История одной каши

История одной каши

Любая мама волнуется перед началом первого прикорма и с большой осторожностью относится к непривычной малышу твердой пище. Ведь чтобы быть уверенной в грудном молоке, достаточно было следить за собственным питанием.

А кто и как делает каши? Если бы мы подробно знали, как это происходит, возможно, первый прикорм проходил бы менее болезненно.

Компания Nestle, которая более 145 лет заботится о детском питании, решила успокоить мам, подробно познакомив их с одной из своих фабрик по производству детских каш в Вологде.

Из истории Nestle

В середине 60-х годов XIX века опытный фармацевт Генри Нестле экспериментировал с разными комбинациями молока, пшеничной муки и сахара, пытаясь создать альтернативное питание для младенцев.

В результате ему удалось создать питание, которое спасло недоношенного младенца, а еще создать компанию, которой суждено было стать великой. Сегодня ее логотип — гнездо с птенцами, узнает любая мама.

Ради того, чтобы с каждым годом малыши получали все более усовершенствованный полезный продукт, Nestle сотрудничает с учеными, экспертами в сфере образования, родителями и врачами.

Фабрика в Вологде

Современная фабрика Nestle по производству детских каш в Вологде начала свою работу в апреле 2014 года. Это вторая по размеру фабрика в Европе, которая будет производить 11 тыс. тонн продукта для России и стран СНГ.

Для кого

Продукция фабрики — детские каши Nestle — предназначены для начала прикорма ребенка с 6 месяцев и разнообразия рациона для малышей постарше. Существуют разные мнения по поводу того, когда начинать первый прикорм.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует делать это после 6 месяцев исключительно грудного вскармливания. Врачи часто разрешают начинать прикорм чуть раньше — с 4,5 месяцев.

Компания Nestle придерживается рекомендаций ВОЗ.

Из чего

В производстве каш Nestle используется и локальное, и импортное экологически чистое сырье. Вне зависимости от происхождения, каждый поставщик проходит специальную сертификацию на поставку ингредиентов для каш. Кроме качественных зерновых, в основе каш Nestle содержатся бифидобактерии BL. Те самые, которые есть в материнском молоке!

Как

Nestle предъявляет очень строгие требования к санитарным условиям на фабрике. Все сотрудники, занятые на производстве, обязаны соблюдать строжайшие правила гигиены. Здесь также действует система контроля качества. Сырье, упаковка и готовая продукция проходят тщательную проверку в лаборатории, прежде чем попасть в магазины, а потом — в корзинку к родителям малыша.

Кто

На вологодской фабрике работает порядка 300 человек. Когда компания Nestle инвестировала в фабрику, она инвестировала еще и в людей. В Вологде появились новые рабочие места со стабильной заработной платой, социальными льготами, безопасными и комфортными условиями работы. Именно поэтому те, кто создают детские каши, делают это с любовью и энтузиазмом.

Технологии

В производстве вологодских каш используется особенная технология бережного расщепления злаков CHE (СиЭйчИ). Ее суть заключается в том, что крупные молекулы углеводов расщепляются до более мелких. Во-первых, это делает кашу воздушной по консистенции.

Наконец-то при заваривании не образуются комочки! Во-вторых, технология облегчает процесс переваривания и усвоения. Это особенно важно для малышей в первый год жизни, когда способность вырабатывать пищеварительные ферменты еще ограничена.

И в-третьих, технология CHE позволяет максимально сохранять натуральную сладость злаков и существенно снижать количество добавленного сахара при производстве.

Продукция

В продуктовой линейке Nestle 20 видов детских каш для начала прикорма и его продолжения. Если вы получили добро от педиатра, чтобы начать первый прикорм с каш, лучше начинать с безмолочных и однозлаковых, например, рисовой или гречневой.

Чуть позже малыш сможет найти свой любимый вкус, и обедать не только с пользой, но и со вкусом

Источник: https://www.BabyBlog.ru/article/post/istoriya-odnojj-kashi

История возникновения каши: кто, когда и как придумал?

Нет на Руси каши были всегда и с незапамятных времен занимали не только важное, но и почетное место в ежедневном рационе, являясь, по сути, одним из основных блюд на столе, как у людей бедных, так и у богатых. Об этом и пословица: “Каша – мать наша“.

Раньше каша всегда присутствовала на торжествах и праздниках.Кашу употребляли с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша.

На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.

Слово “каша” происходит, по мнению лингвистов, от санскритского “каш”, что означает “дробить, тереть”. В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца XII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ – Х вв.

На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы.

Полба – это полудикий сорт пшеницы, которая еще в XVIII веке “выращивалась” на Руси в большом количестве – росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно “культурные” сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо очищалась и ее урожайность была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

*** Из сказки А.С. Пушкина “О попе и его работнике Балде”

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.

Обратите внимание

Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня).

Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Васильева дня, в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.

День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш.

Кашу варили на свадьбу, при рождении ребенка, на крестины и именины, на поминки или похороны(кутья).

Кашей угощали на общих деревенских работах – помочах. У Владимира Даля приводится такое значение слова “каша” – “помочь на жатве”, “пожинки (начало жатвы), пируют, толпа кашниц ходит с песнями”.

У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли “бабкиной”, встречали новорожденного.

На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала: “Хозяйка красна – и каша вкусна “.

В некоторых областях Руси каша вообще была единственной едой, которую молодые могли есть на свадебном пиру. А сам свадебный пир в Древней Руси назывался “кашей” и “заварить кашу” означало – начать готовиться к свадьбе.

На свадьбе кашу подавали, как правило, на второй день в доме молодых на новом хозяйстве, чтобы в доме был достаток. За эту кашу гости платили монетой, а потом пустой горшок весело разбивали на счастье молодых. Отсюда и первый обед после свадьбы получил название “каша”.

По другому источнику выражение “заварить кашу” имеет более общий смысл:

Важно

В древних русских летописях сами застолья часто именовали “кашей”. Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение “заварить кашу”.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями и на победных пирах. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить “мирную” кашу.

О человеке ненадежном и несговорчивом говорили “с ним каши не сваришь”. Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово “каша” было синонимом слова “артель”. Говорили: “Мы в одной каше”, что означало в одной артели, в одной бригаде.

Так что кашу ели и будут есть во все времена.А жаренное мясо это не для всех.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2819119-istorija-vozniknovenija-kashi-kto-kogda-i-kak-pridumal.html

История возникновения каши

Дата создания: 2013/12/24

Автор: Есмалова Елена

Исторические исследования, основанные на результатах раскопок древних цивилизаций, подтверждают тот факт, что зерна злаков древним людям были известны еще до зарождения земледелия.

В эпоху развития земледелия, задолго до нашей эры, зерновые становятся предметом возделывания и торговли. Находки археологов свидетельствуют, что каша входила в меню предков еще тысячу лет назад.

Испокон веков ее варили из проса, овса, ячменя, гречки, в будни и в праздники.

Кашей считались вообще все кушанья, сваренные из измельченных продуктов, в старинных источниках упоминаются хлебные каши из сухарей, а также рыбные, гороховые, соковые (на конопляном масле), морковные, репные.

Из каш, которые варились без предварительной обработки зерна, до нашего времени дошла (и то только как деревенская экзотика), пожалуй, только кутья. Из круп мелкого помола повсеместно было распространено толокно.

Готовили его примерно так: овес промывали, недолго варили, затем высушивали в печи и толкли в ступе до тех пор, пока зерно не превращалось в мелкую крупу, а потом просеивали через сито. Как бы то ни было, это были главные блюда на столе, как у бедных, так и у богатых. Отсюда и пословица: «Каша — мать наша».

А вот другое известное выражение пошло от обычая варить кашу при заключении мирного договора между враждующими сторонами. Если договориться не удавалось, говорили: «С ним каши не сваришь».

Каша — у славян одно из традиционных, наиболее часто встречающихся блюд. Каша появилась в те давние времена, когда они еще не знали ни жерновов, ни мельниц, и она была, очевидно, самым первым блюдом, приготовленным людьми из хлебных зерен. Для приготовления хлеба зёрна нужно было обдирать и размалывать, превращать их в муку, замешивать тесто и т.д.

; незатейливость же каши даже вошла в поговорку: «Кашу и дурень сварит — была бы крупица да водица». При этом, однако, это немудреное блюдо прочно вошло в жизнь славян-земледельцев.

Пахари-земледельцы ели кашу с самого детства: в младенчестве матери кормили их, так называемой размазней (жидкой кашкой, сваренной на воде или на молоке), а когда они взрослели, их основной едой становилась круто сваренная каша из пшеницы, гречихи, ячменя и других хлебных растений.

Совет

Каша шла и на «главную сыть», и на закуску: так, крупеник – кашу, запеченную на молоке и яйцах, — русские крестьяне считали лакомым блюдом вроде сладких пирожных. По русскому выражению, «без каши и обед не в обед»; «русского мужика без каши и не накормишь». Без каши, традиционного обрядового блюда, не обходилось, пожалуй, ни одно важное событие в жизни земледельцев.

Так, например, когда в крестьянской семье рождался ребенок, его спешили окрестить и дать ему имя; при этом в честь «приобщения младенца ко Христу и введения его в лоно церкви» обычно устраивался праздник, сопровождавшийся различными обрядами.

Одним из таких обрядов во многих местах было приготовление в честь младенца и на его имя «заветного крестильного блюда» — каши из сваренных в воде зерен в их настоящем неизменном (неразмолотом) виде. Как правило, такая крестильная каша была либо яшная (из ячменя), либо пшеничная.

Бабка-повитуха, принимавшая ребенка, ходила с этой кашей по всем званым гостям, и каждый из них, кто хотел есть кашу, должен был выкупить ложку, то есть положить грош; народное поверье при этом гласило: «за кашку грош отдать — младенец жить будет». Отца младенца тоже потчевали кашей, причем круто посоленной и с перцем. Кашу непременно готовили для угощения в честь свадьбы; она являлась непременным блюдом и при почине нового хозяйства. Обрядовую кашу хозяйки готовили в честь многих праздников. Так, например, в день памяти Космы и Дамиана, в день Акулины-Гречушницы, в день Аграфены Купальницы, в день Феклы Заревницы.

Без обрядовой каши не обходились и такие большие зимние праздники, как Рождество, Новый год, святки и т.п. Каша, выставляемая хозяйками в это время на стол, носила название кутьи и была сытной, очень вкусной и сладкой.

В сочельник, накануне великого дня Рождества Христова, все домочадцы, не приступая к еде, дожидались появления на небе первой звезды, в память о явлении на востоке звезды, возвестившей восточным волхвам о явлении Спасителя мира, Божественного Сеятеля, который будет «сеять семя слова Божия, чтобы вырастить хлеб небесный».

С появлением звезды кончался рождественский пост, и на стол, покрытый соломой и скатертью, хозяйка ставила кутью — жидкую кашу, сваренную из обдирного ячменя, пшеницы или толстой крупы на воде, подслащенной медом.

Такая же кутья подавалась на стол и под Новый год, и на Крещенье; при этом рождественская кутья именовалась в народе постной, новогодняя — голодной, а крещенская — богатой.

С кутьей, святочным обрядовым блюдом, связывались различные названия святочных дней: так, например, второй день святок в народе именовался «бабьими кашами»; канун Рождества назывался «первой кутьей», канун Васильева дня (Нового года) — «другой (второй) кутьей», а крещенский сочельник — «третьей кутьей»; сам же сочельник, или сочевник, назывался так оттого, что в это время на ужин подавалось сочиво, т.е. наслащенная каша без скоромной приправы. Для приготовления каши годились зерна самых разных хлебных растений: ячменя (яшная каша), гречихи (гречневая), полбы (полбяная).

В Малороссии и некоторых других местах кашу варили из пшена (пшенную), приготовляя так называемый кулеш.

В юго-западных славянских землях варили каши из риса и кукурузы: из риса готовили плов (рисовую кашу с разными приправами), а из кукурузы — мамалыгу (круто затертую и заваренную кашу из кукурузной муки).

Обратите внимание

В употреблении у земледельцев была и ржаная каша, причем для нее иногда брали недозрелую рожь (такая зеленая каша «составляла кое-где купеческую прихоть»). Варили каши и из зерен овса, хотя готовили их не всюду: так, к овсяной каше русские крестьяне зачастую испытывали даже отвращение.

Во многих местах встречались также и пшеничные каши, причем лучшими из них считались те, которые варились из особой пшеничной крупы, называемой манною; впрочем, такие каши были мало известны в народе, так как манная крупа, как и крупа из картофеля (саго), из-за трудности приготовления была достаточно дорогой и, следовательно, доступной только для состоятельных людей. Из всех этих каш самой спорой и вкусной считалась яшная каша (из ячменной крупы). Для ее приготовления хозяйки клали ячменные зерна в ступку и били пестом, а потом промывали; неудобоваримая шелуха зерен при этом отлетала, и оставалась чистая яшная (ячная) крупа. Высушенная особым образом, она получала название толстой крупы. Очищенную же самым лучшим способом и тщательнейшим образом отобранную яшную крупу называли перловой или перловкой — по сходству ее зерен с перлами (жемчужинами). Из полученных очищенных зерен потом варили кашу, которую, как и практически все другие каши, ели «тотчас из печи горячею», так как, остывая, всякая каша теряет вкус и становится «тяжелою для желудка».

Читайте также:  Алименты и выплата алиментов

Но хотя яшная каша и почиталась одной из лучших и вкуснейших каш, самой любимой народом и самой распространенной с давних времен была гречневая каша. Ее, в отличие от других каш, можно было есть не только горячей, но и холодной, с молоком, с конопляным соком и даже с квасом.

Ни одна другая каша в народе не пользовалась таким уважением, как гречневая.

Перед тем, как варить кашу, зерна гречихи непременно обрабатывали: клали их под жернова, чтобы освободить от шелухи, причем эту шелуху, или лузгу, отбитую от зерна в крупорушнях, в безлесных районах часто использовали как превосходное и дешевое топливо, прекрасно заменяющее дрова.

После жерновов зерна сыпали под струю воздуха, направляемую веялкой, и таким образом делали крупу; при этом крупа из более мелких, отборных и тщательно отсеянных зерен называлась смоленской, и каша из нее считались наиболее вкусной

Всех, кто учился в одной школе или в одном учебном заведении именуют – однокашниками. Почему однокашники? Как появилось это слово? И что это за каша такая – одна на всех?

Каша – кушанье из крупы на молоке или воде была любимым блюдом славян. Вспомните старинные поговорки: «Где каша, там и наши», «Мать наша – гречневая каша». Но нашим предкам были известны и другие значения слова «каша». В древних летописях каша – это свадебный пир.

Кашниками в некоторых русских говорах называли родственников и знакомых невесты, приезжающих на кашу. Кашей именовали и еду вообще вспомните, например, слово кашевар. Означает оно не только «варщика каши», а вообще повара в воинской части или рабочей артели.

Важно

У слова однокашник особая судьба в истории языка, и появилось оно благодаря совсем другой каше. В словаре Владимира Даля читаем: «Однокашник, одноартельщик, однотрапезник, товарищ по столу; выросшие вместе». Значит, сначала были товарищи по артели, а потом уже – доученики. Начиная с 30-х годов XIX в.

слово однокашник в значении «старый школьный товарищ» получило широкое распространение. Некоторые историки поспешили дать этому такое объяснение. В сельских школах на юге России существовал веселый обычай.

При переходе из младшего в старший класс ученики приносили в школу горшки с кашей, которую вместе доедали, затем на прощанье с остающимися в младшем классе, разбивали горшки.

Источник: http://www.medroad.ru/pitanie/istoria-vozniknovenia-kashi.html

Полба: история одной каши

«Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу», – эти строчки из «Сказки о попе и о работнике его Балде» знакомы всем.

«Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелка тебе по лбу, есть же мне давай вареную полбу», – эти строчки из «Сказки о попе и о работнике его Балде» знакомы всем. А вот что такое вареная полба, и с чем ее едят, знает далеко не каждый. Исправляем это досадное упущение.

От Древнего Египта до Америки

Дикорастущий вид полбы, если верить историкам, появился еще в пятом тысячелетии до н. э. Этот злак выращивали в Египте, Месопотамии, Древней Греции и Риме. Поначалу из него делали хлеб, который ели не только в повседневной жизни, но и использовали для ритуальных обрядов.

Первые упоминания о полбе на Руси относятся к 10-11 веку. Зерновая культура полюбилась крестьянами тем, что была необычайно устойчивой как морозной зиме, так и к засушливому лету, а еще приносила богатый урожай. Как варить кашу из полбы, в те времена знали в каждой семье.

Так продолжалось до середины 19-го века, когда в России стали повсеместно культивировать более мягкие сорта пшеницы.

В конце столетия полбу завезли в Северную Америку, где и по сей день продаются продукты на ее основе, преимущественно в магазинах здорового питания. Правда, за океаном такую крупу называют сельтой. Полезные свойства полбы хорошо известны и в других странах.

В Германии, например, из нее делают оригинальные соусы и десерты, а в Италии готовят отменное ризотто. В нашей стране полбу сегодня выращивают лишь на Кавказе, в Башкирии и Чувашии. И в последнее годы она становится все более популярной среди приверженцев диет.

Польза в каждом зернышке

Это неудивительно, ведь крупа полба, полезные свойства которой превосходят многие другие злаки, – отличный диетический продукт. Зерна полбы крупнее пшеничных и защищены очень плотными чешуйками.

С одной стороны, это серьезно затрудняет процесс технологической обработки и делает невыгодным дальнейшее приготовление муки. С другой, именно за счет этих жестких чешуек полба насыщена ценной клетчаткой.

Благодаря медленным углеводам происходит быстрое насыщение организма, и чувство голода не возникает еще очень долго.

Кроме того, полба – настоящий чемпион среди злаков по запасам питательных веществ. В ней содержится большое количество растительного белка, несколько десятков незаменимых аминокислот, ненасыщенные жирные кислоты, витамины группы B, минералы.

Совет

Польза каши полбы несомненна для укрепления иммунитета, особенно в осенне-зимний период.

Регулярное употребление этого блюда позволяет отрегулировать процессы пищеварения, нормализовать уровень сахара в крови, улучшить состояние эндокринной, нервной и сердечнососудистой систем.

Врачи рекомендуют обязательно включать полбу в рацион тем, кто страдает целиакией – аллергией на глютен (клейковину), который присутствует пшенице, ячмене и овсе.

Итак, как приготовить кашу из полбы, чтобы получить максимум полезных веществ? 

Меню в древнерусском стиле

В стародавние времена полбу готовили в русских печах, благодаря чему она получалась особенно вкусной и насыщенной. Впрочем, молочная каша из полбы прекрасно готовится и на современной плите. При этом она сохраняет все полезные вещества в полном объеме.

Для начала нужно замочить стакан полбы в простокваше или кефире на ночь. Утром сливаем лишнюю жидкость, хорошо промываем крупу под холодной водой и варим как любую другую кашу в кастрюле с молоком на среднем огне. Готовую полбу нужно укутать теплым одеялом на полчаса.

Перед подачей горячую кашу сдабривают сливочным маслом.

Рецепт приготовления каши из полбы – далеко не единственное блюдо, богатое полезными веществами. Полбяной суп по-старорусски тоже может ими похвастаться. Обжарим в кастрюле одну измельченную луковицу на сливочном масле.

Добавим к ней стакан готовой полбы и, периодически помешивая, потомим ее до золотисто-коричневого цвета. Затем вливаем в кастрюлю литр говяжьего бульона, добавляем соль и специи по вкусу, тщательно перемешиваем.

Готовим суп 40-45 минут на слабом огне, и конце добавляем полстакана подогретых сливок. Взбиваем суп миксером, разливаем по тарелкам и посыпаем измельченным зеленым луком. Это блюдо удачно дополнят и сырные гренки.

Тонкие ломтики хлеба смазываем маслом, посыпаем тертым сыром и запекаем несколько минут в духовке. Перед подачей нарезаем гренки кубиками и посыпаем полбяной суп.

Обратите внимание

Зная, как варить полбу, вы легко сможете разнообразить семейное меню. Ведь из этой крупы можно готовить не только каши и супы, но и  домашний хлеб, булочки, пироги, необычные салаты. Желаем интересных экспериментов и приятного аппетита!

Источник: https://baker-group.net/world-food-recipes/4143-olb-istori-odnojj-kshi.html

Русская каша

27.09.2014 // admin   

Почему русская каша или каша русская? Разве другие народы не варили каши? Просто на Руси каша – это не только кушанье. Это целая философия жизни. Но, об этом я расскажу несколько позднее.

Есть такая легенда, что именно каша была предвестником хлебопечения. Когда-то давно один неопытный кашевар готовил кашу, и то ли по неопытности, то ли по невнимательности насыпал крупы больше, чем следовало и, в результате, получилась лепешка.

Кашевара наказали, а поскольку очень хотелось кушать, то начали есть лепешку из каши. Так появилось новое блюдо. Потом кашу заменили на муку и появился первый хлеб. Однако, это только легенда, хотя ученые и не опровергают её возможную достоверность.

А на Руси каши с незапамятных времен занимали не только важное, но и почетное место в ежедневном рационе, являясь, по сути, одним из основных блюд на столе, как у людей бедных, так и у богатых. Отсюда первая пословица про кашу:

Что касается древности каши в русской кухне, то эту теорию подтверждают и находки археологов: в горшке, который нашли ученые в Любече, под слоем золы, оказалась каша. И этой каше было более тысячи лет.

Необходимо сказать, что на Руси кашей называлось всё, что готовилось из измельченных продуктов. Были у русичей каши хлебные, которые варили из измельченных сухарей. Популярны были и рыбные каши. Причем рыбные каши готовили из самой разной рыбы:

  • из сига;
  • из сельди;
  • каша из лосося;
  • каша семужья;
  • из стерляди;
  • из осетра;
  • белужья каша;
  • каша с головизной.

Можно предположить, что рыбу мелко-мелко резали, крошили и готовили с добавлением круп.

С появлением на Руси картофеля (XVIII-XIX веках), начали варить каши с добавлением картофеля. Эту кашу заправляли постным маслом и луком. И называлась такая каша – кулеш. Но картофелем наши предки не ограничивались. Были каши морковные, из репы, гороховые, соковые (на конопляном масле) и ещё огромное количество рецептов каши из овощей.

А теперь вернемся к философии (о чем я говорил в начале). Каша на Руси была не только просто едой, но и обрядовым блюдом. Ни одна свадьба не обходилась без каши, и каша была обязательным блюдом для молодых. Каша, изначально, была символом плодородия, благополучия и достатка.

Так, согласно древним летописям (в XVI веке), князь Василий Иванович, после свадьбы, ходил с молодой женой в мыльню. И в мыльне, они не только мылись, но и ели, с молодой женой, кашу.

В некоторых областях Руси каша вообще была единственной едой, которую молодые могли есть на свадебном пиру. А сам свадебный пир в Древней Руси назывался «кашей».

Помните поговорку – Заварил кашу? Так вот, заварить кашу означало – начать готовиться к свадьбе.

Можно вспомнить и другую поговорку – С ним каши не сваришь. В давние времена существовал такой обычай: если два врага хотели помириться, то они варили кашу и вместе её ели.

Важно

Это была своеобразная форма мирного договора: кашу сварили вместе, съели – значит, заключили мир.

Сегодня мы так говорим о человеке, у которого руки растут из… А в те давние времена дело касалось не навыков и умений, а мира и войны.

Кроме того, в давние времена без каши не было праздника. Кашу варили на Рождество, на свадьбу, на похороны, на крестины и т.д. Обязательно варили кашу на Васильев день.

И не просто варили – это был целый обряд, который нельзя было нарушить: кашу варили до восхода солнца. Крупу из амбара могла принести только самая старшая в семье женщина, а воду – самый старший мужчина.

Все заготовки ставили на стол и никто не имел права к ним прикасаться, пока не истопится печь.

Только после этого старшая в доме женщина начинала готовить кашу. И каша была гречневая. Готовили с заговором. Вставали и садились.

Каша вынималась из печи и ставилась на стол со словами «Милости просим к нам во двор со своим добром». Если каша получалась красная и рассыпчатая, то в новом году семья могла ожидать достатка и добра.

А если каша получалась бледная или, не дай Бог, лопался горшок – ждали в новом году беды.

Существовало огромное количество гаданий на каше. Особенно на будущий урожай.

Совет

Такая известная каша, как кутья, готовилась из ячменя, пшеницы, а позднее из риса (хотя рис на Руси знают с очень давних времен). В кутью добавляли мед, мак, изюм, ягоды и т.д. Повсеместно кутья известна, как поминальное блюдо, но на Руси кутью ели не только на поминки, но и на Рождество.

Примерно в XIX веке кутья (как простонародное блюдо) получила название коливо, а вот кашу, которая готовилась исключительно из продуктов привозных (рис и изюм), стали называть кутьей.

Со временем про коливо все забыли, как забыли и том, что русская кутья – это не только поминальное, но и праздничное блюдо, которое готовится не по единому рецепту. У традиционной русской кутьи рецептов множество.

И американские овсяные хлопья с кусочками фруктов – это , по большому счету, один из старых русских рецептов кутьи.

Была ещё «обетная каша», которую готовили и ели в день Аграфены Купальницы по возвращении из бани. А «мирской кашей» кормили нищих.

Можно говорить о том, что ни одна кухня мира не имеет и не имела такого количества рецептов каш, сколько их имела традиционная русская кухня. И разнообразие выражается не только в изобилии круп, из которых эти блюда готовились: гречка, ячмень, просо, рис и т.д.

В русской кухне рецепт зависел не только от крупы, но и от того, как эта крупа была переработана.

Например, гречка – это ядрица и продел, а ячмень – это перловая (крупное зерно), голландка (среднее зерно) и ячка (очень мелкое зерно). Просо идет на приготовления пшенной (не пшеница, а просо) каши.

Обратите внимание

Из пшеничной крупы варят манную кашу. А ещё была распространена зеленая каша, которую готовили из молодой недозрелой ржи.

Читайте также:  Требования к участникам совместных покупок

Или полбяная каша. Помните, полбой кормил работника Балду жадный поп в сказке Пушкина. А что такое полба? Так на Руси называли колосовое растение, которое представляло из себя что-то среднее между пшеницей и ячменем. Из полбы варили кашу, которая считалась «грубой», но обладала большой питательной ценностью.

На Руси кашу предпочитали варить из крупного зерна, а из круп самого мелкого помола было распространено толокно. Готовили толокно из овса следующим образом: мыли зерно, варили до полуготовности, высушивали и толкли в ступе практически до состояния муки.

Ну а самой любимой кашей на Руси была гречка, которая присутствовала в меню и бедных, и богатых. Всё дело в том, что каша из гречки очень полезна: в ней очень гармонично сочетаются белки и углеводы, много витаминов и, что очень важно, гречка прекрасно сочетается практически со всеми продуктами: мясом, рыбой, грибами, другими овощами и т.д.

И это не правда, что каша – это очень простая и не изысканная еда. Кашу нужно уметь готовить. Что вы можете сказать про Гурьевскую кашу? Рецепт этой каши, в свое время, вошел в сборники рецептов почти всех стран Европы. Деликатес, однако.

А сколько рецептов незаслуженно забыто.
Предлагаю вам варить кашу – и мириться, и вкусно обедать.

Сохранить

Источник: http://russkayakuhnya1.ru/istoriya-russkoy-kuxni/russkaya-kasha.html

Каши: история. Пшённая каша

Каша – это особое блюдо. Привычное, неприметное, но обладающее особым колоритом блюдо за пределами нашей страны стоит в одном ряду с борщом, русскими щами, квасом и водкой. Каша – это и национальная гордость, и брэнд, но в первую очередь – вершина кулинарного искусства древней Руси.

Каша всегда была особым блюдом: обрядовым, торжественным и одновременно первейшим блюдом на пирах или празднествах, например, на свадьбах. Словом «каша» иногда обозначали пир, а иногда и мир. Кашей даже называли общее действо – собрание или военный поход. Есть версия, что пиры в Древней Руси различались на кашные и все прочие.

В летописях 12-14 веков можно встретить упоминания о том, как Александр Невский устроил «большую кашу» в Торопце и в Новгороде. Кашей действительно можно очень сытно накормить, но каша в значении пира, вероятно, имела особое значение – это был сближающий, объединяющий пир.

Важно

Каша выступала блюдом, которое готовилось в одном большом котелке, и все ели одно и то же блюдо, на равных.

Такое значение прочно вошло в русский язык, и сейчас мы, уже не задумываясь, говорим «однокашник», «с ним кашу не сваришь», употребляя слово, обозначающее, казалось бы, кулинарное блюдо, а на практике – кроме кулинарии ещё и социальные механизмы. Кашей, вернее схожими по звучанию словами, называют одни и те же блюда во всех славянских странах.

Такое врастание в языковые формы позволяет говорить, что слово «каша» – одно из первых кулинарных названий у древних славян. Кашей обозначали сообщество, единство, коллектив, артель и даже родство. «Варить кашу» – это не просто готовить одно блюдо, но в первую очередь, делать важное дело вместе, это доверительные и крепкие отношения. 

Получается, что каша – это больше, чем просто блюдо, и снижение интереса к кашам может считаться показателем, лакмусом, определяющим настроения в обществе. Приготовление каши сравнимо с варкой пива в западноевропейских странах, изготовлением вина в Испании, плова в Средней Азии или сэндвичей в США.

Естественно, что в любом национальном блюде важно умение приготовить его так, чтобы удивить гостей. Каша должна быть не просто питательной массой, но и безмерно вкусной, рассыпчатой, пушистой, душистой и очень полезной.

Считается, что древний секрет приготовления каш утерян, и то, как готовятся каши сейчас, не идёт ни в какое сравнение с прошлыми временами. Попробуем более детально разобрать всю технологию приготовления каш и особенностей для каждой из них.

Сразу следует сделать оговорку, что, говоря о древнерусских рецептах каш, следует подразумевать гречишную, ячменную, полбенную (полбу), пшённую (из проса), овсяную и зелёную (из недозрелой ржи). 

Многообразие каш достигается различной степенью дроблёности зерна. Каждая крупа имеет несколько степеней (цельное зерно, дроблёное, ободранное или нет, зрелое или зелёное).

Совет

Каши готовили в разных средах (вода, молоко), температурных и временных режимах (в печи); различались они и по составу «начинки» (сладкая – на меду или патоке, солёная, жирная). Необходимость в «вариантах» возникает, когда вкус одной каши начинает приедаться.

Манипулируя степенью помола зерна, средами приготовления и смешением разных круп, можно получить тысячи вариантов каш, каждый из которых будет вкусным и полезным.  

Каша появилась и закрепилась в русской кулинарии благодаря печи. Традиционные русские печи позволяли создать мягкий температурный режим, при котором каша готовилась долго.

После протапливания печи и приготовления хлеба постепенно снижающаяся температура позволяла «томить» чугунки с кашей в течение многих часов, печь буквально «готовила сама». Витамины и полезные микроэлементы при таком способе приготовления оставались внутри, и каши были очень питательны.

Кроме питательности каши всегда были вкусным и простым, доступным каждому блюдом. Помня об особенностях русской печи, можно попытаться воспроизвести приготовление любой каши в современных условиях, учитывая особенности каждой крупы.

Сейчас найти кухню с русской классической печью тяжело, да и большинство хозяек даже не станут пытаться растопить дровяную печь. Одним словом, печь ушла в далёкое прошлое, оставив нам духовые шкафы, то есть, духовки. 

В духовке приготовить кашу тоже можно, особенно если устройство позволяет оперировать низкими температурами (150-180 градусов). Если хотите попробовать использовать «печной» метод, то вам потребуется толстостенная посуда, способная долго удерживать тепло, и хорошая духовка.

Проще всего будет приготовить кашу после предварительного замачивания. Отмерянные пропорции крупы замочите на несколько часов (например, на ночь), разогрейте хорошенько духовку, поставьте туда уже почти впитавшую воду крупу, выставьте минимальную температуру и через 10 минут выключите огонь.

Обратите внимание

Дальше духовка всё сделает сама. Через час можно есть. Очень хорошо и экономно получается готовить кашу сразу после того, как испечётся яблочный пирог – печь ещё горячая, и накопленного в ней тепла как раз хватит для небольшого количества каши.

Если замачивать не хочется, то придётся поэкспериментировать со временем приготовления. На самом медленном огне для гречки хватит около 20-30 минут, после этого нужно выключить огонь. Для перловки потребуется час или больше. Понадобятся контрольные открывания с проверкой на готовность.

Пары «пристрелочных» готовок в таком режиме – и будет понятно, какой температурно-временной режим подходит именно вам. 

Для любой каши используется жидкая среда – вода или молоко. Вода для каши значит очень много. В жёсткой воде каша получится менее вкусной. И, наоборот – в мягкой родниковой воде каша раскроет весь свой аромат и вкус. Вода, наполняя каждое зерно, становится его частью, причём большей, оттого на вкус готовой каши так влияет качество воды.

Желательно иметь как минимум фильтрованную воду, в идеале – родниковую. Очень плохой результат получится с нефильтрованной водой из-под крана. Каша вберёт все минусы такой воды: неприятный запах хлорки, металлический привкус и прочее. Воду можно исправить кипячением.

Это самая простая, но и самая крайняя мера –минералы выпадут в осадок, и такая вода улучшит свои вкусовые свойства за счёт уменьшения полезных.

В южных странах, где проблемы с водой гораздо острее (иногда просто наличие воды уже благо), вкус воды исправляют таким способом: отваривают зёрна в воде наполовину, не давая им раскрыться и вобрать в себя много влаги, сливают воду, добавляют в полуготовую кашу горячее молоко и доводят до готовности. 

Редко кто ест кашу просто так. Чаще её подсаливают, подслащивают, заправляют маслом, сливками или вареньем. В каши добавляют грибы, сыр, сухофрукты и многое другое. Например, для гречневой каши рекомендуется жареный лук и рубленые яйца, а для перловки – сливочное масло и сливки.

Важно

Почти для всех каш подойдут сухофрукты. Изюм, порезанная небольшими кусочками курага, чернослив – это прекрасные «соседи» в кашах. Сухофрукты, кроме того, что они вкусные, ещё и очень полезные – содержат в себе заряд витаминов и минералов. Одним словом, каша и сухофрукты – это двойная польза.

Можно в каши подмешивать и кусочки свежих фруктов. 

Каша – блюдо самодостаточное, и использовать её в качестве гарнира неправильно. Первейшая заправка для каши – это сливочное масло. Старинная русская пословица «Кашу маслом не испортишь» недвусмысленно намекает – масла для каши беречь не следует. Кроме масла можно использовать сливки, молоко, простоквашу, сметану, творог и даже сыр.

Если хочется немолочного дополнения к каше, то лучшим вариантом будет лук (подходит почти для любой каши), грибы, яйца, мясо и рыба. Последние два компонента подходят для кашиц, то есть, некрутых каш. Яйца и грибы можно добавлять в рассыпчатые каши. Прекрасным дополнением для многих каш можно считать тыкву. Особенно хороша тыква с пшённой кашей.

К ячневой подходит, кроме обычных заправок, мак. Для сладости вместо варенья можно использовать шоколад. Тёмный – для белых и светлых каш и белый – для тёмных. В несладкие каши попробуйте добавить немного имбиря, чёрного или красного жгучего перца, резаные листья петрушки и сельдерея. Можно поэкспериментировать с пряностями.

Практически ко всем кашам подходят бадьян, мускатный орех, корица, ваниль, цедра любого цитрусового. 

Перейдём к более плотному знакомству с кашами. В первой части мы постараемся изменить ваше мнение о нелюбимой многими пшённой каше. 

Пшённая каша 

Пшёнка – это зёрна проса, маленькие круглые зёрнышки светло-жёлтого цвета. Пшено богато растительным белком с высоким содержанием аминокислот лейцина и гистидина. По белковому соотношению пшено превосходит гречневую, перловую, рисовую, ячневую и кукурузную крупы. Пшено содержит витамины B1, B2, PP, микроэлементы: калий, цинк, йод и другие.

Пшено способно выводить из организма продукты распада различных лекарств и особенно антибиотики. Пшено отличается низким содержанием углеводов и помогает бороться с лишним весом двумя способами: не накапливая лишний вес за счёт углеводов и выводя жир из организма с помощью входящих в состав пшёнки кислот.

Совет

Пшённая каша очень полезна детям и людям с сердечными болезнями, так как содержит большое количество калия. Кроме сердечных недугов пшёнка уменьшает последствия целого списка болезней, начиная от насморка и заканчивая сахарным диабетом.

Есть у пшёнки свои «противопоказания»: не увлекайтесь пшёнкой при склонности к запорам, при болезням кровеносных сосудов и при пониженной кислотности желудка. Пшено может вызвать ослабление потенции у мужчин (при тотальной пшённой диете).

Не стоит по этой причине тут же исключать её из своего рациона, так как, во-первых, нужно соблюдать умеренность в употреблении любых продуктов, а во-вторых, если учесть, что потенцию у мужчин может снижать огромное количество продуктов при неуёмном их потреблении (например, пиво), то жить станет страшно. Полезных свойств в пшене, а значит, и в пшённой каше гораздо больше. 

Часто пшено бывает грязным и требует хорошей очистки в 5-6 водах и даже в горячей воде. Вода должна стать прозрачной после промывки крупы, только после этого можно приступить к последующим операциям.

Готовится пшено в большом количестве воды, которую сливают, когда зёрна немного размягчатся. Часто пшённую крупу доваривают в молоке.

Вода нужна не только чтобы подготовить пшено к варке в другой среде, но и для избавления от специфического «пшённого» привкуса, который не всякому может показаться приятным. В полностью сваренную пшённую кашу добавляют соль, сахар и сливочное масло.

Непременно попробуйте сделать жидкую кашу. Молока для этого берите чуть больше и варите примерно на час дольше. В самом конце в готовую кашу добавьте немного простокваши и обжаренный лук. Пшённую кашу можно заправлять сухофруктами, орехами, а ещё приготовить с тыквой. 

Пшённая каша с тыквой

Ингредиенты: 

0,5 стакана пшена, 

1 стакан молока, 

1 стакан воды, 

500 г тыквы, 

100 г изюма, 

1 ст. л. сахара, 

0,5 ч. л. соли, 

сливочное масло по вкусу. 

Приготовление: 

Порежьте тыкву небольшими кубиками, отварите 10 минут. Пшено отварите в воде до полуготовности, воду слейте, залейте горячее молоко, добавьте тыкву, посолите и варите до готовности. Заправьте сливочным маслом. 

Каши многообразны, полезны и просты в приготовлении. Каша – это источник здоровья, хорошего самочувствия и настроения.  

Источник: www.kedem.ru 

Источник: https://www.sadgora.info/food-stuffs/groats/196-kashi-istoriya-psennaya-kasha

Ложечку за маму: история и особенности овсяной каши

В древности над теми, кто ел овсянку, смеялись, – овес долгое время считался кормом для скота. Так считали из-за природы растения: изначально овес рос как сорняк. В Монголии и Китае с ним не боролись, а использовали как корм для скота.

Германцы относились к овсянке без предрассудков, – Плиний Старший писал о том, что они специально выращивали овсянку для своего стола. Та же история и с шотландцами: в холодном и влажном климате овес растет отлично – а овсяная каша такая же вкусная и сытная, как и любая другая. Только окружающие народы думали иначе. В словаре С.

Джонсона овес обидно назван продуктом, «которым в Англии кормят лошадей, а в Шотландии – людей».

www.1000ecofarms.com

Май 16, 2016 04:00

Источник: ru.pinterest.com/pin/481322278905022378/

Обратите внимание

Благодаря легкости приготовления и вкусу овес вошел в состав множества блюд: от простой похлебки до хаггиса – блюда из запеченной овсянки, овечьих потрохов с луком и шалфеем. Кашу из овсянки готовили на воде и только потом добавляли сливки или масло.

Читайте также:  Особенности третьего триместра беременности

Считалось, что мешать кашу при варке нужно только по часовой стрелке, чтобы отпугнуть от дома нечистые силы. Сегодня с кашей тоже связаны особые ритуалы – например, кормление детей: до сих пор мамы просят съесть детей по ложечке каши – и незаметно съедается вся тарелка.

На Руси овсяную кашу готовили в основном в северных регионах.

Здесь овес получил популярность благодаря своей неприхотливости: про него говорили «Овес и сквозь лапоть прорастет» На юге овес воспринимался как больничная еда: в то время самым популярным укрепляющим супом в больницах был габерсуп из толченой овсянки с луком, сваренный на рыбном бульоне.

Крестьяне предпочитали простой каше толокно, более легкое и вкусное: овсяную муку жарили, оставляли на ночь у теплой печи, а наутро толкли и просеивали. Полученная мука уже не была клейкой, быстро набухала в воде и густела. Из толокна готовили толокняху, замешивая муку на холодной воде или бульоне. Дети лепили из этого теста фигурки – рыбок, петушков – и весело, и вкусно!

Источник: ru.pinterest.com/pin/142285669455972362/

Из толченой крупы готовили овсяный кисель – размоченный овес выжимали и варили получившуюся «цежь». Этот кисель любили и на севере, и на востоке.

Сегодня специалисты насчитывают около 40 разных видов овса. А в пищу мы употребляем только один из них, но самый распространенный – овес посевной или, как еще его называют, овес обыкновенный.

Во второй половине XIX века произошел «овсяной взрыв»: овес научились обрабатывать паром и прессовать. Так и появились популярные по всему миру овсяные хлопья, легкие, удобные для перевозки, долго хранящиеся – и все такие же полезные.

Овсяную крупу до сих пор используют в лечебных целях, ведь она обладает целебными и заживляющими свойствами. Ее считают лекарством и в Тибетской медицине.

Из овса делают ванночки и примочки при диатезах, экземах, золотухе, ревматизме и полиартрите.

Источник: ru.pinterest.com/pin/42573158956393867/

Овсяная каша богата клетчаткой, белковыми соединениями и жирами. Она легко усваивается организмом, избавляя человека от чувства голода на долгое время.

Овёс и овсяные хлопья являются отличным источником ряда витаминов: А, В1, В2, В6, Е, К, РР и таких веществ, как железо, магний, марганец, фосфор, йод, фтор, сера, кальций, калий и даже никель (да, он тоже жизненно необходим человеку).

Овес содержит лизин, метионин, триптофан – эти незаменимые аминокислоты являются мощным источником питания для организма. Главная задача аминокислот – обеспечивать усвоение витаминов и минералов.

Не стоит злоупотреблять овсянкой тем, кто страдает непереносимостью глютена.

Следует быть осторожными и тем, кто имеет проблемы с костями: частое употребление овсянки способствует вымыванию кальция и препятствует усвоению витамина D.

Источник: https://www.1000ecofarms.com/ru/magazine/id91-2016-05-16-lozhechku-za-mamu-istoriya-i-osobennosti-ovsyanoy

20 незаслуженно забытых каш русской кухни

?☀️ Svetorusie (svetorusie) wrote,
2018-06-01 11:00:00☀️ Svetorusie
svetorusie
2018-06-01 11:00:00Category:

На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа, являясь одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей.

Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша». К сожалению, на сегодняшний день многие из русских каш вышли из употребления, а часть из них и вовсе забыта.

И напрасно, ведь эти каши были не только вкусны, но ещё и полезны, и более того помогали в лечении некоторых заболеваний.

Балиха – каша из ячневой муки, которую едет с маслом или поджаренным салом. В старину данная каша часто присутствовала на столах крестьян, сейчас же она готовится достаточно редко.

Многие ошибочно полагают, что используемая для приготовления балихи зерновая культура больше подходит для малоимущих людей.

Это, конечно, глубокое заблуждение относительно данной крупы, потому как она весьма богата полезными микро- и макроэлементами и комплексом витаминов.

Белёвская – сладкая овсяная кашица с пряностями (бадьяном, корицей, кориандром, гвоздикой и лимонной цедрой). Чтобы приготовить белёвскую кашицу нужно в слегка подсоленной воде разварить овсяные хлопья до вязкой каши.

Затем следует залить кашу молоком, размешать, довести до кипения, отделить неразварившиеся твёрдые хлопья и вновь варить на очень медленном огне, всё время помешивая.

Важно

Через 10-15 минут добавить сахар, а когда он разойдется, заправить пряностями, проварить 5-7 мин, влить сливки, размешать, снять с огня.

Вараховица – каша из зелёной, недозрелой ржи в молочно-восковой спелости зерна. Называлась также «зелёной кашей», но никогда не носила название ржаной.

На приготовление враховицы шло почти вдвое-втрое больше зерна, чем на приготовление такого же количества чёрной житной каши. В XVIII-XIX веках вараховица была популярна и среди простого народа, и среди дворянства.

Это было одно из традиционных национальных сезонных летних блюд, ставшее уже в начале XX века доступным лишь зажиточным людям.

Гурьевская – блюдо русской кухни на основе манной каши с добавками: сухофруктами, орехами, ягодами, мёдом, вареньем и т.п. Среди поклонников гурьевской каши был даже российский император Александр III.

По традиционной технологии процесс приготовления этого десерта достаточно трудоёмок, в частности, слои каши с добавками следует перемежать поджаристыми пенками, которые снимают со сливок, томящихся в русской печи.

В настоящее время популярны упрощённые рецепты, которых существует множество.

Дубинушка – каша из нескольких видов круп и овощей, уложенных в горшочек или кастрюлю послойно. Рецепт «Дубинушки» был придуман известным во всём мире российским кулинаром Владимиром Михайловым.

Современная наука о питании подтвердила, что каша из смеси круп полезнее, чем из одной, так как каждая крупа имеет свой химический состав и чем больше круп используется в смеси, тем выше пищевая ценность каши.

На этом принципе и был основан рецепт знаменитой каши «Дубинушка».

Катанка – празднично-обрядовое блюдо, представляющее собой кашу из пшена на гусином бульоне. Пшено для неё подготавливают при помощи особой технологии: сбрызгивают молоком с взбитыми яйцами и затем катают в муке в специальном лотке.

Отсюда она и получила своё название.

Обрядовая сущность катанки выявляется, в частности, в запретах, связанных с её приготовлением: нельзя использовать лоток не по назначению, катать с дурными мыслями, отвлекаться, допускать во время катания присутствие чужих людей.

Костромская – кашица из ячневой крупы и гороха, с добавлением лука, тимьяна, а также масла. Для приготовления костромской кашицы следует промыть в нескольких водах ячневую крупу и отварить её на умеренном огне в течение 15-20 минут в подсоленной воде.

После этого лишнюю, свободно отделяющуюся воду слить, добавить заранее замоченный и разваренный в воде горох и мелко нарезанный лук и продолжать варить на медленном огне до полного размягчения кашицы. Заправить маслом, тимьяном, размешать и проварить 5 минут.

Красная – блюдо белгородской кухни, представляющее собой рассыпчатую «пушистую» кашу, чьё название происходит от одноименного хутора Красный – так в старину называли поселок Троицкий Губкинского района.

Из-за того, что в состав каши входит сразу два вида круп, а также куриный бульон и мясо петуха, она обладает интересным вкусом, который раскрывается постепенно и оставляет в приятном удивлении: как из простых продуктов получается такое замечательное блюдо.

Совет

В старину готовое блюдо раздавалось всем жителям села. Считалось, что отведавший его человек на целый год обретал удачу и здоровье.

Логаза – каша, приготовливаемая из ячменной крупы с добавлением гороха и сала. Варили её на бульоне, а ели с растительным маслом, мёдом или сахаром.

Рецепт приготовления этого старорусского блюда сохранился с древних времён, но его мало кто знает, и поэтому логазу редко увидишь на нашем столе. А зря, логаза – не только вкусное, но и необыкновенно полезное кушанье.

Для её приготовления требуется совсем немного продуктов: горох, ячменная крупа, солёный свиной шпик, мясной бульон и растительное масло.

Полбяная – каша с приятным ореховым привкусом, которую готовили из мягкого вида пшеницы – полбы. В сравнении с обычной пшеницей, в полбе в несколько раз больше белка, протеина, магния, железа, цинка и витаминов.

Ещё один плюс в пользу полбы заключается в том, что полезные вещества содержатся во всём зерне, поэтому они сохраняются даже при мелком помоле. Кроме того, каша, приготовленная из полбы вкусна и не выделяет свойственной большинству круп крахмальной слизи. Раньше полба была на столе каждого крестьянина.

Её варили на медленном огне с добавлением конопляного или растительного масла.

Пуховая – каша воздушной консистенции, приготавливаемая из гречневую мелкой сечки, перетёртой с сырыми яйцами. В царской России пуховая каша была популярна у представителей высшего дворянского сословия.

О ней писал, например, Александр Сергеевич Пушкин, а также любимая фрейлина императрицы Александры Федоровны – Александра Осиповна Россет.

В своих мемуарах она отмечала высокие вкусовые качества пуховой каши, которую ей довелось отведать будучи в гостях у польской аристократки графини Изабеллы Валевской.

Пучалка – гороховая каша, которую в старину готовили в Гороховецком уезде. Пучалка была одним из важнейших блюд на зимние Святки и в Великий пост, готовили её в народный праздник «Иов Горошник», а также для свадебных и поминальных обрядов.

Крестьяне, готовящие кашу, верили, что если встать не с той ноги, да ещё и не помолиться во время приготовления, каша либо пригорит, либо будет на вкус, как замазка. Готовят пучалку обязательно в глиняном горшке в русской печи. Томится она там долго и обязательно остаётся на ночь.

Местные всегда шутили: «В печи домовой греется, заодно и кашу помешает!».

Ревельская – каша, приготавливаемая из картофеля, сливок, масла и яиц.

Для приготовления блюда берут хороший, мучнистый картофель и, отварив его в воде, пропускают через сито, после чего картофель смешивают со сливками, масло и яйцом и варят всё это на огне, пока смесь не превратится в густую кашу.

Обратите внимание

Далее берут вымоченную в молоке селёдку, окунают её в растопленное масло с яйцом, посыпают крошеной булкой, а затем поджаривают на масле с обеих сторон. Подают кашу в виде пирамидообразного сооружения, обложенного кусочками жареной сельди.

Саламата – жидкая, разваренная до состояния киселя каша с добавлением жира или молочных продуктов. Иногда заправлялась луком и чесноком для запаха. У восточных славян саламата была как будничным, так и обрядовым и праздничным блюдом употреблялась повсеместно.

В различных русских местностях добавки в саламату были разными – от сметаны до рыбьего жира. Готовили её из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи.

Для приготовления саламаты обычно использовали чугунную посуду, поскольку в ней при варке обильнее выступает масло.

Сименуха – гречневая каша с луком, яйцами и грибами. Несмотря на кажущуюся простоту, каша обладает особым вкусом, потому что готовится она не просто в кастрюле, а запекается в духовке.

Чтобы приготовить сименуху нужно сварить стакан гречневой крупы, измельчить обжаренный лук, 3 вареных яйца и 100 г сваренных грибов: это могут быть сыроежки, подберезовики, белые грибы или лисички.

Все эти продукты нужно смешать с гречкой и заправить блюдо сливочным маслом. Привычный вкус гречневой каши сразу заиграет новыми красками.

Сливуха – сливная пшённая каша с картофелем и луком, известная также под названиями «полевая», «солдатская», «дикое поле» и т.д. В старину данную кашу готовили, как правило, в полевых, либо походных условиях.

Многочисленные рецепты этой каши хорошо знакомы рыбакам и охотникам. Всё, что нужно для приготовления сливухи – это костёр, вода, пара картошек, несколько горсточек пшена, лук и кусочек сала.

Едят кашу сразу же после приготовления, поскольку в остывшем состоянии она невкусная.

Смоленская – кашица со специями, луком, петрушкой, с добавлением сливок и масла. В старину данная кашица готовилась из смоленских круп, за что и получила своё название. Смоленские крупы не дробились, как современный «продел», а окатывались круглыми.

От обыкновенной гречневой крупы смоленская отличалась тем, что была особенно мелка, а потому нежна. В 2017 году смоленская кашица вошла в Русское меню «Аэрофлота» и стала доступна для пассажиров московских рейсов с продолжительностью полёта более трёх часов.

Суворовская – каша из нескольких круп, чьё изобретение приписывают великому русскому полководцу А.В. Суворову. Согласно преданию, во время перехода русской армии через Альпы, когда провиант подходил к концу, перед полководцем встал вопрос, как накормить армию.

Важно

Недолго думая, полководец велел собрать все оставшиеся у солдат запасы еды и сварить в общем котле кашу. На эту знаменитую кашу пошло всё что было: лук, морковь, пшено, перловка и горох.

В итоге появилось новое блюдо, которое вошло в историю под названием каша по-суворовски.

Тихвинская – гороховая кашица с гречневой заспой. Данное блюдо названо по имени города Тихвин, известного в кулинарном мире также как родина знаменитых тихвинских щей.

Для приготовления тихвинской кашицы необходимо промыть горох и разварить его в воде, ни в коем случае её не подсаливая. Когда вода на одну треть выпарится и горох будет почти готов, следует засыпать продел и варить его до готовности.

Затем заправить мелко нарезанным луком, поджаренным на масле, и посолить.

Юражная – каша из гречневой или смоленской крупы, приготавливаемая особым образом с использованием юраги – пахты, остающейся после сбивания сливочного масла из сметаны или сливок.

Юражная каша долгое время была национальным русским праздничным или предпраздничным ритуальным блюдом. Её готовили ранним летом и осенью, в периоды массовой заготовки русского (топлёного) масла или сбивания масла. В конце XIX – начале XX в.

юражная каша начала постепенно исчезать из городского быта, а затем, в 20-х годах XX в., и из деревенского.

[

Источник: https://svetorusie.livejournal.com/107733.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector