становится понятной необходимость развития уже в детстве такой памяти, которая будет согласована с развивающимся впоследствии интеллектом и его работой. Это значит, что процессы запоминания должны быть связаны с инициативным выделением явлений из мира, а не бессмысленным для ребенка заучиванием чего-либо.

Такое инициативное выделение должно осознанно поддерживаться и направляться взрослыми людьми в соответствии с возрастными интересами и индивидуальными особенностями ребенка. Далее – необходимо развивать у ребенка классификационные умения и навыки.

И, наконец, на уровне возрастных возможностей и, главное, инициативных проявлений ребенка, поощрять его к установлению связей между запоминаемыми явлениями – пусть фантастических, сказочных, забавных, но… связей! Вот такая память будет серьезным подспорьем в интеллектуальном развитии ребенка.

И, в порядке обратной связи, чем лучше, богаче и ярче будет эта память, тем более четко будет работать интеллект в том смысле, о котором мы говорим на протяжении всей книги. И чем выше будет уровень этого интеллекта, тем совершеннее будет долговременная память его носителя.

Человек начинающийся

Когда мы говорим «homo sapiens», то, как правило, представляем себе уже сложившегося взрослого человека. Действительно, «человек разумный» уже сформировал какой-то разум, который позволяет ему ориентироваться в ситуациях и даже претендовать на успешность.

А для малыша, которого то кутают в памперсы, то привязывают к сидячей коляске, то везут в Арабские Эмираты, где ему явно не климат, жизнь только начинается. И называть его надо – «человек начинающийся». Надо, чтобы он начинался правильно, не «с левой ноги».

Обратите внимание

Чтобы уже в этом беззащитном состоянии, когда за него все решают, решения и их реализация носили разумный характер, не отравляя будущее сегодняшнего маленького человека.

Конечно, оптимальный вариант – формирование и развитие у ребенка «естественного» интеллекта. Для этого необходимо знать и понимать последовательность и характер развития мозговых структур, чтобы оказывать всемерное содействие этому развитию. И по возможности не делать хотя бы катастрофических ошибок.

Безусловно, самое главное – поддерживать познавательную активность ребенка. И эта активность должна быть направлена на взаимодействие как с окружающим миром, так и с миром внутренним. Здесь важно формирование двух компонентов познавательной деятельности.

Первый – умение и навык обращать внимание на то, что происходит вокруг тебя и в тебе. Ведь вокруг все время что-то происходит. Но многие факторы, упускаемые воспитателями, блокируют восприятие этих явлений (как в истории с избыточными памперсами).

Более того, блокируют ощущение явлений (как в примере с сидячей коляской). В результате внутренний и окружающий миры скользят мимо ребенка, так и оставаясь непознанными, а впоследствии – и непознаваемыми.

И, главное, не складывается практика выделения явлений из мира и, следовательно, запуска интеллектуальной деятельности.

Второй необходимый компонент познавательной деятельности – личностный отклик на происходящее уже в этом возрасте.

Сюда относятся: своевременное формирование гигиенических навыков и элементов этики поведения, попытки взаимодействовать с миром и изменять его в игровой и творческой формах, классификация явлений, с которыми сталкивается человек начинающийся, стремление к самовыражению и обретение принятых на социальном уровне коммуникационных умений и навыков (в том числе – освоение чтения и письма). Здесь надо обратить внимание на обеспечение и поддержание взрослыми глубокой внутренней мотивации познавательной деятельности ребенка. Не потому, что так надо (все – в музыку!), не потому, что потом пригодится (чтение, счет), и не потому, что так делают родители (шьют, вяжут, строгают). А потому, что очень интересно. Детали подхода мы рассмотрим в следующей главе, здесь же первый раз отметим необходимость запуска и реализации каждый раз цепочки действий:

Важно

Рис. 6. Схема познавательной деятельности ребенка, направленной на формирование естественного интеллекта

И так – по каждому значимому поводу. От птичек за окном до чтения и письма. Разумеется, в пределах возрастных особенностей и возможностей ребенка!!! Но с учетом этапов развития мозговых структур и профессиональных рекомендаций по своевременному развитию этих структур.

Если вернуться к разделу 3.4 нашей книги («Инструменты»), то становится очевидным соответствие приведенной здесь схемы алгоритму научно-познавательной деятельности рис. 3. Эта схема является, в определенном смысле, «эмбрионом» алгоритма, отражающего инструментальность научно-познавательной модели интеллекта.

Так, первые четыре действия цепочки в схеме соответствуют группе шагов «ЯЗЫК» в алгоритме рис. 3. И действительно, в этом возрасте язык общения с миром, еще не формализованный, а лишь на уровне классификационного подхода к нему, является приоритетной составляющей интеллектуального развития ребенка.

Понимая (то есть «впуская в себя», «присваивая») на возрастном уровне явления и системы, в которых они рассматриваются, ребенок в игровой и творческой формах практического общения с миром отражает поиск и осознание причинно-следственных связей между интересующими его явлениями.

Представления об этих связях при этом вовсе не обязательно должны быть адекватны действительности в представлении взрослых людей. Важно, что ребенок их ищет и старается осознать, важно становление механизма поиска причинно-следственности.

Поэтому в рассматриваемой цепочке действий шаг «Практическая (в том числе – игровая и творческая) деятельность» представляет собой не что иное, как подготовку к развитию далеко впоследствии инструментального блока «ЗАКОН» алгоритма рис. 3.

Наконец, отчет ребенка об осознании им (на соответствующем возрасту уровне!) результата практической деятельности, связанной с изначально заинтересовавшим его явлением, является прообразом блока «ЗАДАЧА» алгоритма рис. 3. Причем отчет, в первую очередь, для себя, ребенка, а не на потеху взрослым. Другое дело, что взрослые должны отследить и поддержать возможно более высокое качество отчета. В следующей главе мы рассмотрим примеры таких отчетов.

Совет

Самое же главное в действиях, соответствующих этой схеме – переход к новым явлениям. Этим переходом завершается и алгоритм рис. 3.

Специально проведенное исследование, описанное в книге «Технология интеллектуального образования»(3) показало, в частности, что именно это действие является наиболее затрудненным в научно-познавательной деятельности – как для детей, так и для докторов наук. А доктора наук, как ни странно, вырастают именно из детей.

И совершенно очевидно, что если для ребенка такой переход естественен и отработан, то так будет и у выросшего из ребенка доктора наук. Наличие данного перехода является одним из критериев становления у ребенка начальных стадий естественного интеллекта.

Все, сказанное выше в этом разделе книги, включает в себя и такие проявления развития ребенка, как чувствование, осмысление, формирование и поддержание увлечений, стремление к самоутверждению. Если все эти проявления развиваются в соответствии с приведенной выше схемой, то они содействуют впоследствии формированию человеком начинающимся естественного интеллекта.



Источник: https://infopedia.su/16x1387c.html

Ссылка на основную публикацию