Питание в детском саду

Правила организации питания в детских садах

Находясь в детском саду, дети должны получать такое питание, которое будет способствовать укреплению здоровья, повышению работоспособности, умственному и физическому развитию.

Законодательное регулирование вопроса

Организация питания в детском дошкольном учреждении регулируется с помощью норм, которые закреплены в Постановлении Главного санитарного врача РФ № 26 от 15.03.2013 года «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

Этим документом установлены следующие обязательные требования:

  1. Категории продуктов, которые не допускаются к употреблению в детском дошкольном учреждении – Приложение №9;
  2. Наборы продуктов, которым должен быть обеспечен каждый ребенок в течение учебного дня – Приложение № 10;
  3. Перечень продуктов, которые должны быть включены в меню в течение недели – Приложение № 11.

Применяемые нормы

Меню в дошкольном учреждении разрабатывается в соответствии с физиологическими потребностями детей, соответствующими их возрасту.

Утверждение меню осуществляется руководителем дошкольного учреждения сроком не менее чем на 14 дней.

Набор продуктов, включаемых в меню, должен быть основан на национальных и территориальных особенностях питания детей, их здоровье.

В режиме питания должны быть предусмотрены завтраки, обеды, полдники и ужины.

В завтрак должны быть включены:

  1. Горячее блюдо;
  2. Бутерброды;
  3. Горячий напиток.

В случае, когда какой-либо продукт отсутствует, допускается его заменить равноценным.

Обед должен состоять из:

  1. Закуски;
  2. Горячего блюда;
  3. Второго блюда;
  4. Напитков.

Полдник состоит из:

  1. Напитка;
  2. Булочное или кондитерское изделие.

Ужин состоит из:

  1. Салатов;
  2. Вторых блюд;
  3. Горячих напитков.

Для составления дневного рациона следует использовать:

  1. Мясные и рыбные продукты;
  2. Куриные яйца (подаются в вареном виде или в виде омлета);
  3. Молочные продукты;
  4. Продукты, содержащие пищевые жиры (растительные и сливочные масла);
  5. Кондитерские продукты;
  6. Овощные продукты;
  7. Фрукты;
  8. Консервы;
  9. Соки и напитки;
  10. Хлеб;
  11. Соль.

Не допускается включение следующих продуктов:

  1. Полученных из мяса диких животных;
  2. Не прошедших процедуру обработки теплом;
  3. Консервированных;
  4. Не пастеризованных молочных продуктов;
  5. Кондитерских изделий, имеющих в своем составе крем;
  6. Газированные напитки;
  7. Натуральный кофе.

До утверждения основного меню, следует разрабатывать примерное, которое составляется на основе кулинарных методик и сборников с рецептами, предназначенными для детских садов. Названия блюд, которые были включены в примерное меню, должны отражаться в полном соответствии с названиями, которые содержаться в ранее указанных источниках.

Для детей, не достигших года, которые вскармливаются искусственно, предусматривается получение сухих и жидких молочных смесей.

Руководителем детского сада осуществляется обязанность по ежедневному информированию родителей о перечне продуктов, подаваемых во время приема пищи.

Это обязанность исполняется путем вывешивания в каждой группе меню на соответствующий день, в котором указываются:

  1. Название блюда;
  2. Объем порции;
  3. Список замененных продуктов для детей, страдающих аллергическими реакциями и иными заболеваниями.

Режим приема пищи

Режим питания представляет собой процедуру нормирования продуктов, которые получает ребенок, находящийся в дошкольном учреждении.

Режим зависит от двух факторов:

  1. Времени пребывания ребенка в учреждении;
  2. Возраста малыша.

Количество приемов пищи определяется в соответствии с временем нахождения в ДОУ.

Так для деток, время пребывания которых в учреждениях составляет от 8 до 10 часов, установлен следующий режим:

  1. Завтрак с 8 до 9;
  2. Обед с 12 до 13;
  3. Полдник с 15. 30 до 16;
  4. Ужин с 18.30 до 19.

Руководителем по своему усмотрению может быть установлен второй завтрак. Время его проведения составляет с 10 часов 30 минут до 11 часов.

В случае, когда детки пребывают в детском саду до 12 часов, то для них должен быть установлен следующий режим питания:

  1. Завтрак с 8 до 9;
  2. Обед с 12 до 13;
  3. Полдник с 15.30 до 16;
  4. Ужин с 18.30 минут до 19;
  5. Второй ужин в 21.

Когда дети находятся в ДОУ 12 часов, руководством должен быть разработан режим, который бы обеспечивал 80% всего рациона малыша.

Режим питания для детей, которые не достигли года, разрабатывается индивидуально на каждого с учетом физиологических особенностей. При этом используется питание, имеющее государственную регистрацию, или поступающее из молочных кухонь.

Порядок проведения контроля

Контроль над процессом питания начинается еще на этапе заключения договора с поставщиком продуктов.

Выбор поставщика осуществляется посредством проведение тендера. Любой поставщик, желающий принять в нем участие, обязан представить документы о продукции, при этом они должны содержать сведения не только касаемо стоимости поставки, но процесс приготовления продукции, сертификаты её качества.

После того, как договор о поставки продукции заключен, контроль над организацией питания осуществляется непосредственно в дошкольном учреждении ежедневно.

Субъектами такого контроля являются:

  1. Руководитель детского сада;
  2. Медицинский работник учреждения;
  3. Комиссия, состоящая из родителей.

Руководитель и медицинский работник проверяют сроки годности поставленных продуктов, сертификаты качества, маркировку и другие требования, которым должны соответствовать продукты, поставляемые в ДОУ.

Комиссия, состоящая из родителей, может также участвовать в проверке качества приготовленной пищи.

Для того чтобы попасть в такую комиссию, родителям следует написать заявление на имя руководителя. Также необходимо иметь санитарную книжку для того, чтобы иметь возможность попасть на кухню.

Помимо внутреннего контроля, за процессом питания в дошкольном учреждении осуществляется внешний контроль. Его субъектом является Роспортебнадзор.

Им осуществляется проверка соответствия всем нормам:

  1. Санитарного состояния пищеблоков;
  2. Рациона питания, разрабатываемого в учреждении;
  3. Качества и безопасности используемой пищи.

При выявлении нарушений требований, предъявляемых нормативно-правовыми актами, сотрудниками Роспотребнадзора могут быть составлены протоколы о привлечении к административной ответственности руководства и наложение штрафа, также допускается приостановление деятельности дошкольного учреждения.

О проведении родительского контроля в ДОУ смотрите в следующем видеосюжете:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/molodaya-semya/detskij-sad/organizacija-pitaniya.html

Меню детского сада для детей

Питание в садике – болезненный для родителей вопрос. Если малышу еще только предстоит пойти в детский сад, мама волнуется, будет ли ребенок там кушать, понравится ли ему предлагаемое меню.

Если чадо уже ходит в садик, всегда интересно, наедается ли он, не голодает ли в ожидании, когда его заберут домой.

Порой возникают и другие сложности – в какой садик отдать ребенка-вегетарианца или малыша с пищевой аллергией.

Обратите внимание

В этой статье мы подробно расскажем, что представляет собой меню детского сада, по какому принципу оно составляется, как научить ребенка есть все, что дают в дошкольном учреждении, а также как выбрать садик для малыша с нестандартным питанием.

Детское питание в любом садике любого региона России довольно жестко контролируется. Весь принцип его организации подчиняется строгим нормам. Главный принцип – диетологический. Пища для воспитанников дошкольного учреждения должна обеспечивать детский организм всеми необходимыми для роста и нормального развития веществами.

В суточном рационе обязательно присутствуют определенные соотношения белков, углеводов, липидов, витаминов и минералов. Также играет большую роль общая калорийность блюд, ведь пища для детей должна быть не только удовольствием, но и источников энергии.

Каждый день в рацион детей в обязательном порядке включаются мясо, рыба, молоко или кисломолочные продукты, яйца, масло, овощи и фрукты, хлеб, крупы.

Если исключить хотя бы одну группу продовольственных продуктов, неизбежно повысится общая заболеваемость среди воспитанников – такие эксперименты проводились еще в Советском Союзе.

Существующие ныне требования и принципы детского питания в ДОУ не придуманы из ничего, они целиком опираются на практику, опыты, ошибки прошлого.

Собрать в меню все эти продукты важно, но увы, недостаточно для достижения результата. Поэтому второй принцип детского питания в садике звучит так: «Блюда должны быть красивыми и привлекательными». Даже очень полезные котлеты или салат ребенок не станет есть, если подача была совершенно непривлекательной. И никакие доводы о пользе в этом случае не помогут.

Третий принцип – регулярность. Существующие нормы подразумевают минимум 4 приема пищи, три из них должны содержать горячие блюда.

Зачем это делается, объяснять излишне – без горячего питания пищеварение ребенка не может быть здоровым, а обмен веществ – полноценным. Горячим питанием должны быть обеспечены все дети, которые пребывают в садике более 3,5 часов в день.

Это правило, которое действуют для всех форм садиков – частных, муниципальных, ведомственных и т. д.

А потому воспитатели, врачи, родители должны в обязательном порядке интересоваться, что и как ест ребенок, сыт ли он.

В садиках специализированных (для детей-инвалидов, со спортивным уклоном) принципы питания в целом должны соответствовать нормам, но допускается сверх требуемого добавлять некоторые продукты с учетом энергозатрат.

Например, детям с малой подвижностью в силу заболеваний рекомендуется снизить количество круп и кондитерских изделий и добавить фруктов, а маленьким спортсменам, наоборот, добавляют больше углеводов, поскольку их энергозатраты в разы выше.

Исходя из этого же принципа в летнее время питание всех дошколят должно быть более легким, чем в зимнее.

Важно

Для организаторов детского питания существует всего два детских возраста – от 1,5 до 3 лет и от 4 до 6 лет. Этим двум группам детей меню организуется с некоторыми отличиями. Для начала следует отметить, что калорийность разных приемов пищи неодинакова. На долю завтрака приходится около 25% суточной потребности в калориях.

В обед ваше чадо «съедает» около 40% требуемых ему калорий, на полдник – около 15%. Таким образом, на ужин (а ужинать ребенок будет уже дома) родители должны предусмотреть такую пищу, которая даст ему оставшиеся 20-25% потребности в калориях, не больше. В садиках с круглосуточным пребыванием воспитанников подразумевается именно такой подход.

В целом детсадовские повара готовят одинаковые базовые блюда для всех возрастов – это супы, каши, тефтели и запеканки.

Но при подаче для ясельной группы будут учитываться возрастные особенности – малышам более мелко порежут овощи в салат, не подадут апельсины, которые могут вызвать аллергию, заменив их яблоками.

Детям более старшей возрастной группы увеличивают порции, поскольку потребность в энергии у них выше.

Вы никогда не задумывались, почему при входе в детский сад, запахи немедленно возвращают нас, взрослых, в воспоминания о собственном детсадовском детстве? Ответ на этот вопрос очень прост – современным детям готовят по рецептам, которые были одобрены еще в СССР. С небольшими изменениями, но все-таки питание в садике продолжает выстраиваться по заложенным традициям и существующей нормативной базе.

Чтобы родители понимали, почему в садике любимому чаду не дают картошку фри и гамбургеры, а предлагают овсяную кашу и компот, следует знать, какие документы регулируют организацию питания (а при желании и ознакомиться с их содержанием):

  • СанПиН 2.3.2.1940-05 – «Санитарные правила организации детского питания»;
Читайте также:  Как накопить на образование ребёнка

Источник: http://www.o-krohe.ru/detskoe-pitanie/po-vozrastu/menyu-detskogo-sada/

Организация питания в детском саду в 2019 году – нормы и правила, справка, летом, акт проверки, детей

Никто не сомневается в наличии должностного питания детей в детских садах. Что значит организация питания и каков его режим, кто за этим следит? Попробуем разобраться в этих вопросах подробнее.

Все садики подлежат обязательному контролю в качестве питания детей, как внутренними силами, так и внешними контрольными.

Говорить о том, что все должно быть чисто и стерильно, думаю, не стоит, это понятно.

Совет

Дома каждая мама, бабушка (и не только), для своего маленького человечка покупают только свежие продукты, и готовят из них вкусные, любимые блюда малыша.

Потому часто случается так, что как только ребенок начинает ходить в садик, то не всегда сразу соглашается на питание, которое предлагают там.

В связи с этим, родители начинают сомневаться в корректности работы персонала и подобное. Но это ложные мысли. Стоит немного разобраться в правилах организации питания в детских садах РФ.

Главные аспекты

Каждый родитель, отдавая ребенка в садик, в первую очередь надеется, на его полноценное питание. Как все мамы переживают, чтобы ребенку было вкусно, и он ел хорошо.

Ребенок, какого бы возраста он ни был, должен получать все необходимое ему для роста и развития с едой не только дома, но и вне его стен. Важным является питание детей в детском саду.

Потому решив, что малышу уже можно идти в садик, подойдите ответственно и с интересом к вопросу порядка организации питания в выбранном вами учреждении.

Необходимые понятия

В садике имеется четкий список того, что должно включать в себя питание ребенка. Какие продукты допускаются, а какие нет.

Чтобы ребенок смог получать полноценное питание, в его рацион должны входить, как минимум такие продукты:

  • мясное и рыбное;
  • яйца, только после термической обработки (варенные);
  • продукты молочного характера (молоко, творог, сыр);
  • жиры растительного происхождения (сливочное масло);
  • кондитерские изделия (печенье);
  • овощи и фрукты;
  • хлебобулочные;
  • соки и напитки (какао, кофе).

Категорически не разрешается включать такие продукты, как:

  • дикое мясо, не домашних животных;
  • без термической обработки, в том числе и яйца;
  • консервы;
  • молочные продукты без сертификации (с рынка у бабушек);
  • кондитерские изделия, включающая жирные крема и аллергены;
  • напитки с углекислым газом;
  • кофе (натуральный).

Детки, которые младше годика и содержатся на искусственном питании, в рацион включают молочные смеси как сухие, так и жидкие.

В садике обязательно каждый день должно вывешиваться суточное меню как возле окна выдачи пищи на кухне, так и в каждой группе.

Родители могут сами ознакомиться с рационом на день и в случае чего, попросить каким-то продуктом ребенка не кормить, или уменьшить порцию.

Основополагающие нормы

Каждое блюдо, а соответственно и меню питания, устанавливается согласно особенностей каждого ребенка.

В таких садиках меню разрабатывается и контролируется очень строго руководством. Как правило, меню составляется с расчетом на 10-14 дней, когда цикл последовательно повторяется.

В обязательном порядке состав меню включает наличие завтрака, обеда и ужина. Между ними включается время полдника, на усмотрение заведующего.

Рассмотрим более детально, что конкретно должно входить в прием пищи.

Ребенок в садике должен получать до 70-80% пищи от основного режима, то есть оставшиеся 20-30% ему представляют родители дома. Итак, завтрак должен состоять из:

  • горячее (как правило, каша молочная);
  • хлеб или булочка, печенье;
  • напиток (чай, какао, кофейный напиток, кисель, сок и т. д.).

Обеднее время включает:

  • горячее (суп, борщ);
  • второе (каша, пюре и т.д.);
  • гарнир ко второму (котлета, рыбка в соусе и т. д.);
  • напиток (что и завтрак).

На ужин детки могут получить:

  • второе (молочная каша и т. д.);
  • гарнир;
  • напиток.

Если в промежутки основных приемов пищи был включен полдник, то он обычно состоит из легкого перекуса булочки или печенья с напитком.

Стоит отметить, что перед началом составления основного списка меню, прорабатывается примерное.

Уже давно были разработаны и написаны книжки согласно ГОСТам и всем нормам питания, еще в Советское время. Потому и по сей день, стартовая база детского меню берется из этих учебников.

Наименование блюда, а также всего списка, входящих в рацион ежедневного питания детей, в обязательном порядке должно совпадать (точнее соответствовать) с наименованиями аналогичных блюд из тех источников, где они были взяты поварами.

Правовая база

Следуя указу главвного санитарного врача РФ №26, который именуется как «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» за 15 марта 2013 г., регулируется вся деятельность ДОУ в отношении детского питания.

В документе можно отметить некоторые основные важные сноски:

№ 9 Продукты, которые нельзя включать в рацион питания детям
№ 10 Продукты с расчетом суточной нормы на одного ребенка
№ 11 Норма продуктов с расчетом на неделю

Как осуществляется организация питания детей в детском саду

Контроль по проведению планировки и расчета детского питания в садике ложится на плечи его непосредственного руководства — заведующего учреждением.

Потому все вопросы, касаемо качества продуктов, сроков годности и питательности приготовленных блюд, несет директор.

В садике ежегодно проводится проверка его состояния и соответствия всем нормам санитарно-эпидемиологическим.

После всего, составляется и выдается справка для организации питания в детском саду.

Как распределяется режим приема пищи летом

На одного ребенка в садике, согласно установленным нормам по качеству питания, полагается суточная норма продуктов.

Они должны включать в себя достаточное количество питательных веществ и всех включающих для полноценного роста и развития молодого организма.

В зависимости от возраста ребенка и его времени нахождения в садике определяется суточная норма питания. Если ребенок в садике находится до обеда — количество порций одно, полный день — другое.

Например, если у ребенка полный садиковский день (около десяти часов), тогда его режим будет составлен так:

08:00-09:00 Завтрак
12:00-13:00 Обед
15:30-16:00 Полдник
18:30-19:00 Ужин

В некоторых учреждениях может иметь место второй завтрак, обычно около 10:30-11:00, на усмотрение заведующего.

Отдельный разговор про садики, которые предполагают пребывание деток до двенадцати часов. В таком случае, увеличивается количество частоты приема пищи и продуктов питания.

Режим в таком садике будет выглядеть следующим образом:

08:00-09:00 Завтрак
12:00-13:00 Обед
15:30-16:00 Полдник
18:30-19:00 Ужин
21:00 Второй ужин

Маленькие детки, которым меньше годика, питание разрабатывается исключительно по индивидуальным потребностям малыша, даже с включением молочной кухни.

Порядок контроля

Уже в момент заключения сделки с поставщиком продуктов питания начинается контроль над порядком питания детей в садике.

Тот, кто хочет сотрудничать, таким образом, должен представить соответствующие документы, которые освидетельствуют ценовую стоимость поставок, а также касательно процесса приготовления и сертификаты качества.

После окончательного выбора поставщика, дальнейший контроль будет осуществляться в самом садике каждый день.

Собирается комиссия, которая проводит контроль. Она включает в себя:

  • заведующий садика;
  • медврач садика;
  • родительский комитет по данному вопросу.

Первые из списка, заведующий и медврач, осуществляют контроль больше в отношении сроков годности продуктов, проверяют сроки и наличие сертификатов качества, маркирование и т. д.

Все параметры должны четко соответствовать всем предоставляемым требованиям согласно постановлениям главного врача РФ.

Родительский комитет осуществляет проверку продуктов на кухне, получить доступ туда можно только при наличии медкнижки.

Предварительно нужно написать заявление с просьбой участия и доступа к контролю продуктов питания детей на имя заведующего садиком.

Роспотребнадзор — проводит внешний порядок контроля над процессом питания в садиках. Они следят за исполнением норм:

  • сансостояние пищеблока;
  • рацион питания;
  • непосредственно качество, безопасность продуктов.

В случае постановления факта нарушения данных норм, сотрудники Роспортебнадзора вправе составить протоколы на указание нарушений.

Тогда возможно привлечение руководства садика к административной ответственности с включением штрафа. В худшем случае — закрытие учреждения.

Правильное составление акта проверки

Как уже было сказано, внешний контроль и проверку качества проводят эксперты Роспотребнадзора. Проверка может длиться ни один день.

В акте указываются те, кто принимал участие в проверке, также он подписывается заведующим детского сада.

В содержании самого акта прописывается подробный отчет о проведенной проверке экспертами по всем помещениям и техникам садика.

По итогу составляется справка для «Организации питания в детском саду», в которой прописывается:

  • цель;
  • программа контроля;
  • состав комиссии;
  • вывод и решение комиссии.

На что необходимо обратить внимание родителям

Совет родителям — каждый день не забывайте посмотреть на лист-меню питания возле столовой, где выдают еду. Если не успели или забыли, в группе возле входа должен висеть экземпляр.

Если у вашего ребенка имеются ограничения в плане питания конкретных продуктов или аллергия, то смело сообщите об этом воспитателю и заведующему садиком.

Будут приняты меры для подбора правильного состава меню на ребенка.

При выборе садика не стесняйтесь и обойдите его окрестности — вашу группу, в которой будет «жить» ребенок и загляните на кухню, обойдите взглядом рабочие поверхности.

Это поможет вам создать в голове общую картину состояния.

Питание в детском учреждении должно быть организовано на должностном уровне. Контролировать этот порядок должны тщательно.

Обратите внимание

В этом могут и имеют право принимать участие также родители детей. При этом они могут изучить список продуктов, какими питаются дети в детском саду.

Какие-либо нарушения, особенно строгое не соблюдение гигиены и чистоты, качества продуктов питания, ситуации массового отравления детей подлежат немедленному закрытию учреждения с наказанием для руководства.

Видео: организация питания в детских садах

Источник: https://posobieguru.ru/obrazovanie/detskij-sad/organizacija-pitanija-v/

Привозное питание в детских садах

Организация питания в детском саду

Питание детей играет одну из главных ролей в их полноценном развитии и здоровье, поэтому к тому, как дети питаются, предъявляются особенно строгие требования. Рацион ребенка должен быть разнообразным, включать свежие, натуральные продукты и обеспечивать полностью потребности ребенка в питательных и полезных веществах.

Какие требования к питанию детей предъявляет закон

Вопросы питания детей в детских садах, регулируются рядом нормативных актов, ключевым из которых можно назвать СанПиН 2.4.1.3049-13.

Питание дошкольников должно быть организовано в соответствии с требованиями этого документа.

Он устанавливает объем порций, дневную калорийность и питательную ценность рациона ребенка, а также состав блюд и распределение питательных веществ между приемами пищи.

СанПиН регулирует режим питания дошкольников, содержит требования к качеству продуктов и блюд, их упаковке и маркировке, а также условиям хранения, перевозки и приготовления.

Питание в детских садах должно быть организовано при участии технолога, а также медсестры, которые составляют технологические карты на приготовление всех блюд.

Читайте также:  Осень без простуд – так бывает?

Технолог и медсестра, вместе с директором детского сада, также отвечают за контроль качества продуктов и готовых блюд, которые поступают в учреждение от поставщиков, и соблюдение поставщиком правил хранения и перевозки продуктов и блюд.

Как организовать питание дошкольников

В рационе ребенка обязательно должны присутствовать:

  • рыба, мясо, птица;
  • злаки (каши, белый и черный хлеб);
  • бобовые, орехи;
  • растительные и животные жиры;
  • свежие и приготовленные овощи;
  • фрукты и ягоды;
  • яйца;
  • молоко, молочные и кисломолочные продукты, сыр.

Для дошкольников рекомендовано 4-разовое питание:

  • на первый завтрак детям предлагаются молочные каши с фруктами или сухофруктами, блюда из творога, омлет или запеканка либо овощное блюдо, а также горячий напиток;
  • второй завтрак, как правило – это горячий напиток и что-то легкое, например, яблоко, запеканка и т.д.;
  • обед является основным приемом пищи и состоит из первого блюда – супа, горячего блюда из мяса, рыбы или птицы с гарниром из каши, овощей, картофеля или бобовых, и напитка (компот, сок, кисель);
  • полдник включает в себя напиток и выпечку без крема либо творожную или крупяную запеканку, молочную кашу, фрукты или ягоды.

Меню составляется на 10 дней.

Правила организации питания в детских садах

Для разных возрастных групп разрабатывается разное меню, также различаются составы меню по сезонности. Так как при организации питания детей отдается предпочтение сезонным продуктам, характерным для конкретной местности, то зимнее и весеннее меню будет отличаться от летнего и осеннего.

Детский сад может самостоятельно готовить блюда для детского питания, либо пользоваться услугами комбинатов питания и организаций общественного питания (например, заказывать готовые блюда по договору в кафе или столовой). При этом все требования, которые устанавливает СанПиН, поставщиком готовых блюд должны соблюдаться – в том числе должны быть разработаны в установленном порядке технологические рецептурные карты и 10-дневное меню.

Кто контролирует организацию питания в детских садах

Первичный контроль питания дошкольников проводится администрацией детского сада – директором, медицинским работником и технологом.

Для проверки качества контроля и организации питания детей могут создаваться комиссии, в которые входят представители муниципальных надзорных и исполнительных органов, а также общественных организаций, родители и пр.

Вышестоящим органом, контролирующим питание дошкольников в детсадах, является Роспотребнадзор.

Важно

В случае нарушений со стороны администрации детского учреждения и/или поставщика (продуктов или готовых блюд), к нарушителю могут применяться санкции – требование устранить нарушение, административный штраф, приостановление деятельности. В случае причинения вреда здоровью и жизни детей, вследствие нарушения, виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Читайте другие наши статьи:

Новые упаковочные решения
Мясная гастрономия

В Волгограде увольнение грозит 800 работникам детских садов.

Волна так называемой оптимизации, столь агрессивно и беспощадно искромсавшей медицинскую сферу в Волгоградском регионе, останавливаться не намерена. Скорее, ее даже можно сравнить с цунами, разрушающим все на своем пути.

Вслед за введением аутсорсинга в школах — передачей прав на обеспечение питанием ребят в руки сторонних организаций — в Волгограде решили оптимизировать и питание в детских садах.

Проект всерьез обсуждается городской думой…

Решения о сокращении…

На днях в Волгоградской гордуме на заседании рассмотрели проект решения «Об утверждении положений об организации питания в муниципальных образовательных учреждениях Волгограда». Другими словами, будет введена система аутсорсинга. Кстати, что означает это новомодное слово?

«Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing — использование внешнего источника и/или ресурса) — передача организацией, на основании договора, определенных видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области.

В отличие от услуг и поддержки, имеющих разовый, эпизодический или случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг обычно передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работы отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее одного года)».

Проще говоря, теперь всеми средствами, отведенными на питание детишек, будет распоряжаться одна-единственная компания, и готовить пищу для малышей станут не родные детсадовские повара, а сторонние организации.

Источник: https://berkutgun.ru/privoznoe-pitanie-v-detskih-sadah/

Питание ребенка в детском саду: что надо знать родителям

le>

Самая большая проблема воспитанников детских садов, особенно тех, кто очень рано идет в садик или ясли, – это научиться обходиться без помощи родителей: самому одеваться, мыть руки и, самое главное, самостоятельно есть. По мнению воспитателей и врачей, это самая сложная задача для ребенка.

В садике не станут особо уговаривать, постоянно кормить с ложки, петь песни и танцевать вокруг крохи: малышей много, и надо уследить за всеми, а это может оказаться непростым испытанием для ребенка. Всем детям предлагают одинаковую еду – ее надо уметь жевать, нужно уметь пить из чашки и пользоваться салфеткой.

Это тоже нередко представляет сложность для «домашнего» ребенка.

Меню детского сада

Питание для детских садов разрабатывают медицинские работники, исходя из возрастной физиологии, таким образом, чтобы еда максимально покрывала потребность ребенка в питательных веществах, витаминах и минералах.

Обычно это меню общее для всех воспитанников, начиная с полутора до 6–7 лет, отличаются только объемы порций в зависимости от возраста.

Учитывая сезонные изменения, в питании детей летом и осенью максимально используются свежие фрукты и овощи, а в зимне-весенний сезон в рацион включаются витаминизированные продукты: соки, отвары трав и зимние фрукты – яблоки, груши зимних сортов, хурма.

Совет

Все приемы пищи разделены по калорийности на определенные физиологические объемы: при 4-разовом питании на завтрак приходится 15–20% калорийности, на обед – до 40%, на полдник – до 15–20%, на ужин (в некоторых детских садах) – до 20–30%.

Обычно на завтрак детям дают каши из различных видов круп на молоке, пудинги, омлеты, соки или компоты. В обед обязательными являются различные первые блюда, салаты, вторые блюда и напитки.

Полдник представляет собой фруктовый десерт или выпечку с кефиром, молоком или другим напитком.

Некоторые сады удлиненного пребывания допускают и наличие ужина – обычно это овощное, молочное или крупяное блюдо.

Обязательно строгое соблюдение в питании количества белка, как основного строительного материала для роста и развития малыша, никакие вегетарианские диеты в детском саду недопустимы. Детям обязательно дают животные белки – рыбу, мясо, яйца, молоко и молочные продукты. Из растительных белков используются бобовые, крупы, хлеб.

Рацион детей не включает животные жиры и маргарин – источником жиров являются растительное и сливочное масло. Кроме того, малышам дают сливки и сметану. Ограничивают также количество сахара, заменяя его углеводами из крупяных, макаронных и хлебобулочных изделий.

В меню детского сада существует список продуктов, которые запрещаются СЭС, кроме того, она же регулярно проводит проверки пищеблока и сотрудников детского учреждения.

Есть продукты, которые появляются на столе ребенка в детском саду ежедневно: это молоко, масло, сахар, овощи, хлеб, фрукты, мясо. Яйца обычно даются через день, творог – 2–3 раза в неделю, а рыба – 1–2 раза в неделю.
Все блюда готовятся непосредственно перед употреблением, их не хранят и не разогревают.

В меню детского сада не допускаются повторы одинаковых блюд в один день, например макароны утром и вечером. Меню составляется на неделю вперед, при этом сотрудники детского сада по возможности стремятся избегать повторов блюд в течение недели.

Кроме того, для стимуляции пищеварения детям в обязательном порядке в обед дают салаты из овощей или фруктов кислого вкуса, например из капусты с яблоком или моркови с яблоком.

Аппетит малыша в детском саду будет зависеть больше от усилий родителей, хотя и персонал садика тоже играет в этом определенную роль. Причин, по которым ребенок может отказаться от еды в детском саду, несколько.

Любые глобальные перемены – это стресс для организма, особенно если это малыш первых лет жизни.

Обратите внимание

Появляется совершенно другая компания взрослых и детей, резко меняется круг общения, происходит контакт иммунной системы с незнакомыми веществами: обмен микрофлорой между детьми, новое окружение – другая мебель, игрушки, порошки для стирки и т.д.

Меняется и отношение к ребенку: он уже не центр вселенной. Это приводит к нарушению в работе высших отделов нервной системы и выливается в проблемы с поведением, капризность, тревожность, нарушения сна и аппетита даже дома. Многие дети – консерваторы.

Им очень трудно дается изменение привычных ритуалов: смена любимой тарелки и ложки может надолго отбить аппетит. Кроме того, малышам отводят четко регламентированное место за столом, не позволяя вольностей, а рядом с ними еще и сажают других детей, которые отвлекают внимание.

Самой большой ошибкой родителей и многих воспитателей являются попытки накормить ребенка любой ценой. Обычно в ход идут уговоры: «Съешь все – и дам конфетку» или угрозы: «Пока не съешь весь обед, из-за стола не выпустим».

Однако таким образом можно добиться только полностью противоположного результата – усилить стресс и надолго лишить ребенка аппетита. Неверным вариантом будет и превращение процесса еды в игровое шоу или конкурс на «самую чистую тарелку» или «кто быстрее всех все съест».

Еда не ради еды не принесет пользы – таким образом можно сформировать у не очень расторопного ребенка-флегматика комплекс неудачника. Тогда аппетит пропадет надолго.

Но решения у проблемы отсутствия аппетита есть, главное – набраться терпения. Малыш немного привыкнет к новому коллективу и начнет тянуться за другими детьми, подражать им, в том числе и в еде. Попросите воспитателей посадить ребенка к тем малышам, которые уже хорошо едят.

Также важно создание ритуала еды: крохе предлагается постоянная последовательность действий – мытье рук, усаживание за стол. Частой ошибкой родителей является поощрение избирательности в еде и ее культивирование у ребенка.

Важно

Кроме того, нередко кроху с детства балуют различными деликатесами, он ест, когда хочет, где хочет и только то, что хочет. После того как ребенка приучили к такому режиму, будет очень сложно научить его есть обычную детсадовскую еду и сформировать режим дня.

При поступлении в садик, конечно, возникает протест против «невкусной» пищи. Малыша начинают заставлять есть не то, к чему он привык.

Читайте также:  Как я вылечила свою малышку от кашля

И сложнее всего бывает тогда, когда в саду пытаются научить ребенка есть нормальные продукты, а вечером мамы и папы в виде «компенсации» опять предлагают ему излюбленные лакомства. Родителям надо категорически сказать «нет» подобным продуктам и запастись терпением, начав методично приучать кроху к здоровой пище, иначе он не будет полноценно есть в саду.

Еще одной важной причиной плохого аппетита является неумение есть самостоятельно. Иногда дети к моменту поступления в садик совершенно не умеют пользоваться ложкой и вилкой. А когда они оказываются рядом с более умелыми сверстниками, которые хорошо едят, у них возникают проблемы.

Большой ошибкой родителей является просьба, чтобы воспитатели не оставили без внимания их кроху – накормили, помогли есть с ложки, показывали, как нужно делать. Это резко выделяет малыша из всех детей, он начинает думать, что все делает не так: все могут есть ложкой, а он – нет.

Кроме того, воспитатель начинает заострять внимание самого ребенка и окружающих его детей на проблеме, и это может вылиться в полный отказ от еды.

Возможно, вам будет интересна статья “Питание в детском саду” на сайте mamaexpert.ru

Врачами и психологами отмечается, что дети, которые к моменту поступления в садик умеют элементарно себя обслуживать: одеться, помыть руки или умыться, самостоятельно есть, – легче проходят адаптацию.

Совет

Если малыш плохо управля-ется с приборами, в детском саду он обычно дольше всех сидит за столом, хуже ест и может не доедать всей порции, чтобы успеть за другими детьми.

Кроме того, новички во время еды часто отвлекаются на происходящее вокруг, что тоже отражает-ся на аппетите.

До момента поступления в садик, конечно, надо научить малыша есть самостоятельно, пользоваться столовыми приборами и уметь вести себя за общим столом.

Как минимум с 1,5–2 лет ребенок должен есть со всеми за общим столом, пользоваться вилкой, ложкой, пить из чашки. Хорошо формирует навыки общение со сверстниками по выходным, приглашайте на общие обеды малышей.

Следите, чтобы кроха научился есть в течение получаса – именно такое время отводится в детских садах на прием пищи.

Соблюдаем режим

Самое верное решение – это постепенно и целенаправленно начинать подготовку малыша к детскому саду заранее, желательно за несколько месяцев. Нужно узнать расписание приемов пищи в саду и следовать ему дома, не отступая от него и не проводя за столом дольше чем полчаса.

Источник: https://www.9months.ru/pitanie_malysh/4424/pitanie-v-detskom-sadu

Питание в садах 2016. Меню с фото

На каждый вопрос найдется минимум два мнения. К питанию детей в садике относятся по-разному.

Одни считают, что сбалансированное питание и режим дня полезны для детского организма, позитивно влияют на работу пищеварительного тракта.

Другие же, наоборот, придерживаются от рождения принципа кормления детей по требованию. Ссылаясь на то, что детский организм лучше знает, что и когда ему следует употреблять в пищу.

Пример меню в ДОУ (в яслях и детском саду):

В левой колонке я прикрепила фото меню в яслях, а в правой колонке меню в садиковской группе. Меню из 36 детского сада Калининского района Санкт-Петербурга. Если интересно, то постараюсь загрузить меню в детском саду на 10 дней. Заявку напишите в комментариях)

Меню для детского сада. Бланки и шаблоны

Для частных детских садиков я собрала замечательную коллекцию бланков. Таким красивым меню можно пользоваться и дома, предварительно распечатав с сайта или по ссылке без логотипа. Кстати, ребенку будет очень интересно поставить свою печать на бланке меню

Источник: https://mamasblog.ru/pitanie-v-sadax-menyu-s-foto/

Культура питания в детском саду – Ребенок в детском саду

Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона.

Это совсем не полезно для растущего детского организма.

Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Правила сервировки стола

В детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер — вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.

В каждой группе желательно иметь свою посуду, расцветка которой может соответствовать названию группы («Ромашки», «Малыши»). При переходе в более старшую группу набор посуды меняется.

В старшей группе на столах может появиться дополнительный предмет — солонка с маленькой ложечкой. Зачастую дети, не желая есть малосоленое блюдо, отказываются от еды. Но достаточно им разрешить немного подсолить блюдо, как аппетит сразу же появляется. Безусловно, детям нужно рассказывать, про то, что излишки соли крайне вредны, что необходимо соблюдать меру.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному. 

К завтраку на середину стола ставят вазочку с цветами, хлебницу, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Вилки раскладываются с левой стороны, ножи — с правой, ложки — параллельно краю стола. Основное блюдо, чтобы не остыло, подается только тогда, когда ребенок садится за стол. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом, однако сок и компот в чашки на столе разливают заранее, на край стола ставят горкой тарелки. При этом, в младших группах ставятся только глубокие тарелки, а в средней и старшей — глубокие и мелкие тарелки в тех случаях, когда второе раскладывается в группе, а не приносится из кухни. Использованная посуда тут же убирается.

В некоторых садах поощряют привычки детей, которые не всегда можно назвать полезными.

Например, многие ребята, которые не любят вареный лук, морковь или капусту, выкладывают их на тарелку, заранее заготовленную нянечкой.

Однако воспитатели должны проводить работу с воспитанниками, стараясь научить есть всю гущу вместе с жидкостью. В крайнем случае, кусочек лука можно положить на край своей тарелки.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу.

Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется.

После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

Обратите внимание

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

Кроме дежурств, в дошкольном учреждении проводятся тематические занятия, реализуются парциальные программы.

Одна из них — «Азбука здорового питания«, разработанная специалистами Центра «Доверие».

 На занятия к детям приходят «Умник» и «Весельчак», которые делятся интересными фактами про овощи и фрукты, разучивают с дошкольниками стихи про еду, проводят представления, посвященные питанию в детском саду.

В дошкольных учреждениях организуются праздники. Особенно популярен День культуры еды. В рамках его проводятся различные мастер-классы по приготовлению салатов, декорированию блюд, ведутся беседы о кулинарных пристрастиях и традициях, пришедших к нам из других стран.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. В связи с этим, в детских садах зачастую объявляются конкурсы-смотры на лучшую сервировку.

Смотр-конкурс на лучшую сервировку стола в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 7» Елочка, г. Ханты-Мансийск, сайт — sad7elochka.ru.

Автор — Даниленко Мария. 

Источник: http://deti-club.ru/kultura-pitaniya-v-detskom-sadu

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector