Как вырастить самостоятельного ребенка

7 советов родителям, как вырастить неиспорченного и благодарного ребёнка

Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире.

 Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу.

 Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?

Обратите внимание

Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей? Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, — это его родители.

Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они.

Ваш ребёнок — это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по воспитанию идеального ребёнка — быть для него наглядным примером.

Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.

Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.

1. Любите, но обозначьте границы

Воспитание неиспорченного ребёнка — это всегда балансирование между двумя крайностями: любовью и границами дозволенного, теплотой и строгостью, щедростью и отказом.

Каждое утро спрашивайте себя: «Если бы я мог научить сына (дочь) только чему-то одному сегодня, что бы это могло быть?». Проверяйте, соответствует ли ответ вашим целям, которые вы преследуете в воспитании. А вечером задавайте контрольный вопрос: «Чему я научил своего ребёнка сегодня?».

2. Перестаньте опекать!

Хорошее воспитание — это не о том, чтобы быть уверенным, что ваш ребёнок счастлив. Это больше о том, чтобы научить его справляться с неудачами, отказами, ошибками и неприятностями.

Постоянное ограждение ребёнка от всего, что может вызвать разочарование, не поможет ему овладеть этим критически важным навыком. Это не научит его преодолевать трудности, полагаясь только лишь на свои силы.

3. Учите сопереживать

Неиспорченные дети научены не всегда ставить себя на первый план. Вместо этого они умеют считаться с мнениями, желаниями и интересами окружающих людей (особенно близких).

Эмпатия — это способность, которая даёт возможность маленькому человеку думать и смотреть на происходящее с позиции другого. Это фундамент для развития таких черт характера, как уважение, сдержанность, доброта, бескорыстие.

4. Развивайте финансовую ответственность

Одна из наших главных задач как родителей — научить ребёнка жить, полагаясь только на себя. Это значит, что мы должны его научить управлять своими финансами самостоятельно, а не ждать бесконечных подачек от родителей.

Неиспорченный ребёнок — это тот, который понимает слова «нет» и «не сейчас».

5. Говорите «нет» без чувства вины

Постоянное удовлетворение желаний ребёнка не поможет научить его тому, что не всегда жизнь будет идти по его плану. Добавьте в свой лексикон слово «нет» и не чувствуйте вины, когда вынуждены его произносить. Поверьте, в долгосрочной перспективе ваши дети ещё будут вам благодарны за это.

6. Учите отдавать, а не только получать

Дайте своим детям возможность понять, что они могут менять жизни, просто отдавая или делая что-то для других людей. Ведь многие из них даже не догадываются о том, что такое возможно.

Мне где-то попадалась на глаза статья, в которой говорилось, что щедрые дети не только менее эгоистичны и больше ценят окружающих, но и счастливее в жизни.

Один из лучших способов уберечь ребёнка от эгоизма — это периодически вовлекать его в волонтёрскую работу, не предполагающую материальных наград.

7. Замените «я» на «мы»

Дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается только вокруг них. Их больше заботят они сами и собственные потребности, а на мнения и желания других они не обращают внимания. И чтобы не позволить им зациклиться только на себе, нужно увести их от бесконечного «я-я-я» и научить думать в формате «мы-мы-мы».

Вот несколько простых выражений, которые вы можете использовать, обращаясь к своему ребёнку:

  • Давай спросим Машу, чем бы она хотела заняться?
  • Помни, мы всегда делимся!
  • Спроси у своего друга, во что он хотел бы поиграть?
  • Теперь очередь твоего брата.
  • Давай поможем маме прибраться в комнате.

Старайтесь всегда делать ударение на «мы».

Заключение

Воспитание — это не конкурс популярности! Будет много случаев, когда вам придётся делать выбор, и он не всегда будет по душе вашему ребёнку. Но, если вы приняли решение, следуйте ему до конца.

Поймите одну важную вещь: вы ответственны за своего ребёнка, а он, в свою очередь, нуждается в вас, чтобы вырасти добрым, заботливым, ответственным и внимательным к другим людям.

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-vyrastit-rebenka/

Kак вырастить самостоятельного ребенка

На словах все мамы и папы мечтают, чтобы их ребенок не был инфантильным. Но на практике стремление малыша к самостоятельности становится для родителей лишней головной болью.

Психологи советуют: не подавляйте в ребенке желание быть самостоятельным и независимым, поощряйте детей брать на себя новые обязанности и позвольте им самим принимать решения.

Каковы критерии детской самостоятельности и чем полезен детский тайм-менеджмент, как научить ребенка следить за порядком в своей комнате и правильно относиться к деньгам? Об этом и многом другом читайте в подборке статей Мамы.ру.

  На правах рекламы Многие родители боятся, что их малыш так и не научится быть самостоятельным, когда, например, пойдет в школу. При этом мало кто… Читать дальше

Детская самостоятельность – качество, которое доставляет хлопоты родителям, независимо от ее количества. Многие проблемы возникают из-за того, что под самостоятельностью понимается такое поведение ребенка, когда… Читать дальше

В жизни вашего ребенка есть тайм-менеджмент? Если вы ответили «да», то вы, безусловно, правы. Даже если ребенок совсем маленький, в его жизни появляется управление временем.… Читать дальше

Между словами «дети» и «беспорядок» многие ставят знак равенства. Валяющиеся игрушки, детальки пластмассового конструктора, вызывающие столько эмоций, когда наступаешь на них ночью, бумажки с очень-важными-рисунками,… Читать дальше

Важно

Многие родители беспокоятся о том, что летом их дети просто три месяца сидят у компьютера или телевизора. Издание Quartz подготовило свод правил для мам и… Читать дальше

Уборка, обязанности по дому, ответственность – большинство родителей переживают, что упустят время и не смогут привить малышам полезные навыки. Кажется, если ребенку после года не… Читать дальше

Начинать приучать ребенка к труду необходимо с самого раннего детства. Дошкольникам вполне по силам несложная помощь родителям по хозяйству, а дети помладше склонны рассматривать работу… Читать дальше

«Не хочу, не буду!» – канючит малыш на ваши просьбы собрать кубики, застелить постель или хотя бы не оставлять фантики от конфет на кухонном столе.… Читать дальше

Постоянно опаздываете в детский сад и получаете нарекания от воспитателей? Ребенок вваливается в класс после звонка и ловит неодобрительные взгляды учителя? Значит, пришла пора научить… Читать дальше

С определенного возраста (обычно с 4-5 лет) ребенок стремится понять, как организована финансовая сторона жизни семьи, откуда берутся деньги, как планируются расходы и производятся траты.… Читать дальше

На правах рекламы О воспитании детей написано много. Из огромного количества мудрых и ценных советов в статье мы постарались обозначить те ориентиры, которые могут Вам… Читать дальше

Каждое проявление самостоятельности малыша вызывает у мам гордость. Однако, чтобы малыш как следует освоил новые навыки, родителям придется потратить немало сил. Приучить его самостоятельно есть… Читать дальше

Когда познакомить детей с понятием «деньги», как объяснить, какова их ценность и значение? Когда начать давать сыну или дочери первые купюры? Об этом Мама.ру поговорила с Романом Потемкиным, основателем сервиса «UPUP — Деньги детям» и автором книги «Дети и первые деньги».

Совет

Не игнорируйте тему денег. Не в 6 лет, так в 8 ребенок столкнется с необходимостью планировать свой бюджет, считать купюры и решать, тратить или нет. Лучше, если путь обучения вы пройдете вместе, а ошибки, если и случатся, то под родительским контролем.

Как объяснить детям, что такое время?

Мы уже рассказали когда а теперь расскажем как!

Источник: https://mama.ru/articles/container/kak-virastit-samostoyatelnogo-rebenka/

Как вырастить самостоятельных детей? Ленитесь!

Недавно отвозила ребенка к свекрови – в первый раз.

Обычно я не прошу никого посидеть с сыном, мне морально очень тяжело оставить его даже ненадолго, но возникли обстоятельства, в силу которых пришлось оставить его с обеда до вечера.

Когда я приехала забирать его, то услышала целую хвалебную оду – ребенок восхитительно развит, понимает все, не плачет, даже когда падает… Потрясающе! Как вы этого добились, в столь раннем возрасте?

Однако, как только я пообнималась с сыном и спокойно сказала ему собираться домой, мой рейтинг у дорогой мамы упал ниже плинтуса. Как же так, он такой кроха, его нужно одеть-накормить-обуть. Когда я сказала,что сын дома все делает сам, услышала бурю негодований в свой адрес. Меня назвали ленивой, не желающей заниматься с собственным ребенком.

Придя домой, я честно сказать, задумалась. И пришла к выводу, что она права. Я действительно ленивая мать.

Мой сын, сейчас ему год и семь, кушает сам.

Потому что знает – мама не станет делать все за него, она может только помочь, если он сам попросит. Мне проще отмыть потом кухню/стол/сына/ кота да и саму себя, чем сидеть и упрашивать его покушать.

Не хочешь есть? Не надо, я уговаривать не стану, иди играй. Захочешь – скажешь и поешь сам.

Личная территория ребенка или уважение с малых лет

  • Сон? Да и тут особых проблем нет. Ни днем, ни ночью. Выработан четкий режим сна. Сын знает все предшествующие сну процедуры, и когда время подходит, уже сам ведет меня к постели. Положила-ушла-уснул. Он знает, что я не стану его укачивать, уговаривать спать. Он ложится сам, засыпает сам. Спит спокойно. Если просыпается среди ночи с желанием пить – так и для этого маму будить не нужно, вот, поильник на тумбочке…
  • Да и утром, честно сказать, будить маму не обязательно. Щелкнуть пультом в гостиной, чтобы включить мультики, он научился давно. Стягивать с меня одеяло он начинает только тогда, когда ему уже хочется есть. А есть он хочет только через час-полтора после пробуждения.
  • Он пытается перед прогулкой самостоятельно натянуть на ноги ботиночки – я не препятствую. Я подожду. Еще более трогательно, когда он мне приносит носки из шкафа и пытается одеть их на меня))

С самого рождения я старалась с сыном не сюсюкать – это не значит, что я не могу его приласкать. У нас есть, безусловно обнимашки, но разговариваю я всегда с ним, как со взрослым. И он понимает меня.

Я давно заметила такую вещь – когда сын падает, и ударяется не сильно, он смотрит сразу на меня. Ждет моей реакции. Я говорю ему сразу спокойным тоном, вставай, чего улегся. Он встает, и бежит дальше. Если я делаю испуганное лицо и кидаюсь к нему – истерика на пол часа гарантирована.

Кстати, этим я вызываю здоровое возмущение у мамочек на площадке, когда мой сын падает, а я не бегу к нему, сломя голову.
Бывают у него и психи. Не дала облизать грязный папин ботинок – садится на пол и начинает орать. Сначала я его успокаивала, уговаривала, но толку было мало.

Читайте также:  Двухфазный молокоотсос «medela freestyle»

В один момент мне это надоело, я строго сказала ему – сиди здесь, я пойду в другую комнату. Успокоишься – скажешь, я не хочу слушать, как ты орешь. И ушла. Через пару минут гневный вопль стих – плакать некому, смысл стараться? Эта маленькая победа окрылила меня, я стала делать так всегда.

Итог – истерик стало меньше, да и продолжительность их значительно сократилась.

Детские истерики: причины, как поступить и чем помочь ребенку

Метод естественных последствий я стала применять не так давно, месяца три четыре назад. Прочитала о нем где-то, решила попробовать.

Пример – сын теребит соседского кота. Я: солнышко, не надо трогать чужую кису, ты не знаешь, что от нее ожидать. Ноль эмоций. Я: зайчик, не лезь к кисе, она тебя поцарапает. Взгляд в мою сторону, и ноль эмоций.

Через пару минут происходит неизбежное – старый соседский кот, ненавидящий все живое, слегка сжимает зубы на ручке ребенка. Истошный крик. Слезы. Мама! Говорю: милый, я ведь предупреждала, не лезь. Не надо плакать, это не смертельно. Обиженно надутые губы.

Слезает с моих колен. К коту больше так не лез ни разу.

И так во всем. Не прыгай по кровати – упадешь. Упал? Я говорила. Больше не прыгает. Таких примеров я могу привести миллион. Это, конечно, не относится к опасным вещам, типа розеток, открытых окон и т.д и т.п.

P.S. Главное в этом процессе воспитания методом естественных последствий – не путать лень с беспечностью. Все таки вы-мама, а ребенок – не маленький взрослый. Ваша задача – помочь, поддержать и обезопасить.

А вы больше мамочка- наседка или ленивая мама?

Автор статьи- Дарья Альварес

Авторы ViLine.Дети сотрудничают с проектом на добровольной основе, получая благодарность многотысячной аудитории и возможность рассказать о себе. Каждый месяц автор самой читаемой статьи получает в подарок 2 месяца участия в ViLine.Клубе. Поделитесь своей историей и вы!

Источник: https://viline.tv/deti/article/kak-vyrastit-samostoatelnyh-detej-lenites

Воспитываем самостоятельных детей

Могу ли маленькие дети быть самостоятельными? Да, если родители дают им такую возможность. Многие мамы и папы мечтают видеть своих ребят «маленькими взрослыми», обладающими хорошей долей уверенности в себе и серьезностью.

Говоря о самостоятельном ребенке, взрослые часто имеют в виду того, кто способен с желанием заботиться о себе и выполняет ежедневные обязанности без лишних напоминаний.

Обратите внимание

Например, ребенок встает утром и заправляет постель, умывается, одевается, готовит себе завтрак, сам собирает портфель, убирает игрушки, решает проблемы в школе и другие неприятные жизненные ситуации.

Кроме того, он заботится о младших братьях и сестрах, если они у него есть, или родителях, когда те в этом нуждаются, поддерживает чистоту и порядок, является «собранным» и ответственным, многое может и умеет делать сам.

Такой ребенок — просто мечта для многих пап и мам. В настоящий момент дети, обладающие самостоятельностью, составляют достаточно маленький процент. Чаще всего они привыкли к тому, что многие вещи за них делают родители, воспитатели и учителя. Так ребенок рискует вырасти инфантильным, безынициативным, тревожным и неуверенным в себе.

Как правильно воспитывать детей, чтобы сформировать в них самостоятельность? Ответы в данной статье.

Кто такой самостоятельный ребенок?

Иногда взрослые полагают, что самостоятельными дети становятся в более взрослом и сознательном возрасте — 10-14 лет. Это заблуждение, если в него верят родители, может привести к тому, что ребенку, которого до подросткового или школьного возраста вообще не приучали к самостоятельности, будет очень сложно научиться делать что-то самому и нести ответственность за свои поступки.

Самостоятельный ребенок — тот, у которого в достаточной мере сформировано чувство собственной обособленности, он объективно воспринимает и оценивает себя, четко понимает свои потребности, обязательства, владеет навыками самообслуживания, заботы о себе и о других. Этими качествами или предпосылками к ним дети могут обладать и в трехлетнем возрасте.

Быть самостоятельным ребенком — это не значит оказаться брошенным своими родителями и с малых лет делать то, что не умеют другие дети.

Это значит ясно осознавать свою жизненную позицию, понимать чувства и потребности, получать удовольствие от сформированного умения заботиться о себе, создавать лучшие жизненные условия.

Кроме того, самостоятельность помогает развивать отношения с окружающими, решать проблемы — дома, в школе или во дворе, — формирует уверенность и целеустремленность.

Терпение и свободное время родителей

Иногда родители удивляются тому, что дети растут несамостоятельными, не замечая, как сами не позволяют им быть таковыми.

Первые признаки умения делать что-то самому формируются у ребенка в младенческом возрасте — когда он пытается взять в руки погремушку, ложку, сесть, ползти, делает первые шаги.

В это время важно, чтобы родители оказали малышу такую поддержку, благодаря которой он поймет, что его усилия приносят пользу ему и радость окружающим. Похвала и поощрение — вот то, что должны проявлять мать и отец, когда малыш проявляет свою первую независимость от взрослых и делает что-то сам.

Важно

Когда ребенок растет, его кругозор расширяется, желания познавать мир становится все больше. Яркие признаки делать что-то самому проявляются в возрасте трех лет. В это время дети могут вести себя негативно, агрессивно и их любимыми словами становятся «я сам!».

Родителям на этом этапе необходимо запасаться терпением, особенно, если они поставили себе цель воспитать в них самостоятельность. Трехлетний ребенок может быть упрям, нерасторопен, неумел.

Однако в этом возрасте в нем сосредоточены большая сила и желание познавать мир, изучать его, исследовать и делать все самому.

Часто взрослым не хватает времени или терпения, чтобы подождать, пока малыш оденется, застегнет куртку, завяжет шнурки и они делают это сами. Иногда дети криками и плачем протестуют против такого вмешательства, и тогда настроение у членов всей семьи портится.

Для того чтобы ребенок рос самостоятельным, нужно давать ему возможность доводить до конца любое дело, за выполнение которого он взялся.

Как это сделать, учитывая темп трехлетнего малыша и современный ритм жизни? Просыпаться или выходить из дома пораньше, быть терпеливым родителем, предлагать помощь, если ребенок не справляется, но не делать за него, подсказывать и хвалить даже за самые маленькие достижения, уметь ждать, радоваться успехам.

Дети, родители и опасность

Иногда родители не позволяют детям делать что-то, потому что тревожатся и боятся за их жизнь и здоровье. Так дети растут, лишенные возможности видеть с близкого расстояния собаку, не знают, какими признаками обладает горячая вода в чайнике, как добраться короткой дорогой до дома.

Такой ребенок растет в условиях, которые являются самыми благоприятными для его жизни и развития и почти не испытывает стрессов, потому что родители позаботились о том, чтобы их не было. Но это воспитание лишает его не только опыта поведения в кризисных или неожиданных ситуациях, но и возможности помочь себе самостоятельно, если вдруг возникнет такая необходимость.

Невозможно оградить детей ото всех неприятностей и опасностей окружающего мира. Гораздо эффективней научить их справлять с ними, «дать» в руки инструмент по преодолению трудностей или проблем, воспитать так, чтобы они всегда знали, как следует поступить, могли надеяться на свою силу, смекалку, ум, находчивость, самостоятельность.

Самостоятельность и послушание ребенка

Часто родители хотят видеть детей послушными и наказывают их за малейшие проступки, шалости и несоблюдение правил. Матери и отцу следует знать, что непослушание — это один из первых признаков проявления самостоятельности. Именно через него ребенок осознает свою независимость, понимает, что он может делать что-то независимо от родителей.

Всегда послушные дети рискуют вырасти безынициативными, несамостоятельными, боязливыми, сомневающимися и неуверенными в себе.

Это не значит, что нужно поощрять нарушение правили, «закрывать» глаза на недостойное поведение детей.

Прежде, чем ругать и наказывать, стоит понять, что хотел ребенок, о чем думал, к чему стремился, относится его непослушание к проступку или к проявлению самостоятельности.

Совет

Когда родители понимают причины поведения ребенка, если на него жалуются учителя или соседи, это говорит о том, что между членами семьи есть доверие. Доверять детям, помогать исследовать этот мир, позволять им ошибаться, передавать ответственность и в то же время находиться рядом — мощная поддержка, которую могут оказать родители, в том числе, во время воспитания самостоятельности.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/vospityvaem_samostoyatelnykh_detey/

Как вырастить самостоятельного ребёнка. Метод KUMON

Олеся Ахмеджанова

Уже в три года дети начинают проявлять самостоятельность. Они то и дело говорят «Я сам!», умиляя и немного пугая озабоченных родителей. Как развить эту способность, применить в обучении и превратить в полезный навык? Рассказываем на примере японской методики KUMON.

Не бойтесь заниматься с малышами

Исследования Глена Домана в Филадельфийском Институте развития человеческого потенциала подтверждают, что 80% основной информации человек получает в раннем детстве. Дошкольники изучают это мир стремительно. Так что не бойтесь заниматься с малышами: с помощью правильной методики они быстрее начнут справляться с заданиями сами и легче адаптируются в школе.

Вот так Элина научилась вырезать в 2 года 7 месяцев

У нашего копирайтера Лианы дочь Элина освоила тетрадь «KUMON. Давай вырезать!» в 2 года 7 месяцев. «Примерно к середине тетради дочка научилась работать ножницами непрерывно по линии, — рассказывает Лиана.

— А уже под конец вырезала полностью предметы. Конечно, пока получается не очень аккуратно. Но прогресс меня поразил. За два месяца мы прошли большой путь. Дочка поначалу делала один надрез и раскрывала ножницы двумя руками.

Теперь она режет непрерывно и делает это по контуру».

Метод маленьких шагов

Научиться делать что-то новое не так-то просто. Когда малыши пытаются самостоятельно держать карандаш, проводить линии, писать, считать, вырезать и рисовать, поможет метод маленьких шагов.

Он основан на многократном выполнении однотипных заданий, которые постепенно усложняются. Ребёнок двигается в комфортном ему темпе — без резких скачков, небольшими шажками.

Начинает с самых простых упражнений, затем переходит к заданиям посложнее.

И незаметно самостоятельно учиться делать то, что сначала казалось непосильным.

Результаты эксперимента с кумонами в детских садах: дошкольники учились вырезать по методике KUMON

Этот принцип постепенного усложнения задач лежит в основе японской методики KUMON. Рабочие тетради KUMON предназначены для самостоятельной работы: малыши учатся рисовать, вырезать, клеить, проводить линии, считать и проходить лабиринты.

Конечно, родители могут помогать ребёнку, когда у него возникают проблемы: мамы и папы подсказывают, как правильно держать ножницы, или советуют, куда лучше повернуть в сложном лабиринте.

Но старайтесь больше выполнять роль наблюдателя и поощряйте желание делать всё самостоятельно.

Учиться и играть

Как должны быть устроены занятия, чтобы ребёнок справился с ними самостоятельно и захотел выполнять регулярно? В первую очередь они должны быть интересными. Лучше всего дети усваивают информацию именно в форме игры.

Поэтому так важно, чтобы упражнения включали игровые элементы и интерактив. К примеру, гораздо интереснее проходить лабиринт, если он похож на стегозавра. Изучать цифры, рисуя по точкам.

Или учиться работать с ножницами, вырезая пазлы.

Задание из рабочей тетради «Учимся и растём! Лабиринты»

В тетрадях KUMON много игровых упражнений. Выполняя их, ребёнок быстрее освоить новый навык и с удовольствием будет делать это самостоятельно.

Обратите внимание

Не забывайте, что даже маленькое достижение ребёнка — большой шаг в направлении к успеху. Хвалите малыша. Когда он учится держать ножницы, проводит ровную линию, раскрашивает яблоко. Не ругайте его, если что-то не получается. И не переделывайте! Дети должны чувствовать вашу поддержку во время занятий и не воспринимать их как «обязаловку», где всё подчиняется набору строгих правил.

Сертификат есть в конце каждой тетради KUMON

Некоторые развивающие тетради предлагают вручать ребёнку «награду» за его достижения. Так, в конце каждой тетради KUMON есть сертификат, который можно отдать малышу после выполнения всех упражнений.

Небольшое признание повышает самооценку и мотивирует заниматься ещё.

Самостоятельность — навык, который пригодится не только школе при решении уравнений, но и в реальной жизни. Ребёнок, который может сам справиться с задачей, чувствует себя увереннее, добивается лучших результатов и может сам освоить интересные ему темы. Методика KUMON помогает развить эту способность.

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/05/04/kak-vyrastit-samostoyatelnogo-rebyonka-metod-kumon/

Как вырастить самостоятельного ребенка

Главная задача воспитания, как сказал один мудрый человек, это научить детей обходиться без нас.

Читайте также:  Коляска uppababy vista —лучший выбор для мамы и малыша

Помочь ребенку стать самостоятельным непросто, но при желании процесс этот можно сделать увлекательным.

• Составьте список дел

Лист бумаги разделите пополам и составьте список дел, с которыми ребенок справляется сам (поместите их в левую колонку) или с вашей помощью (правая колонка);

• Поддерживайте и не вмешивайтесь

постарайтесь не вмешиваться в дела из колонки «Сам»: не торопите ребенка, когда он ими занят, не проверяйте, сделаны они или нет, позвольте ребенку столкнуться с отрицательными последствиями своих действий. При этом не жалейте, не стыдите и не ругайте, а выражайте сочувствие и надежду на то, что в следующий раз все будет в порядке;

• Вмешивайтесь только по просьбе ребенка

В дела из колонки «Вместе с мамой (папой)» вмешивайтесь настолько, насколько вас об этом просит ребенок. Но постепенно передавайте все большую часть каждого дела ребенку. При этом дела из правой колонки будут постепенно перемещаться в левую, а ваш малыш будет становиться все более самостоятельным.

Любой самостоятельный выход из дома — будь то поход в школу через дорогу или поездка к бабушке на метро с пересадкой — готовится одинаково. Сначала вы много раз проделываете этот путь вместе с ребенком. Затем, когда маршрут станет привычным, он сам «ведет» или «везет» вас куда надо.

Ваша роль при этом — подчиняться ребенку, не поправляя его и не указывая, как правильно. Итоги подведите в конце пути. Не высказывайте больше двух-трех замечаний за один раз и обязательно заметьте, как вы горды за такого самостоятельного человека. Если всё прошло успешно, ребенка можно отпускать одного.

Важно

В каком возрасте это сделать, зависит и от жизненного опыта ваших сына или дочери, и от сложности пути, и от их желания, наконец. Маршрут, по которому вы отпускаете ребенка, должен быть всегда одинаковым, без вариантов. Для младших школьников это возможность довести навыки до автоматизма.

Лишь с 10-11 лет имеет смысл осваивать разные маршруты.

Вот некоторые приемы, с помощью которых вы сможете развить самостоятельность ребенка в игровой форме.

• Используйте подсказки. Оставляет дома то ключи, то телефон? На входную дверь, на зеркало (куда обязательно упадет взгляд) прикрепляем записочку. Детям постарше напоминалки можно заводить в мобильный телефон или компьютер.

• Сочините «легенду». У туристов так называется словесное описание отрезка пути: «пройти столько-то шагов на север, повернуть на восток…» Осваивая с ребенком маршрут, проговаривайте его таким образом. Это развивает речь и учит мысленно представлять путь.

Когда ребенок начнет активно передвигаться по микрорайону, поиграйте «в легенду»: вы расписываете на бумаге отрезок пути — ребенок по нему следует. Играть можно даже не выходя из дома: пусть ребенок, читая ваше описание, представляет свой путь и говорит вам, куда его привела «легенда».

«Высший пилотаж» — когда такое задание он может составить для вас самостоятельно.

Источник: http://mnemaks.ru/kak-vyrastit-samostoyatelnogo-rebenka/

Как вырастить самостоятельного ребенка

Самостоятельность – это способность ставить перед собой цели и достигать их, решать проблемы, используя собственные возможности в соответствии с возрастом.

В инфантильности и неспособности детей делать что-то без помощи взрослых зачастую виноваты сами же родители, которые попросту не владеют навыками «выращивания» такого качества, как самостоятельность.

Еще сложнее, когда львиная доля воспитательных моментов доверяется другим людям. Стоимость часа работы няни вполне доступная, но цена детского «я сам», как правило, намного выше.

Не мешать – намного важнее, чем помогать

Это – первый и главный принцип, который нужно уяснить, став на путь участия в формировании самодостаточной личности. Приучайте детей искать решения, а не расстраиваться, сидя в надежде появления помощи извне. Задавайте опережающие вопросы перед тем, как ребенок получит готовые ответы, например:

  • Как ты можешь повлиять на сложившуюся ситуацию?
  • Как сделать твою идею лучше общими усилиями?
  • Почему тот или иной человек сделал именно так?
  • Что ты почувствовал, когда решил проблему сам?

Освоение этой вопросительной программы-минимума ребенок должен пройти самостоятельно. Ответы, которые он даст сам себе, будут намного мудрее готовых субъективных (а хуже всего, что чужих) решений, преподнесенных на блюдце.

Правильная подача критических замечаний

Чтение нотаций еще не решало ни единой проблемы с детским поведением. Ребенок усваивает яркие примеры контрастов, которые объясняются без навязывания и авторитарности.

Поэтому откажитесь от чтения морали в пользу чтения поучительных рассказов, бесед о том, что такое зло и добро, а с самыми маленькими – в пользу разыгрывания ситуаций на примере тех же игрушек.

Это простейший способ отдалить конфликтный момент, разобрав сложную морально-этическую стратегию без лишних поучений, не воспринимаемых детьми.

Терпеливость к неудачам

А это качество вы должны воспитать у себя. Ребенку необходимо уметь находить «авторские», нестандартные решения, но это возможно лишь в том случае, когда над ним не будут нависать оценочные нравоучения.

Создать что-либо, не ошибаясь, невозможно. Следовательно, ошибаться – это нормально. Объясняйте это маленькой личности, особенно если в школе ей твердят постоянно обратное. Воспринимайте ошибки и всплывающие недостатки как стимул к новым решениям.

Точно так же ориентируйте и детей.

Отстраняемся постепенно

Создавайте ситуации, в которых у ребенка будут все условия для проявления самостоятельности. Вскоре вы сами убедитесь, что дети могут составить себе здоровое меню и выбирать одежду.

Они еще и оказываются хорошими советчиками для взрослых, которые своей слишком умной головой не могут найти по-детски простое решение. Доверяя детям что-либо, мы помогаем им сформировать доверие к самим себе.

Откладывать это на потом нельзя, потому что чувство ответственности закладывается в раннем детстве.

Не воспитывайте несамостоятельность

Именно так! Несамостоятельность – это такая же черта характера, которая тоже формируется не за один день и даже не за один год.

Бессознательно, но настойчиво это делают многие родители, роняя психологически опасные фразы вроде «А тебе никто слова не давал», «Тебе вообще ничего нельзя поручить» и т.д.

Это – выявление страха мамы и папы, и если они боятся каждого неудачного опыта малыша, то как он станет смелее и инициативнее их самих? Не ведите политику несамостоятельного поведения, а поощряйте инициативность. Даже если в первый, второй, третий раз она оказалась болезненной.

Источник: https://zabota.pro/uk/blog/ya-sam-ili-kak-formiruetsya-samostoyatelnost

Как НЕ вырастить инфантильного ребенка

Как вырастить ребенка самостоятельным

«Мой сын не хочет взрослеть». «Ему уже 25 лет, а он продолжает жить с нами, ничем кроме компьютера не интересуется, у него даже девушки нет!». Мамы часто на приеме жалуются на своих детей-подростков.

Дети ничем не интересуются, не стремятся во взрослую жизнь, избегают ответственности, часто остаются под родительским крылом и опекой до 25-30 лет.

Почему так происходит? Почему они не хотят взрослеть? Как вырастить ответственного и самостоятельного ребенка?

Если вам сейчас 35-45 лет, то вы наверняка помните свое детство. Большинство из нас росло бесконтрольно, мы были предоставлены сами себе.

Сами ходили в школу, сами делали уроки, сами разогревали себе еду, иногда готовили ужин родителям, которые поздно приходили с работы. Музыкалка, уроки, гулять во дворе, ключ на шее, «а Таня выйдет?»…

Родители заняты своей жизнью и работой, им было не до нас.

В фокусе внимания обычной советской семьи было выживание и бытовые нужды, а не эмоциональные потребности и тонкие психологические проблемы детей. Мы как-то сами справлялись.

Ни в коем случае не восхваляю советский стиль воспитания, не считаю его гуманным и человечным.

Многие мои сверстники выросли в атмосфере неподдержанности, одиночества и обиды на родителей, которую они сегодня несут в кабинет психолога.

Совет

У моего поколения сложные отношения с родителями. Любовь и забота перемешаны с обидой и чувством вины, среди нас много перфекционистов и людей с гипертрофированной ответственностью. Мы привыкли быть в ответе за все.

Наш стиль воспитания собственных детей строится по принципу «я никогда не буду обращаться со своим ребенком так, как обращались со мной», «у моего ребенка будет другое детство».

Мы изо всех сил стараемся быть идеальными родителями, но в результате попадаем в ловушку – дети становятся инфантильными.

Равнодушный и невнимательный родитель – это плохо, но идеальный родитель – едва ли не хуже. Многие мне сейчас возразят или возмутятся, но мой психологический опыт и практика подтверждают эту мысль.

А задолго до меня Дональд Винникот ввел в обиход термин «достаточно хорошая мать» как пример золотой середины в воспитании.

 Так почему же идеальные родители на самом деле не идеальны? И как стать не идеальным, а достаточно хорошим родителем? Попробую объяснить.

В подростковом возрасте человеку природой предназначено отделиться от родителей, встать на ноги и начать строить собственную жизнь. Для этого перспектива отдельной жизни должна быть более привлекательна, чем жизнь с родителями.

То есть подросток должен захотеть отделиться, но для этого ему надо создать условия. Ему должно быть неидеально хорошо с вами. Желательно, даже сильно нехорошо. А если вы мама, у которой каждое утро на столе горячие булочки, у ребенка наглаженные вами рубашки, в его кармане всегда есть достаточно денег на поход в кафе с девушкой, то зачем ему другая жизнь? У него все прекрасно уже сейчас.

Обратите внимание

Мама всегда рядом, она позаботится и поддержит, подкинет денег, обеспечит бытовой комфорт, она безусловно любит, зачем что-то еще? Будущее страшит неизвестностью, трудностями, с девушками как-то надо строить отношения, семью надо содержать… От абсолютного комфорта не уходят в пугающую неизвестность.

Что делать? Не бояться быть недостаточно заботливой, позволять себе быть ленивой, эгоистичной и безответственной мамой. Болеть и просить приготовить вам ужин или убраться в квартире.

«Хочешь есть? Еда в холодильнике, приготовь себе сам, а я сегодня очень устала». Не давать денег 20-летнему оболтусу на кино – иди и сам заработай. И уж точно не содержать детинушек до 30 лет, отказываясь от собственного финансового комфорта.

 Помните, что комфортная среда останавливает развитие.

Если же у вас не подросток, а ребенок помладше, то гиперопекающий и тревожный родитель внутри вас и здесь найдет, где развернуться.

Повальное увлечение ранним развитием и стремление по максимуму заполнить жизнь ребенка кружками и интересами как раз про это. Мы хотим сделать жизнь детей максимально яркой и полной, дать все то, чего не хватало в детстве нам самим.

И еще мы боимся не выдержать конкуренции в игре за звание самого заботливого и осознанного родителя.

Если ребенок в 7 лет не читает, то это почти что личное родительское фиаско! Наш внутренний ребенок из советского прошлого сгорает от стыда и вины, а вина подгоняет нас в педагогической гонке за успехи детей.

В результате сегодняшние дети в 7 лет знают и имеют то, о чем мы в их возрасте не могли и мечтать или не имели понятия. Они пресыщены и перестимулированы, потому что мы спешим удовлетворить их потребности раньше, чем они успевают сформироваться и созреть.

Им не о чем мечтать, у них все есть. Они устают учиться и бегать по кружкам и развивалкам в младенчестве и к 15 годам ложатся на диван в апатии.

Важно

Им становится неинтересно жить, а родители бьют тревогу – мой ребенок ничего не хочет! Да он просто переел в свое время. 

Что делать, чтобы ребенок интересовался окружающим миром и хотел учиться? Перестать бежать впереди его потребностей. Например, ждать, когда желание рисовать, танцевать или изучать бабочек вызреет внутри него самостоятельно, а не предлагать это ему заранее.

Давать пространство для того, чтобы желание стало сильным, не спешить с его реализацией, пусть помечтает! У ребенка очень силен естественный интерес к жизни и развитию, все и так само случится, если не мешать и не бежать впереди его желаний. Представьте, что вас кормят с ложки тогда, когда вы еще недостаточно голодны.

Читайте также:  Как подобрать коляску для новорожденного

Тошнит? И ребенка тоже. Совсем другое дело, когда вы проголодались, ведь правда?

На самом деле все начинается еще раньше, с младенчества. Идеальная мама настолько тревожна и заботлива, что запросто может нарушить механизм саморегуляции в организме ребенка.

Я каждую неделю гуляю с дочками на детской площадке и нередко вижу такую картину. Лето, жарко, мамы и папы в шортах и футболках, а дети томятся в шерстяных кофтах. Некоторые пытаются снять их с себя, кричат и капризничают, а некоторые уже и не сопротивляются, молча потеют и терпят. Мама любит свое дитя и боится простудить его.

Маму понять можно, но только ребенок не научится сам определять, что ему комфортно, а что – нет.

И когда мы заставляем детей есть по расписанию, а не по требованию, съедать все с тарелки «через не хочу» и не капризничать, мы нарушаем их саморегуляцию и умение распознавать, что им подходит, а что не нравится или уже достаточно. А ведь умение понимать, что мне нравится или нет, умение слышать себя – это основа здоровой психики. 

Помните старый одесский анекдот?

Одесса. Крик с балкона:

– Аркаша, домой!

Мальчик поднимает глаза:

– Я что, замерз?

– Нет, ты хочешь кушать!

Что делать, чтобы ребенок был здоровым, активным и любознательным? Учить его слушать себя, поддерживать саморегуляцию, доверять ему и не подменять его желания и потребности своими.

Совет

Трехлетний малыш вполне может сказать, что ему холодно. Отказавшись от завтрака, он вряд ли умрет от истощения, но наверстает упущенное за обедом. Расслабьтесь и просто живите.

Помните, что лучшая мама – неидеальная мама.опубликовано econet.ru

Источник: https://www.navolne.life/post/kak-ne-vyrastit-infantilnogo-rebenka

Как вырастить ребенка самостоятельным? » Благоздравница

Часто на улице, в кафе или в магазине можно услышать, как родители отчитывают своего ребенка за несамостоятельность: то он курточку не может снять, то шнурки завязать, то ест неопрятно и неаккуратно: «Что, тебя с ложечки надо кормить?», – кричит рассерженная мама. И помогает ему раздеться, завязать шнурки, кормит с ложечки, потому что ей так удобнее и быстрее.

Помните, что сделать своего ребенка самостоятельным вы сможете, только отказавшись от идеи постоянного контроля, от желания завершить процедуры одевания, кормления, купания, уборки и т.д. как можно скорее и без лишней мороки. А мороки с маленьким ребенком в тот момент, когда он тянется познавать мир, очень много.

Надо с терпением относиться к этим желаниям малыша – именно так дети учатся самым элементарным вещам. Думаю, вы будете не рады, когда подросший ребенок даже пуговицы на рубашке не сможет застегнуть, а ведь вы сами спровоцировали эту несамостоятельность в раннем возрасте.

Итак, какие шаги помогут нам приучить сына или дочку к тому, что пора брать на себя выполнение некоторых функций и действий.

Подаем пример

Только родители и близкие родственники могут стать для малыша авторитетом. Поэтому взрослые на своем примере должны показать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Пусть мама с дочкой вместе убираются в квартире – доверьте девочке вытереть пыль, убрать книжки и игрушки, – а папа с сыном идут в магазин за покупками, выполняют “мужскую” работу на даче.

Готовьте вместе с детьми, сажайте рассаду и т.д., то есть привлекайте ребенка к любым бытовым действиям.

Создаем атмосферу

Важно, чтобы маленькие первооткрыватели не чувствовали себя скованно, особенно дома. Не запрещайте все подряд: слово “нельзя” должно звучать как можно реже и только в действительно опасных для непоседы ситуациях.

Организуйте ребенку его личный уголок в каждом помещении квартиры, – говорит домохозяйка, мама двоих детей Светлана Смольянинова.

На кухне устройте низкую полку или шкафчик, где будут храниться предметы посуды малыша, чтобы он сам мог накрывать на стол. В ванной должна стоять специальная ступенька, чтобы ребенок доставал до раковины.

Зубную пасту и щетку для него поставьте в отдельный стакан. В туалете в легкой доступности должен быть горшок или насадка для унитаза.

В шкафу для одежды также надо устроить низкие полки и вешалки, чтобы малыш смог сам выбирать одежду и вешать ее обратно. Кстати, для маленького ребенка, которого вы приучаете одеваться и одеваться самостоятельно, лучше выбирать больше простых вещей – обувь на липучках, футболки, штанишки на резинке или завязках и т.д.

Обратите внимание

Низкая кровать без бортиков поможет сыну или дочке сформировать правильное отношение ко сну. С открытой постели ребенок сможет вставать самостоятельно и также самостоятельно в нее ложиться.

В детской обязательно должны быть ящики или низкие полки для хранения игр, игрушек, низкие стол и стул.

Книжки и материалы для творчества тоже должны находиться в свободном доступе, чтобы маалыш мог заняться любимым делом без помощи родителей.

Кроме того, маленьким любителям музыки, аудиосказок можно приобрести простой проигрыватель, чтобы дети сами могли прослушивать любимые истории и композиции в любое время.

Запасаемся терпением

Маленькие дети в силу возраста и развития тратят на самые элементарные действия гораздо боьше времени, чем взрослые, – говорит педагог МОУ Гимназия №11 Наталья Юркова.

У малышей быстро переключается внимание, они не могут долго сосредотачиваться на одном деле.

Поэтому родители часто не выдерживают и слишком навязчиво помогают ребенку, не давая ему даже возможности запомнить, как это – застегнуть пуговку или застелить постель.

Чаще хвалите ребенка за самые маленькие успехи, так он станет увернее и счастливее, сможет реализвать свои потребности к познанию мира и будет стремиться снова порадовать вас.

Источник: http://blagozdravnica.ru/kak-vy-rastit-rebenka-samostoyatel-ny-m/

«связанные одной цепью»: как вырастить самостоятельного ребенка, как вырастить ребенка не ругая

Должна ли мама постоянно находиться рядом с маленьким крохой? Правильно ли «сюсюкать» с ним или следует с рождения беседовать с ним на равных? Как воспитать волевого многогранного человека, подготовить малыша к самостоятельной жизни? Единой точки зрения нет, каждый родитель сам волен выбирать тактику поведения с ребенком. Остановимся на некоторых важных аспектах воспитательного процесса.

Эксперты, лоббирующие раннюю сепарацию (отлучение) ребенка от мамы говорят об отрицательном воздействии так называемой слепой любви матери на формирования характера малыша.

Став взрослым, человек, родители которого всегда стремились подстелить соломку в определенных жизненных коллизиях, оказывается неподготовленным к самостоятельной жизни, он теряется и пасует перед сложностями.

Ученые заявляют, что всепоглощающая  мамина опека делает человека слабым, безвольным.

Говорят, есть время разбрасывать камни, и время их собирать. Малыш и мама с самого зачатия крепко связаны физиологическими и эмоциональными узами. Это невидимая субстанция, легкая, невесомая, но очень прочная. Максимальное сближение мамы и ребенка начинается в утробе. Связанные жизнедающей пуповиной они, два самых близких и родных человека, ощущают, как сильно нужны друг другу.

В момент рождения кроха испытывает сильнейший страх перед неизведанным будущим.

Американские ученые провели исследование и собрали неопровержимые доказательства того, что раздельное содержание матери и новорожденного приводит к стрессу малыша. У 86% детей, разлученных после родов с мамой, отмечено нарушение режима сна.

  Долгожданный покой ребенок испытывает только тогда, когда оказывается в маминых руках. Новорожденный не видит четких черт ее лица, но чувствует знакомые прикосновения, запах и стук сердца.

Младенчество – время, когда родители и особенно мама должны купать дитя в своей любви, нежности, ласке и заботе.

Важно

Рядом с мамой уютно, комфортно. Подрастая, малыши начинают капризно требовать от мамы еще большего внимания. На этом этапе многие специалисты рекомендуют начинать «воспитывать» в ребенке чувство самостоятельности.

Не стоит с молниеносной скоростью бежать к хныкающему младенцу и брать его на руки, если его не мучает чувство голода, подгузник сухой и не болит животик, он скоро успокоится и уснет спокойным сном. Впрочем, сами мамы признаются, что не могут бездействовать когда их дитя плачет.

В таких семьях часто появляются так называемые «ручные дети», которые период бодрствования проводят исключительно на руках у мамы. Что ж возможно стоит пойти крохе на уступку, если связь с мамой настолько сильна.

Как правило, даже если между ребенком и мамой установились очень тесные доверительные отношения, к 2-3 годам малыш вступает в этап естественной сепарации.

Он идет в сад, в круг его общения входит множество новых людей, среди которых и сверстники и взрослые, которые в отсутствии мамы исполняют ее обязанности – кормят, одевают, гуляют.

Дети, чрезмерно привязанные к маме, тяжелее и дольше проходят адаптацию в саду, но рано или поздно социализация поглотит ребенка, и он научится жить без ее покровительства.

С годами связь матери и подрастающего ребенка будет становиться слабее. Это нормальное явление.

Но близкое единение их в младенческом возрасте навсегда скрепит этот союз, сформирует теплые дружеские   отношения. Взрослый сын или дочь всегда с благодарностью будет относится к материнскому подвигу.

Совет

Он будет знать, чтобы не произошло в его жизни, есть человек, который примет его, обогреет теплыми объятиями и поддержит.

Статистика показывает, что подавляющее большинство молодых людей, преступивших закон, были недолюбленными детьми и не имели близкого контакта с мамой. Это ли не доказательство необходимости беззаветно отдаваться своему крохе в первые годы жизни?

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/149389441-19311766/

Как вырастить самостоятельного и успешного ребёнка

Цель каждого родителя воспитать ребёнка так, чтоб по достижению совершеннолетия он был самостоятельным и успешным. Но так ли это просто? Каким аспектам воспитания нужно уделить особое внимание?

Обратите внимания на эти 10 важных пунктов, пока не поздно!

1. Умение готовить

Рано или поздно твой ребёнок столкнется с необходимостью самостоятельно готовить себе пищу. Например, уедет в другой город учиться, или же тебя отправят в незапланированную командировку.

Достаточно научить детей готовить несколько нехитрых блюд, причем начать нужно с раннего возраста!

2. Управление финансами

Ты когда-нибудь питался проследить, как дети распоряжаются карманными деньгами? В большинстве случаев, ребёнок тратит деньги бездумно, на совершенно необязательные покупки.

Тут важно объяснить, что такое экономия, и каким тяжёлым трудом зарабатываются эти деньги.

3. Уход за вещами

А твой ребёнок умеет погладить рубашку, или пришить пуговицу? Эти простые, но важные умения очень пригодятся в будущем.

Начиная с 7-8 лет нужно приучать детей самостоятельно следить за состоянием своей одежды и обуви.

4. Управление временем

Не все взрослые умеют грамотно планировать свое время, чего уж там говорить о детях. Но этот навык очень важен – ты ведь не планируешь все время составлять распорядок дня для  своего ребёнка?

5. Здоровый карьеризм

Обычно родители начинают беседы с ребёнком о выборе профессии и будущей карьере накануне поступления в ВУЗ.

На самом деле, нужно делать это как можно быстрее – с момента, когда начинают проявляться склонности к определенным школьным предметам. Важно объяснить ребёнку, что работа – это не только заработок денег, но и возможность для самореализации.

6. Управление эмоциями

Большинство детей очень эмоциональны, и это нормально. Не стоит запрещать ребенку выражать эмоции, даже негативные. Важно научиться понимать их и контролировать, а не просто выражать.

7. Отношения с людьми

В подростковом возрасте дети заводят много знакомств и часто разочаровываются в людях. Это своего рода тренировка перед взрослой жизнью.

Стоит объяснить, как нужно реагировать на оскорбления, как просить прощения и общаться в новом кругу.

8. Семья и общение с противоположным полом

Подавляющее большинство родителей стесняются заводить беседы с детьми на такие темы. Это очень большая ошибка! Обязательно расскажите ребёнку, что такое семья, как она строится и зачем.

Также не стоит пренебрегать беседами о физических изменениях, происходящих в организме подростка.

Читай продолжение на следующей странице

Источник: http://detkimoi.ru/kak-vyirastit-samostoyatelnogo-i-uspeshnogo-rebyonka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector